Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ДЕВУШКИ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ 76-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ШТУРМОВОГО АВИАПОЛКА

Николаева Ю.К. 1
1 г. Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», 7 В класс
Полянская О.Ф. (Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия»)
Жадько О.Н. (Волгоград, МОУ Лицей № 8 «Олимпия»)
1. Наградные листы и наградные приказы Центрального архива Министерства обороны // http://pamyat-naroda.ru; http://podvignaroda.ru
2. Суглобов Г.И. Альбом 1 «Боевой путь 76 гв. шап».
3. Суглобов Г.И. Альбом 2 «Девушки 76-го».
4. Гареев М.Г. Штурмовики идут на цель. – Уфа, 1984.
5. Королев В.О. Гвардейцы первой штурмовой. – М.: Воениздат, 1980.
6. Тимофеева-Егорова А.А. Держись, сестрёнка! – М.: Военное издательство, 1983.
7. Авиаторы Второй мировой. http://allaces.ru
8. Сталинградская битва: энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько. 7-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2017.

Тема данного исследования выбрана не случайно.

В нашем городе-герое Волгограде есть улицы, в названиях которых нашли свое отражение места битв, подвиги советских воинов и имена героев. По наименованиям частей, действовавших в Сталинградской битве, названы улицы и площади, например, улица 10-й дивизии НКВД, 7-я гвардейская, 95-я гвардейская, 62-я Армия, а также улица 8-й Воздушной Армии, на которой расположен наш лицей. Также в нашем городе в Советском районе есть улица имени Т.Т. Хрюкина, командующего 8-й Воздушной Армией. Полк, о котором мы хотим вам рассказать, входил в состав этой Армии и за героическое участие в Сталинградской битве, получил наименование «Гвардейский». Это 76-й Гвардейский Мелитопольский Краснознамённый ордена Кутузова III степени штурмовой авиационный полк (далее – 76-й гв. шап).

В нашем лицее, который был создан в 1979 г. как школа № 42, действовала поисковая группа под руководством гвардии подполковника в отставке Григория Ивановича Суглобова (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 589; Оп. 686044. Д. 1858; Оп. 686196. Д. 5242; Оп. 690155. Д. 110). Военинженер 3-го ранга Г.И. Суглобов был назначен старшим инженером полка с августа 1941 г., и прослужил на этой должности до апреля 1947 г. Благодаря деятельности Григория Ивановича были собраны фотографии и материалы, посвященные 8-й Воздушной Армии. В своей работе мы использовали Альбом 1 «Боевой путь 76 гв. шап», отражающий историю и личный состав 76 гв. шап и Альбом 2 «Девушки 76-го» о судьбе девушек, служивших в этой воинской части.

Предметами исследования являются история 76-й гв. шап и судьбы девушек, служивших в нём на различных должностях.

Цель данного исследования проследить историю 76-го гвардейского штурмового авиаполка и выявить биографии девушек-воинов этого полка.

В соответствии с данной целью, нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать различные источники информации (материалы Суглобова Г.И., литературу, Интернет-ресурсы, а именно сайты Память народа, Подвиг народа, Авиаторы второй мировой)

2. Выявить и систематизировать основные моменты в истории 76-го гв. шап.

3. Найти биографические данные о девушках-военнослужащих 76-го гв. шап

Новизна исследования состоит в том, что в его основу положены неопубликованные материалы Суглобова Г.И. и разрозненные данные наградных листов и приказов о награждении с сайтов Память народа и Подвиг народа.

Данная работа систематизирует малоизвестные факты о боевом пути 76-го гв. шап с момента его создания и до конца войны и о девушках-военнослужащих этого полка, начиная со второй половины 1942 г.

История 76-го гвардейского штурмового авиаполка

76-й гв. шап сформирован как 225-й скоростной бомбардировочный или 225-й ближнебомбардировочный авиаполк во второй половине 1940 г. в г. Староконстантинове на Украине. Командиром полка был подполковник Михаил Иванович Белов (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 588).

Полк входил в состав 17-й смешанной авиадивизии [8], которой командовал генерал-майор авиации Александр Иванович Гусев (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 14). В материале Григория Ивановича Суглобова по ошибке указана 16-я скоростная бомбардировочная авиадивизия [2].

Перед войной полк был полностью укомплектован выпускниками летно-технических школ 1940 г. На его вооружении находились самолеты типа «СБ» (скоростной бомбардировщик). На этих самолетах отрабатывался курс боевой подготовки экипажей и звеньев. К сожалению, в то время эти самолеты уже считались устаревшими и уступали по боевым качествам самолетам противника [2]. Однако на этих самолетах летный состав полка на Юго-Западном фронте совершил 131 боевой вылет.

В середине июля 1941 г. полк получил самолеты Пе-2 (пикирующий бомбардировщик). На этих самолетах летный состав полка на Ленинградском и Волховском фронтах с 7 сентября по 9 декабря 1941 г. выполнил 876 боевых вылетов по уничтожению живой силы, танков, артиллерийских позиций и укреплений противника (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 588). С октября 1942 г. полк входил в 3-ю резервную авиагруппу, исполняющим обязанности командующего этой группы был Александр Васильевич Галькевич (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 580).

С февраля 1942 г. в полк поступили самолеты Ил-2, командиром полка стал майор Виталий Степанович Долгополов (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 588), а полк был переформирован в 225-й шап. В ходе нашего исследования, мы обнаружили, что на сайте Авиаторы второй мировой указано с ошибкой – «Долгополов В.П.» [7].

Осенью 1942 г. полк направлен на сталинградское направление, где с 25 сентября 1942 г. вошёл в состав 226-й штурмовой авиадивизии, под командованием полковника Михаила Иосифовича Горлаченко (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 20). С этого времени полк в составе 8-й Воздушной Армии, которой командовал генерал-майор авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин [8], воевал до освобождения Крыма в мае 1944 г. Кстати, Михаилу Иосифовичу Горлаченко принадлежит инициатива организации засад охотников на самолетах Ил-2 за бомбардировщиками противника, давшая хороший успех (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 20). Дивизия участвовала в Сталинградской битве. Её части беспрерывно вели боевую работу по уничтожению войск противника на подходе к реке Дон, а затем на подступах к городу Сталинграду, в особо трудных погодных условиях штурмовали немецкие войска при непосредственном взаимодействии с советскими наземными частями в условиях уличных боев в Сталинграде. На Сталинградском фронте дивизия провела 2366 самолётовылетов.

По прибытии на Сталинградский фронт сначала временно исполнял обязанности командира полка, а с 21 декабря 1942 г. был утверждён командиром майор Василий Стефанович Семёнов (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1799). С 23 сентября 1942 г. полк начал боевую работу с полевого аэродрома возле хутора Столярово Быковского района, впоследствии вел работу на аэродромах Катричево, Верхне-Погромное, Заплавное. В начале января 1943 г. техническому составу 225-го шап приказано было собрать неисправные самолеты всех частей авиадивизии в количестве 22 единиц и произвести их восстановление. Техсостав полка проявил максимум трудолюбия, изобретательности, рационализаторских решений для того, чтобы в сравнительно короткий срок справиться с этой задачей. Это делалось в исключительно холодные месяцы январь-март 1943 г. на открытых полевых аэродромах. В результате техсостав приобрёл опыт по ремонту самолётов в тяжёлых климатических и полевых условиях [2].

После Сталинградской битвы все полки дивизии базировались на аэродроме Котельниково. Здесь происходило пополнение лётно-технического состава и материальной части, отрабатывались новые тактические приёмы действий групп штурмовиков над полем боя. Анализ приёмов показал, что боевые порядки «клин», «пеленг» и «фронт» целесообразны лишь при полёте к цели. Во время штурмовки такие боевые порядки не давали возможности эффективно использовать всю огневую мощь самолётов Ил-2 и делать повторные заходы на цель. Новая тактика штурмовиков «круг» зародилась именно в 226-й дивизии. «Круг» позволяет не только отражать атаки истребителей противника, но и сбивать их независимо от того, откуда они напали [5].

Приказом Наркома обороны № 128 от 18 марта 1943 г. за успешные бои в операции по уничтожению окруженной группировки противника западнее Сталинграда 225-й шап преобразован в 76-й гв. шап, а 226-я дивизия – в 1-ю гвардейскую штурмовую авиадивизию, которая Приказом Наркома Обороны № 207 от 4 мая 1943 г. получила почетное наименование «Сталинградская».

29 апреля 1943 г. на аэродроме Котельниково 1-я гв. дивизия и три полка: 74, 75 и 76-й гв. шап были награждены Гвардейскими знаменами. Награждал заместитель командующего 8-й Воздушной Армии генерал-майор авиации Александр Иванович Вихорев. Гвардейское знамя 76-го гв. шап принимал командир полка майор Василий Стефанович Семёнов.

Начиная с мая 1943 г. полк перебазировался на Южный фронт, переименованный с 20 октября 1943 г. в 4-й Украинский фронт. На этом участке лётно-техническому составу пришлось освоить новый вид бомбы – противотанковую авиационную бомбу ПТАБ. Это потребовало не только значительного увеличения времени на подготовку этих бомб и саму укладку их в люки, но и совершенно иного подхода к осмотру самолётов после их возвращения с боевого задания с применением этих бомб.

При развитии наступления Южного фронта полк перебазировался на аэродром Сталино, на котором находилось большое количество трофейных авиационных бомб. Технический состав под руководством инженера полка по вооружению гвардии инженера-капитана Аркадия Герасимовича Семенихина использовал все возможности, чтобы приспособить трофейные боеприпасы на разгром врага. Приобретенный опыт по использованию трофеев был использован на аэродромах в Крыму в 1944 г. и на аэродроме Растенбург в начале 1945 г. [2].

Приказом Верховного Главнокомандующего № 34 от 23 октября 1943 г. за мужество и героизм в боях по освобождению Мелитополя 76-му гв. шап было присвоено почетное наименование «Мелитопольский».

После активного участия в освобождении Крыма полк с аэродрома Сарабуз перебазировался на аэродром Мамоново в Калужской области и вошёл в состав 1-й Воздушной Армии 3-го Белорусского фронта. С августа 1944 г. командиром полка назначен гвардии подполковник Даниил Никифорович Бочко (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 2229; Оп. 690155. Д. 3741). Личный состав полка показал высокое мастерство, доблесть и отвагу при участии в Белорусской и Восточно-Прусской наступательных операциях в 1944-1945 гг., за что был награжден 19 февраля 1945 г. орденом Кутузова II степени.

Долгожданную Победу 76-й гв. шап встретил на аэродроме Шиппенбайль.

Девушки-военнослужащие 76-го гвардейского штурмового авиаполка

Со второй половины 1942 г. в полку на разных должностях служили девушки. Они летали воздушными стрелками на выполнение боевых заданий в составе экипажей, работали переукладчиками парашютов, мастерами по вооружению и электроспецоборудованию. Исполнять свои служебные обязанности им было значительно тяжелее, чем мужчинам, занимающим такие же должности. Все они добросовестно, по силе своих возможностей вносили свой вклад в общее дело по разгрому войск противника.

На основе материала Григория Ивановича Суглобова из Альбома 2 «Девушки 76-го» мы составили следующий список [3]:

1. Аркадьева Екатерина

2. Бугреева Зоя

3. Вавилова Александра

4. Гребенюк Юлия

5. Заборина Мария

6. Камзолова (Иванова) Полина Гавриловна

7. Коваленко Анна

8. Комарова В.

9. Линник (Мартьянова) Таисия Ивановна

10. Мигунова (Гареева) Галина Александровна

11. Миненко (Шестопалова) Анна Ивановна

12. Миронова Тоня

13. Петелина Алевтина Ивановна

14. Сибряева (Балан) Нина Григорьевна

15. Третьякова Надежда

16. Цезарева Анна

17. Чаговец Евгения

В нашем исследовании мы попытались собрать как можно больше сведений об их биографиях. На многих девушек на сайтах Память народа и Подвиг народа были обнаружены наградные листы, либо Приказы о награждениях. Выявленные сведения дополнены воспоминаниями и фотографиями, собранными и оформленными Г.И. Суглобовым в Альбоме 2.

Примечательно, что в 1-й гв. штурмовой авиадивизии только в 76-м гв. шап на должностях воздушных стрелков были девушки – это Юля Гребенюк и Таисия Линник. Герой Советского Союза А.А. Тимофеева-Егорова в своей книге «Держись, сестрёнка!», так отзывается о должности воздушного стрелка на самолёте Ил-2: «Сидит стрелок спиной к лётчику в открытой кабине. …У него, конечно, в руках пулемёт, но управление-то самолётом у лётчика, и прицеливаться стрелку, когда лётчик, маневрируя, бросает самолёт из стороны в сторону, очень трудно» [6].

Линник Таисия Ивановна, 1921 г.р., на фронт ушла добровольцем 7 июля 1941 г. Сначала служила санинструктором в 256-м гаубичном полку. Перевязывала и выносила раненых бойцов с поля боя. Затем в составе 695-го батальона аэродромного обслуживания участвовала в строительстве полевых аэродромов, подвозе горючего и боеприпасов для самолётов. Потом её перевели в 24-й район авиационного базирования, с которым она принимала участие в Сталинградской битве, в освобождении Ростова, в боях на реке Миусс и за Донбасс. В начале января 1944 г. вместе со своей подругой Юлей Гребенюк поступила в 10-й учебно-тренировочный авиационный полк на курсы воздушных стрелков для штурмовиков Ил-2. После трёх месяцев учёбы они с подругой получили назначение в 76-й гв. шап. Таисия Ивановна о самолётах Ил-2 пишет: «Наши самолёты Ил-2» наводили панический ужас на гитлеровцев. Фашисты прозвали их «чёрной смертью», а наши бойцы гордо и с любовью называли наш штурмовик «летающим танком». …По исключительной прочности брони и надёжности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолёт не мог с ним сравниться» [3]. Линник Таисия Ивановна с полком прошла дальнейший боевой путь, совершила 92 боевых вылета и была награждена орденами «Красной Звезды» и Славы III степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга» и др.

А вот её подруга, Гребенюк Юлия Павловна, 1924 г.р., погибла 15 февраля 1945 г. вместе со своим командиром экипажа Григорием Николаевичем Кашелюк (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2730, 3849) в одном из боевых вылетов при штурмовке Кёнигсберга. На Юлию найдены наградные листы на орден Славы III степени и медаль «За отвагу» (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 747, 3849). Кирьянов А. в своей статье «Юля – воздушный стрелок» из газеты «Ворошиловградская правда» пишет, что за бои по освобождению Белоруссии, а к этому времени у Юли «было уже свыше 50 боевых вылетов… её наградили орденом «Красной Звезды» [3].

В боях на белорусской земле экипажам полка приходилось совершать за день по 3-4 вылета. «Тут и здоровому мужчине иногда было трудно, но никто из нас никогда не слышал жалоб от Юли и Таи. Наравне со всеми они стойко переносили трудности фронтовых будней… Мы гордились ими, простыми, скромными девушками, настоящими патриотками своей Родины, мужественными её защитницами», – так отзывался о девушках Кириченко И.С., ветеран полка, в своей статье «Боевые подруги», напечатанной в газете «Крымская правда» в 1976 г. [3].

Не менее опасной и сложной для девушки была должность мастера по авиавооружению. В ходе нашего исследования найдены наградные документы на Сибряеву Нину Григорьевну, 1922 г.р., Цезареву Аннету (у Суглобова – Анна) Семёновну, 1923 г.р., Вавилову Александру Михайловну, 1923 г.р., Пятелину Алефтину (у Суглобова – Петелина Алевтина) Ивановну, 1919 г.р. По данным архива эти девушки были награждены медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526 Д. 1800; Оп. 686044. Д. 565; Оп. 686196. Д. 2232; Оп. 690155. Д. 5734). Узнав из энциклопедии, что бомбы, которые они подвешивали в люках самолётов, весили более 50 кг, становится ясно, как нелегко им приходилось. Ящики со снарядами для пушек и пулемётные ленты тоже были очень тяжёлыми. «Но девушки никогда не жаловались на трудности. Они знали: идёт война, а на войне никому не бывает легко» [4].

Про мастера по авиавооружению Заборину Марию известно только то, что с ней произошёл несчастный случай на аэродроме Столярово на Сталинградском фронте, после которого она была направлена в госпиталь в Саратов [3].

О Камзоловой Полине в своих воспоминаниях пишет техник звена П.Н. Драчев: «Маленькая, подвижная, энергичная. Готовя самолёты к вылетам, лазила по ним удивительно легко, быстро делая своё дело… Заглядывала в кабину, садилась на сиденье, открывала приборную доску, что-то «колдовала» над ней. И опять тоже самое на других самолётах. Так продолжалось целый день, в любую погоду, а если нужно, то и ночью» [3]. В наградном листе мы обнаружили, что она записана как Комзолова Просковья Гавриловна, 1922 г.р., за свою работу в полку награждена медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Ф. 33. оп. 686196. Д. 2842). 4 апреля 1944 г. она закончила 16-ю школу младших авиаспециалистов с присвоением воинского звания – сержант технической службы, и была направлена в 76-й гв. шап на должность мастера по электроспецоборудованию. После войны работала в детском доме сирот, воспитала трёх приёмных и двух своих детей. За прилежную работу награждена орденами Ленина и «Октябрьской революции» [3].

На должность переукладчицы парашютов в мае 1943 г. в полк прибыла Мигунова Галина Александровна, которая закончила 52-ю школу младших авиаспециалистов. До прибытия в 76-й гв. шап она служила санитаркой в 847-м стрелковом полку 303-й стрелковой дивизии. Впоследствии она стала женой Дважды Героя Советского Союза гвардии полковника Гареева Мусы Гайсиновича, который прошёл боевой путь в составе полка от пилота до штурмана [3].

Аппаратура радиоборудования в полку всегда находилась в исправном состоянии. За это отвечала мастер по радиоприборам гвардии сержант Третьякова Надежда Дмитриевна, 1925 г.р., награждённая медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 4112).

За своевременное обеспечение оформления боевых документов следили машинистки полка: Комарова В. и Миронова Антонина Ивановна, 1917 г.р., награждённая медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Ф. 33. оп. 686044. Д. 272).

Партийно-политический аппарат в полку представляла секретарь бюро ВЛКСМ Чаговец Евгения. К сожалению, о ней больше ничего не известно [3].

Из 17 девушек-военнослужащих об 11 нам удалось собрать некоторые данные из их биографии. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что женщины–военнослужащие 76-го гв. шап наравне с мужчинами выполняли свои должностные обязанности, и роль их в освобождении Родины от захватчиков огромна.

Заключение

Боевые действия советской авиации в годы Великой Отечественной войны по своему размаху и значению занимают особое место. Авиация активно поддерживала сухопутные войска и вела ожесточенные воздушные бои с вражеской авиацией.

Полк за период Великой Отечественной войны вёл боевую работу на Юго-Западном, Ленинградском, Волховском, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

Личный состав на самолётах СБ, Пе-2 и Ил-2 выполнил 6812 боевых вылетов.

Инженерно-технический состав полка, кроме того, что обеспечил эти вылеты, отремонтировал 342 самолёта текущим и аварийным ремонтом, а также выполнил все установленные работы по самолёту, двигателю, вооружению и электроспецоборудованию [2].

Звание Героя Советского Союза присвоено 17 лётчикам полка, трём из них это звание присвоено дважды. Многие лётчики, штурманы, стрелки, а также инженерно-технический состав были отмечены орденами и медалями.

Без слаженно выполненной работы всего лётно-технического состава 76-го штурмового авиационного полка не были бы достигнуты поставленные перед полком боевые задачи.


Библиографическая ссылка

Николаева Ю.К. ДЕВУШКИ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ 76-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ШТУРМОВОГО АВИАПОЛКА // Старт в науке. – 2019. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1728 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674