Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СТЕПЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСК (АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Невингловский В.А. 1
1 МАОУ "Школа № 26 города Благовещенска"
Володин Владимир Владимирович (г. Благовещенск, МАОУ «Школы №26 г. Благовещенска», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»)
степень загрязнения
экология
благовещенск
амурская область
1. Гильденскиольд С.Р., Гришаева Ю.М., Глазачев С.Н. Экологическая культура личности в свете развития экологического законодательства // Вестник РМАТ. – 2019. – № 4. – С. 59-70.
2. Зиятдинов Ш.Г. К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи // Символ науки. – 2018. – № 8. – С. 70-72.
3. Маруарова А.Т. Развитие экологической культуры в современной школе // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 3. – С. 121-124.
4. Ситак Л.А., Побережная Е.Г. Формирование экологической культуры личности через развитие экологического сознания // Век качества. – 2018. – № 2. – С. 76-80.
5. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. – 2011. – № 1. – С. 20-32.

Введение. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания молодого поколения приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое воспитание в разряд первостепенных государственных проблем.

Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. Школьники, получившее определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране.

В рамках настоящего исследования была поставлена цель – выявить степень загрязнения окружающей среды города Благовещенск.

Задачами исследования являются:

  1. Рассмотреть понятие экологической культуры как ключевого термина исследуемой проблемы.
  2. Проанализировать местности города Благовещенск с целью определения степени загрязнения окружающей среды.
  3. Проанализировать и систематизировать полученные результаты.

Обзор литературы. В ходе теоретического исследования нами был осуществлен анализ современных источников по проблеме экологической культуры (Ш.Г. Зиятдинов [2], С.Р. Гильденскиольд [1], Ю.М. Гришаева [1], С.Н. Глазачев [1]), а также по проблеме экологического просвещения молодежи (А.Т. Маруарова [3], Л.А. Ситак [4], Е.Г. Побережная [4], Л.Ю. Чуйкова [5]).

Анализ литературы показал, что экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [2]. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии [3].

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов [5].

Основная часть. В рамках исследования нами был проведен анализ отдельных территорий города Благовещенска с целью определения степени загрязнения окружающей среды.

Анализ осуществлялся на следующих территориях города Благовещенска:

  1. Городской парк культуры и отдыха.
  2. Площадь им. Ленина.
  3. Двор МАОУ «Гимназии №1 г. Благовещенска».
  4. Жилой двор по адресу: ул. Комсомольская, 20.
  5. Жилой двор по адресу: ул. Красноармейская, 219.
  6. Жилой двор по адресу ул. Институтская, 14А
  7. Жилой двор по адресу ул. Горького, 92
  8. Жилой двор по адресу ул. Пушкина, 47
  9. Жилой двор по адресу ул. Кантемирова, 19
  10. Жилой двор по адресу ул. Студенческая, 47
  11. Жилой двор по адресу ул. Ленина 150

Выбор вышеуказанных территорий обусловлен тем, что часть из них – это центр города (1,2), а другая часть – жилые районы, отдаленные от центра (3-11).

Анализ проводился по следующим показателям:

  1. Степень загрязнения (наличие мусора).
  2. Наличие мусорных урн.
  3. Наличие мусорных баков.

Перейдем к результатам исследования.

Результаты и обсуждение.

Результаты анализа были систематизированы и представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Степень загрязнения анализируемых районов г. Благовещенска.

Наименование местности

Степень загрязнения

Наличие урн

Наличие мусорных баков

Городской парк культуры и отдыха.

Загрязнение отсутствует

Имеются в большом количестве

Имеются

Площадь им. Ленина

Загрязнение отсутствует

Имеются в большом количестве

Отсутствуют

Двор МАОУ «Гимназии №1 г. Благовещенска».

Загрязнение отсутствует

Имеются в большом количестве

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Красноармейская, 219.

Высокая степень загрязнения

Отсутствуют

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Пушкина, 47

Высокая степень загрязнения

Отсутствуют

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Институтская, 14А

Высокая степень загрязнения

Отсутствуют

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Комсомольская, 20.

Средняя степень загрязнения

Присутствуют в малых количествах

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Горького, 92

Средняя степень загрязнения

Присутствуют в малых количествах

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Кантемирова, 19

Загрязнение отсутствует

Имеются в большом количестве

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Студенческая, 47

Средняя степень загрязнения

Присутствуют в малых количествах

Имеются

Жилой двор по адресу ул. Ленина 150

Средняя степень загрязнения

Присутствуют в малых количествах

Имеются

 

По результатам анализа нами были сделаны выводы: на территории жилого двора по адресу ул. Кантемирова, 19, Городского парка культуры и отдыха, Площади им. Ленина и в школьном дворе, какого-либо загрязнения не наблюдалось. На территории отсутствовал мусор в какой-либо форме; улицы убраны; установлено большое количество урн. Однако, в исследуемых нами жилых дворах города выявлено большое количество мусора. На тротуарах разбросаны бутылки, фантики, пакеты и другой мусор. Кроме этого, наблюдается отсутствие (присутствие в малых количествах) урн. Стоит отметить, что мусорные баки присутствуют на всех наблюдаемых нами территориях, кроме Площади им. Ленина. Таким образом, стоит обратить особое внимание на проблему загрязнения окружающей среды именно в жилых районах города.

Заключение.

Экологическая культура -часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

В рамках эмпирического исследования были сделаны выводы: в жилых районах города Благовещенск наблюдается высокая степень загрязнения окружающей среды. Данная проблема усугубляется тем, что в жилых районах недостаточно урн, в которые человек мог бы бросать мусор. Подчеркнем, что в центре города имеется большое количество мусорных урн, а степень загрязнения минимальна. Стоит обратить особое внимание на проблему загрязнения окружающей среды именно в жилых районах города.

Перспективы дальнейшего исследования видим в разработке экологического проекта. Проект будет представлять собой разработку школьного актива экологической направленности, направленного на экологическое просвещение молодежи.


Библиографическая ссылка

Невингловский В.А. СТЕПЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСК (АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ) // Старт в науке. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1979 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674