Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ

Гайдук А.А. 1
1 г. Комсомольск-на-Амуре, МОУ СОШ № 14, 8 класс
Шевёлкина О.А. (г. Комсомольск-на-Амуре, МОУ СОШ № 14)
1. Афанасьев М.Д. За книгой. Место чтения в жизни советского рабочего.
2. Васильев И.Г., Илле М.Е., Равинский Д.К. Социологические исследования в библиотеках
3. Леонтьев Н.Г. Книга-хорошая она или плохая?
4. Николаев Л.А. Учись быть читателем.
5. Поварнин С.И. Как читать книги.
6. Рубакин Н.А. Избранное.
7. Чубарьян О.С. Человек и книга.
8. URL: http://otdel-63.livejournal.com.
9. URL: http://i-on.ru.
10. URL: http://grani.agni-age.net.
11. URL: http://go.mail.ru/redir.

В нашем мире грамотность – это средство получения качественного образования. Грамотность – не только перспектива жизни человека, это будущее нашего общества. Т.е. насколько грамотным будет наше население, настолько лучшая жизнь нас ожидает. Грамотный человек не станет сам мести улицы – он изобретет и запустит в производство специальную технику. Грамотный человек не позволит нарушать свои права – он их знает и будет отстаивать. Наконец, он не будет питаться некачественными продуктами, потому что он знает, что полезно для здоровья. Стать грамотным несложно – необходимо научиться добывать информацию. В основе этого процесса лежит чтение.

Сегодня доля активно читающих людей в развитых странах составляет примерно 52-56 %, а в России всего 23 %. Родителей, которые читали детям книги в 70-ых гг. 20 века было 80 %, а сейчас только 6 %. За последние 2 десятилетия доля людей, которые вообще не читают книг, составляет 40 %. Если не изменить ситуацию, то специалисты говорят о гуманитарной катастрофе.

Читающих школьников день ото дня становится меньше. Почему мы стали меньше читать? Чем вызван процесс падения интереса к чтению? Что можно сделать в этой ситуации? Актуальные, наболевшие вопросы современного общества и стали темой нашего исследования.

Цель работы: составить портрет читателя – ученика 7-8 класса нашей школы.

Задачи:

1) составить, провести и обработать анкету;

2) познакомиться с аналогичными исследованиями, сравнить их с нашими данными;

3) найти методы активизации чтения.

Возможность практического применения исследования – родительские собрания в школе, частично – на вводных уроках литературы.

История изучения читательского облика

Изучением читательского облика в России занимались многие исследователи. В 1895г над этой темой стал работать Н.А. Рубакин, опубликовав «Этюды о русской читающей публике». В своих статьях он рассматривает вопросы: богаты ли мы книгами? Много ли читают на Руси? Богаты ли библиотеки хорошими книгами?

В 1968г была выпущена книга «Советский читатель», где собраны исследования Н.А. Рубакина.

В 1925 г. С.И. Поварнин в статье «Как читать книги» рассматривал чтение как искусство, называл необходимые условия для правильного чтения. Кроме того, он давал советы, как правильно читать книги.

В Советской России вопрос «Каков он, читатель?» был не менее актуальным. Но кроме читательского портрета, советское правительство очень беспокоило и умение читать марксистко-ленинскую литературу. Поэтому все исследования, включая адресованные детям, проводились под идеологическим углом. Нам не встретилось ни одной работы, избежавшей политической лексики.

Так, в 1967 г. была выпущена книга Л. Ковалёва «Талант читателя». В ней упоминаются имя В.И.Ленина, некоторые названия его работ. В этом же году появилась «Книга: хорошая она или плохая?» Н.Г. Леонтьева. Чуть позже, в 1978г – книги Л.А. Николаева «Учись быть читателем» и О.С. Чубарьяна «Человек и книга». Позже, в 1987г выпустили книгу М.Д. Афанасьева «За книгой. Место чтения в жизни советского рабочего». Во всех этих изданиях много слов-терминов периода советской идеологии: «марксистско-ленинское умение», «политическая статья», «марксистско-ленинская библиотека» и др. Одними из последних, опубликованных на бумажном носителе стали «Социологические исследования в библиотеках» (2002 г.) небольшого авторского коллектива (И.Г. Васильев, М.Е. Илле, Д.К. Равинский). Сегодня подобные работы – не редкость. Все они представлены в электронном виде на разных сайтах.

Портрет читателя

Возможно ли создать портрет читающей части учеников нашей школы? Что он собой представляет? Скорее всего, он будет напоминать мозаику или цифровую картинку из множества точек. Поэтому каждый из нас – часть общего впечатления от этой картинки.

Попробуем создать портрет современного читателя-ученика нашей школы, опираясь на исследования и свои наблюдения. Приведём данные анкетирования и индивидуальных бесед для изучения интересов и запросов читателя.

Нашим ученикам были заданы вопросы: что они читают? На каком месте стоит чтение среди основных (12) увлечений? Как много времени уделяют семи-, восьмиклассники чтению? Какие книги они хотели бы прочитать в ближайшем будущем?

Ребята читают, в основном, программные произведения, так называемую учебную литературу, фантастику, женские романы, детективы.

В структуре свободного времени доля чтения сокращается с возрастом и стоит на 5-6 местах из 12 увлечений (ТВ, ПК, спорт, музыка, общение со сверстниками, отдых на природе и т.д.). Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростков, оно стоит на 1-м месте вместе с компьютерными играми как способ проведения досуга. «Учебное задание» оставляет школьникам немного возможностей самим выбирать те книги, которые им интересны. Примерно 6 % – столько учеников 7-8 классов сейчас читают литературу, не входящую в учебную программу. Разрекламированные книги современных известных писателей стоят очень дорого. И, что особенно печально, – из круга чтения уходит классическая литература.

Причины упадка чтения

Сегодня приходится констатировать: в наше время чтение утрачивает статус национальной культурной традиции, перестаёт быть занятием, вызывающим уважение в обществе. Особенно это характерно для вступающего в жизнь поколения. Каковы же основные причины упадка чтения в российском обществе?

1) Недостаток свободного времени, высокая загруженность детей и подростков, а отсюда и отсутствие радости познания;

2) влияние «электронной культуры» на чтение усиливается, она становится конкурентом печатному слову. У печатного слова появилась альтернатива в виде экрана. Вспомните: если раньше, чтобы подготовить реферат, доклад надо было перелистать много литературы, то сейчас достаточно обратиться к компьютеру и через Интернет переснять нужную информацию. Это, конечно же, экономит время с одной стороны, но с другой – отучает думать самостоятельно, работать со справочной и другой литературой;

3) отсутствие литературы, которая могла бы заинтересовать не совсем ещё взрослого человека. Сегодня книгоиздатели практически не предлагают детям и подросткам новых положительных героев (в топ «15 лучших книг для подростков», предложенный издательством «Лабиринт» входят 14 книг иностранных авторов и лишь 1 (!) – российская (Г.Щербакова «Вам и не снилось»);

4) Родители часто дома не читают. Дома они смотрят телевизор. И ребёнок может просто не видеть примера чтения, если дома не читают.

Методы активизации чтения

Что же делать в сложившейся ситуации? Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв даёт такие советы:

1) Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы.

2) Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

3) Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

4) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

5) Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он диктует – как смотреть и что смотреть.

Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, тоже сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Вывод

Нельзя сказать, что эта проблема не волнует современную общественность, государственные структуры. При подготовке данного исследования мы столкнулись с подобного рода множеством работ в сети Интернет от школьников 7 класса до студента библиотечного факультета.

Более того, президент РФ В.В. Путин периодически уделяет внимание этой теме. Было предложено придать государственный статус национальной программе поддержки чтения. Так, в 2013 г. в московском Университете дружбы народов на встрече с литературным сообществом страны он произнёс речь, в которой обозначил отношение государства к литературе, дал оценку её нынешнему состоянию и расставил акценты относительно её роли в жизни общества. Наряду с этим глава государства с тревогой отметил падение интереса к книге в России, особенно среди молодёжи: «Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки» [11]. О том, что литература перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры. Налицо и оскудение современного разговорного языка. «Эта ситуация нуждается в исправлении», – заявил Владимир Путин. В качестве первоочередной меры он предложил пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. В 2014 году наш президент подписал указ об объявлении 2015 года Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», – говорится в указе, опубликованном на сайте Кремля.

Также, с 2014 осуществляется поддержка с помощью президентской премии произведений для детей и юношества. Выпускники школ снова стали писать сочинения по русскому языку и литературе.

В 2016 году средства массовой информации обсуждали беседу президента и заведующего кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрия Вяземского. «Нам нужно больше хорошей литературы», – отмечал В.В. Путин в диалоге с Юрием Вяземским.

Всё вышесказанное дарит нам надежду на то, что критическая ситуация с чтением будет исправлена и портрет читателя станет объемным, красочным. Потому как печальная статистика, выявленная при опросе, не является проблемой лично каждого. Нечитающая молодёжь сегодня – завтра малограмотный специалист, убыточное производство, отстающее государство.


Библиографическая ссылка

Гайдук А.А. ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. – С. 100-102;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=686 (дата обращения: 12.12.2019).