Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗА «Я-ВИРТУАЛЬНОЕ» У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ INTERNET (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ)

Неустроева В.В. 1
1 МБОУ "Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева"
я-концепция
я-виртуальное
я-реальное подростки
сельские школьники
методики
корреляция
1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью, 1999не. С.70-76.
2.Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. http://www.cyberpsy.ru.
3.Горный Е. Онтология виртуальной личности// Сетевая словесность. http://www.netslova.ru/gorny/selected/ovl.html.
4.Россохин, А.В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа исс) / А.В. Россохин // Личность в измененных состояниях сознания / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. – М: Смысл, 2009. – С. 516–523.
5. Онлайн тестирование http://www.psytests.org.
6 Онлайн калькулятор для расчета коэффициента корреляции Спирмена http://www.medstatistic.ru.
7.Психоанализ – роль социальных факторов. . http://www.studme.org.

Введение
Сегодня жизнь современного человека немыслима без Интернета и связанных с ним компьютерных технологий. Всемирная паутина (World Wide Web) становится своеобразной площадкой виртуальной коммуникации для множества пользователей, способной беспрепятственно соединить «всех со всеми» при условии их включенности в эту паутину. Интернет привлек много пользователей именно тем, что предоставил людям возможность примерить новую личность. Чаты и форумы полны виртуальными пользователями самых разных возрастов с постоянно меняющимися никами и аватарами. Данный факт отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями (Б. Шнейдерман, Л. Н. Бабанин, А. О. Прокшина, В. А. Солодовник и О. К. Тихомиров). Например, А. Е. Войскунский с соавторами указывают: информационные технологии сами по себе не могут влиять только лишь отрицательно на личностное развитие в юношеском возрасте [2].

Наше село Танда Усть-Алданского улуса является труднодоступной местностью. В декабре 2018 года село подключено к оптической связи. На данный момент 80% населения имеет скоростной интернет 10Мбит.

Выбранная мною тема для исследования сейчас очень актуальна, так как среди пользователей сети Internet все больше детей и подростков, которые по-разному пользуются возможностью самовыражения в сети Internet.

Цель: изучить основные средства выражения индивидуальности личности в Интернете

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 27 учеников 9-11 классов МБОУ «Тандинская СОШ им. М.Н. Готовцева» Усть-Алданского улуса.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы.

2. Индуктивные: изложение отдельных фактов и выделение на их основе общих закономерностей: анализ, сравнение, обобщение.

3. Практические:

- анкетирование

- тестирование по методикам “Методика самооценки Дембо Рубинштейн», Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)», Семантический дифференциал Ч. Осгуда (СДО) онлайн тестирование на сайте http://www.psytests.org.

- корреляционный анализ по Спирмену на сайте http://www.medstatistic.ru.

Перед проведением экспериментальной части исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить степень вовлеченности испытуемых в виртуальную (интернет) среду;

2. Определить доминирующую Я-концепцию испытуемых;

3. Выявить зависимость степень личностной идентичности респондента в виртуальном пространстве от уровня его самооценки.

При проведении исследования применялись следующие методики:

- анкетирование;

- методика самооценки Дембо-Рубинштейн;

- методика «Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г.Айзенка)»;

- методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда (СДО)» онлайн тестирование на сайте http://www.psytests.org;

- корреляционный анализ Спирмена на сайте http://www.medstatistic.ru онлайн калькулятор для расчета коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления степени вовлеченности испытуемых в виртуальную (Internet) среду среди старшеклассников 9-11 классов проведено анкетирование (табл. 1).

Таблица 1

Анкета «Исследование средств самовыражения подростков в сети Internet»

Вопросы

   

Ответы

 

1

Пол

   

Муж.: 12, жен.: 15

2

Являетесь

ли вы

пользователем

Да: 27;

нет: 0

 

сети Интернет?

       

3

Что для вас значит:

Всё (жизнь): 1

 

Общаться в Интернете?

Провождение времени: 13

       

Поиск нужной информации: 12

       

Поиск друзей по интересам: 2

       

Разное: 5

 
       

Не смогли ответить: 0

4

Что такое чат?

 

Знают: 14;

5

Что такое ник?

 

Знают: 18;

6

Что такое аватара?

Знают: 18;

7

Что такое блог?

 

Знают: 12;

8

Что такое форум?

 

Знают: 9;

9

Что такое е-мэйл?

 

Знают: 15;

10

Пользуйтесь ли вы в сети

Да: 19;

нет: 8

 

аватарами, никами, подписями?

   

11

Чем руководствовались, когда

Не смогли ответить: 6

 

выбирали

эти

средства

Характер: 2

 

самовыражения?

 

Имя и фамилия: 6

       

Понравилась картинка: 5

       

Модное кино (группа, мультик и

       

т.д.): 2

 
       

Другое: 1

12

Ваш

аватар

содержит

Знаменитости: 2

 

изображение:

   

Аниме:1

 
       

Животного: 0

       

части тела: 0

       

дети: 1

 
       

фэнтези: 0

       

Природа:3

 
       

мультяшки:0

       

игры: 2

 
       

спорт:

 
       

свое фото: 11

       

другое: 8

 
                     

Как видно из анкетирования все обучающиеся 100% пользуются сетью в поисках информации и времяпровождения.

При выборе средств самовыражения в основном руководствовались:

  1. До сих пор не смогли ответить-27,4%.
  2. Характер-9%.
  3. Имя Фамилия-27,4%.
  4. Понравилась картинка-22,7%.
  5. Модное кино (группа, мультик и т.д.) - 9%
  6. Другое- 4,5%

Методика «Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)» представляет собой сокращенный вариант Личностного опросника Г.Айзенка и служит для определения таких важнейших характеристик, как общительность и эмоциональная устойчивость, которые Айзенк рассматривал как составляющие темперамента. Методика состоит из сорока вопросов, ответы на которые позволяют узнать свой темперамент и соотнести его с будущей профессиональной деятельностью. По итогам исследования в нашей школе по методике Айзенка выявили следующее (диаграмма 1):

Сангвиники -9-33,34%

Флегматики -11- 40,74%

Холерики – 4- 14,81%

Меланхолики-3 – 11,11%.

Диаграмма 1. Определение темперамента старшеклассников

Как видно из исследований, в нашей школе преобладают флегматики и сангвиники. Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.

Далее было определено предпочтение старшеклассниками аватарок, а также их выбор по типу темперамента (диаграммы 2, 3).

Диаграмма 2. Предпочтения выбора аватарок старшеклассниками

Как видим из диаграммы 2, большинство ребят выставляют свое фото, или не выставляют фото. Имеются также картинки природы, знаменитостей.

Диаграмма 3. Аватарки учащихся по типу темперамента

Как видно из диаграммы 3, свое фото выставляют сангвиники, холерики, меланхолики. Нет фото у меланхоликов и флегматиков. Картинки присутствуют у сангвиников и флегматиков.

Определение самооценки учащихся проведено по методике самооценки Дембо – Рубинштейн, модифицированной и нормированный на отечественной выборке А.М. Прихожан (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Самооценка старшеклассников

Как видно из тестирования у старшеклассников наблюдается очень высокий и средний уровень самооценки. Низкий уровень самооценки наблюдается у 2 обучающихся.

Далее мы изучили уровень самооценки по типу темперамента (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Уровень самооценки по типу темперамента

Как видно из диаграммы 5 очень высокий уровень самооценки наблюдается у холериков, сангвиников, средний уровень у флегматиков, сангвиников. Низкий уровень самооценки у меланхоликов.

Методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда» (СДО)

Тестирование по данной методике проводился в онлайн режиме. Преимущество онлайн тестирования, это автоматическое заключение результата. На тестирование с данной методики отводилось 5 минут на каждого тестируемого. Средние показатели обработаны на программе Exsel

Испытуемым предлагалось описать свое виртуальное «Я», идеальное «Я» и реальное «Я»

• Среднее значение по фактору «Оценка» (реальное «Я») -8,85

• Среднее значение по фактору «Силы» (идеальное «Я»)-6,0

• Среднее значение по фактору «Активность»(виртуальное «Я»)- 5,9

Корреляционный анализ «Я –реальное» и «Я-виртуальное»

Предназначение корреляционного анализа сводится к выявлению наличия зависимости между различными факторами. То есть, определяется, влияет ли уменьшение или увеличение одного показателя на изменение другого. Коэффициент корреляции варьируется в диапазоне от +1 до -1. При наличии положительной корреляции увеличение одного показателя способствует увеличению второго. При отрицательной корреляции увеличение одного показателя влечет за собой уменьшение другого. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем заметнее изменение одного показателя отражается на изменении второго. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Для корреляционного анализа мы взяли 2 переменные фактору «Оценка» и фактору «Активность». Корреляционный анализ мы провели на онлайн калькуляторе для расчета коэффициента корреляции Спирмена.

Проведя корреляционный анализ, получилось, что:

Коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0.759. Связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Число степеней свободы (f) составляет 25. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.382. ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05). Таким образом, Я реальное и Я виртуальное статистически значимы.

Таким образом, в виртуальном мире полностью отражается внутренний мир человека. Старшеклассники активные, уверенные в себе выставляют своё фото, стеснительные, замкнутые обучающиеся выставляют на своем аватаре в основном картинки. Обучающиеся нашей школы в основном пользуются сетью Internet в поисках информации (44,4%) и времяпровождения (48,1%).

Заключение

После масштабного распространения интернета, многие люди потеряли связь с реальной жизнью и с головой погрузились в виртуальный мир.
Есть масса примеров зависимости от всемирной паутины, что стало серьезной проблемой человечества. Но есть и положительные стороны, ведь некоторые люди добились серьезных успехов в виртуальном мире.

Виртуальная или реальная жизнь, что лучше? Человек может прожить без доступа к интернету, даже если он зависимый.

Выводы

На основании проделанной работы мы можем сделать выводы:

1. «Я-реальное» противопоставляется в психологии «Я-виртуальное». Первое – это, какой человек есть на самом деле, второе – то, каким он хочет быть или казаться.

2. Виртуальная личность отличается от реальной личности тем, что она не имеет материального тела и состоит исключительно из знаков и действий в виртуальном мире.

3. В виртуальном мире полностью отражается внутренний мир человека. Старшеклассники активные, уверенные в себе выставляют своё фото; стеснительные, замкнутые обучающиеся выставляют на своем аватаре в основном картинки.

4. По результатам корреляционного анализа по Спирмену, «Я-реальное» и «Я-виртуальное» статистически значимы, таким образом, выдвинутая нами гипотеза «Я-виртуальное» обладает рядом особенностей и далеко не всегда совпадает с «Я-реальное» подтвердилась.

5. Жить без гаджета в 21 веке крайне не комфортно, но жить в гаджете тоже не вариант. Какие бы доводы не приводились, но реальная жизнь намного лучше. Без реальной жизни прожить не получится.

Возможно, нашу жизнь скрашивают некоторые моменты и даже удаленное общение приносит эмоции, но они далеки от настоящих.

Так давайте подарим наше время лучше своим близким, родным, друзьям!


Библиографическая ссылка

Неустроева В.В. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗА «Я-ВИРТУАЛЬНОЕ» У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ INTERNET (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ) // Старт в науке. – 2020. – № 3. – С. 48-48;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1876 (дата обращения: 09.03.2021).