Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Кильдишева И.В. 1
1 МБОУ «СОШ с.Пышлицы» Шатурского муниципального района Московской области

Школа, в которой я преподаю, находится в небольшом живописном уголке знаменитой Мещёры, селе Пышлицы. В нашем крае обнаружено более двадцати археологических памятников. Мы гордимся своими славными земляками, героями Советского Союза – Н.П.Кочетковым (его имя носит школа), А.П.Савушкиным, М.Д.Никишиным. Имена гостей нашего края составляют гордость России: Ю.Гагарин, Ю.Нагибин и др. В декабре 1912 и в апреле 1913 года академик А.А.Шахматов с научной целью совершил поездки в деревню Лека, которая находится в 3-х километрах от села Пышлицы. Результатом стало исследование «Образцы говора села Леки Егорьевского уезда Рязанской губернии». Экспедиция А.А.Шахматова явилась началом уникального эксперимента по наблюдению за развитием лекинского говора. Это малая часть того, о чем мы говорим с ребятами о прошлом родного края. Все эти знания способствуют развитию национального самосознания, формируют основы духовности.

Как известно, работа учителя-словесника на уроке не заканчивается. Несколько лет назад «открыла» для себя и для своих учеников лингвокраеведение. Изучение родного края нравственно воспитывает подростков и расширяет их кругозор по лингвистике.

Мы изучаем топонимику родного края (происхождение названий озер, рек, населенных пунктов), ономастику (происхождение имен и фамилий, прозвищ), изучаем местный говор, местный фольклор. Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению прошлого и настоящего своего края.

В школе лингвистическое краеведение успешнее всего развивается через исследовательскую деятельность. Мои ученики принимают активное участие в муниципальном этапе Всероссийской краеведческой конференции «Отечество», в работе региональной конференции молодых исследователей «Лингвистическое краеведение: топонимический аспект» на базе Коломенского пединститута. Участие в исследовательской работе знакомит учащихся с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях, учит общаться со сверстниками.

Одно из первых исследований, над которым работали мои ученики, – «Фамилии нашего края». Откуда взялись и что означали при своем возникновении наши местные фамилии – цель исследования учеников, а объектом исследования стали фамилии семей поселения Пышлицкое.

Ребята выяснили, что фамилия – это семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека, узнали, когда они появились на Руси. «Расшифровывая» местные фамилии, ученики открыли много нового о наших предках, их занятиях, быте, взаимоотношениях и верованиях. Учащиеся исследовали 34 фамилии, выяснили, что большинство фамилий нашей местности образовано от имён, прозвищ, а также от названия профессии предка. Несколько фамилий входит в число ста наиболее популярных русских фамилий.

Сотни заурядных, казалось бы, невинных фамилий произошли от бранных, унизительных прозвищ. Всегда остёр был на язык русский народ. Вот, например, фамилия Брызгалов. Так называли человека, который, не выслушав хорошенько, что ему говорят, готов спорить и ссориться, очевидно, от “брызгать слюной”, а обладатель фамилии Губанов - толстогубый. Багром в народе называли ухватистого мужичка, склонного подбирать все, что может пригодиться в хозяйстве. Так учащиеся расшифровали фамилию Багров.

Сведения для работы ребята брали и из сборника статистических сведений по Рязанской губернии за 1887 год. Так был воссоздан «портрет» деревни Старо-Черкасово поселения Пышлицкое. Главным промыслом крестьян этой деревни было земледелие и рыболовство. В деревне ловлей рыбы занималось все население, не только мужчины, но и женщины. Последние, впрочем, больше плели рыболовные сети. В деревне много фамилий, которые связаны с водой. Возможно, потому, что деревня стоит на берегу озера Дубовое. В деревне проживало несколько семей Утиных, Строговых, а также Ёрховы, Селезневы, Щукины. Возможно, происхождение фамилии Утины связано с близостью реки (у тины), а может, с особенностью характера: утка – заботливая, верная птица. Так же можно охарактеризовать и фамилию Селезнев. Семейство «рыбьих» фамилий на Руси достаточно обширно. Как объясняют словари, фамилии Щукиных, Ёрховых связаны с породами рыб. Весной рыбу ловили строгой – рыболовной снастью. Возможно, отсюда пошла фамилия Строгов, а не от прилагательного «строгий», указывающего на качество характера человека.

Названия объектов родного края всегда вызывают у его жителей интерес и стремление дать собственные объяснения, которые часто оказываются весьма далекими от истины. Тема еще одного исследования - топонимы юго-востока Шатурского района. В этой работе ученица исследовала происхождение гидронимов, ойконимов Приозерной Ялмати (так называют наш край краеведы, от названия реки Ялма), а также микротопонимов — названий небольших объектов, обычно известных лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе. Например, напротив д.Погостище, посреди Дубового озера, лежит небольшой Купальский остров. В половодье он полностью скрывается под водой, а летом, когда вода спадает, заросший лозняком, он зеленым ковром возвышается среди озера. Имя свое он получил по названию всем нам хорошо известного праздника – Ивана Купалы. В ночь летнего солнцестояния 23 июня молодые люди на лодках отправлялись на этот остров и всю ночь жгли там костер.

Также предметом нашего изучения стали и наименования деревень, связанные с ремеслом жителей. Исследование проводилось по разным источникам. Версии, выдвинутые местными краеведами, автор работы подтверждал или опровергал через словарные статьи этимологических словарей М.Фасмера, В.И.Даля, Н.М.Шанского. Были исследованы названия 10 деревень юго-востока Шатурского района (Дмитровского и Пышлицкого поселений), ойконимы 9 деревень получили свое подтверждение благодаря этимологическим словарям. В результате исследования сложилось представление о жизни наших предков: в деревнях жили мастера хомутного дела, плотники, резчики украшений на избы. Развивалось кузнечное дело, кожевенный промысел. Крестьяне валяли валенки, женщины пряли шерсть, из ниток ткали простые холсты, полотенца.

Вот таким интересным для любителей топонимики может быть путешествие по родному краю. Учитель, приобщающий учащихся к лингвокраеведению, способен пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, своему краю, к его истории, интерес к родному языку. И не только интерес, но и такие важные качества личности, как любознательность, наблюдательность, способность к аналитическому мышлению, увлеченность наукой.

Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Ученики разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на исторические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Мы, учителя-словесники, можем внести свой вклад на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс, требующего расширить воспитательные возможности каждого предмета, развивать потребность учащихся самостоятельно добывать знания.


Библиографическая ссылка

Кильдишева И.В. ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=357 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674