Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО РУССКОГО КОСТЮМА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

Пугачева Е.В. 1
1 г. Воронеж, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Реальная школа»
Енина Н.В. (Воронеж, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Реальная школа» (МБУДО ЦДО «Реальная школа»), педагог)
Пугачёва М.В. (Воронеж, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Реальная школа» (МБУДО ЦДО «Реальная школа»), педагог)
1. Пономарев П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж Центрально – Черноземное издательство 1994, стр 9.
2. Пономарев П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж Центрально – Черноземное издательство 1994, стр 10.
3. Пономарев П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж Центрально –Черноземное издательство 1994,стр 13.
4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
5. Соснина Н.,Шангина И. «Русский традиционный костюм», издательство Искусство 2006».
6. Пономарев П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии».Воронеж Центрально – Черноземное издательство 1994.
7. Г.Дурасов «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке», Москва «Советская Россия»1990.
8. Моисеенко Е. Русская вышивка XVII – начала ХХ века. Из собрания государственного Эрмитажа. Ленинград. «Художник РСФСР», 1978.
9. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Из собрания государственного музея Этнографии народов СССР. Ленинград. «Художник РСФСР»,1984.
10. Ефимова Л. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей, Москва. «Советская Россия»,1989.
11. Ю. Пыльнев Л. Шилина «Волшебная книга. Воронежская история рассказа для детей».

Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Тема научно-практической работы «Особенности народного русского костюма на территории Воронежской губернии во второй половине XVIII-XIX вв.» - это работа проводится по изучению культуры и быта народов, населяющих нашу Родину.

Важно проследить формирование народного костюма Воронежской губернии, его стиль, орнамент и возможность распространения и дальнейшего применения данного стиля в изготовлении и пошиве сценического костюма.

Откуда появился костюм? Как изготовить стилизованный костюм? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о костюме, традициях культуре России и других стран. Тема «Русский народный костюм в прошлом и настоящем» меня очень заинтересовала. Поэтому для меня стало важно исследовать – как создается костюм и сценический образ, но не на основе работы современного профессионального мастерства, а народного фольклорного.

Цели работы:

1. Изучить развитие народного костюма на территории Воронежской губернии во второй половине ХVIII – ХIХ вв.

2. Выявить элементы, наиболее характерные для исследуемой темы

3. Выявить композиционно-конструктивные особенности для использования первоисточника в творческой деятельности при создании современного сценического костюма.

Задачи работы:

1. Собрать теоретический материал (литературные источники, поисковый материал в результате посещения музеев, работа в библиотеке).

2. Выявить исторические и социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие народного костюма.

3. Изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

4. Создать серию эскизов современной одежды (стилизованной, с использованием элементов народной одежды).

5. Изучить технологию кроя (на основе сарафана, рубахи).

6. Создать серию эскизов аппликации для декора, опираясь на народные источники.

7. Выполнить практическую работу: изготовить коллекцию (стилизованной одежды с использованием элементов народной одежды) в творческой лаборатории совместно с студией декоративно-прикладного творчества Взаимосвязь костюма и танца сделать постановку нашей студией- театра мод.

Гипотеза: изучение русского народного костюма помогает восстановить внешний облик русского человека прошедших веков, образ его жизни и труда, устанавливает взаимосвязь между поколениями, служит источником для понимания традиций русского наследия.

Актуальность работы: народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. За последние годы усилился интерес к народному творчеству прошлых поколений. Здесь постижение древней технологии ручного ткачества, народного покроя и шитья одежды, вышивки, кружевоплетения и вязания.

Методы исследования:

1.Аналитический метод:

– Подборка литературы по данной теме;

–Сбор информации по данной теме.

2.Сравнительный метод:

–Определение природных особенностей территории России;

– Выявление социально-экономических факторов развития народного костюма.

3.Исторический метод:

– Работа с различными историческими источниками.

4.Практический метод:

– Исследование объекта через создание эскизов и изготовление коллекции

В данном исследовании представлены два женских костюма: сарафан девичий и одежда замужней женщины, которую носили в Воронежской губернии, во второй половине ХVIII – ХIХ вв. Важно проследить формирование народного костюма Воронежской губернии, его стиль, орнамент и возможность распространения и дальнейшего применения данного стиля в изготовлении и пошиве сценического костюма

Одежда крестьян Воронежской губернии была весьма разнообразной, но преобладал всё-таки южно-великорусский тип по своим местным особенностям, причём различия были в пределах не только нескольких, но и одного села.

Воронежские женщины-крестьянки носили панёвный тип одежды, девушки - сарафанный. Юбку-панёву носили замужние женщины Воронежской губернии.[1]

В каждом селе такие квадраты-клетки были разных размеров. Ходила молва, что размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе

Рукава и стоечки воротника вышиты красной и черной ниткой в стиле крест, цветочным орнаментом. К манжетам рукавов и нижней кромки рубахи пришиты кружева. Женскую рубаху носили замужние женщины Воронежской губернии. Женская рубаха носилась вместе с юбкой - панёвой. [2]

Комплект одежды девушки – сарафанный по яркости, цветовой броскости и богатству украшений был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора - клеенки, которую в некоторых местах называли обручем. Они могли ходить и работать с непокрытой головой.

Рубаха одевалась под сарафан. Два цвета присутствуют здесь - белый и красный. Белый цвет символизирует чистоту, свежесть. Застегивающийся ворот как бы стягивал и закрывал верхнюю часть тела от плеч до шеи. Рукава тоже закрывали руки при помощи манжет до самых кистей. Ноги закрывались до самых пят. [3]

Декоративная отделка главный этап эскизного проекта. В современном костюме главное: мода, стиль, тип фигуры.

В народном костюме главное: возрастной, социальный признак, назначение и символика.

Таблица 1.1

Основные признаки ,по которым можно связать сценический костюм с народным.

Этапы эскизного

проекта

Признаки

Форма

Цвет

Размер

Декоративная отделка

Материал

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

Мода

+

 

+

 

+

 

+

     

Стиль

+

 

+

 

+

 

+

     

Тип фигуры

+

     

+

 

+

     

Цветотип

   

+

             

Возрастной

       

+

+

+

+

   

Композиционное решение

           

+

+

   

Социальный

 

+

+

+

 

+

 

+

 

+

Назначение

 

+

+

+

   

+

+

+

 

Сезонность

               

+

+

Свойства ткани

+

             

+

 

Итого

4

2

5

2

4

2

6

4

3

2

С - современная одежда;

Н - народная одежда.

Сценический костюм можно объединить с народным, используя композиционное решение в моделях с помощью декора. Сохранили в сценическом костюме традиционную вышивку: на фартуке, на сарафане, низ понёвы. Использовали для отделки такие традиционные материалы, как кружево ручного плетения.

Итог проделанной работы являлся поиск, сбор и систематизация источников по исследуемой теме. Изучен крой, художественно-декоративное оформление народной одежды с учетом исторических и социально- экономических фактор. Выполнена практическая работа, начиная от эскизного проекта. Сценический костюм: коллекция «В гостях у сказки».

Проведённое исследование позволило выявить точки возможного соприкосновения традиций народного искусства с современностью. Изготовленные изделия дают возможность предметно показать совместимость идей и наработок народного костюма со сценическим костюмом.

Старинный костюм вызывает именно живой интерес у нашего поколения, является началом в осознании своей причастности к семье, народу, Родине.

Кто мы? Какие мы? Где наши корни? Отвечая на эти вопросы важно осознать себя наследниками прошлого, потому что только при этом условии состоится наше гражданское становление сегодня, только при этом родится в душе ответственность за завтрашний день нашей Родины.


Библиографическая ссылка

Пугачева Е.В. ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО РУССКОГО КОСТЮМА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=378 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674