Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Окоемова Л.С. 1
1 МБОУ "Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева"
Федосеева Е.С. (Усть-Алданский улус, МБОУ “Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева”)
подросток
тревожность
агрессия
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.: ил. (Серия «Мастер психологии»)
2. Гуревич П. С. «Психология» учебное пособие. Москва, из-во «Старик Ватулинг», 2005. С. 518
3. Данилова Е. Е. под редакцией Дубровиной И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. 2-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160 с.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Агрессивные дети. Из книги «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Москва, изд-во ЦСПА «Генезис», 2000
5. Реан А.А. «Психология подростка» учебник. Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК» С. 112-121, С. 363-381.

Введение.

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены.

Цель: изучить влияние самооценки на проявление агрессивного поведения у подростков.
Методы исследования:

1. Анализ литературы на тему: агрессивность в подростковом возрасте.

2. Методика самооценка личности Демо-Рубинштейна

3. Опросник Басса –Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения».

4. Корреляционный анализ по Спирмену

Место проведения: МБОУ «Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева» МР «Усть –Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Выборка исследования: обучающиеся 7-9 классов, всего 23 обучающихся

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому раздавались бланки для заполнения тестов, затем зачитывалась инструкция и вопросы теста, анкетирование.

2.1.Анкетирование по агрессивному поведению

1. Есть ли в вашем классе ребята, которые обижают тебя (дразнят, бьют и т.д.), ответили:

«да» - 61,
«нет» - 39%.

2. На вопрос, что ты чувствуешь при этом, ответили:

плохое состояние – 16%,
обида – 16%,
ничего – 14%,
не обращаю внимание – 7% учащихся.

Для детей агрессия становится нормой, и они стараются не реагировать на ее проявления.

3. Значимость решения данной проблемы отметили:

Важно – 45% уч-ся
Крайне важно – 16%
Не важно – 26%
Совсем не важно – 11%

4. Чаще всего учащиеся сталкиваются:

со словесной агрессией – 73%
физической – 25%
косвенной – 10%
Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

У мальчиков и девушек одинаковая повышенность на физическую агрессию и на чувство вины. Повышенный уровень у девушек на косвенную агрессию и обиду, а у мальчиков повышенный уровень подозрительности.

 

Мальчики

Девочки

Физическая агрессия

53/П

59/П

Вербальная агрессия

46/Ср

41/Ср

Косвенная агрессия

40/Ср

59/П

Негативизм

40/Ср

49/Ср

Раздражение

39/Ср

29/Низк

Подозрительность

59/П

41/Ср

Обида

42/Ср

58/П

Чувство вины

67/П

72/П

 

Средние показатели агрессивности по опроснику Басса-Дарки представлены на рис.1

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражитель-ность

Подозритель-ность

Обида

Чувство вины

30/Ср

44/Ср

47/Ср

43/Ср

41/Ср

59/П

48/Ср

69/П

По методике Басса – Дарки мы выяснили что, к повышенному уровню относятся косвенная агрессия, подозрительность и чувство вины, а в среднем уровне физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражительность, обида. Сделаем вывод что у 48% детей самооценка завышена.

Результаты исследования по методике диагностика уровня агрессии по методике Басса-Дарка – индекс агрессии.

Шкалы «физическая агрессия», «раздражительность» и «вербальная агрессия» включены в индекс агрессивности.

Исходя из полученных данных, только у 56%подростков нормальный уровень агрессии, что на 44% меньше, чем у подростков с уровнем агрессии выше нормы. Такая агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям.

Рисунок 2 – Распределение результатов уровня агрессии по методике опросник Басса-Дарки.

Агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д. (Долгова В.И., Долгов П.Т., Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. [14, 15]).

Результаты изучения самооценки у подростков по методике Дембо-Рубинштейн

Проведя вышеуказанные методики, были получены следующие результаты:

Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн.

Рисунок 1 – Распределение результатов уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Из результатов проведенной методики (Рисунок 1) видно, что 48% подростков (далее учеников) имеет оч. высокий уровень самооценки, 48 % имеют средний уровень и 4% низкий уровень самооценки. Преобладающее количество подростков с высоким и средним уровнем самооценки означает, что такие подростки переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

Такие подростки отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность.

В проведенном исследовании выявлен 1 подросток с низкой заниженной самооценкой.

2.2. Корреляционный анализ исследования

Далее был проведен математический расчет взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков. Для того, чтоб определить взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения подростков, был использован расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена на программе Exsel.

Предназначение корреляционного анализа сводится к выявлению наличия зависимости между различными факторами. То есть, определяется, влияет ли уменьшение или увеличение одного показателя на изменение другого. Коэффициент корреляции варьируется в диапазоне от +1 до -1. При наличии положительной корреляции увеличение одного показателя способствует увеличению второго. При отрицательной корреляции увеличение одного показателя влечет за собой уменьшение другого. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем заметнее изменение одного показателя отражается на изменении второго. При коэффициенте равном 0 зависимость между ними отсутствует полностью

Расчёт выявил положительную корреляцию между самооценкой и агрессивным поведением подростков. Проведя корреляционный анализ, получилось, что самооценка не влияет на агрессивность, но зато влияет личностная тревожность:

  1. Самооценка коррелирует с уровнем притязаний: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний (0,65).
  2. Обнаружена взаимосвязь между личностной тревожностью и подозрительностью: чем выше личностная тревожность, тем выше подозрительность (0,62).
  3. Личностная тревожность коррелирует с чувством вины: чем выше личностная тревожность, тем выше чувство вины (0,47).
  4. Обнаружена положительная связь между чувством вины и обидой: чем выше чувство вины, тем выше обида (0,49).
  5. Так же установлена связь между личностной тревожностью и обидой: чем выше личностная тревожность, тем выше обида (0,40).
  6. Обида взаимодействует с негативизмом (0,41) и раздражением (0,43), корреляция имеет положительные значения, а раздражение влияет на косвенную и физическую агрессию: чем выше раздражительность, тем выше физическая (0,51) и косвенная агрессия (0,48).

Заключение

Проблема агрессии в современном мире является актуальной с точки зрения науки. 1. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, не нашла своего подтверждения, вместе с тем анализ психологических исследований показал, что самооценка подростка может влиять на проявление у него агрессивности.

2. Корреляционный анализ данных исследования показал, что возникновение различных агрессивных реакций у подростков, таких как обида, раздражительность, подозрительность, негативизм, чувство вины обусловлены прежде всего высоким уровнем личностной тревожности и как правило выступают как психологические защиты.


Библиографическая ссылка

Окоемова Л.С. ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ // Старт в науке. – 2020. – № 3. – С. 47-47;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1875 (дата обращения: 09.03.2021).