Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОДУКТЫ БРЕНДА МОНСТР ХАЙ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Павлова А.В. 1
1 г. Рудный, КГУ «Средняя школа № 11» акимата города Рудного, 10 «А» класс
Щекотова И.В. (г. Рудный, КГУ «Средняя школа № 11» акимата города Рудного)
1. Бренд (brand). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://marketopedia.ru/239-brand.html.
2. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/
3. Отзыв: Мультфильм «Школа монстров» (2010) – Мистический триллер для детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://otzovik.com/ review_ 1047833.html.
4. Отзыв: Мультфильм «Школа монстров» (2010) – На злобу дня! – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://otzovik.com/review_ 594857.html.
5. Кара – Мурза С. Манипуляция сознанием – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.
6. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. – 1997 – № 5. – С. 28-33.
7. Как зовут персонажей Монстр Хай?- [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://elhow.ru/razvlechenija/kino/personazhi-1/kak-zovut-personazhej-v-monstr-haj.
8. Магазин кукол Монстр Хай. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.monstr-high.com/products/klodin-vulf-muzykalnyj-festival.
9. Сергеев О.М. «Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://charming-face.ru/blog/43883435777/
10. Википедия: толкование слова «Персей» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: – https://ru.wikipedia.org/wiki
11. Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika
12. Воспитание детей в игре./Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.:Просвещение,1979. – 175 с., – С. 5-11.
13. Монстр Хай игры – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://stepanida.ru/Monster-High.htm.
14. Игра «Лечим зубы Дракулауре». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://m-high.com/brodilki/2210-lechim-zuby-u-sumasshedshego-dantista.html).
15. Ярмарка совместных покупок – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.repka.com/tovar/chernyi-komplekt-be-monster.
16. Школа монстров смотреть онлайн. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://onlinemultfilmy.ru/shkola-monstrov/

В настоящее время родители и общественность озабочены появлением в жизни ребенка нового увлечения – куклы Монстр Хай, которые не способствуют развитию положительных качеств личности и формируют у ребенка искаженное представление о мире и нравственных ценностях. Дети, в силу своего возрастного развития, не всегда могут игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись; все, что связано с этими игрушками, воспринимается ими как пример для подражания.

Однако продуктами бренда [1] Монстр Хай являются не только куклы [8], но и мультипликационные фильмы [16], компьютерные игры [13], [14], футболки [15] и т.д. Логотип бренда Монстр Хай: череп с бантиком на гербе школы. Слоган: «Будь уникален, будь собой, будь монстром».

Рассмотрим все по порядку.

Дети очень любят смотреть мультфильмы. Яркие, красочные, они напоминают сказку. Персонажи мультипликационных фильмов учат ребёнка взаимодействовать с окружающим миром, формируют первичные представления о добре и зле. Сравнивая себя с любимыми героями, ребёнок начинает позитивно воспринимать себя, учится справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [2].

Среди части родителей и детей распространено мнение, что мультсериал о Школе монстров безопасен для нравственного и психического здоровья детей, что герои этого сериала добрые, хотя и не такие, как все, и совершают добрые поступки [3], что за страшной оболочкой может скрываться добрый и ранимый человек [4]. Возможно, здесь срабарывают стереотипы мышления: мы помним чудовище из «Аленького цветочка» или персонажей мультфильма «Красавица и чудовище». Известный исследователь С. Кара-Мурза считает, что природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия [5]. Поэтому-то некоторые люди трактуют «Будь уникален, будь собой, будь монстром» как призыв оставаться самим собой, в то время как в памяти закладывается словесный образ «будь монстром». Герои мультсериала ничем особенным не занимаются: посещают уроки, имеют свои увлечения, учатся общаться, занимаются спортом и т.д. В памяти закладывается образ положительных героев. Однако персонажи «Школы монстров» не столь безобидны.

Рассмотрим один из сюжетов мультсериала. В руки девочек попадает ключ от запретной комнаты, которой оказывается лаборатория. Нарушив запрет, они открывают дверь и обнаруживают в клетке котенка – монстра. Дверца клетки по случайности была открыта, и кровожадный монстр набрасывается на беззащитного мальчика-куклу, пришедшего вместе с подружками. Монстр мертвой хваткой вцепился в ногу и вгрызается в плоть. На что кукла доброжелательно реагирует: «Ну, хватит, хватит, милая зверушка», – ведь куклу нельзя убить, она и так неживая.

Как и в волшебной сказке, здесь присутствует элемент «запрет и его нарушение». Но если в сказке запрет (старших) нарушался, то происходило что-то плохое, герою приходилось отвечать за последствия и ценой героических усилий восстанавливать равновесие, справедливость. Таким образом, поддерживался авторитет старших. В данном случае, нарушение запрета не приводит к каким-либо значительным переменам. Следовательно, запреты можно нарушать? Получается, взрослых можно не слушаться?

Немного слов о сцене жестокости. В памяти ребенка откладывается образ – информация: если кто-либо пытается причинить другому существу вред или боль, не обязательно (не всегда) именно так может произойти. Допускается возможность причинения вреда, и за это ничего не будет. ( Ведь это же смешно!)

Это только один из примеров. При желании любой заинтересованный зритель сможет найти еще множество подобных сцен.

Мультфильм «13 желаний» [16] закрепляет положительный имидж – они (монстры) не просто хорошие, они супергерои. Следовательно, все, что бы ни делали теперь девочки-монстры, не подлежит сомнению, делается правильно: «положительный герой всегда делает хорошие поступки». Таким образом, смещаются значения «хорошо» и «плохо». Это становится причиной ценностной дезориентации, происходящей в детском сознании.

Теперь о куклах. Куклы Монстр Хай заменили собой функции «прекрасной» куклы [6], которые до сих пор выполняла кукла Барби. Кроме того, они являются характерными куклами. Доказано, что большую часть информации о человеке (около 80 %) мы получаем именно из невербальных источников, т.е. при помощи жестов, мимики, позы, взгляда, внешнего вида, украшений [9]. Рассмотрим фотографию одной из кукол.

Клодина Вульф (рисунок) – один из самых популярных персонажей Монстр Хай [7], [8]. Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.

pavl1.tif

Кукла Клодина Вульф [8]

Аксессуары: широкий пояс на бедрах с бляхами подчеркивает силу, жестокость, обычно является предметом мужской одежды Дамская сумочка, короткая юбка, каблуки, меховой воротник и подвеска на «золотой» цепочке говорят об эксцентричности и создают имидж «доступной» девушки….

Другие куклы (Драколаура, Клео де Нил, Френки Штейн и прочие [8]) тоже несут в себе свою скрытую информацию.

Приведем пример, как работают детали.

У Дьюса Горгона есть питомец – крысенок по кличке Персей, которого Дьюс носит с собой в клетке. В древнегреческой мифологии Персей – герой, победитель [10] чудовища горгоны Медузы и морского чудовища. Таким образом, в сообщении «крысенок Персей в клетке» содержится скрытая угроза для тех, кто осмелится противостоять монстрам (= «Персей – крыса, и место ему в клетке»)

У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. В младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление, то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. В старшем возрасте «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца [11]. Идентифицируя себя с куклами-монстрами или неосознанно подражая, ребенок «примеряет» на себя качества этих кукол, такие как жестокость, безжалостность, агрессия или полное равнодушие, и проявляет их в реальной жизни; может подражать внешнему имиджу, и тогда есть опасения, не появятся ли у детей настоящие раны и шрамы. Также вызывает беспокойство содержание сюжетно-ролевых игр, на которые они вдохновляют детей [12].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Мультфильм ломает защиту (разрушение традиционной морали и «сексуальная революция» – важнейшее условие устранения психологических защит против манипуляция сознанием, считает С. Кара-Мурза) [5]

Куклы используются в качестве вредоносной программы.

Программа запускается с помощью рисунка определенной тематики, символа, эмблемы и т.д. – то, что можно увидеть на футболках, купальниках, кроссовках а также в компьютерных играх, в социальных сетях, т.е тем, что является напоминанием о программе, которая срабатывает в определенных жизненных ситуациях.

Изучая продукты бренда Монстр Хай, мы пришли к выводу о том, что, прежде чем внедрять в массовое производство какую-либо продукцию, необходимо подробнейшим образом определить её опасность/безопасность в целом, а не ограничиваться изучением отдельно взятых компонентов.

Итак, мы имеем дело с деструктивными манипуляциями сознанием. И вести речь о пользе продуктов бренда Монстр Хай будет нецелесообразно.


Библиографическая ссылка

Павлова А.В. ПРОДУКТЫ БРЕНДА МОНСТР ХАЙ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД? // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. – С. 78-80;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=681 (дата обращения: 14.12.2019).