Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗНАЧИМОСТЬ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Лунегова Д. 1
1 9 «А» класс, МАОУ «Лицей №4», г.Пермь
Лунегова И.В. (г.Пермь, МАОУ «Лицей №4»)
1. Издательский дом «Коммерсантъ» / http://www.kommersant.ru/
2. Медиа-материалы и статьи ВШЭ. / https://www.hse.ru/
3. Медиа-материалы и статьи ПГНИУ. / http://www.psu.ru
4. Общественно-политическое сетевое движение «Открытая Россия» / https://openrussia.org/
5. Самаранцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. –
6. М: Академический проект: Фонд «Мир», 2014.
7. Сетевое издание «Meduza» / https://meduza.io/
8. Сетевое издание «TJ» / https://tjournal.ru/
9. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. – М: Аспект Пресс, 2011.

Цель: Определить степень значимости новостей в сфере СМИ для современного общества.

Для достижения цели будет выполняться ряд задач:

  • Анализ литературы по вопросу.
  • Обозначить функции СМИ.
  • Рассмотреть субъекты Mass Media, построить их рейтинг.
  • Провести опрос среди учеников 9ых классов (с целью получения статистики для решения вопроса).

Гипотеза: Значимость СМИ в современном обществе очень мала.

СМИ – ключевая часть социальной жизни человека. С помощью Средств массовой информации он получает большое количество информации. Но в современном обществе мнения о том, насколько важны для нас новости, очень противоречивы.

В данной работе я рассмотрю СМИ как общую структуру, обозначу основные направления СМИ (такие как печать, радио, телевидение, интернет), выявлю актуальность каждого из направлений на основе официальной статистики.

В ходе исследования акцент падает не только на такое понятие, как СМИ, но и на то, как информация Средств Массовой Информации воспринимается человеком.

Что такое СМИ?

СМИ – совокупность, а проще говоря, система множества субъектов коммуникации, благодаря которым человек получает какой-либо объем информации.

СМИ оказывают большое влияние на человека, т.к. связаны со всеми сферами жизни общества. На восприятие у человека влияют различные факторы, которые под общим термином можно обозначить «мировоззрение». Нельзя судить о том, правильно или неправильно информация СМИ воспринимается человеком.

Этот термин появился в русском языке в 1970-х годах, он был основан на переводе подобного же понятия на французском. Однако, термин на этом языке потерял свою популярность еще в 60-х.

Также у СМИ есть и другое существенное название, «mass media». Такое понятие на русском языке несущественно затемняет понятие Средств Массовой Коммуникации в целом, т.к. «media» на русском имеет несколько другое значение.

СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость.
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год.
  • принудительность: наличие одного источника информации — много слушателей.

Слово «коммуникация» в данном термине имеет такое значение, как «общение и связь», это напрямую связано с функциями СМИ, которые я обозначу в следующем заголовке.

Функции СМИ.

Среди функций СМИ выделю основные:

  • информационная
  • мобилизационная
  • пропагандистская
  • инновационная

Разновидности (субъекты) Mass Media

Рассмотрев СМИ как общую структуру, можно перейти к субъектам. Основных всего 4, один из них появился совсем недавно.

Печать

Это самый старый субъект СМИ, поэтому у него самая большая история. Печать появилась еще в Древнем Риме. Новости в нем были очень примитивными, это были небольшие свитки, в которых сообщались новости города, ничего более.

Первой в мире официальной газетой считается «Столичный вестник», который выходил еще в 8 веке в Китае.

Жива газета и в наше время. Это обычные бумажные издания, которые могут продаваться в небольших журнальных магазинах - киосках.

Критерии печати схожи с признаками СМИ и с остальными субъектами новостей, поэтому в дальнейшем перечислять их не буду.

  • Актуальность.
  • Периодичность.
  • Публичность.
  • Универсальность.

Не могу сказать, что современные масс медиа на сто процентов универсальны, потому что большое количество новостей уделяет много внимания политике.

Задача прессы – описать событие.

Радио

Радио – еще один субъект СМИ. В отличие от газет, можно назвать точную дату появления радио или же радиотелеграфии.

В Петербурге, 7 мая 1895 года русский физик Александр Степанович Попов продемонстрировал прибор, предназначенный для показания быстрых колебаний в атмосферном электричестве. Именно этот день стал отмечаться в СССР как День радио.

Радио отличается оперативностью, быстрой передачей информации и доступностью. Радио окружает нас почти везде, в машинах, автобусах, магазинах.

Задача радио – сообщить о событии.

Телевидение

Следующий субъект СМИ – телевидение.

Первая пригодная для передачи движущихся изображений была механическая система, созданная 26 января 1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэрдом.

Это была массивная телепРиставка с несколькими переключателями и небольшим окошечком, где, собственно, и показывалось изображение. Позже, в 1928 году Джон Бэрд основывает Baird Television Development Company.

Это и была первая телевизионная компания.

21 ноября отмечается Всемирный день телевидения.

Именно из этого субъекта складывается основное мнение людей о журналистах, также этот субъект отличается результатом большой коллективной работы в одно и то же время.

С 1950-х годов телевидение играет ключевую роль в формировании общественного мнения, начав уступать эту нишу интернету лишь в середине 2010-х годов.

Задача телевидения – показать «картинку» события.

Интернет

Интернет – огромная площадка с громадным количеством информации. Далеко не СМИ занимает на ней лидирующее место, однако важен здесь не рейтинг.

Официально еще летом 2012 года интернетом регулярно пользовались 2,5 млрд. человек, к середине 2015 года это число значительно выросло до 3,3 млрд.

Как же появилась сеть Интернет? Звучит неудивительно, но это опять связано с отношениями США и России. В 1957 году Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Министерство обороны США остро на это отреагировало, правительство понимало, что на случай войны им понадобится надежная сеть для быстрой передачи информации. Это и стало основным поводом создания Интернета.

  • Признаки СМИ в Интернете:
  • Глобальность.
  • Мультимедийность.
  • Интерактивность.

Почему же именно Интернет является новейшим и самым уникальным на данный момент субъектом СМИ? Именно признаки Интернета и являются отличительной и главной чертой, давайте разберем их подробно.

Глобальность:

В наше время, время технологий и новых изобретений, будет очень сложно отрицать тот факт, что Интернет не обладает глобальностью. У каждого из нас есть телефон, компьютер, ноутбук, планшет и другие современные гаджеты. И почти с каждого из них мы имеем возможность выйти в Интернет для разных целей. Я, конечно, рассматриваю это со стороны СМИ и информационных новостей.

Интернет и поток информации, которым он обладает, рассчитан на огромную аудиторию, которая увеличивается изо дня в день, в отличие от газет или радио.

Все это значит, что основная аудитория уходит на новые субъекты, такие как телевидение и Интернет.

Мультимедийность:

Интернет отличается тем, что он совмещает в себе все форматы других субъектов. Это и текст, и звук, и картинка. Вот так вот коротко можно объяснить такой термин, как «мультимедиа».

Приведу пример на таком электронном издании, как «Meduza».

missing image file

Интерактивность:

Интерактивность СМИ рассматривается как наличие двусторонней связи с аудиторией, возможность людей переключить телеканалы или радиостанции купить или выписать другую газету, позвонить в студию или редакцию, направить письмо в СМИ.

Интерактивность – это не только связь, но и выбор. Каждый человек может выбирать тот раздел и тематику СМИ, какую он захочет. Удобно это делать в Интернете, где у каждого издания есть раздел с темами, репортажами, статьями.

Куда менее удобно это делать с прессой и радио. Эти субъекты предоставляют готовую тематику. Покупая газету, вы не сможете выбрать темы, они уже выбраны за вас, также все обстоит и с радио, где человек не может определить, на какой станции он найдет точную информацию, которая ему нужна.

Итоги по субъектам СМИ

Порядок, по которому я выстроила все вышеперечисленные субъекты, на самом деле показывает их актуальность в данный момент.

Все просто:

  • Пресса – одно из лучших достижений человека. По крайней мере, было им когда-то. Не отрицаю, что люди на данный момент совсем перестали пользоваться печатью в сфере масс медиа (и не должны переставать, это личный интерес каждого), но это все же теряет свою актуальность. Кто с телефоном/ноутбуком/пультом от телевизора в руке подумает о покупке печатного издания? По-моему, это будет обычной тратой денежных средств.
  • Радио, хоть и окружает человека почти везде, не воспринимается им настолько четко. Оно действует словно фоновой звук. Поэтому радио также теряет свою актуальность в наше время.
  • Телевидение – это еще не тот субъект, который начал терять свою актуальность стремительно, многие после тяжелого рабочего дня не против посмотреть телевизор. Причем, если человек не так сильно увлекается СМИ, то именно благодаря телевидению он может получить основную новостную информацию за день/неделю.
  • Интернет – это тот субъект СМИ, который свою актуальность не теряет, а наоборот. Этот субъект получает все больше и больше внимания с каждой минутой не только от аудитории, которая интересуется новостями, но и от самих источников новостной информации.

Рейтинг построен на основе официальных источников. Но чтобы подтвердить их, я провела собственный опрос, в котором участвовало 30 человек. Ответы были смешанные (т.е. отвечающий мог дать несколько ответов). Результаты вышли такие:

  • Интернет 22 человека
  • Телевидение 16 человек
  • Радио 3 человека
  • Пресса 2 человека

Данный опрос подтвердил рейтинг официальных источников, большинство отвечающих используют такие источники как интернет и телевидение. Пресса и радио теряют свою актуальность в современном обществе и новом поколении.

Вновь к общему

Рассмотрев субъекты СМИ в отдельности, я хочу вновь перейти к общей структуре СМИ. Как наше поколение оценивает эту систему? Важна ли эта система для нашего общества? Для ответа на эти вопросы я провела небольшое анкетирование и составила по нему статистику, которую также прокомментирую.

В анкетировании проводили участие ученики 9ых классов и старше.

Вопрос 1: Как Вы относитесь к СМИ (в сфере новостей)?

missing image file

Из 30 человек всего 1 отрицательно относится к Средствам массовой информации (он, кстати, обосновал свой выбор). Большинство относится к новостям нейтрально и положительно.

Из этого следует, что основа современного общества (будущие выпускники), считают, что СМИ - это та система, которая имеет положительный эффект. Ее система, принципы и слаженность все также остаются важны для общества.

Вопрос 2: Как часто Вы обращаете внимание на новости?

missing image file

Большинство опрашиваемых уделяет новостям немного времени. Однако, можно ли считать это минусом? Конечно нет, это нормальная статистика, ведь кроме СМИ, в жизни на человека влияет множество других факторов. Это учеба, работа, отдых, разрешение вопросов с потребностями и многое другое. Даже сейчас, защищая свой проект, я не уделяю внимание СМИ, как количеству информации, которую я должна получить.

Если вы будете утверждать, что у вас нет времени на новости, и вы не хотите тратить на них свое время – вы будете совершенно правы, ведь вы имеете на это право.

Вопрос 3: Каким сферам жизни в СМИ Вы уделяете внимание?

missing image file

Все мы знаем, каждый человек по-своему индивидуален, индивидуальны и их интересы. Большинство опрашиваемых интересуется социальными новостями, и правда, это тема является самой актуальной, причем она и была актуальной всегда. Человеку интересно, что происходит в обществе, которое его окружает. Многие также интересуется всеми сферами жизни, политикой и культурой. Один человек очень любит прогнозы погоды.

missing image file

Вопрос 4: Как Вы думаете, имеет ли СМИ значимость в современном обществе?

Кроме этих двух вариантов ответов был третий – «Нет, не имеет». Никто из 30 человек его не отметил. Из этого следует, что человек не только видит систему СМИ как положительный фактор, но и считает, что без Средств Массовой Информации свою актуальность потеряет не только пресса, радио и другие субъекты.

Mass Media – это та система, которая идет почти наравне с ключевыми сферами жизни человека, без новостей жизнь человека будет сложнее.

Вывод

Первым делом хочу опровергнуть гипотезу, которая была дана в самом начале моей работы.

«Значимость СМИ в современном обществе очень мала»

Это не так, потому что Средства Массовой Информации уже давно стали частью повседневной жизни общества, они меняются вместе с ней и подстраиваются под нее.

С помощью масс медиа человек не только узнает что-то новое, он также формирует свое мнение, открывает в себе новые таланты. СМИ также являются помощником человека в социализации. Таких побочных функций у СМИ еще очень много. Поэтому жизнь человека без СМИ на данный момент невозможна.

Но это не значит, что человек должен уделять СМИ настолько большое внимание, как показывают результаты второго вопроса, он этого и не делает. Это естественно, ведь кроме СМИ в реальной жизни на человека оказывают влияние и другие факторы.


Библиографическая ссылка

Лунегова Д. ЗНАЧИМОСТЬ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Старт в науке. – 2017. – № 3. – С. 137-140;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=652 (дата обращения: 25.11.2020).