Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Алексеев Р.Н. 1
1 Городская классическая гимназия г. Якутска
Гомзякова Александра Олеговна (г. Якутск, Городская классическая гимназия)
дети
права
кодекс
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка».ъ
6. Федеральный закон «Об образовании».
11. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России - М.: Школьная Пресса, 2005. ? 96 с. ЦДЮБ.
12. "Детская конституция": как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / Коммент.: А. Н. Тарасенковой, Т. А. Масловой. ? М.: Библиотечка РГ, 2005. ? 191 с.: ил. ? (Б-чка "Российской газеты"; Вып. 11).
13. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник для вузов.М.: Норма, 2006. ? 703 с. Аб; ЦДЮБ.
14. Байкин И. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - N 2. - С. 39-42.
15. Магомедова Э. М. Право ребенка выражать свое мнение // Закон и право. - 2010. - N 10. - С. 52-55.

ВВЕДЕНИЕ

Многие беды имеют своими корнями как раз то,

что человека с детства не учат управлять

своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям:

можно, надо, нельзя.

В.А. Сухомлинский.

Ребенок должен быть настоящим гражданином своей Родины, уметь жить в обществе, уважать законы государства и соблюдать их. Но это невозможно без знания, прежде всего, своих, детских прав и обязанностей.

Взрослые всего мира позаботились о наличии множества нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение прав и интересов детей, однако «сухой язык» закона сложен для восприятия ребенка. В современной России эту проблему предлагают разрешить с помощью методичек, буклетов, небольших пособий. При этом нет издания, аккумулирующего все (или хотя бы основные) нормы прав о детях.

Было выдвинуто предположение, что дети недостаточно знают о своих правах, обязанностях и ответственности вследствие отсутствия единого кодифицированного сборника законов разных уровней на доступном для них языке.

Цель: издать понятный для детского восприятия «Кодекс прав и обязанностей детей».

Для реализации цели решали следующие задачи:

- изучить нормативные акты, содержащие права, обязанности и ответственность детей;

- провести анкетирование детей разных возрастных групп на знание ими своих прав, обязанностей и ответственности.

- проанализировать и обобщить полученный материал.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученного кодифицированного материала в библиотеках, на классных часах.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, в том числе и за детьми. Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью [2, с. 17].

Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Ответственность – необходимость отвечать за свои действия, поступки.

В Российской Федерации действуют множество нормативных правовых актов, устанавливающих как права и обязанности детей, так и их ответственность. Эти акты приняты на разных уровнях: международном (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.), федеральном (Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»), региональном (Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», «О правах ребенка») и многие другие.

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее 18 лет. Каждый ребенок имеет личные неимущественные права. К ним относятся право на жизнь, свободу, имя, неприкосновенность своей личности, честь и достоинство. Детям в Российской Федерации гарантируется право на бесплатное образование и на охрану здоровья, право жить и воспитываться в семье.

Семейное законодательство закрепляет право ребенка выражать свое мнение, а мнение учет мнения ребенка, достигшего 10-ти лет, является обязательным [3, с. 57].

В век развития рыночной экономики особенно важен комплекс имущественных прав детей. Так, ребенок имеет право собственности на заработанные средства, он вправе заключать мелкие сделки, осуществлять права автора произведений науки, литературы и искусства.

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»,- говорит французский философ Фелисите Робер де Ламенне о взаимосвязи прав и обязанностей [12, с. 28].

Каждый ребёнок обязан получить основное общее образование. Обучающийся ребенок обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, посещать учебные занятия.

Немаловажными являются такие обязанности ребенка, как забота о своем здоровье. Особенно это актуально в непростое время пандемии. Когда от поведения каждого, даже самого маленького ребенка, могут зависеть сотни жизней людей.

Ребенок обязан уважать родителей, заботиться об их здоровье, проявлять милосердие к больным и престарелым родителям, и родственникам.

Наконец, по достижении 14 лет ребёнок обязан получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Если ребенок не поступает по совести, нарушает права других и не исполняет законы, наступает его ответственность.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарной ответственности - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность [6, с. 43].

Ребенок, осуществляющий трудовую деятельность, несет дисциплинарную ответственность.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 - 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред.

Административная ответственность наступает с 16 лет и наступает за совершение административных правонарушений, а за совершение преступлений предусмотрена уголовная ответственность.

СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В процессе исследования изучались нормативно-правовые акты, из них выделялись основные положения, касающиеся темы исследования, а затем обобщались в три группы: права детей, их обязанности и ответственность, в зависимости от которых была определена структура кодекса.

Каждая норма закона была снабжена комментарием с примером, понятным для ребенка, иллюстрацией.

Кодекс учитывает и специфику семейного законодательства, которое отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее регионов. В нем есть ряд норм, принятых и действующих в Республике Саха (Якутия).

Кодекс имеет вступительную статью, обращенную руководителю, учителям, друзьям, одноклассникам, юристам-профессионалам, помогавшим разбираться в непростых вопросах права.

В качестве приложения в Кодекс включена Памятка безопасности детей и список телефонов помощи, которые помогут в трудную минуту (рисунок).

Предоставленные друзьями автора рисунки сделали кодекс по-настоящему детский, ярким, запоминающимся.

Готовый проект был отпечатан в профессиональной типографии.

Рис. 1. Обложка и пример страниц созданного при исследовании Кодекса

прав и обязанностей детей для детей (1-9)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

В процессе работы было проведено анкетирование на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» (рис. 2). Вопросы анкеты: какие права детей вам известны? Есть ли у детей обязанности? Какие? Можно ли наказывать детей? За что и каким образом?

Было опрошено 200 детей в возрасте от 10 до 16 лет.

Оценивали учитель истории и обществознания высшей категории, стаж 36 лет, и юрист-практик, Советник юстиции, стаж 20 лет.

В ходе исследования было выяснено, что дети недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях, имеют слабое представление о своей ответственности и не владеют информацией о применяемых в отношении несовершеннолетних наказаниях.

Рис. 2. Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» до эксперимента

Детям известны такие права, как право на жизнь, имя, бесплатное образование, лечение и защиту.

Своими обязанностями считают учебу, уроки и помощь родителям, дети постарше считают себя обязанными уважать и слушаться родителей, соблюдать законы государства, нормы морали и школьный устав.

Относительно ответственности знания самые слабые.

В качестве наказаний дети предлагают рассмотреть лишение гаджетов и сладкого.

С помощью созданного кодифицированного сборника прав автором проводилось обучение ребят, прошедших анкетирование.

Вначале беседы презентовался Кодекс, доносилась цель и идея его создания.

После презентации дети читали данный сборник, обсуждали его и задавали автору интересующие вопросы. После обучения (3 урока) ребятам предлагалось заполнить контрольные анкеты, содержащие те же вопросы, что и в первоначальной. Оценивали результаты анкетирования те же эксперты.

Контрольное анкетирование показало более высокий уровень знаний учащихся всех возрастных групп в области ювенального права (рис. 3).

Рис. 3. Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» после эксперимента

Расширился перечень называемых прав: на имя, на семью, бесплатное образование, медицинскую помощь, на труд, отдых, имущество и т.д.

Дети стали правильно понимать свои обязанности, установленные законом, именно законом, а не нормами морали, принятыми в обществе.

Они стали различать уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность, сумев назвать виды наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних.

При этом во всех возрастных группах увеличилось количество детей, рассуждающих о правовых вопросах и верно использующих юридические термины, чем при экспериментальном анкетировании.

100% учащихся смогли ответить на поставленные вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы подтвердилась гипотеза автора о низкой правовой культуре детей в силу отсутствия кодифицированного сборника законов на доступном для них языке. При этом эксперимент показал, что Кодекс прав и обязанностей детей для детей помог школьникам в устранении пробелов в области ювенального права.


Библиографическая ссылка

Алексеев Р.Н. СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ // Старт в науке. – 2021. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1982 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674