Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ – ЭПИДЕМИЯ XXI ВЕКА

Горичева М. В. 1
1 МОУ СОШ № 23, г. Комсомольск-на-Амуре
Васильцова О.Н. (г. Комсомольск-на-Амуре, МОУ СОШ № 23)
1. Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. с англ. - М.: СК Пресс, 1996. - 167с.
2. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.
3. Интернет- газета «Правда». Статья «Социальные сети: плюсы и минусы» Режим доступа: открытый http://www.stapravda.ru/20110803/sotsialnye_seti_plyusy_i_minusy_54953.html.
4. КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.
5. Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 кла. Общеобразовател.учрежд./ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД»Русское слово – РС», 2010
6. Популярный журнал – [Электронный ресурс] http://popular-journal.ru/socialnye-seti-zlo-interneta/, доступ свободный.
7. Психология: словарь/под. Ред. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
8. Статья «Плюсы и минусы социальных сетей».[Электронный ресурс]: URL http://vse-v-inete.ru/articles/plyusy-i-minusy-sots-setei.html;
9. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003. - 378 с.
10. [1] Интернет- газета «Правда». Статья «Социальные сети: плюсы и минусы» Режим доступа: открытый http://www.stapravda.ru/20110803/sotsialnye_seti_plyusy_i_minusy_54953.html.
11. [2] Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон. – М, 2005
12. [3] Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 кла. Общеобразовател.учрежд./ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД»Русское слово – РС», 2010
13. [4] Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2009

XXI век, век информационных технологий, принёс человечеству не только новые открытия и достижения, но и новые проблемы. С развитием технологий эти проблемы распространяются всё больше среди людей, особенно среди подростков.

Особенную популярность стали иметь социальные сети, благодаря которым люди получили, казалось ранее, невероятные возможности. С помощью социальных сетей теперь каждый может связаться со своими друзьями и родственниками вне зависимости от того, где они находятся. Социальные сети в наше время – это не только место для общения, но и платформа для ведения и продвижения своего бизнеса, продажи рекламы и заработка. Но как и у любого человеческого открытия, у них есть и свои минусы.

Главным минусом социальных сетей стало их неограниченное влияние на людей и их жизнь. С их появлением человек начал ограничивать свою реальную жизнь, все больше времени проводя в интернете. Люди стали получать все больше бесполезной и ненужной информации, вместо которой они могли бы узнать что-то действительно нужное и необходимое. И, наконец, социальные сети стали источником главной проблемы современного поколения. Подростки не могут отказаться от проведения большей части своего времени в социальных сетях. Они стали зависимы и больше не могут представить свою жизнь без них.

Пагубная привычка, сравниваемая некоторыми исследователями с алкоголизмом и табакокурением, оказывает негативное влияние на важный этап формирования личности подростка, отстраняя его от действительности, получения новых знаний, приобретению важных жизненный навыков, необходимых для жизни в обществе.

Причины зависимости от социальных сетей

Социальные сети — основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. К такому выводу пришли авторы международного исследования NEF. Психолог С. Поляков подтверждает результаты исследований и уверенностью заявляет, что из разряда развлечений социальные сети

В ситуации с подростками, причинами являются следующие факторы:

1.Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.

2.Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребёнка.

3.Стремление быть, как все. Подростки ориентируются на своих сверстников. И если те ведут активную деятельность в соц.сетях, то и ребёнок начинает копировать их поведение.

4.Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевательства.

5.Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть.

6. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам человек чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это активной деятельностью в социальных сетях.

Признаки и симптомы зависимости

Зависимость от социальных сетей очень схожа с алкогольной или же наркотической зависимостью и выражается в острой необходимости использования сетевых ресурсов. Со временем, эта тяга превращается в своеобразную психологическую зависимость. О наличии этой психологической зависимости могут свидетельствовать следующие признаки:

1.Человек проводит в социальных сетях больше пяти часов в сутки.

2.Человек поздно ложится спать, потому что сидит в интернете.

3.Человек выкладывает фотографии ежедневно.

4.Человек поздравляет друзей с Днём рождения только через социальные сети.

5.Когда человек сидит в социальных сетях, он забывает о времени.

Также зависимость от социальных сетей может проявляться в следующих признаках:

1.Проверка входящих сообщений по несколько раз в день. В особо серьёзных случаях пользователи круглосуточно держат компьютер включённым, чтобы не пропустить ни одной новости или сообщения.

2.Постоянное обновление статуса, размещение новых фотографий, комментариев.

3.Отсутствие реальных встреч с друзьями — общение только в социальных сетях.

4. Раздражение, когда по каким-то причинам подросток не имеет доступа к социальным сетям.

5.Бывают случаи, когда у подростка ухудшается успеваемость, он начинает уделять меньше времени урокам, хуже усваивать материал.

Все эти признаки – сигналы, что подросток находится в зависимости от социальных сетей и настало время принимать меры и бороться с ней.

Социологический опрос

Методом исследования проблемы влияние социальных сетей на подростка я выбрала проведение социологического опроса среди друзей и сверстников, целью которого являлась оценка степени зависимости подростков от социальных сетей.

Логическая структура опроса для сбора информации (внешний вид социологической анкеты) была следующей:

1. Сколько Вам лет? (Несмотря на то, что основная возрастная категория известна, для более точных результатов необходимо знать точный возраст человека)

2. Какими социальными сетями Вы пользуетесь?

  • Vkontakte
  • Instagram
  • Twitter
  • Facebook
  • MySpace
  • Одноклассники
  • Другой ответ ________________
  • 3.Сколько человек у Вас в друзьях?
  • Меньше 50
  • 50-100
  • 100-200
  • 200-500
  • Больше 500
  • Другой ответ ________________

4. Есть ли у вас друзья, которые не зарегистрированы в соц. сетях?

  • Да
  • Нет

5. Сколько времени в сутки вы проводите в соц. сетях?

  • Менее 1 часа
  • 1-4 часа
  • 5-6 часов
  • 7 и более часов
  • Почти целый день

6. Что Вас привлекает в соц.сетях? (Есть возможность выбора нескольких вариантов ответа).

  • Общение с друзьями и родственниками
  • Прослушивание музыки
  • Просмотр видеозаписей, фильмов
  • Различные приложения
  • Другой ответ ________________

7. Вы считаете себя зависимым от социальных сетей?

  • Нет
  • Да
  • Затрудняюсь ответить

8. Сказывается ли пользование соц. сетями на вашей успеваемости в учебе?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

Результаты социологического опроса

Полученные в ходе исследования социологические данные обрабатывались вручную.

По результатам исследования (в нем принимали участие 100 человек) на вопрос: «Пользуетесь ли Вы социальными сетями?», 96% опрошенных согласились. Более наглядно результаты видно на диаграмме. Таким образом, мы видим, что социальные сети являются уже неотъемлемой часть жизни подростков.

Согласно другим результатам, лидерами в рейтинге популярности социальных сетей среди подростков стали две социальные сети: Vkontakteи Instagram. Именно эти социальные получили наибольшее распространение среди современного поколения.

Большее число опрошенных согласно данным имеют около 200-500 друзей в социальных сетях.

Половина подростков отметила, что у них нет друзей, незарегистрированных в социальных сетях.

Более 40% опрошенных проводят в социальных сетях 1-4 часа, около 30% 5-6 часов, почти целый день в социальных сетях проводит 26% опрошенных – это те люди, находящиеся в зоне Риска и возможно имеющие зависимость от социальных сетей.

Большая часть людей используют социальные сети для общения с друзьями и прослушивания музыки

40% людей считают себя независимыми от социальных сетей, 28% затрудняются ответить, 32 процента согласились с тем, что они зависят от социальных сетей. [см.приложение 9]И около 52% процентов подростков отметили, что социальные сети не влияют на их жизнь, в частности учёбу.

Таким образом, исходя из результатов социологического опроса, на основе некоторых факторов можно сделать вывод, что у трети опрошенных наблюдается явная зависимость от социальных сетей.

В результате проведённой мной работой над таким явлением, как социальные сети, можно сделать следующие выводы.

Социальные сети - это компьютерные технологии, которые получили значительное распространение в мире интернета на сегодняшний день. Они имеют как положительные стороны, так и отрицательные. Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.

Одним из негативных последствий распространения социальных сетей является формирование у человека психологической зависимости от них. Особенное негативное влияние социальные сети оказывают на подростка

Подростковый возраст – это важный этап социализации личности. Социализация – процесс взаимодействия людей, в ходе которого они приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе, становятся личностью. Подростки более подвержены влиянию социальных сетей, поэтому необходимо вовремя выявить зависимость и предостеречь от чрезмерного пребывания в социальных сетях, так как это приводит к деградации личности и не способствует её духовному развитию.Но при должном внимании к подросткам ,негативного влияния социальных сетей можно избежать

Полученную в ходе исследования информацию, на мой взгляд, необходимо показать и распространить среди подростков нашей школы: показать на уроках обществознания, классных часах и родительских собраниях.


Библиографическая ссылка

Горичева М. В. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ – ЭПИДЕМИЯ XXI ВЕКА // Старт в науке. – 2017. – № 3. – С. 134-136;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=651 (дата обращения: 12.12.2019).