Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ШАГ В БУДУЩЕЕ

Тихонов А.А. 1
1 МОУ СОШ 53, г. Комсомольск-на-Амуре
1. Публикации в педагогическом журнале «Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии и изобразительного искусства в общеобразовательной школе» – Комсомольск-на-Амуре: АмПГУ, 2016. – 149 с.
2. Технология. Профильная школа // В.Д. Симоненко 2006 год, Москва «Вентана-граф».
3. «Инженерное творчество в школах и вузах. Пак Н.Ю. Engeneration-2014. Источник: Наука и технологии РФ 03.02.2016.
4. Источник: Бизнес-журнал 27.07.2015.
5. Черный А.А. Принципы инженерного творчества: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – 43 с.

«Техническое творчество как фактор мотивации к инженерно-техническому обучению учащихся».

Развитие технологий, экономическая и политическая ситуация страны и мира, глобальная информатизация людей, увеличение темпов и нагрузки работоспособности, новые требования к специалистам, новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества, государственный заказ – все это предполагает использование новых подходов к организации учебного процесса, созданию новой образовательной среды, подготовки новых образовательных стандартов. Это требование времени.

Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов.

От ребенка, как будущего специалиста, современное общество ожидает новые навыки. Таким образом, меняется и модель современного выпускника, в ней должны быть развиты следующие умения:

Ответственность и адаптируемость, коммуникативные умения, творческий потенциал и любознательность, критическое и системное мышление, информационные и мультимедийные умения, сотрудничество и взаимодействие, постановка и решение проблем, саморазвитие.

Время с возрастающей настойчивостью ставит вопрос массового обучения учащихся школ методам технического и инженерного творчества.

В Российской Федерации проводится масса мероприятий направленных на стимулирование научной и инновационной деятельности.

Создание профильных классов по инженерно-техническому обучению позволит привлечь ресурсы на развитие технического творчества учащихся в области технологий, в том числе и наукоёмких, и станет одним из элементов региональной инновационной системы.

Участие в творческих проектах, грамотное изложение технологий создания изделия, участие в олимпиадах по технологии, участие в научных, инновационных конкурсах регионального и национального масштаба будет ориентировать учащихся на выбор инженерных профессий необходимых в современных условиях на рынке труда.

Необходимо усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности.

«Нельзя вырастить инновационно мыслящего человека вне инновационной среды»

Может ли каждый научиться изобретать? Ответ положительный: вполне может, если в процессе обучения будут выявляться и раскрываться творческие наклонности и способности, о которых многие обучаемые даже и не подозревают. Обучение ускоряет приобретение опыта и мастерства одаренным детям, которые страстно желают овладеть методами инженерного творчества. Воплощая различные идеи, открытия и догадки, инженерно-техническое творчество становится специфической формой познания. По мере включения учащихся в творческий процесс накапливается опыт решения творческих задач.

«Молодых ребят невозможно заставить получать новые знания, любить будущую профессию, их можно только увлечь и заразить. Заразить интересными программами, примерами профессионалов своего дела, занимательными технологическими и интерактивными играми» – Агентство стратегических инициатив.

В школе должна быть создана среда развития детей, целью которой будет развитие таланта в каждом ребенке, где будут реализовываться инновационные программы. Чтобы каждый ребенок уже сегодня смог себя почувствовать немного авиаконструктором, нефтяником, технологом». Творчество своими руками – уникальная возможность развить себя, воплотить свои фантазии.

У нас школе разработана своя методика выбора оптимального сочетания и меняющаяся комбинация методов и технологий обучения направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Основными целями и задачами данной деятельности является:

  • привлечение внимания школьников к творческой работе.
  • формирование проектно-технологического мышления.
  • повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению школьников технологии.
  • развитие дополнительного образования детей по технологии.
  • организация школьных конкурсов, выставок и соревнований.
  • подготовка к Всероссийской олимпиаде по технологии.

Работа строится на принципах.

Предмет «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний, где непосредственно реализуются все виды инноваций и в содержании которого отражаются общие принципы творческой, преобразующей деятельности: системность, диагностичность, дифференцированность, оптимальность, технологичность.

План работы по техническому творчеству и инженерно-техническому обучению.

1. В урочное время: восприятие, осмысление и выполнение практических заданий.

2. В дополнительное время: исследование, создание, эксплуатация новых изделий, техники, технологий. Подготовка к олимпиаде, конкурсам, выставкам.

3. Участие в работе 3-х творческих мастерских.

4. Участие в олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества образования.

2. Занятость подростков в не учебное время.

3. Приобретение детьми творческого опыта, формирование проектно-технологического мышления.

4. Развитие технических способностей.

5. Выбор выпускниками инженерных и рабочих профессий.

Актуальность идеи изменений заключается в том, что в основе лежит личностно-ориентированный характер обучения, т.е. обучение в сотрудничестве, а так же широкое использование инновационных методик и технологий обучения.

Образовательное пространство подразумевает не только учебную деятельность педагога, но и внеурочную.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Особую значимость приобретает обновление системы дополнительного образования детей. Условно это можно назвать – подари ребенку билет в будущее! «Здесь важна направленность на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке». – Дмитрий Ливанов. При этом необходимо сохранить и развить уже имеющиеся инфраструктуры дополнительного образования.

Задача внеурочной деятельности состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Внеурочная деятельность – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам.

Сегодня происходит интеграция учебной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования.

Разработана комплексная образовательная программа, по внеурочной деятельности с позиций гуманистической педагогики, индивидуально-дифференцированного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Это рабочие программы по основам начального технического моделирования, робототехнике, по основам художественного ремесла, по основам проектной деятельности.

Но самое главное здесь, это переоборудование рабочих мест учебных производственных мастерских под новые условия. Учебные мастерские оборудуются дополнительными рабочими местами для внеурочной деятельности.

В школе созданы 3 творческие мастерские: «Шаг в будущее» (Начальная школа). «Вера в ученика творит чудеса»(5-9 Кл.). «Олимп»(10-11Кл.)

Главное – это создание условий для развития и активного вовлечения учащихся в творческие мастерские по выполнению проектов, решению технологических и изобретательских задач.

Техническое творчество можно реализовать через:

1) Индивидуальные творческие задания. (Уровневые).

Разработан комплект трёхуровневых заданий, специальных заданий и оценочных работ.

2) Через создание атмосферы доверия, сотрудничества, ответственности за конечный результат.

3) Через индивидуальную и коллективную познавательную деятельность.

Разработан методический конструктор для применения инновационных технологий и методов: Проектная технология, Технология решения изобретательских задач, Дальтон-технология, Технологии критического мышления, Информационно – коммуникационные технологии, Игровые технологии, Исследовательские методы познания, Метод проектов, Метод интеллект – карт, Техника умственного труда («ТУТ») и др.

Вся деятельность направлена на выявление и развитие технических способностей: склонность к технике, технологии, техническому мышлению, технической наблюдательности, ручной умелости, пространственному воображению.

Только в результате этой деятельности направленной на разработку технических решений, на освоение уже известных закономерностей, порождающей качественно новые результаты и возникает мотивация к дальнейшему инженерно-техническому обучению.

tih1_1.tif

tih2_1.tif

tih3_1.tif

tih4_1.tif

tih5_1.tif tih6_1.tif

tih7_1.tif tih8_1.tif

Мною был разработан дидактический и диагностический материал «Комплект уровневых заданий и оценочных работ», методическое пособие «Школа изобретательства».

Наша работа опирается не статику сегодняшнего дня, а диалектику прогрессивного развития.

Эффективность проводимой работы подтверждается результатами.

«Вы не обязаны быть великим, чтобы начать, но обязаны начать, чтобы стать великим».

Моя дальнейшая стратегия деятельности в образовательной области «Технология»:

1. Возвращение к программам профориентации.

2. Акцентирование внимания на основных вопросах (конструкторских, технологических, экономических).

3. Самостоятельность в развитии творческого подхода.

4. Синхронность развития.


Библиографическая ссылка

Тихонов А.А. ШАГ В БУДУЩЕЕ // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=701 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674