Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОЧЕРК «КОГДА ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ» – ЭТО ПРИЗВАНИЕ»

Маминова А.А. 1
1 Архангельская область, Плесецкий район, с. Конево, МБОУ «Конёвская школа», 10 класс

Учительницу Лидию Фёдоровну в своём родном селе Конёво не надо даже представлять по фамилии. Её все и так знают – 35 лет работы в школе многое значат. Она давно на пенсии, но выросшие и изменившиеся выпускники при встрече не только поздороваются, но и обнимут и расцелуют от радости. Всех она помнит по именам и фамилиям. Даже если кто-то внешне очень сильно изменился, всё равно узнает. «Я вспоминаю своих бывших учеников по глазам, их детские взгляды никогда не забудешь»,- делится своим секретом Лидия Фёдоровна.

Мои земляки уже готовы назвать свою учительницу – Лидию Фёдоровну Сметанину, а я - рассказать о ней.

Родилась Лидия Фёдоровна 2 октября 1937 года в деревне Вознесенская Приозёрного района. Её мама Татьяна Александровна работала в колхозе вместе с мужем Фёдором Васильевичем. «Однажды его даже назначили председателем колхоза». В семье Поповых росло трое детей.

Когда началась война, Фёдор Васильевич ушёл на фронт. С первого до последнего дня он был на фронте, ещё и в Японии повоевал. «Долго его не было, вот и попросил он фотографию ему прислать. Дело летом было. От комаров, мошки спасались дёгтем, мазались им. Фотограф-то и приехал в это самое время. Мы, дети, чёрные (дёготь ведь так просто не отмоешь, да и мыла не было), так и сфотографировались рядом с мамой. Снимок отцу отправили. Долго потом над ним шутили однополчане из-за детей – негров»,- вспоминает Лидия Фёдоровна.

И до войны семья Поповых жила небогато, а в войну совсем плохо стало, особенно с одеждой и обувью. После первых проталин все дети уже босиком бегали, подошва становилась твёрдая, ноги ничего не боялись.

За войну забылся внешний облик отца, когда он вернулся, пришлось детям привыкать к нему, узнавать заново. А возвращение, по словам Лидии Фёдоровны, получилось таким: «Гляжу в окно – два мужика в длинных пальтюшках (шинелях). Стучатся. Я не открываю. А мама на гумне работает. Я – к ней. Она и говорит: «Это отец с войны пришёл!»

В подарок маленькой дочери Фёдор Васильевич привёз диковинку – цветные карандаши. Лидия Фёдоровна, которая пошла в школу в 45 году, со своими одноклассниками эти самые карандаши изрисовала за день!

В 3 классе Лидия Фёдоровна училась уже в Конёво, где «отец работал на ремонтно-тракторной станции». Учительницей была Евдокия Ивановна Мостолыгина. Татьяна Александровна переехала только через год на новое место жительства, поэтому, когда отец был в командировке, дочка в избе справлялась сама, печь русскую топила сама, а вот с уроками не получалось, особенно с математикой. Потом вместе с отцом приходилось навёрстывать упущенное. В баню ездили в родную деревню, возвращалась в Конёво «с рёвом»: так трудно было на новом месте, да ещё без мамы!

Когда закончила 8 классов, тяжело заболела, даже операцию перенесла. Поэтому десятилетнее образование Лидия Фёдоровна получала уже в вечерней школе, но тоже в Конёво. Потом пошла работать в народный суд делопроизводителем (поручили выписывать повестки), съездила на курсы в Свердловск и стала судебным исполнителем. Так пять лет и прошло.

Когда Приозёрный район упраздняли, судью перевели в Каргополь, а её муж – заведующий РОНО Александр Васильевич Ленин – посоветовал Лидии Фёдоровне идти работать в школу.

Сначала это был интернат в посёлке Липаково. Всего четыре месяца, но какие! Поэтому, когда предложили поучиться на шестимесячных курсах для учителей русского языка и литературы, решила, что лучше в Архангельске, чем в интернате. После окончания курсов сразу поступила в педагогический институт на заочное отделение (правда, через год учёбу бросила – нагрузка оказалась не по силам, зато позже окончила педучилище). Работала по распределению в Сезе, три года там трудилась, всё нравилось, несмотря даже на то, что на родительские собрания в отдалённые деревни Скарлахта, Ундозеро, Кармозеро приходилось добираться на лыжах или на лодках и лошадях, а объезд всех деревень занимал неделю, с ночёвками в этих самых деревнях.

В 1965 году Лидия Фёдоровна вышла замуж и вернулась в Конёво. Предлагали место в начальных классах и детском саду. «Я улепилась в школу,- говорит Лидия Фёдоровна,- правда, после долгих раздумий: всё-таки работать предстояло со своими бывшими строгими учителями – Ниной Сергеевной Комаровой и Василием Ефимовичем Сидоровым. Сначала дали 4 класс, потом первоклассников. «Век не забыть одного Вовочку и его мамочку, которая весь первый и второй класс выходила ко мне на уроки, чтобы потом по Конёву рассказывать, что было в классе».

В 70 годы началось с 4 класса предметное обучение, учителям начальной школы требовалось высшее образование. Поэтому Лидию Фёдоровну вместе с коллегой Тамарой Александровной Коловангиной отправили сначала на курсы в Плесецк (учились по воскресеньям несколько месяцев), а затем – на заочное отделение пединститута. Пришлось сдавать на общих основаниях четыре экзамена и учиться пять лет. Заочно учиться и при этом работать – задача непростая. Зная это, Лидия Фёдоровна и Тамара Александровна не сразу и поехали поступать после курсов, а когда сдавали экзамены, надеялись их завалить. «За день до вступительного сочинения вместо того, чтобы готовиться, пошли в городскую парикмахерскую, где весь день и провели,- со смехом вспоминает своё поведение Лидия Фёдоровна.- Но всё-таки отучились – я на учителя русского языка и литературы, а Тамара Александровна – на математика».

Проблем с дисциплиной на уроках у Лидии Фёдоровны никогда не было, хотя в классах сидело по 35, 38 и 42 человека! Она могла утихомирить даже самых непослушных учеников. После уроков Лидия Фёдоровна никогда не спешила домой. Во-первых, оставляла после занятий тех, кто явился без домашнего задания или получил двойку. «Я ваши двойки домой не понесу!» - предупреждала учительница, и дети оставались. Во-вторых, если в каждом классе под сорок душ, всех тетрадей на проверку физически не унести, поэтому старалась часть проверить в школе, что-то - дома. «Ночью уже их проверяешь, кураешь… Как они, эти тетради, за учительскую жизнь опротивели! Зрение с ними и потеряла. Потом уж девочек-учениц просила помогать с проверкой!» - делится пройденным Лидия Фёдоровна.

Далеко не все ученики Лидии Фёдоровны были вежливыми и послушными. Приходилось и по домам ходить, родителей беспокоить, причём не раз. «Весь порог у нас уже стёрли!»- услышала однажды в свой адрес учительница при очередном посещении. Наверное, поэтому Лидия Фёдоровна до сих пор помнит по имени-отчеству и мамочек своих учеников.

Несмотря ни на что, старалась найти возможность для совместного отдыха со своими школьными детьми. Для этого почти каждый день, когда работала в начальной школе, ходила с учениками на лыжах, классом катались на санках, летом отдыхали на берегу Онеги.

Жалела ли Лидия Фёдоровна когда-нибудь о своём профессиональном выборе? Нет, не жалела, хотя ей очень нравилось работать и в суде, могла бы, наверное, и юристом стать. «Что сейчас об этом говорить? Остаётся только смотреть передачу «Суд присяжных», что и делаю»,- признаётся Лидия Фёдоровна.

Своих детей у Лидии Фёдоровны с мужем нет, зато она занималась воспитанием внучатой племянницы Насти, которая в этом году стала студенткой Военной медицинской академии в Санкт-Петербурге.

К Лидии Фёдоровне всегда можно обратиться за помощью в учёбе или за книгами из домашней библиотеки, чем и пользуются соседские дети с её Совхозной улицы.

Сама Лидия Фёдоровна ходит в сельскую библиотеку, берёт исторические книги для чтения, современную литературу, из классиков недавно перечитала Чехова и Пришвина. С Марией Алексеевной Артемьевой, тоже учительницей, занимается несколько раз на неделе в школьном тренажёрном зале, совершает пешие прогулки, ходит в гости, общается с земляками, а они с ней.

А общаться с Лидией Фёдоровной приятно и интересно – она умная, добрая, скромная, к себе и ко всему относится с юмором, а когда рассказывает, пользуется смешными деревенскими словечками.


Библиографическая ссылка

Маминова А.А. ОЧЕРК «КОГДА ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ» – ЭТО ПРИЗВАНИЕ» // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=332 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674