Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА МОИХ СВЕРСТНИКОВ

Шокурова С.Д. 1
1 г. Туймазы Республики Башкортостан, МБОУ СОШ № 2, 3 «Г» класс
Тимофеева И.В. (Туймазы РБ, МБОУ СОШ N2)
1. Статьи о гигиене. http://chudesalegko.ru/gigiena/
2. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. -2011.-255 с.
3. Популярная медицинская энциклопедия. Гигиена. http://medcominfo.narod.ru/624-2/24.htm
4. Медицинский словарь. http://o-med.ru/gigiena.php
5. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- 546-548 стр.
6. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М.:Медицина, 1987. -108-109 с.

Актуальность. В данной работе я хотела показать, что соблюдение личной гигиены поможет сохранить здоровье, и ее необходимо соблюдать с младшего возраста.

Объект исследования: навыки личной гигиены в моем классе.

Предмет исследования: изучение гигиенических навыков в моем классе.

Цель исследования: выяснить, все ли мои одноклассники знают правила личной гигиены человека и соблюдают ли их правильно.

Задачи исследования

- изучить литературу с целью получения информации о гигиене, беседа с главным специалистом по детству в Туймазинском районе;

- провести анкетирование учащихся класса с целью выявления сверстников, которые не знают правила личной гигиены;

- ознакомить с литературой по данному вопросу;

- провести викторину «Что мы знаем о гигиене » в классе;

- разработать с одноклассниками плакат «Гигиена – наше здоровье»;

- разработать памятку «Каждый должен знать».

Гипотеза: навыки личной гигиены зависят от уровня гигиенической грамотности.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Этапы работы:

1) анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу, консультация со специалистом;

2) проведение анкетирования среди учащихся класса.

3)обработка полученных данных: построение диаграмм с использованием компьютерной программы MS Excel.

4) экспериментальная работа;

5) анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.

Гигиена - залог здоровья

Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygienos, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении здоровья человека. [1]

Возникновение гигиены уходит своими корнями в далекое прошлое, к истокам народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно народный опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, ибо происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Но уже в те далекие времена было известно, что лечение еще не предотвращает распространения массовых болезней и что наряду с умением лечить не менее важное значение имеет умение предупреждать заболевания. [2]

Основой сохранения здоровья человека является личная гигиена. Гигиена – это медицинская наука, которая изучает влияние окружающей среды на здоровье человека.[3] Цель гигиены: профилактика различных болезней, обеспечение хороших условий для сохранения здоровья и продления жизни человека. Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей. [1]

Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. [4]

Мой папа работает врачом-инфекционистом, и с раннего детства он приучил меня к тому, что мытье рук с мылом – это постоянная необходимость. Он говорит, что соблюдение личной гигиены – важная часть здоровья, жизни и культуры человека.

shokurovar_1.jpg shokurovar_2.jpg

Рис. 1

shokurovar_3.jpg shokurovar_4.jpg

shokurovar_5.jpg

Рис. 2

Руки у детей сильно пачкаются при игре на улице, во дворе или даже дома - иначе и быть не может. Но чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть, потому что оставлять руки грязными опасно для здоровья. Грязь на руках может стать причиной болезни: если потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи; если взять пальцы в рот, то болезнетворные микробы, которых полным-полно на грязных руках, вызовут у тебя расстройство желудка или воспаление кишечника, боль в животе и диарею. Поэтому все родители должны следить за тем, чтобы их дети держали руки в чистоте и мыли их достаточно часто. «Сколько же раз в день мне придется мыть руки?» - спросите вы. Давайте посчитаем. Перед едой и после еды: примерно шесть раз. Возвращаясь с прогулки: скажем, еще два раза - всего восемь. Перед посещением туалета и после: еще четыре раза - всего двенадцать. И наконец перед сном. Всего примерно тринадцать раз. [5] Врачи говорят, что несоблюдение этих простых правил может привести к серьезным заболеваниям.

Выводы

Таким образом, гигиена древняя наука, которая и на сегодняшний день актуальна. Это понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Для сохранения здоровья необходимо соблюдать личную гигиену, которая включает в себя основные гигиенические правила, одинаковые для детей и взрослых.

Исследовательская часть

При изучении литературы о гигиене необходима консультация специалистов, работающих непосредственно с детьми. Поэтому мы сходили в детскую поликлинику на беседу к главному специалисту по детству в Туймазинском районе Л. В. Хромых. В ходе беседы она объясняла мне, насколько важно соблюдать гигиенические требования для детей и привела слова из книги:

- Навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое здоровье, но и заряжают бодростью, повышают настроение [6].

Мне хотелось узнать, как приучиться к соблюдению гигиены детьми постоянно. Людмила Витальевна рассказала об основных моментах этого вопроса.

- Чтобы уход за телом у ребёнка стал хорошей привычкой, нужно соблюдать три обязательных условия: родители и другие члены семьи должны показывать пример по соблюдению правил личной гигиены; воспитание гигиенических навыков нужно осуществлять каждый день; родители должны создать для ребёнка надлежащие условия для гигиены тела; приучать ребёнка к соблюдению личной гигиены надо начинать с раннего возраста. Много детей передают разные инфекции друг другу именно потому, что не соблюдают основные гигиенические нормы (например пьют из одной бутылки воду).

Мы с папой решили провести эксперимент, какие микробы и бактерии живут в грязных руках. Для этого он принес из лаборатории 3 стерильные пробирки.

В первую пробирку он взял на анализ пробу грязных рук после игровой комнаты и прогулки. Во вторую пробирку – после катания на велосипеде, игры в песке и прогулки с собакой. В третью пробирку взят анализ с чистых рук после тщательного мытья рук с мылом. Все это он отнес в лабораторию, где сделан посев бактерий. Через неделю под микроскопом я посмотрела, насколько могли размножиться микробы на моих руках, если не помыть их. На моих немытых руках обнаружили группы бактерий кишечной палочки и золотистый стафилококк. Эти бактерии вызывают различные кишечные расстройства и болезни желудочно-кишечного тракта. Результаты лабораторных исследований на рис. 3.

Цель моей работы узнать насколько мои одноклассники соблюдают личную гигиену. Начала с того, что провела анкетирование в своем классе 1г - экспериментальном и в параллельном 1в - контрольном классе.

В анкетировании были следующие вопросы :

1. Всегда ли вы моете руки: перед едой, после занятий спортом, прогулки на улице, туалета, после игры с животными, пользуетесь ли всегда мылом

2. Моете ли фрукты и овощи перед тем как съесть их?

3. Кушаете из чужой тарелки и ложки?

4. Пьете из чужого стакана?

5. Как часто купаетесь?

6. Как часто стрижете ногти?

7. Как часто чистите уши?

Результаты анкетирования выявили, что в 1г и 1в классе чуть меньше половины детей знают и выполняют все основные правила личной гигиены, диаграммы в рис. 4 (а, б).

shokurovar_t1.eps

Рис. 4а. Входная диагностика 1г После проведенной работы

shokurovar_t2.eps

Рис.4б. Входная диагностика 1в Выходная проверка

2. Ставлю цель: повысить гигиеническую грамотность одноклассников.

shokurovar_6.jpg

Рис. 3

Для этого провела следующую работу в классе. Во время классного часа я рассказала об основных навыках личной гигиены.

Дальше разделила класс на 3 группы. Одна группа подготовила викторину «Что мы знаем о гигиене», в которой были следующие вопросы:

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

- Обязательно ли мыть руки?

- Что нужно делать с фруктами перед употреблением?

- Насколько часто надо стричь ногти?

- Зачем нужно знать правила гигиены?

- Правильно ли поступает человек который моется и переодевает белье один раз в месяц?

Вторая группа приготовила памятку с основными правилами личной гигиены и раздала их каждому в классе. Пример памятки на рис. 5.

«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ»

  • Принимайте водные процедуры не реже одного раза в неделю, очищайте уши и нос от загрязнений
  • Следите за чистотой рук и ногтей
  • Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом.
  • Голову необходимо мыть по мере загрязнения шампунем, нельзя пользоваться чужой расческой.
  • Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером, только своей щеткой
  • Мойте руки и лицо перед едой, после прогулки на улице, туалета, игры с животными, занятий спортом.
  • Нательное белье необходимо менять каждый день.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.
  • Мойте фрукты, овощи перед едой
  • Никогда не пользуйтесь чужой тарелкой и ложкой, не пейте из чужого стакана.
  • У каждого ребенка должно быть свое полотенце для лица, рук и ног.

Рис. 5

shokurovar_7.jpg

shokurovar_8.jpg

Рис. 6. Плакат «Гигиена – наше здоровье»

Третья группа сделала плакат с рисунками о чистоте и гигиенических навыках (Рис. 6).

В заключение провела повторное анкетирование в классах. Мы видим, что уровень знаний детей о гигиене повысился после проведенной работы, а именно стали чаще мыть руки перед едой, после прогулки, игры с животными, купаться. А дети из класса в котором не проводилась работа, не так заметно улучшили свои гигиенические навыки.

Выводы

В результате проведенной исследовательской работы среди моих сверстников, выявила недостаточную осведомленность их о гигиенических навыках и требованиях необходимых в жизни. После проведения работы они узнали много нового и стали более гигиенически грамотны. Наша гипотеза подтвердилась. Гигиена - залог здоровья, а знание о гигиене и гигиенических навыках позволяют снизить риск возникновения инфекционных заболеваний.

Заключение

Итак, результатом моей работы является выполнение поставленных перед собой задач:

- изучить литературу с целью получения информации о гигиене, беседа с главным специалистом по детству в Туймазинском районе;

- провести анкетирование учащихся класса с целью выявления сверстников, которые не знают правила личной гигиены;

- ознакомить с литературой по данному вопросу;

- провести викторину «Что мы знаем о гигиене » в классе;

- разработать с одноклассниками плакат «Гигиена – наше здоровье»;

- разработать памятку «Каждый должен знать».

Наша гипотеза подтвердилась: навыки личной гигиены зависят от уровня гигиенической грамотности.

В данной работе я хотела показать, что соблюдение личной гигиены поможет сохранить здоровье, и ее необходимо соблюдать с младшего возраста. Таким образом, проведенная мной работа поможет моим одноклассникам в будущем при профилактике различных заболеваний, связанных с соблюдением правил личной гигиены, например, болезней, передающихся через грязные руки.


Библиографическая ссылка

Шокурова С.Д. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА МОИХ СВЕРСТНИКОВ // Старт в науке. – 2016. – № 3. – С. 38-44;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=315 (дата обращения: 12.12.2019).