Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СВЯТАЯ ПАМЯТЬ, БУДЬ ТРЕВОЖНА

Сухарева А.А. 1
1 г. Калуга, МБОУ «СОШ №51», 6 Г класс правоохранительной направленности
Подкопаева В.С. (Калуга, МБОУ «СОШ № 51»)
1. Книга «Эстафета памяти» под ред. Н.А. Соловьевой о калужанах – героях Калуги, 2007 год.
2. Книга «Война глазами детей», Калуга 1993 год.
3. Книга «Дети военной поры» под ред. Э. Максимова, 1988.
4. Газета «Знамя» № 35 за 2010 год. Статья Александры Мировой «Желтые звезды немецкого гетто».
5. Книга «Мемориал Аушвиц-Биркенау» под ред. Габриэлы Никлиборц, Польша, 2017 год.
6. Газета «Перемена» № 23 за 2019 год «Святая память, будь тревожна», А. Сухарева.
7. Газета «Наш Терепец» № 3 за октябрь 2014 года, посвященная Н.И. Гамаюновой.

1. Цель работы – привлечь внимание к проблемам малолетних узников, оказать практическую помощь последним.

Задачи:

1. Освещение темы через публикацию в школьной газете «Перемена».

Методы: посещение на дому, интервью с малолетней узницей Гамаюновой Н.И., предоставление этих материалов областную газету «Весть» для привлечения общественности к данной проблеме (журналисту Н.В. Луговой).

2. Выступление с этой темой на школьных научных чтениях и перед одноклассниками с целью проведения социологического опроса «Что они знают о малолетних узниках и вообще о лагерях смерти».

3. Привлечение волонтеров к проблемам одиноких и больных малолетних узников с целью оказания им практической помощи и внимания. Поздравление таких людей с праздниками.

4. Для себя лично – поддержать и оказать помощь хотя бы одному такому человеку.

5. Установить связь с городским комитетом малолетних узников, чтобы помочь в решении жилищных проблем нашей героини.

Актуальность темы в том, что накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне не все ветераны и узники концлагерей имеют нормальные условия для жизни и общество просто обязано им помочь.

Практически: подготовка и осмысление собранных материалов, пробуждение в сверстниках чувства сопричастности и уважения к таким людям, как Н.И. Гамаюнова, а также воспитание патриотизма.

Методы работы:

1. Изучение документальных и литературных источников по концлагерям (путеводители и статьи, литература).

2. Посещение ветерана и реальная помощь волонтеров.

3. Знакомство одноклассников с материалом через газету «Перемена» и доклад.

Святая память, будь тревожна!

Здравствуйте уважаемые члены жюри! Меня зовут Сухарева Анастасия.

Я учусь в кадетском 6 «Г» классе и побывала на многих патриотических мероприятиях. С командой я была на малой нобелевской неделе в Сочи, хотя мне не удалось занять призового места и, приехав, мы успешно выступали в лагере «Белка». Двое из наших ребят побывали летом в Артеке за свою научную и юнкорскую работу. Мне давно хотелось заявить себя в этом же. Тему мой работы подсказала летняя поездка с родителями в Польшу.

Между нашими странами непростые отношения. Но рядовые люди охотно общались с нами. Они помнят русский язык и вклад нашей страны в освобождения от фашизма.

Мы же радовались уникальной и замечательной природе сопредельного государства. А я вспомнила из уроков истории что король Польши Казимир не подчинился хану Ахмату в Стояние на Угре. И это явилось, в какой-то степени, причиной успеха нашего войска. А вообще границы Речи Посполитой простирались практически до Угры. И интересы соседей всегда очень часто соприкасались с интересами Руси.

Мы побывали в Кракове и Варшаве. Меня очень впечатлил Краков – древняя столица Польши и место коронования польских королей.

Но главное – меня потрясла наша экскурсионная поездка в небольшой город в окрестностях Кракова – Освенцим, где в годы Второй Мировой Войны расположилось одно из страшных мест на Земле – фашистский концентрационный лагерь Аушвиц… Посещение музея этого лагеря произвело на меня неизгладимое впечатление.

Сначала мы вместе с экскурсоводом осмотрели экспозицию музея лагеря. Концлагерь был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он является одним из главных символов жесткости фашизма.

В музее меня особенно поразили его экспонаты всё здесь напоминает о сотнях тысяч загубленных человеческих жизней – горы обуви, одежды, чемоданов и даже мешки, набитые волосами, состриженными с голов узников… Теми волосами, которые фашисты, спасаясь бегством, не успели вывезти на свои фабрики.

Со слов экскурсовода, а также из плакатов музея я узнала, что фашисты не брезговали ничем – выдирали у узников лагеря зубы, отнимали у них украшения и даже протезы у инвалидов.

Жизнь узника лагеря, как правило, длилось недолго и её итогом в большинстве случаев становилась газовая камера. Перевезенных в Аушвиц евреев до конца держали в неведении относительно того, что их ждет. Обычно им говорили, что они будут направлены в лагерь, но предварительно должны пройти дезинфекцию и помыться. Их заводили в газовые камеры, которые для маскировки были оборудованы под душевые. Затем трупы сжигали в крематориях…

Более миллиона евреев, славян, цыган и других, по самым скромным подсчетам, было замученно в этом лагере смерти. Прежде всего, жертвами были дети. В газовых камерах узников считали сортировали и сжигали. «Обречен на смерть» – это о малолетних узниках. Раф Исраэль, чудом выжавший узник, признавался: «Я уже несколько лет не могу смеяться».

Концлагерь был освобожден 27 января 1945 года советскими войсками. На территории музея где находились бараки для узника есть мемориальная доска в память о представлениях разных национальностей погибших в лагере надписи на нем выполнены на языках народов узниках лагеря в том числе и на русском языке…

А уже после возвращения в Калугу я узнала о судьбе малолетней узницы концлагеря Нины Ивановны Гамаюновой.

В конце 2018 года я встретилась с Ниной Ивановной, которая во время Великой Отечественной Войны находилась в фашистом концлагере. Встреча с ней – одно из самых значительных событий в моей жизни. Эта смелая и до сих пор привлекательная женщина ещё раз доказала, что наш народ не сломить.

О своей жизни она рассказывает с юмором, говорит, что, наверное, я одна такая у нас осталась: два побега и война за плечами…

В шестнадцать лет она попала в фашистский концлагерь. Условия там были очень тяжелыми. Они спали на каких-то порванных матрасах, укрываясь тряпками, на ногах были одеты деревянные башмаки. Но при этом ходили строем и пели песни. При тяжелой работе на кирпичном заводе их питание состояло из миски похлебки и четвертины недопеченной булки хлеба из ржаной шелухи и пары картофелин на ужин. Провинившихся узников фашисты вешали и заставляли остальных смотреть на это. А ещё по несколько часов стоять на пальцах ног не опускаясь на пятки. Кто не выдерживал – били по ногам тяжёлыми предметами и заставляли продолжать испытание. Ослабевших узников немцы куда-то навсегда уводили…

Но наша Нина Ивановна решилась бежать. И помогла ей в этом немка, у которой двое сыновей погибли на фронте.

Четверо девушек через окно выпрыгнули когда две женщины изобразили драку. Среди этих четырех девушек была и Нина Ивановна. Немка прятала их две недели в подвале, потом проводила на вокзал, дала им в дорогу денег, по мешочку с сухарями, попросила проводника спрятать их под лавками, а по прибытию поезда сказала им разбежаться в разные стороны. На этом поезде она доехала до Австралии, где на ферме работала её сестра. Оттуда Нина Ивановна бежала на фронт с одиннадцатью солдатами чтобы помочь Родине в войне с фашизмом. Почти все погибли – при побеге выжила только Нина Ивановна и ещё двое солдат, которых фашисты поймали и закрыли в сарае, после чего их отправили работать на военном заводе. Там они максимально портили детали. Немного позже её перевели работать на подъемный кран. И в один из дней она разогнала кран и пробила стену военного завода за что её посадили в карцер.

Вызывали на допросы:

– Не боишься, что я тебя убью? – спрашивал ее эсесовец.

– Не боюсь. Я под защитой Бога. – ответила 16-летняя Нина. В итоге она два года пробыла в Германии и в 1944 году после освобождения попала в 44-й отдельный батальон 57-ой армии 3-го украинского фронта под командованием генерала Федора Толбухина.

После войны работала в шахте на глубине 1200 метров. Общий трудовой стаж Нины Ивановны – 54 года. Трудовую деятельность она закончила в возрасте 79 лет. В Калуге Нина Ивановна работала на водоканале.

Нина Ивановна награждена Орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени и многими и другими наградами.

Но при этом она полна жизни! Я уверена, что мы, молодое поколение, просто обязаны периодически навещать таких людей, как Нина Ивановна, и помогать им, чем можем.

Немецкое гетто – было и на территории Калуги во время ее оккупации. На берегу реки Оки на территории старого архива содержались лица еврейской национальности. Люди охранялись надзирателями с собаками. На спинах узников были нашиты желтые звезды, чтобы на случай побега из гетто никто не смог бы быстро спрятаться среди населения. Калужане, как могли, их поддерживали. Среди них была и юная комсомолка Нина Писулина. Она на коньках по льду рано замерзшей реки приезжала, чтобы поддержать умирающих людей. Приносила им и передавала, если позволяла охрана замороженную картошку, нехитрые лекарства, ткань для перевязки.

Как все это было и сколько людей прошло через гетто – теперь трудно уточнить. Но то, что фашисты хотели превратить нашу землю в сплошной концлагерь и избавиться от низших расс – русских, евреев, прочих славянских народов – очевидно.

Мы познакомились с малолетней узницей Анной Васильевной Анохиной, которая в настоящее время возглавляет комитет малолетних узников Московского округа, который входит в городской комитет малолетних узников.

Эти люди маленькими детьми познали все ужасы фашизма. И они очень хорошо помнят эту войну.

Я назвала свою работу «Святая память, будь тревожна», потому что мы не должны забывать об угрозе нового фашизма.

Мы, новое поколение, обязаны сохранить духовные ценности нашего народа, чтобы сберечь мир и нашу страну.

Фашизм отнял у них главное – детство и юность. Малолетние узники не имеют льгот фронтовиков, у них не такие большие пенсии. Они нуждаются ы помощи волонтеров. В ходе работы я познакомилась с песней «Бухенвальдский набат»:

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывет, плывет над всей землею,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

Берегите, Берегите,Берегите мир!

Заключение

Люди мира, будьте зорче втрое. Берегите мир, Берегите мир. Мы, новое поколение, обязаны сохранить духовный стержень нашего народа, чтобы сберечь мир и нашу страну от новой коричневой чумы…


Библиографическая ссылка

Сухарева А.А. СВЯТАЯ ПАМЯТЬ, БУДЬ ТРЕВОЖНА // Старт в науке. – 2019. – № 5-3. – С. 316-318;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1743 (дата обращения: 12.12.2019).