Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПИСЬМО С «СЕКРЕТОМ» ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО

Корчагина Д.М. 1
1 г. Чернушка, МАОУ «Гимназия», 1 «Б» класс
Зверева Т.В. (Чернушка, МАОУ «Гимназия»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/10/27758.

1 сентября 2013 года я пошла в 1класс. До школы я часто наблюдала:

- как: старший брат (ученик 3 класса) соединяет буковки и получает слова;

- как мама оформляет документы на работе, как красиво она подписывает открытки к празднику

- как красиво лежат письменные буквы на строчках в названиях конфет, на праздничных плакатах, на вывесках магазинов. Поэтому, самым большим моим желанием было научиться писать.

Письмо, которому учат в современной школе – это русское курсивное письмо с наклоном, при этом буквы в словах соединяются между собой. Овладение графическими навыками письма оказалось для меня делом достаточно сложным. Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов.

Если обучение письму идет одновременно с чтением, то ребенок лучше овладеет чтением, закрепив знания на уроках письма. Вместе с тем, ученик пишет настолько медленно, что он ничего не запоминает из читаемого, либо, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы.

Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо- это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту. В гимназии нас обучают по методике письма «с секретом». Маму удивило, что существует такое необычное письмо! Она с интересом узнавала от меня новые элементы, приёмы соединения букв, делала заметки, училась писать вместе со мной. Так появился «Дневник наблюдений» и возникла идея исследовательской работы.

Перед собой я поставила цель: рассмотреть процесс освоения письма с «секретом» (на собственном примере)

В ходе исследования мне необходимо решить следующие задачи:

- Выявить основы формирования графического навыка;

- Изучить алгоритм написания основных элементов;

- Описать состояние вопроса на практике моих работ в период обучения грамоте в 1 классе.

Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков по технологии письма с «секретом»

Предмет исследования: механизм написания букв по технологии письма с «секретом»

Гипотеза: если я овладею приёмами письма с «секретом», тогда, возможно, я научусь писать красиво.

В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение результатов исследовательской работы; практические: наблюдение.

Основы формирования графического навыка

В современной методической теории каллиграфия понимается, как умение писать чётким, удобочитаемым почерком. Основной задачей в период обучения письму является формирование у школьников чётких зрительно-двигательных образов изучаемых букв.

Поиски способов обучения письму

С давних пор люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Письмо это называлось пиктографическим. Его «возраст» 6-8 тысяч лет. Это мне интересно потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. Письмо, которому учат в современной школе – это русское курсивное письмо. Обучение письму в прошлые века было очень сложным. Применялся в основном метод механических упражнений. Ученики несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. Графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде, как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв. Со временем «чистописание» ввели в курс начальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро. Если обучение письму идет одновременно с овладение чтением, то ребенок лучше овладевает чтением, закрепляя усваиваемое на уроках письма. Вместе с тем ребенок пишет настолько медленно, что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо, если не торопить, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы. Так, в Англии, Америке, Германии, Швеции и ряде других стран в первоначальном обучении вместо курсивного письма было введено письмо печатными буквами, шрифтом, включающем небольшое число элементов; письмо названо манускриптом. Однако это не привело к решению проблемы – скорость и качество письма не улучшились, а кроме того, особую озабоченность вызывало то, когда и как переучивать детей письму курсивным шрифтом. В некоторых странах (например, в Чехословакии), чтобы облегчить работу детям и исключить наиболее трудные движения пальцев во время письма, сначала обучают крупными письменными буквами, затем все более мелкими. В Польше практиковалось обучение чтению на письменном шрифте, тем самым ребенок запоминал сначала меньшее количество обозначенных букв. В некоторых школах США вместо первоначального письма вводилось первоначальное печатание машинным способом. В Болгарии при переходе к обучению детей с 6 лет обучение письму отстает от обучения чтению. Сначала обучают чтению, а в это время ведется подготовка и к письму – письмо элементов, упражнения для развития движений пальцев.

Хотя в этих поисков много рационального, проблема обучения детей 5-6 лет письму остаётся открытой.

Инструменты и приёмы письма

Работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач начальной школы и начинается с первых дней поступления ребенка в 1 класс.

Цель занятий чистописания: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма.

Инструменты письма

Ручка, карандаш, мел – это инструменты, которыми человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки.

В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется, он осуществляет движения, используя различные приемы.

Приёмы письма

1) умение сравнивать образец с результатом письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между линиями строки и на линии;

7) начало письма. Запоминание строки;

8) приемы правильного наклона в письме.

Зрительно-двигательный образ буквы

Орфографическое действие – одно из правил письма.

На первом этапе ученик обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»).

- Выписывать каждый элемент в отдельности невозможно.

- Сосредоточить внимание на графике (то есть постоянный контроль, сравнение, поправки по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе.

А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения.

По выводам психологов и физиологов время движения на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на планирование последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ = ПАУЗА

- Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети.

- Вот почему их нельзя торопить (им ведь нужно осознанно определить, что и, как).

- Вот почему так важно сформировать осознанный «образ действия» – зрительно-двигательный образ буквы.

Алгоритм письма с «секретом»

Основной алгоритм письма с «секретом» можно разделить на 2 части:

Первая. Буквенные знаки – это «целое», сложное строение, которое состоит из отдельных элементов (частей), а поэтому необходимо:

- Выделить по деталям эти части в букве;

- Чётко проговорить характеристику каждого элемента буквы и осознать, как пишутся отдельные части.

На основе этого знания учимся писать буквы, а потом соединяем буквы в словах.

Вторая. В русском алфавите есть буква, по особенности строения и написанию схожая с большинством букв – это буква «и». На её написании и отрабатывается основной алгоритм письма.

Заключение

К 1 марта 2014 года я научилась писать буквы и соединения в словах благодаря тому, что:

- Стремилась к познанию нового

- Изучила алгоритм написания основных элементов

и научилась рисовать….буквами! А красивое письмо – это искусство!

При знакомстве с элементами письма «с секретом» я старалась точно соблюдать алгоритм и правила их построения:

? рельсы – «параллельность» линий ;

- «секрет» – наклонная линия в верхней части буквы;

- «гнёздышко» – просвет в верхней части буквы;

- «шалашик» – просвет в нижней части буквы.

Всё это помогало моим буковкам вставать на строке ровно, с одинаковым наклоном. Это умение помогало мне писать новые буквы, так как многие элементы я с лёгкостью узнавала в новых формах и уверенно повторяя, писала без затруднений. Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает в развитии познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

- Описала состояние вопроса на практике моих работ в период обучения грамоте в 1 классе. Тетради-проекты помогли решить на практике графические задачи.

Мои работы оценили одноклассники, знакомые, близкие родственники. Теперь я с гордостью могу показывать свои тетради. Сама могу:

- подписывать открытки к праздникам,

- заполнять самостоятельно свой школьный дневник,

- писать письма бабушке, записки подружкам и родителям

В процессе обучения письму мы учимся:

- сравнивать написание букв,

- находить одинаковые элементы,

- производить точные расчеты.

Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, быстрее усвоить геометрический материал. У меня появилось желание учиться (потому, что получается!), родилась радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе. Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию аккуратности и сосредоточенности. Аккуратное и четкое письмо воспитывает трудолюбие, добросовестность, старательное отношение к выполнению любой работы. Технология письма с «секретом» позволила сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, и, главное, результативным. Я поняла, что красивым почерком может овладеть каждый, при условии, если у него есть трудолюбие, терпение и е желание овладеть алгоритмом письма с «секретом».

Я буду продолжать работать по технологии во 2 классе. А, как это будет получаться?

Расскажу через год. Могу только показать работы учеников моего учителя Татьяны Валентиновны, которых она обучала по данной технологии. Глядя на эти замечательные работы, я верю, что у меня тоже всё обязательно получится!


Библиографическая ссылка

Корчагина Д.М. ПИСЬМО С «СЕКРЕТОМ» ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=496 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674