Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА СРЕДСТВАМИ НАПРАВЛЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Шурыгина Е.А. 1
1 г. Яранск, Кировская область, Яранский технологический техникум, второй курс
Чибаков А.С. (Яранск, Кировское областное государственное профессиональное образовательное автномное учреждение «Яранский технологический техникум», Заместитель директора по учебной работе, к.п.н., профессор РАЕ)
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html – 25.11.2016.
2. Казакова И.А. История вычислительной техники: учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. – 232 с.
3. Михелькевич В.Н. Радомский В.М. Основы научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование» – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
4. Чибаков А.С. Разработка учебных информационно-коммуникативных проектов на основе эвристических методов // Молодой ученый: Ежемесячный научный журнал –№ 8 (88) / 2015 – Часть 10. Педагогика – С. 1067 – 1074. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.moluch.ru/pdf/moluch_88_ch10.pdf – 27.11.2016.

В современном обществе информация становится одним из главных ресурсов, ценностью, определяющей уровень и качество жизни людей. Именно качество жизни рассматривается в утвержденной Указом Президента России В.В. Путиным Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года, как один из важнейших факторов обеспечения безопасности страны [1]. Следовательно, проблема информатизации представляет особую актуальность.

Вместе с тем, в настоящее время происходит активное развитие инновационного процесса в различных сферах общества, что требует от современного человека систематического поиска новых и оригинальных решений. Оптимальное разрешение противоречий в условиях конкуренции, проверки на состоятельность и жизнеспособность возможно на основе интегрированного анализа-синтеза исходных условий, постановки и реализации задач направленного и систематизированного поиска вариантов, обоснованного и аргументированного выбора лучших альтернатив.

Наш исследовательский интерес связан с информационным проектированием, что объясняется доступностью и большими возможностями данного направления профессионального творчества. Установлено, что наиболее эффективными в поиске оптимальных решений являются эвристические методы, обеспечивающие направленность поиску инноваций [4].

При разработке проекта «Электронный учебный ресурс «История языков программирования» были поставлены цели: а) разработать электронную информационно-обучающую программу; б) принять участие в конкурсах компьютерного творчества учащихся и студентов. Кроме того, нами определена стратегия проектирования: придать информационным и коммуникативным процессам современное качество. Выделены и сформулированы принципы создания проекта: декомпозиция и иерархичность; этапность и цикличность; систематизация и технологичность, а также совокупность условий создания новых или совершенствования существующих информационно-коммуникативных проектов на основе эвристических методов.

В исследовательской практике мы используем морфологический и функциональный анализы, «список контрольных вопросов» [3] – методы направленного поиска творческих решений. Выделение основных компонент проекта произведено на основе структурного подхода. Было принято решение обобщить информацию в семь разделов: 1) введение, 2) общие сведения, 3) машинные языки и ассемблеры, 4) языки программирования высокого уровня, 5) краткие итоги, 6) контрольный тест, 7) источники информации.

Во введении обосновано значение предмета «История информатики и вычислительной техники» и его раздела «История языков программирования» в подготовке техника по ИТ, получающего профессиональное образование в учреждении СПО. Перечисляются структурные комоненты ресурса и называются основные особенности работы с программой.

В разделе «Общие сведения» приводится определение понятия «язык программирования». Называется первый программист в истории вычислительной техники ВТ – Ада Лавлейс. Она написала комментарии к статье о машине Ч. Бэббиджа, которые принято считать первым трудом по программированию. В текстовую часть включены фотографии А. Лавлейс и Ч. Беббиджа.

В третьем разделе «Машинные языки и ассемблеры» рассматривается классификация, особенности, достоинства и недостатки разных языков программирования. В частности, отмечается, что для облегчения общения человека с ЭВМ были созданы языки программирования уровня ассемблер. Благодаря им программист может пользоваться мнемоническими кодами операций, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам ЭВМ и ячейкам памяти, а также задавать наиболее удобные в том или ином контексте схемы адресации.

Основное содержание электронного ресурса составляет раздел «Языки программирования высокого уровня», включающий информацию о 18 языках, разработанных в разные годы второй половины XX – начала ХХI века [2]. Среди них: Фортран, Паскаль, С++, Java, C# и др. На страницах ресурса отражаются основные исторические сведения, связанные с возникновением, развитием и создателями языков программирования. Будучи уникальным воплощением человеческой мысли, язык общения с машиной, вызывает интерес уже потому, что является средством, понятным машине. Поэтому активизируется познавательная деятельность при освоении сведений, ибо развитие языков программирования сыграло важную роль в воплощении многовековой мечты человечества по созданию искусственного интеллекта.

При формулировании выводов в пятом разделе рассуждения строятся на основных концепциях программирования, что является еще одним основанием для классификации языков программирования. Отмечается, что в последнее время высокую популярность приобретает www-программирование. Языки таких технологий обладают рядом свойств, позволяющих использовать их на платформе, специализированной для работы в качестве сервера.

Контрольный тест состоит из 20 вопросов с возможностью выбора правильного ответа из числа трех предлагаемых вариантов. После выполнения заданий отражается результат в виде оценки по пятибалльной шкале. Критерии оценок содержатся в инструкции к тесту.

Среди источников информации в седьмом разделе перечислены печатные издания (книги и учебные пособия) и Интернет-ресурсы. Доступна возможность перехода по гиперссылкам на сайты и видеохостинги.

В разработке электронного учебного ресурса «История языков программирования» использованы средства создания web-документов – HTML, Java, CSS, а при обработке изображений – графические редакторы. Корректность написания программного кода проверялась валидатором.

Апробация созданного программного продукта (см. рис.) состоялась в текущем учебном году на занятиях по предмету «История информатики и вычислительной техники». Было отмечено повышение интереса студентов к учебной дисциплине. А нами приобретен инновационный опыт в создании электронных продуктов. Разработанный ресурс в настоящее время участвует в Международном творческом конкурсе школьников и студентов «IT-drive» в Красноярске.

shurigina_1.tif

Рис. Фрагмент страницы ЭУР «История языков программирования»

Таким образом, намеченная стратегия, в совокупности с выделенными принципами и условиями, посредством эвристических методов направленного проектирования позволила достичь поставленных целей: создать электронный ресурс и принять участие в крупном творческом мероприятии.


Библиографическая ссылка

Шурыгина Е.А. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА СРЕДСТВАМИ НАПРАВЛЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=375 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674