Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Атаманова С.Ю. 1
1 учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ им.Н.С. Доровского с.Подбельск Самарской области

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Здоровье, по основной идейной концепции стандартов, понимается как генеральная совокупность целого ряда составляющих, среди которых основными являются физическое, психическое, духовное и социальное здоровье всех участников образовательного процесса.

В Примерной образовательной программе четко обозначены цели и задачи направлений деятельности образовательного учреждения по обозначенному направлению. И немаловажная роль отводится работе, по профилактике различного рода зависимостей. Необходимо сразу отметить тот факт, когда заходит речь о профилактике, у большинства людей, возникает ассоциация с рассказами о наркотиках. Однако понятие «зависимое поведение» включает в себя более широкий спектр личностных особенностей человека - это патологическое пристрастие к чему-либо или кому-либо в целях адаптации к окружающему миру. Поэтому первичная профилактика зависимостей включает в себя не только профилактику химических зависимостей, но и так называемых поведенческих зависимостей (компьютерная, игровая, Интернет, пищевая).

Развитие такого рода зависимости поведения ведет к постепенному разрушению в человеке уверенности в себе, стыду за себя, невозможности личностного роста и развития здоровых отношений с людьми.

Чтобы правильно спланировать работу по профилактике зависимого поведения, разберемся в причинах его возникновения. Среди психологических факторов, создающих условия для развития зависимого поведения, большое значение придается неблагополучию в семье.

Наши дети видят все. Недаром говорят: «Дети - зеркало образа жизни отцов и матерей». Вид курящих или пьющих родителей подчас формирует у детей ошибочное представление о правильности и дозволенности происходящего. Они не допускают даже мысли о том, что папа или мама могут что-то делать неправильно. Социологические исследования показали, что если в семье курит один родитель, вероятность того, что ребенок тоже начнет курить составляет 50 %, но если курят оба, то вероятность курения ребенка возрастает уже до 85 %.

С другой стороны даже во внешне благополучных семьях у детей может сформироваться зависимое поведение, причиной которого является неправильное воспитание. Чрезмерная любовь и опека, отсутствие требований, запретов и обязанностей невольно воспитывают безответственность, несамостоятельность, эгоизм и неуважительное отношение к родителям. Дети, воспитанные в таких семьях порой не могут принять самостоятельных решений, идут на поводу у более сильных и авторитетных товарищей. Когда ребенку нужно сделать выбор, принять или отвергнуть сомнительное предложение (например, выпить, покурить, прогулять школу и так далее) а взрослых, рядом нет. И ребенку самому приходиться делать выбор. А он зачастую оказывается просто к этому не готов.

В то же время чрезмерная жесткость в воспитании, систематическое унижение ребенка (особенно в присутствии других детей) как психологическое, так и физическое приводит к формированию позиции неудачника. По мнению американских психологов, признано, что возраст 10 лет является критичным в развитии зависимости для детей, переживающих глубокую обиду, страдания, которые они пытаются заглушить, например, с помощью наркотиков или алкоголя, либо уходя в виртуальный мир. Не менее опасно и безразличие родителей к своему ребенку. Часто ссылаясь на занятость, родители не замечают тех изменений, которые происходят с ребенком, не интересуются где и с кем он провел время, чем занимаются его друзья или что он ищет в Интернете. Безразличие родителей нередко приводит к тому, что ребенок ищет внимания в компании старших ребят, а чтобы влиться в их коллектив, показать, что он тоже взрослый, начинает употреблять различные психоактивные вещества. Таким образом, задатки зависимого поведения формируются в семье. Однако вернемся к профилактике зависимости. Как уже было сказано, в образовательных учреждениях и в семье проводится первичная профилактика зависимостей. Она подразумевает создание условий, препятствующих первой пробе психоактивных веществ.

Счастливый, уверенный, увлеченный любимым делом человек не будет испытывать потребность в приеме каких-либо психоактивных веществ. Таким образом, основной воспитательной задачей семьи и образовательного учреждения является формирование такой личности детей и подростков. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способности отстаивать свое мнение.

Одна из задач школы, и классного руководителя в частности, состоит в обучении родителей способам общения с «трудными детьми» (а это невозможно без установления доверительных отношений между родителями и педагогом), разъяснении родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин отрицательных проявлений в поведении ребенка, того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании; формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Следующей задачей в рамках профилактики зависимости является оказание помощи ребенку в поиске интересного занятия и социально одобряемых способов организации досуга (спорт, творчество, общественная деятельность). Кроме того не следует забывать необходимости формирования у детей и подростков установки на здоровый образ жизни. Укреплять и пропагандировать ценность здоровья. Воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью. Необходимо объяснять детям значение слов «ответственность», «выбор», «последствия». Мы должны объяснить нашим детям, как эти понятия связаны между собой. Нужно, что бы дети понимали, что взрослость – это ответственность за свои поступки и широкий круг обязанностей. В беседах с детьми (на классных часах или занятиях внеурочной деятельности) следует, помимо традиционных тем: курение, наркомания, Вич-инфекции, алкоголизм, - обратить внимание на такие проблемы, как: преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; фигура и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье. Эффективны встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни; «классный час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач. Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, сформируют жизненные позиции. Целесообразно включение в образовательный процесс предметов, направленных на расширение объема знаний о реальной жизни, что позволит формировать у детей самостоятельность, свободу выбора, понимание важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью.

Таким образом, профилактика зависимого поведения должна коснуться всех сфер жизни ребенка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.


Библиографическая ссылка

Атаманова С.Ю. ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=353 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674