Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

Рожко Н.В. 1
1 МБОУ лицей №1, г. Комсомольск-на-Амуре
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. -pedsovet.org
3. А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006
4. А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005
5. Т. Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. - Журнал «Начальное образование», №6, 2005
6. А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2005
7. А. И. Савенков. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития.
8. Познавательных потребностей младших школьников. – Журнал «Начальная школа», № 4,2005
9. А. В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал «Завуч», №1, 2001
10. А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2001.
11. А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2001
12. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
13. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.:«Совершенство»,1998.
14. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Просвещение, 2011. – С.154

Работаю учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1» Последние пять лет веду обучение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».

Как же построить работу, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие творческого потенциала.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:

  • проектная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного пРисвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [6, с. 36].

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного пРисвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [5, с. 14].

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

  • Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
  • Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
  • Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
  • Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения [5, с. 67].

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеРистику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому [1, с. 68].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного пРисвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операционных характеРистик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу,

учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2, с. 116].

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеРистики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действий предваряют решение задач;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

5) изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий [3, с. 6].

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пРистальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают и когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то до этого ему неизвестном!

Исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы исследований:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.).

Использование исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что исследование должно быть посильным для ребенка.

Во-вторых, темы исследования необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

В-третьих, младший школьный возраст – это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.

В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.

Исследовательская деятельность содержит:

  • анализ проблемы;
  • постановку цели;
  • выбор средств ее достижения;
  • поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
  • оценку полученных результатов и выводов.

Целью исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Принципы организации исследовательской деятельности:

  • дифференцированный и личностно ориентированный подход;
  • создание ситуации успеха;
  • сотворчество учителя и ученика.

Исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:

  • создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
  • знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
  • определяет проблемное поле исследования;
  • помогает корректировать и конкретизировать тему;
  • совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
  • знакомит с методами исследования;
  • помогает определить круг изучаемых источников;
  • знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой; совместно с учеником
  • систематизирует материал для научно-исследовательской работы;
  • помогает решить спорные вопросы при написании текста;
  • совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
  • помогает определить направления дальнейших исследований.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации.

Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Тем не менее, не смотря на очевидную значимость исследовательских методов и ясность логики построения урока исследования, они очень слабо распространёны в педагогической практике. Одно из важнейших причин этого является сложность его конструирования. Фактически конструирование урока-исследования представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения. Именно в таком контексте рассмотрим стратегию конструирования урока исследования учителем. [2,17]

Для того чтобы организовать и провести урок-исследование, учителю необходимо прежде всего знание методики проведения учебного исследования, каждый этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Последовательность этапов характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод. Рассмотрим особенности каждого из выделенных этапов:

На первом этапе создаётся проблемная ситуация. От него во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы на уроке. Искусство педагога в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение вопроса или проблемы.

После того как проблема сформулирована переходим ко второму этапу – этапу исследования. На этом этапе исследование направляется вопросом, который регулирует поиск осуществляемый ребёнком. Н.Б. Шумакова [3,11] рекомендует проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основе которого учащиеся осуществляют свой поиск.

Наличие нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа – обмена информацией. На этом этапе необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Продуктивность этого процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с имеющейся проблемой.

Данные процессы составляют сущность следующего этапа – организация информации. Этап классификации – предполагает нахождение признака сходства, выделение сходной группы факторов. Он необходим для того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать своё открытие.

Следующий этап – связывания информации. Открытие связующего принципа, нахождение общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

После нахождения общей идеи следует этап – подведение итогов, рефлексия. Смысл этого этапа – достижение понимание решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается, в какой мере она решена. Так же этот этап может послужить источником для возникновения новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего исследования.

Таким образом, технология проблемного исследования способствует изменению не только личностных смыслов и ценностно-смысловых оснований деятельности учащихся, но и выступает средством активизации формирования познавательных универсальных учебных действий. Такая организация учебного процесса обеспечит развитие у учащихся мыслительные и исследовательские умения, необходимые для самостоятельного учения. Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно исследовательского метода на уроке исследования, в преподавании различных школьных предметов. Основной особенностью урока – исследования, является сложность его конструирования. Сюда входит подбор материала, прогнозирование результатов, организация работы детей, подготовка представления работы. Но наиболее сложным этапом для такого урока является порождение проблемы. Так как только от правильно созданной проблемы может быть подлинное исследование. Используя данную технологию в своей педагогической практике, разработала классификацию постановки проблемных вопросов, которые могут быть использованы на любом уроке.

На уроке может быть использована конкретная постановка проблемного вопроса касающегося данной темы изучения на уроке. Проблемные вопросы в данном случае являются толчком для исследовательской деятельности на уроке, они направляют на нахождение истины, осмысления изучаемого материала, требующее нахождение обоснования, обобщения, логики построения, конкретизации.

Или же постановка проблемной задачи. Этот вид проблемы может использоваться на уроках математики, окружающего мира. В основном это задачи с избыточными или недостающими данными. Такие проблемные задачи формируют у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Очень часто на уроках окружающего мира используется постановка проблемных теоретических и практических заданий. Эти задания характеризуются такими вопросами как: пронаблюдай, определи, отметь, рассмотри, сравни, подумай, прокомментируй, предложи, исследуй, докажи, и т.д.

Возможно моделирование проблемного диалога на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка. В проблемном диалоге у учащихся вырабатываются умения слушать и слышать собеседника, высказывать собственную точку зрения, отстаивать нравственную позицию.

Либо может быть использовано подведение учащихся к противоречию, вызывающее несогласие или затруднение. Сталкивание с противоречием формирует творческую способность, способность учащихся к самостоятельному осознанию, открытию проблемы.

А так же очень интересная постановка проблемы учителем может подвести к сталкиванию противоречий между теоретическим знанием и практической деятельностью. Учащимся предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у ребят недостаточно знаний. Сталкивание с такой проблемой мотивирует на получение новых знаний, необходимых для продолжения выполнения практического задания.

Таким образом, технология проблемного исследовательского обучения способствует формированию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина. Повышает учебную мотивацию младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Совершив, открытие у ребёнка появляется возможность почувствовать свою значимость в учебном процессе.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке можно предложить учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет. Прежде чем дать новую информацию, предложить учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда можно поставить вопрос до изучения темы, послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний. Например, на уроке русского языка знакомство с новой частью слова – суффиксом. Детям предложено выполнить разбор по составу нескольких слов, среди которых только в одном есть суффикс. Поинтересоваться, кто справился с заданием, у кого возникли затруднения и почему. Самостоятельный поиск информации легко осуществлять на уроках литературного чтения. В учебнике (Литературное чтение. В.Ю. Свиридова. Развивающая система Л.В. Занкова) незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника (работа со словарём), значение других нужно узнать из дополнительных источников информации. Подготовка проектов, так же предполагает самостоятельную работу с информацией и привлечение родителей к образовательному процессу.

Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Большинство учебников (Развивающей системы Л.В. Занкова) имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу. Для поиска информации, учащиеся могут использовать Интернет как на уроке, так и дома, использование онлайн-тестов (на площадке Дневник.ру) помогает в оценке знаний учащихся. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех уроках окружающего мира «Природные зоны», «Домашние животные» и др., на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины». На уроках чтения и русского языка – работа с пословицами, фразеологизмами, обогащение словарного запаса.

В эпоху информатизации общества особое значение приобретают умения собирать информацию, обрабатывать её для личного пользования, умение выдвигать гипотезы и проводить исследования. В настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся. В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения. Учёные отмечают, что научная ценность исследовательской работы школьников относительно невелика. Однако она важна для самих учащихся, как более высокая ступень в самообразовании.

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно, в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам, на разных уроках. Работа со словарями, хрестоматиями, Интернетом – это сбор информации по теме. Опыты на уроках окружающего мира и технологии это экспресс-исследование, в ходе которого учащиеся приобретают новые знания практическим путём. Одной из форм приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время. Основным методом познания при проведнии экскурсии является метод наблюдения. Особое место в учебниках второго поколения занимает проектная деятельность. Уже с 1 класса учащиеся выполняют проекты по разным дисциплинам. Например, обучение грамоте «Жители города букв», «Теремок», математика - создание мини-книги с пословицами и поговорками, в которых есть числа, или «Моя семья» –альбом с Рисунками и фотографиями о своей семье. По технологии открытка для мамы «От всей души», проект «В лесу родилась елочка».

В соответствии с ФГОС НОО в начальной школе введён авторский курс «Домашняя школа исследования», который направлен на работу по формированию навыков исследовательской деятельности с привлечение родителей. Программа “Домашняя школа исследования” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы развивающего обучения Л.В. Занкова, методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Сделать родителей союзниками в проектно-исследовательской деятельности.

Учащиеся и родители узнают, какие бывают исследования, как выбрать тему исследования, что такое гипотеза и как её выдвигать.

В 2011 учебном году мы выполняем работу по окружающему миру под названием «Мыло – что это такое», работа вызвала большой интерес у учащихся. Пускать мыльные пузыри – одно из любимых детских развлечений. Мы не только пускали пузыри, но и измеряли их, ловили, сами изготавливали раствор. Результат оформлен как исследовательская работа и представлен на традиционной школьной конференции, заняла призовое место. В программе развивающего обучения Л.В. Занкова заложен системно-деятельностный подход, а это значит с первого класса все учащиеся – исследователи.

Часто на уроках используется проблемный и поисковый методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

На уроке литературного чтения при изучении сказок в процессе сравнения дети увидели отличие народной сказки от литературной, а также их сходство.

На занятиях по математике могут предлагаться задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; могут изучаться логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; могут предлагаться для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Желательно проводить работу по выявлению причинно-следственных связей, обучению приемам наблюдения и описания.

Со своими учащимися занимаюсь исследовательской деятельностью во внеурочное время я начала с 2011 года. К исследовательской работе привлекаю не всех учащихся, а тех, кто сам проявил интерес или в ком, с моей педагогической точки зрения, есть потенциал. Наша первая работа называлась «Первооткрыватель». Изначально предполагалось другое название работы, основанной на изучении детских мультфильмов, но в процессе исследования тема поменялась. И это нормально. В методической литературе по организации исследовательской работы, говорится, что тема исследования вполне может измениться в процессе работы над ним. Работу над исследованием, после определения темы, мы начинаем со сбора информации. Сравнили виды различных детских мультфильмов и занесли данные в таблицу. Подготовили материал для собственной киностудии «Мир мультфильмов»: Рисунки, написали текс, освоили программу «ФОТОШОУ PRO». Данная работа, была предоставлена на школьной научной конференции и заняла 2 место.

В 2012-13 уч. году с учащимися 3 класса мы выполнили работу «Земляки - герои». Часть работы мы выполняли в классе совместно, часть дети выполняли дома. Теоретический материал учащиеся искали в школьной и детской библиотеках, а также в интернете. С этой работой мы выступали на школьной конференции «Будущее начинается сегодня» и заняли 1 место.

Как правило, у детей не вызывает затруднений этап сбора информации. Другое дело, что не всегда эта информация является ценной для данной работы. Проведение опытов и экспериментов вызывает наибольший интерес и эмоциональный подъём при изучении темы. Самым сложным этапом в работе над исследованием является обработка полученных данных и представление их в виде готового продукта. Эта работа в начальной школе, как правило, ложится на плечи учителя. Самостоятельно обработать информацию, представить её в виде структурированного текста, создавать презентацию, сопровождающую теоретический материал, учащимся младших классов не под силу. Выходя на защиту своей исследовательской работы, учащиеся знакомятся с её полным содержанием, совместно мы просматриваем презентацию, разбираем возникающие вопросы.

Осуществление подготовки самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

Исследование проводится под руководством учителя и с помощью родителей. Помощником является блог «Домашняя школа исследования» созданный на персональном сайте «Все начинается с малого» http://natasha-strana.ru/index.php?razdel=Proekt_Domashnyaya_shkola_issledovaniya

В начале каждого учебного года проводится родительское собрание на тему «Школа исследования». В течение трех месяцев учащиеся вместе с родителями собирали информацию по своей выбранной теме, совместно готовили презентацию. Каждая семья работала над проектом. Во время исследования дети познакомились с теоретическим материалом, проводили свои опыты, опросы. Интересно было слушать защиту каждой работы, которая длится две недели.

Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

В 4-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности).

1. На занятиях желательно знакомить учащихся с теорией исследования, структурой, методами исследования (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования. На занятиях используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен раньше). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. В третьем классе учащиеся уже могут самостоятельно осуществлять долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирование.

Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.

Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой

информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели.

Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft World (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;

- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой – представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.

- выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Заключение

В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу в нашей работе, мы раскрыли сущность понятия познавательные универсальные действия, которые включают в себя: общеучебные, логические умения, а также постановку и решение проблемы. Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

Решая вторую задачу, мы дали характеРистику исследовательской технологии. Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.

Решая третью задачу, мы описали опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской технологии обучения и пришли к выводу, что в настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся. В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения.


Библиографическая ссылка

Рожко Н.В. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО // Старт в науке. – 2017. – № 3. – С. 166-175;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=663 (дата обращения: 25.11.2020).