Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДВЁДОВСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА

Бредихин А.В. 1 Латышев О.Ю. 2
1 станица Медвёдовская Краснодарского края, Детский дом
2 «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»
Латышев О.Ю. (станица Медвёдовская Краснодарского края, Международный телекоммуникационный образовательный проект «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»)

Ни для кого не секрет, что здоровье физическое – залог здоровья и психического, и психофизиологического, и нравственного. Одни специалисты говорят, что «В здоровом теле – здоровый дух», другие – «Здоровый дух – залог здорового тела». Мы не видим здесь неразрешимого противоречия, поскольку привыкли диалектически относиться к жизни, и понимать, что всё в ней взаимообусловлено. Поэтому основная цель работы медицинской службы нашего детского дома – не только поддержать здоровье ребёнка и помочь ему излечиться от острых и хронических заболеваний. Главное – это развить в ребёнке потребность внимательно прислушиваться к своему организму, и реагировать на недуги не тогда, когда они овладели им целиком, а только на подступах. А как ребёнок может захотеть следить за своим здоровьем? Ему нужно дать понять, что его здоровое состояние – это возможность постоянно участвовать в интересных делах коллектива, не боясь пропустить что-то самое захватывающее, будучи в это время в больнице или на процедурах внутри самого детского дома. Вторым мотивом постоянного сохранения здоровья для ребёнка может стать возможность полностью самостоятельно реализоваться в сфере своих увлечений и индивидуальных предпочтений. Ребёнку необходимо усвоить закономерность: ты здоров, значит, можешь беспрепятственно заниматься любимым видом спорта, посещать занятия тех кружков, секций и студий, какие тебе нравятся, без ограничений есть то, что едят все окружающие, и т.п. Все мы прекрасно знаем, что у ребёнка может не просто отсутствовать мотивация к здоровому образу жизни, но и присутствовать мотивация к болезни. Сама эта формулировка, на первый взгляд, выглядит совершенно нелепо. Однако же это так: болею, значит, - могу не ходить в школу, не делать уроки, не трудиться и т.д. Ты болен, тебя больше жалеют, о тебе больше заботятся, тебе несут самое вкусненькое (если можно, конечно!), освобождают от всего и вся. И как же от такой «притягательной» мотивации перейти к уже упомянутой выше мотивации к здоровому образу жизни, как сделать её притягательнее первой? Недаром говорят, что врага лучше всего побеждать его же оружием. Вот какая «артиллерия» приготовлена для борьбы с «воспалением хитрости». Ты хочешь, чтобы тебе уделяли много внимания? В нашем коллективе всем уделяют одинаково много внимания и человеческого тепла, с пониманием относясь к нуждам и предпочтениям каждого. Значит, из-за потребности во внимании и ласке болеть уже становится неинтересно. Тебе нужно, чтобы тебя жалели, пестовали в тебе самосожаление, способное «съесть» тебя «с потрохами»? Пожалуйста: все будут жалеть только о том, в каких увлекательных соревнованиях тебе не удалось принять участие. Расскажут, какой кубок прошёл мимо тебя, какие вкусные угощения получила выигравшая команда… Ты предпочёл смотреть на всё это из окна изолятора в медпункте? Или вообще ничего видеть и не слышать? И ещё: ты не хотел учить уроки? А как же без них, дорогой? Все очень сожалеют, но тебе придётся взяться за них с новой силой, и навёрстывать всё, что прошли, пока ты проболел. Скоро становится ясно, что и по этой части болеть совершенно «невыгодно». И, наконец, окончательно сокрушает «карточный домик» мотивации к болезни вездесущий «трудчас»: ты болен? Что ж, от определённых видов труда тебя могут и освободить. Но за это время зарастёт твоя любимая грядка, засохнут «вынянченные» тобой растения, и ты рискуешь не попробовать того, о чём сам же когда-то и мечтал. Или твой участок работы временно доверят другим, здоровым? Но где гарантия, что завтра тебе не придётся точно так же брать на себя двойную работу, выручая того, «чья очередь болеть» незаметно подкатила? Вот так, и в шутку, и всерьёз, но в конечном итоге ребёнку становится ясно насколько это славно – быть здоровым всегда! Что же касается реальных заболеваний, то борьба с ними в детском доме носит постоянный и целенаправленный характер. Чётко определена последовательность действий, распределены обязанности, выделено время и средства. Чтобы не быть голословными, предлагаем Вашему вниманию план организации работы медицинской службы детского дома, согласно которому мы работали в минувшем году.

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответств.

1

2

3

4

1.

Составить комплексный план мероприятий на 2010-2011 год по улучшению медико-санитарного обслуживания детей, утвердить его на совещании педагогического коллектива детского дома.

XII 2010 г.

врач

2.

Продолжить дополнительное обследование и дальнейшее лечение воспитанников с выявленной патологией по результатам диспансеризации (приказ МЗ и СР РФ от 2 июля 2007 г. № 452, приказ департамента здравоохранения Краснодарского края № 644 от 23.08. 2007 г.).

   

3.

Провести углубленные медицинские осмотры воспитанников детского дома с привлечением узких специалистов ЦРБ:

  • перед проведением медосмотров провести антропометрию, лабораторное обследование воспитанников (общий анализ крови, общий анализ мочи, копрограмма, соскоб на энтеробиоз), инструментальное обследование (R0-графия органов грудной клетки - детям с 14-и летнего возраста, тубинфицированным, детям со сколиозом - спондиллография), исследования органов зрения, определение остроты слуха, измерение АД;
  • провести анализ результатов углубленного медицинского осмотра с заключением о состоянии здоровья каждого ребёнка: оценка физического развития, характеристика выявленных патологических сдвигов, определение группы здоровья, группы риска, медицинской группы для занятий физкультурой. Назначить лечебно-оздоровительные мероприятия с учётом рекомендаций врачей специалистов;
  • доложить результаты анализа углубленного медицинского осмотра руководителю педиатрической службы (районному педиатру), на педагогическом совете детского дома;
  • в группе «Д» больных провести показанные лечебно-оздоровительные мероприятия с дальнейшим анализом их эффективности. Для нуждающихся детеё провести лечебно-оздоровительные мероприятия, диагностику на базах: ЦРБ, ДЦПМ, ДКБ, ККБ, ККП, КПТД и др.;
  • оздоровить (по возможности) детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
  • работать в тесном контакте со специалистами краевой психолого-медико-педагогической консультации, оказывая детям своевременную консультативно-диагностическую помощь, по показаниям - медикаментозное лечение.

III-XI

VI-XII

VI-XII

в течение года

VI-VIII

постоянно

директор,

врач, м/с.

врач.

врач.

врач.

директор, врач.

директор, завуч, логопед,

врач

4.

На базе детского дома регулярно проводить коррекционно-оздоровительные мероприятия:

  • санация полости рта, профилактика развития кариеса;
  • консервативное лечение ЛОР-заболеваний;
  • оздоровительные мероприятия для детей с ортопедической патологией (ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры, ритмика);
  • профилактические и оздоровительные мероприятия для детей с патологией зрения;
  • организация щадящего питания для детей с гастроэнтерологической патологией, коррекция питания детей, отстающих в физическом развитии;
  • продолжение проведения двигательно-коррекционных занятий, способствующих психо-физическому развитию и оздоровлению детей с нарушением психологического развития (релаксационные игры и упражнения, ритмика, элементы психогимнастики, элементы сказкотерапии).

постоянно

врач, м/с

5.

Противоэпидемическая работа:

  • составить план профилактических прививок на 2010-2011 г.;
  • выборочно провести определение напряженности иммунитета у детей для анализа качества вакцинации (РПГА с дифтерийно-столбнячным диагностикумом);
  • выполнить план профилактических прививок на 100%;
  • вести контроль над соблюдением санитарно-эпидемического режима пищеблока, спальных комнат, классов, вспомогательных помещений;
  • обучить правилам санитарно-эпидемического режима работников пищеблока, технический персонал, контролировать его выполнение;
  • организовывать медицинские осмотры работников детского дома (по графику медицинских осмотров).

XII 2010 г.

в течение года.

В теч. года.

Постоянно.

Постоянно.

4 раза в год.

врач, м/с.

6.

Осуществлять медицинский контроль над организацией рационального режима учебной, трудовой деятельности детей, их физическим воспитанием, питанием:

  • совместно с завучем составить расписание занятий (самоподготовки, занятий в кружках), труда;
  • составить совместно с директором, завучем режим дня для школьников и дошкольников;
  • регулярно следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил во время учебных занятий, трудовой деятельности;
  • проводить анализ эффективности физического воспитания детей;
  • продолжить работу по закаливанию детей дошкольного возраста («Дорожка здоровья») и школьников: воздушные ванны, водные процедуры, босохождение, дыхательная гимнастика с анализом эффективности закаливающих процедур;
  • проводить общеукрепляющие мероприятия, направленные на снижение заболеваемости респираторно-вирусными инфекциями (витаминизация пищи, фитотерапия, витаминотерапия, адаптогены и др.);
  • ежедневно осуществлять контроль над качеством приготовленной пищи;
  • следить за выполнением норм питания;
  • контроль над правильностью доставки продуктов, их качеством и сроками хранения продуктов;
  • обеспечить оптимальный режим питания;
  • ежемесячно предоставлять администрации детского дома заключение о качестве питания и давать (при необходимости) рекомендации по его улучшению.

постоянно.

директор,

врач, завуч.

7.

Оздоровительные мероприятия в летний период: составить совместно с администрацией детского дома план оздоровительных мероприятий на летний период:

- анализ оздоровительных мероприятий с докладом их результатов на педсовете.

VI-VIII

Директор,

врач.

8.

Санитарно-просветительная работа:

  • составить план работы;
  • регулярно проводить лекции, беседы на общемедицинские, санитарно-гигиенические темы;
  • проводить беседы по сексуальному воспитанию детей (по плану);
  • проводить беседы, занятия по оказанию первой помощи при внезапных заболеваниях, отравлениях, травмах;
  • формировать у воспитанников здоровый образ жизни;
  • обучить уходу за новорожденным ребёнком, здоровыми детьми, больным ребенком (старшей группы).

Постоянно.

XII 2010 г.

Врач, м/с

9.

Повышение квалификации врачей, медицинских сестер:

  • проводить занятия со средним медицинским персоналом;
  • посещать научно-практические конференции, проводимые при участковой больнице, ЦРБ, ДКБ, посещать заседания ОВП.

1 раз в мес.

врач, м/с

Несмотря на видимую загруженность работы медицинской службы, при всём том, что одновременно на работе находится один врач и одна медсестра, мы находим время и на профилактическую работу с воспитанниками. Помимо привития мотивации к здоровому образу жизни, мы считаем своим долгом дать каждому воспитаннику возможность составить себе развёрнутое представление как в области сбережения собственного здоровья, так и здоровья близких. В особенности – детей, которые могут появиться у них уже в первые годы после выпуска из детского дома. Мы исходим из понимания, что далеко не каждый воспитанник пойдёт учиться в медицинский колледж, и сможет полноценного помогать своей семье беречь здоровье согласно изученным там дисциплинам. Но иметь общие знания необходимо каждому. В чём они заключаются, Вы можете увидеть, познакомившись с планом санитарно-просветительской работы нашего детского дома.

ПЛАН
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2010-2011 год.

Январь

1. Человек и его здоровье.

2. «Уроки Мойдодыра».

3. Личная гигиена и внешний вид.

4. Грипп и его профилактика.

5. Уход за больным и пострадавшим в домашних условиях.

5. Профилактика кариеса («Чтобы зубы были здоровыми»).

Февраль

1. «Если хочешь быть здоров». Правила закаливания организма (физические упражнения, обтирание, сезонная одежда, использование природных факторов закаливания).

2. Гигиена тела. Правила ухода за телом. Правила соблюдения личной гигиены при занятиях физической культурой и спортом. Уход за руками, ногами.

3. Уход за больным ребенком (беседа первая). Уход за кожей: обтирание, подмывание, ванны, смена белья.

4. Уход за полостью рта, обработка слизистой полости рта у грудного ребенка при заболеваниях. Приготовление растворов для полосканий рта и горла (перманганат калия, фурациллин, отвары ромашки, шалфея, календулы).

5. Гигиена умственного труда. Режим дня.

6. Гигиена учебных занятий в школе, дома. Рациональный отдых. Гигиена сна.

7. Болезнь Боткина и её профилактика.

8. Алкоголь, курение и наркотики, их влияние на организм человека в целом, а также его репродуктивную и другие функции.

Март

1. Профилактика респираторно-вирусных инфекций.

2. Гигиена девушки.

3. Гигиена юноши.

4. Болезни зубов и полости рта (стоматит, гингивит, кариес). Их профилактика.

5. Первая неотложная помощь при травмах и несчастных случаях.

6. Уход за больным ребенком (беседа вторая). Как правильно чистить зубы. Туалет носа: обработка носовых ходов растительным маслом, отсасывание слизи. Как дать ребенку лекарство. Как измерить температуру.

Апрель

1. Острые заболевания центральной нервной системы (нарушение мозгового кровообращения, эпилептический припадок), доврачебная помощь.

2. Уход за больным ребёнком (беседа третья). Как закапать ребёнку капли в ухо, нос, глаза. Как поставить клизму, газоотводную трубку. Как промыть желудок. Местное применение холода при ушибах, высокой температуре.

3. Как устроен наш организм.

4. Зачем мы едим (значение пищи, витаминов, минеральных солей для роста и развития организма).

5. Гигиена питания. (Болезни, связанные с нерациональным питанием, их профилактика).

6. Дифтерия. Профилактические прививки - лучшая профилактика.

7. Венерические заболевания, их профилактика.

Май

1. Уход за больным ребёнком (беседа четвёртая). Компресс на ухо. Горчичники. Горчичные ванны для ног. Растирания. Грелка.

2. Острые заболевания сердечнососудистой системы (гипертонический приступ, стенокардия, инфаркт миокарда). Доврачебная помощь.

3. Болезни, передаваемые через животных. Профилактика.

4. Что такое СПИД.

5. Уход за новорожденным (беседа первая). Предметы ухода. Ежедневный уход за ребёнком: умывание, обработка глаз ватным тампоном, обработка носовых ходов, ушных раковин.

6. Туберкулёз и его профилактика.

Сентябрь

1. Уход за новорожденным (беседа вторая). Уход за руками. Подмывание. Пеленание. Приготовление стерильного растительного масла. Купание.

2. Ветряная оспа и её профилактика.

3. Как стать «Неболейкой».

4. «Осторожно, собака!» (Бешенство и его профилактика).

5. К тайнам памяти.

6. Первая неотложная помощь при травмах и отравлениях.

Октябрь

1. Уход за новорожденным ребёнком. Вскармливание.

2. Первая неотложная помощь при заболеваниях органов брюшной полости.

3. Следи за собой. (Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата).

4. Инфекционные заболевания и их профилактика.

5. Нарушения дыхания. Бронхиальная астма. Острый ларингит. Первая неотложная помощь.

6. Аллергия. Как её избежать.

Ноябрь

1. Кишечные инфекции и их профилактика.

2. Зелёная аптека. Фитотерапия при заболеваниях органов дыхания, ЖКТ, печени, почек.

3. Простейшие лечебно-гигиенические процедуры.

4. Природа и здоровье человека (влияние состояния окружающей среды на здоровье человека).

5. Гигиена полости рта.

6. Разрушители нашего организма (о вредных привычках).

Декабрь

1. Уход за больным до прихода врача (беседа первая). Помещение. Положение больного. Туалет. Смена белья. Наблюдение за температурой. Наблюдение за пульсом и дыханием.

2. Гельминтозы. Как их избежать.

3. Уход за больным (беседа вторая).

4. Питание больного.

5. Уход за полостью рта. Наблюдение за деятельностью желудка и кишечника.

6. Домашняя аптечка.

7. Уход за больным (беседа третья). Психологический настрой больного.

8. Об основах аутогенной тренировки.

По такому плану мы работаем уже не первый год. Каждый воспитанник, сообразно своим возрастным возможностям, получает эти знания в должном объёме. При этом мы всегда учитываем, насколько воспитанник мотивирован к получению знаний, выработке умений и закреплению навыков. И, если видим, что ребёнок нуждается в более глубоких представлениях о предмете беседы, делаем всё, чтобы помочь ему их обрести. Конечно, Вы уже могли обратить внимание на то, что многие перечисленные здесь пункты намного шире традиционной санитарно-просветительской работы, но, в то же время, мы не ставим перед собой задачи превращать её, таким образом в отдельный факультатив или кружок. Тем более что и других направлений деятельности у наших воспитанников более чем достаточно. И всё же, при данном объёме и наполнении тематики бесед мы можем надеяться на то, что выходящие в жизнь выпускники смогут с достоинством справиться со многими сложными ситуациями, которые могут возникнуть на их пути. Мы готовы рассмотреть предложения о расширении и углублении нашей работы, а также внести в неё разумные коррективы, если это поможет сделать такую деятельность более полнокровной и эффективной.


Библиографическая ссылка

Бредихин А.В., Латышев О.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДВЁДОВСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=457 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674