Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Лопатин М.С. 1
1 г. Хабаровск, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 6
Вороная Г.И. (Хабаровск, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 6)
1. Экономическая теория: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: изд. «Экзамен», 2008. – 592с.
2. Океанова З.К. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА – М. – 2007. – 272 с.
3. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 420 с.
4. Четвертакова В. Экономический рост и развитие / В. Четвертакова, И. Четвертаков // Экономист, 2008. – № 11. – С. 35-38.
5. Ивантер В.В. Актуальные проблемы развития России / В.В. Ивантер // Проблемы прогнозирования, 2008. – № 3. – С. 3-10.
6. Баранов С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации //Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 6.
7. Комплексная оценка уровня развития субъектов РФ в 2002 г. // Экономика и жизнь. – 2004. – № 2.
8. Узяков М.Н. «Экономический рост в России: количественная и качественная составляющие» // Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 3.
9. «Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. (по вариантам)» Проблемы прогнозирования. – 2007. – № 6.
10. Курдюков С.И. Региональная экономика // Журнал ВАК. (28) УЭкС, 4/2011.
11. Теняков И. К вопросу о природе экономического роста / И. Теняков // Экономист, 2007. – № 11. – С. 28-30. – Библиогр.: с. 30 (8 назв.).
12. Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет / В.В. Ивантер, М.Н. Узяков // Вестник Российской академии наук, 2008. – Т. 78, № 2. – С. 116-128.
13. Бекетов Н.В. Особенности развития и перспективы экономического роста российской экономики / Н.В. Бекетов // Экономический анализ: теория и практика, 2008. – № 6. – С. 43-46. – Библиогр.: с. 46 (4 назв.).
14. Клоцвог Ф. Тенденции и факторы роста / Ф. Клоцвог, Г. Голубева // Экономист, 2008. – № 10. – С. 20-31.
15. Минакир П.А. К вопросу об экономической динамике / П.А. Минакир // Журнал экономической теории, 2010. – № 4. – С. 129-139. – Библиогр.: с. 139 (14 назв.).
16. Кириенко Г.С. О некоторых проблемах экономического развития субъектов Российской Федерации / Г.С. Кириенко // Российская юстиция, 2012. – № 2. – С. 11-14. – Библиогр.: с. 14 (24 назв.).
17. Курнышева И. Тенденции и перспективы экономического роста / И. Курнышева, В. Засько // Экономист, 2007. – № 10. – С. 13-20.
18. Кузин Д.А. Политика качественного экономического роста и ее последствия [Текст] / Д.А. Кузин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 5, май. – С. 47-49. – Библиогр.: с. 49 (5 назв.).
19. Дзарасов С. О качестве экономического роста / С. Дзарасов // Экономист, 2005. – № 12. – С. 22-31. – табл., расч. – Библиогр.: с. 31 (4 назв.).
20. Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски / М. Ершов // Вопросы экономики, 2006. – № 12. – С. 20-37. – табл., диагр.- Библиогр. в подстроч. ссылках.
21. Гусарова В.Ю. Типология факторов экономического роста и их развитие, ВЕСТНИК ТИСБИ № 1, 2008. – 237 с.
22. Журнал ВАК: Управление экономическими системами. – (19) УЭкС,3. – 2009. – 6 с.
23. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // «Вопросы экономики». – 2008 – № 2.
24. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // «Экономист», 2007 – № 5.
25. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // «Экономист». – 2008. – № 2.

Настоящее исследование посвящено изучению перспективам развития экономики на примере Хабаровского края

Актуальность данной темы объясняется тем, что экономический рост является одной из основных задач экономики, а именно, достижение непрерывного и устойчивого экономического роста [2, с. 382]. Для осознания, какие именно меры необходимо предпринять для достижения данной цели, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм возможно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширение воспроизводства.

Объект исследования – экономическое состояние Хабаровского края.

Предмет исследования – перспективы развития экономики.

Целью настоящей научной рабoты является анализ перспектив экономического развития Хабаровского края.

Поставленная цель поставила необходимость последовательного решения следующих задач:

– дать определение следующим понятиям, экономическое Развитие, рост и структурные изменения

– определить основные направления в экономике Хабаровского края

– определить какие задачи необходимо поставить перед Министерством экономики для развития экономики Хабаровского края

– проанализировать государственное регулирование экономического роста

– рассмотреть взаимосвязь темпа и эффективности экономического роста

– выявить основные направления деятельности, задачи и мероприятия министерства экономики развития края

– рассмотрение основные направления деятельности, задачи и мероприятия министерства экономики развития края

Экономическое Развитие, рост и структурные изменения

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике , совершенствование условий и качества жизни населения.

В целом экономическое развитие общества – противоречивый и трудноизменяемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Саморазвитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике положительные и отрицательные тенденции. Это наглядно проявилось в 90-х гг. В России, когда прогрессивные реформы по трансформации экономической системы сопровождались сокращением производства и резкой дифференциацией доходов населения.

Экономический рост может измеряться как в физическом (физический рост) выражений, так и в стоимостном (стоимостный рост).

Первый способ более надёжен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий).Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляции.

В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведённым НД и лишь с 1987 г. начали применять показатель ВНП. В 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал ВВП.

В современных условиях ведущим фактором экономического роста являются знания, особенно технологические (научно-технический прогресс).

На экономический рост большое влияние оказывает экономическая политика государства, стимулирующая его или фактически мешающая ему. Немаловажное значение имеют внешние аспекты, в том числе участие в международном разделений труда и экономической интеграции, степень открытости экономики мировому хозяйству. Россия на мировом рынке продолжает выступать как поставщик сырья и импортер готовой продукции. Отсутствие притока капиталов, технологии, управленческого опыта замедляют ее экономическое развитие. Между тем иностранные инвестиции могли бы стать для России катализатором экономического прогресса.

В настоящее время в западных странах получила распространение концепция «экономическое развитие без роста». Это связано, с одной стороны, с тем, что на основе НТР уже достигнут высокий уровень подушевого производства, а с другой-значительно уменьшились темпы роста населения. Кроме того, сторонники этой концепции считают, что экономический рост приводит к нарушению биосферы жизни человека и ограничен в силу недостаточности сырьевых и топливных ресурсов планеты.

Государственное регулирование экономического роста

В 80-х гг. В США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалось в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике продолжения на основе стимулирования инвестиции в машины и оборудование, перспективные технологий. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост (рис. 1).

lopat1.wmf

Рис. 1

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: Занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. Наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование,что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономичного роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

В классическом варианте промышленный экономический цикл складывается из четырёх фаз (рис. 2).

lopat2.tif

Рис. 2

Во время экономического кризиса, как правило, нарушаются кредитные отношения, и кризис охватывает финансовый рынок

В фазе депрессии спад производства прекращается, приостанавливается падение цен.

Уровень безработицы остаются еще высоким. Снижение нормы ссудного процента стимулирует спрос на ссудный капитал. Это создаёт предпосылки. Для определенного накопления капитала и способствует оживлению производства. Тогда наступает новая фаза в движении цикла – оживлённое. Безработица сокращает, растёт покупательский спрос наблюдается повышение цен, нормы прибыли, возрастает спрос на капитал, а следовательно ,и увеличивается ставка ссудного процента. Оживление постепенно охватывает про спирали новые производства. Начинается фаза подъема.

Экономические циклы эпохи свободной конкуренции и современной регулируемой рыночной экономики существенно различаются между собой как по продолжительности в целом, так и проявлением нарушения сбалансированности, глубине и масштабам падения производства и жизненного уровня населения.

Вторая Мировая война и послевоенное восстановление производства нарушили синхронность циклов.

Кризис 1973-1975 гг. Восстановил синхронность очередного цикла, но уже в 1990-1991 гг. Вновь возникла асинхронность.

В 90-е гг. в развитых странах наблюдается волнообразные колебания производственного процесса без глубокого снижения производства, уменьшилась острота кризисных проявлений , усилились факторы , противодействующие падению производства.

Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и ест экономическая структура. Экономическая структура имеет большое значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста.

Деление национального хозяйства на основные сферы экономики (сельское и лесное хозяйство, промышленность и строительство, транспорт, торговля и другие отрасли сферы услуг) выражает общее разделение труда.

Структурные изменения в экономике вызывали аналогичные тенденции в структуре занятости. Воспроизводственная структура-то срез хозяйственной системы, который отражает возможности роста экономики и ее эффективности.

Для бывшего Советского Союза была характерна норма валового накопления, составлявшая примерно 30-40 % ВВП. В дальнейшем эта норма снизилась в 1990 г. В России была на уровне 20,7 %. Структурная перестройка экономики осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В развитых странах сложилась довольно разнообразные и нестабильные пропорции между накоплением и потреблением. Резкое изменение структуры могут приводить к глубоким и достаточно острыми последствиям, как национальные, так и международные экономические отношения.

Темпы и эффективность экономического роста

Необходимость увеличения объемов производимых человеком потребительских благ существовала всегда. При определенных количественных и качественных изменениях в структуре потребностей каждого человека и общества в целом проблема расширения производства остается актуальной. То, развитие экономических и социальных потребностей безгранично, является неоспоримой экономической наукой истиной, которая подтверждается практикой.

Сущность проблемы расширения потребностей состоит в том, что тенденция к их безграничному количественному возрастанию и качественному обновлению наталкивается на ограниченность экономических возможностей его труда, рабочего времени, природных ресурсов, средств труда и т.д.

К числу главных факторов, способствующих расширению производства и повышению степени удовлетворения экономических потребностей были и остаются разделение труда, как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках всего общества и научно-технический прогресс.

Количество и качество потребляемых наёмных работником материальных благ определяется наличием рабочего места и величиной заработной платы, предоставляемой работодателем. Для самих же собственников основного капитала и создаваемых рабочих мест расширение объемов производимой продукции и снижение издержек производства (в том числе и за счет заработной платы своих работников) стало средством для наполнения богатства. Накопление богатства становится средством выживания собственников капитала в условиях рыночной экономики.

Об этом очень хорошо сказал Д. Сорос, понимающий толк как в размерах богатства, так и средствах его увеличения. Когда все стремиться иметь как можно больше денег, конкуренция обостряется настолько, что даже те, кто добился наибольших успехов, низводятся до положения, когда им приходится бороться за выживание.

За «выживание» ведут борьбу в современной рыночной экономике предпринимателей, корпорации, страны. В этих условиях призывы к защите окружающей среды, социальной справедливости, помощи бедными выглядит по меньше мере наивными.

Сегодня на всех уровнях власти вполне осознано, что более широкое и равномерное распределение доходов является более целесообразным с точки зрения развития экономики, так как обеспечивается более стабильный суммарный спрос. И поэтому есть все основания полагать, что чем более неравномерно распрямиться доходов, тем меньшую функциональную нагрузку они несут.

Заработная плата надобных работников выступает не только элементом издержек производства, но и фактором трудовой мотивации работника, его заинтересованности в результатах труда. Небезразлична для него величина и норма прибыли, поскольку она служит единственным источником увеличения заработной платы наемного работника в текущем периоде и увеличения в будущем за счет расширения производства.

Соответственно, чем выше темпы роста национального дохода страны, тем выше уровень ее социально-экономического развития, определяемый отношением национальный доход население, а при стабильной численности населения доходы в среднем на человека растут прямо пропорционально темпам экономического роста. Правительство предпринимает все необходимые меры для экономическом процветании государства роста доходов всего население предприятия предпринимает и роста экономики. Любые преобразование в социально-экономическом развитии страны, а также радикальные реформы, как свидетельствует история, направлены в конечном счёте на повышение благосостояния население страны. Эту цель практически возможно реализовать только при условии, что правительству и народу страны удастся поднять и ускорить развитие национальной экономики.

Дело в том, что экономический рост имеет только натурально-вещественный, но и финансовый аспект. Для вовлечения незнатного в произвол трудоспособного населения страны необходимо создать новые рабочие места, а для этого необходимы чистые инвестиции у предпринимателей.

На производительность труда, в свою очередь, оказывает, влияние множество факторов не только экономического, но и неэкономического характера. Главным экономическим фактором в общей системе факторов повышения производительности труда, безусловно, служит технический прогресс.

Эффективность производства является результатом сложного взаимодействия живого и овеществленного труда (как накопленного – основного капитала, так и потребленного-материально-производственного).

Проблема экономичной эффективности успешно решается при условии, что темпы роста производительности труда опережают темпы роста фондо-и материаловоруженности труда, в средняя заработная плата растет в меру повышения производительности труда или отстает от нее.

При этом 60-70 годы характеризовались снижением фондоемкости промышленного производства, а начиная с 80-х годов, после энергетического кризиса и активного развития ресурсосберегающим технологии, экономическому росту способствует и снижение материалоемкости продукции.

Эффективность экономического роста ствола объектом исследования в 80-е годы экономистов СССР и других социалистичких стран. Обострённое внимание к исследованию этой проблемы было реакции на явно обнаружившиеся в этих странах тенденции к снижению экономической эффективности общественного производства и замедлению темпов экономического роста.

Экономичная эффективность используемых в производстве затрат главным пределом темпов экономического роста. Именно падение эффективности советской экономики привело к сокращению объемов и наполнения, и потребления, что оказало обратное, негативное воздействие на темы экономического роста. Основная причина сложившейся в советской экономике ситуации состояла в том, что советская модель хозяйствования не содержала в себе элементов, способствующих эффективному использованию научно-технических достижений.

Всемирный экономический форум в обзоре за 1997 г. «Конкурентоспособность, глобальный обзор 1997 г..» Характеризует как современную Россию как страну, занимающую последнее или предпоследнее место среди 53 стран мира.

Для нас особый интерес представляет оценка России по фактору «технологии». По состоянию этого фактора Россия в «Обзоре...» занимает 50-е место.

Основные направления деятельности, задачи и мероприятия министерства экономики развития края

Основная задача Министерства состоит в повышении конкурентоспособности экономики края, как основы экономичного роста и повышения благосостояния и качества жизни населения.

Основные направлениями деятельности Министерства являются:

– Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в крае.

– Развитие малого и среднего предпринимательства.

– Обеспечение сбалансированности рынка труда.

– Содействие экономическому развитию местного самоуправления.

– Совершенствование региональной демографической политики.

– Повышение реальных доходов населения.

Задача 1. Обеспечение комплексного социально-экономического развития края

Для выполнения данной задачи Министерством осуществляется растравление приоритетов социально-экономического и территориального развития края, связанных с ними прогнозов, стратегии, программ, а также обоснование направлений и показателей работы органов исполнительной власти края, обеспечивающих создание благоприятных условий в экономике, реализацию потенциала экономического роста и повышение качества жизни населения края в увязке со стратегическими документами развития Российской Федерации и макрорегиона.

Разработанная и утверждены Основные направления деятельности Правительства кросс на период 2014-2018 годов (распоряжение Правительства края от 25 февраля 2014 г. N107-рп) с учетом задач и целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Основные направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Для решения задач повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста края реализовался ряд необходимых мероприятий по достижению индикаторов и выполнению задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Информация о ходе реализации Плана-графика мероприятий ежеквартально предоставлялась первому заместителю Представителю Правительства копая по экономическим вопросам. Разработан и выполнен План мероприятий по повышению производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в крае в 2014 году (распоряжение Правительства копая от 06 июня 2014 года. N 415-рп).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ N1199) и ст. 26.3.2 Федерального закона от 06 октября 1999г. N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российский Федерации» для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти края подготовлены:

– доклад Губернатора края фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти края за 2013 г. И их планируемых значениях на 3-летний период;

– предложения Правительства края по перечню индивидуальных показателей за 2014 год.

По оценке 2014 года показатели развития экономики в целом продолжительные:

– прирост валового регионального продукта в 2014 году к уровню 2013 года в сопоставимой оценке составило 1 %

– ввод в действие жилых домов (общей площади) увеличивался на 35,6 %

– оборот розничной торговли увеличился – на 4,8 %

– оборот общественного питания увеличится – на 7,6 процента.

В соответствии с Методическими рекомендациями в 2014 году расположениями Правительства края утверждены следующие комплексные региональные программы:

– «Развитие промышленного комплекса Хабаровского края на 2015-2017 г.» (от 19 декабря 2014 г. N 957-рп);

– «Развитие горнодобывающей промышленности в Хабаровском крае на период до 2017 года» (от 19 декабря 2014 г. N968-рп);

– «Развитие семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014-2020 годы» (от 05 ноября 2015 г. N780-рп).

Организовано поведение заседаний экономического совета при Губернаторе края , на которых рассмотрены:

– проблемы и вопросы стимулирования органов местного самоуправления края к развитию экономического и налогового потенциала ;

– экономические тенденции развития природно-ресурсного сектора края.

Проведены заседания краевой комиссии по вопросам налогообложения в крае 2014 году с рассмотрением вопросов связанных:

– с оказанием налоговой поддержки предприятиям, реализующим на территории края проекта созданию новых производств;

– с совершенствованием законодательства, в части оптимизации системы системы краевых налоговых льгот, сокращением неэффективным льгот.

Задача 2. Совершенствование системы планирования

Во исполнение Закона N172-ФЗ подготовлен для принятия проект закона Хабаровского края «О соратником планировании в Хабаровском крае».

Проведен анализ существующей системы стратегического планирования в Хабаровском крае. В настоящее время территории края действуют следующие стратегические документы, порядки их подготовки и иные нормативные акты, требуемые к принятию в рамках Закона N172-ФЗ:

1) стратегия социального и экономического развития края на период до 2025 г. (постановление Правительства края от 13 января 2009 г. N 1-ПР);

2) порядок разработки прогноза Социально-экономического развития края (постановление Правительства края от 05 мая 2008 г. N 117-ПР);

3) перечень государственных программ края (распоряжение Правительства края от 28 октября 2013 г. N 809-рп);

4) порядок принятия решений о разработке государственных программ края, их формирования и реализации и Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты края (постановление Правительства края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр);

5) утверждены 31 государственная программа края;

6) схема территориального планирования края (постановление Правительства края от 10 июля 2012 г. N 317);

7) о составе, порядке подготовки проектов схем территориального планирования края, порядке венчания изменений в такие схемы (Закон Хабаровского края от 30 ноября 2005 г. N 317).

Разработан предварительный и уточенный прогноз социально-экономического развития на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов для представления в Минэкономразвития России (постановление правительства я российской Федерации «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» от 22 июля 2009 г. N 596).

Обеспечено согласование с федеральными органами исполнительной власти:

– «внесения изменений в «дорожные карты» (планы мероприятий) по повышению эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы края (распоряжение Правительства края от 20 августа 2014 г. № 594-рп, от 12 мая 2014 г. №297-рп, от 30 июля 2014 г. № 543-рп), в том числе направленные на оптимизацию расходов, а также объемов и параметров оптимизации бюджетной сети по каждой отрасли (разработаны и утверждены детализированные планы мероприятий с учетом выполнения показателей оптимизации по соглашениям, заключенным с федеральным органами исполнительной власти);

– внесения изменений в «дорожную карту» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в части уточнения установленных показателей (распоряжение Правительства края от 23 апреля 2014 г. N260-рп, от 21 июля 2014 г. N 509-рп, от 20 сентября 2014 г. N679-рп).

– утверждения «дорожной карты» по развитию жилищно-коммунального хозяйства края (распоряжение Правительства края от 31 декабря 2014 г. N 1014-рп).

Программно-целевой метод управления развитием края.

В 2014 г. вся система Указов полностью встроена в систему государственных программ края.

В 2014 году в крае реализовались 29 государственных программ, направленных на решение проблем социально-экономического развития края по трём основным направлениям:

– повышение качества жизни населения и укрепление населенческого потенциала – 13 государственных программ;

– устойчивое развитие экономики – 11 государственных программ ;

– совершенствование государственного и муниципального управления – 5 государственных программ.

При этом на долю государственных программ приходилось 88,3 % средств краевого бюджета.

Заключение

В ходе работы над представленным исследованием было выявлено следующее:

– Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения;

– Экономический рост может измеряться как в физическом (физический рост) выражений, так и в стоимостном (стоимостный рост);

– Чем выше темпы роста национального дохода страны, тем выше уровень ее социально-экономического развития;

– Проблема экономичной эффективности успешно решается при условии , что темпы роста производительности труда опережают темпы роста фондо- и материаловоруженности труда;

– Основная задача Министерства состоит в повышении конкурентоспособности экономики края, как основы экономичного роста и повышения благосостояния и качества жизни населения.


Библиографическая ссылка

Лопатин М.С. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ // Старт в науке. – 2016. – № 2. – С. 160-166;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=56 (дата обращения: 19.07.2018).