Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГОГОЛЬ И Я: ЧТО НАС СВЯЗЫВАЕТ, КРОМЕ КРОВНОГО РОДСТВА

Перегонцев Е.В. 1
1 г. Балашиха, МБОУ «СОШ №7 с УИОП», 7 «В» класс
Смугалова Л.А. (Балашиха, МБОУ «СОШ №7 с УИОП»)
1. Вересаев В. Гоголь в жизни / В. Вересаев; Изд-во АСТ, 2017 – 768 с.
2. Воронский А. Гоголь. Школа / А. Воронский. – М.: Молодая гвардия 2011. – 448 с.
3. Гоголь Н.В. Майская ночь или утопленница / Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. – М.: Русская книга, 1994. – 553 с.
4. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством / Н.В. Гоголь; Издательский дом Мещерякова, 2018. – 96 с.
5. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / Н.В. Гоголь; Изд-во АСТ, 2018. – 317 с.
6. Дубровская О. Тарас Бульба: История создания повести Гоголя / О. Дубровская. – М., 2004.
7. Кулиш П. Записки о жизни Гоголя / П. Кулиш; Изд-во ИМЛИ РАН, 2003. – 704 с.
8. Рошфид О. Одинокий Гоголь / О. Рошфид // Смена. – 2009. – № 1735.
9. http://www.ngogol.ru (дата обращения 25.12.2018).
10. http://lit-helper.com/p_Biografiya_Gogolya_Nikolaya_Vasil-evicha (дата обращения 13.12.2018).

1. Актуальность обращения к теме

Имя Николая Васильевича Гоголя известно всем читателям. Моё знакомство с Гоголем-писателем состоялось благодаря фильму Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» этого гениального режиссера произвела на меня глубокое впечатление. Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Я всей душой переживал за Вакулу, радовался его успехам и сочувствовал неприятностям. Искренне смеялся над комичными моментами и эпизодами с участием нечистой силы.

Совершенно неожиданным было для меня другое знакомство с Гоголем. Однажды во время знакомства с семейным архивом я наткнулся на листок бумаги и обнаружил, что держу в руках генеалогическое древо нашей семьи. Я заинтересовался находкой и начал внимательно читать записи. И вдруг до моего сознания доходит, что мой дальний родственник – Николай Васильевич Гоголь!..

Передо мной возникла проблема: А действительно ли это так? И если это так, что нас связывает?

2. Гипотеза. Цель. Задачи и этапы работы. Методы исследования

Мною была выдвинута гипотеза: Если обратиться к старинному рукописному древу, использовать воспоминания родственников, биографию и произведения Н.В.Гоголя, можно найти ответы на возникшие вопросы.

Цель проекта: Установление родства с Гоголем.

Задачи:

1. Исследовать родословную, составленную предками родной сестры Гоголя (её правнуками).

2. По родословной и воспоминаниям родственников установить родство с Гоголем.

3. Изучить биографию писателя для выявления общих интересов и увлечений с Гоголем.

4. Прочитать произведения писателя, чтобы разобраться по отношению к героям, наблюдается ли духовное родство между нами.

5. Определить, наследником каких традиций писателя я могу быть.

Этапы:

1. Изучение родословной.

2. Беседа с родственниками с целью установления родства с Гоголем.

3. Извлечение информации из биографии писателя для выявления общих интересов и увлечений.

4. Извлечение информации из произведений для установления духовного родства между нами.

5. Продолжение традиций Гоголя в театральном и, возможно, писательском творчестве.

Методы исследования:

1. Метод классификации

2. Метод сравнения

3. Метод измерения

4. Метод анализа

5. Метод синтеза (обобщения)

6. Метод индукции (вывод)

3. О чём свидетельствует генеалогическое древо

Оказывается, наша родословная бережно передавалась из поколения в поколение, тем самым сохраняя для потомков историю нашей семьи. Так родословная оказалась у моей бабушки Перегонцевой Натальи Геннадьевны и была предана моим родителям.

По свидетельствам родственником, родословная была составлена потомками Ольги Васильевны Гоголь-Головни (сестры Н.В. Гоголя) правнуком Савченко В. праправнучкой Константиновой Т. в середине 60-х годов прошлого века и выглядит следующим образом.

per-1.tif

per-2.tif

per-4.tif

Моё родство с Гоголем берёт начало от Ольги Васильевны Гоголь-Головни и происходит по линии Арндт, Константиновых, Снежко, Черновых и, наконец, Перегонцевых.

4. Что общего в биографии Гоголя и в моей?

Если Гоголь – мой родственник, то у нас с ним может быто много общего. Именно с такой мыслью я обратился к книгам о жизни Н.В. Гоголя: Викентия Вересаева «Гоголь в жизни», Пантелеймона Кулиша «Записки о жизни Гоголя».

Из них я узнал, что мечтательность, мнительность, меланхолия, нежелание ждать являются важнейшими чертами характера Николая Васильевича Гоголя. Я такой же мечтательный и иногда такой же нетерпеливый, как и мой предок. Однако меня, как мне кажется, отличает жизнелюбие и жажда новых открытий.

Оказывается, Гоголь не проявлял интереса к учёбе и не был любимцем учителей. «Туп, слаб, резов» [9], – вот характеристика, данная ему в Полтавском училище. Зато он стал известен как актер в лицейском театре. У него был особый талант исполнять роли комических стариков. Забывалась его некрасивость, небольшой рост, застенчивость – зал умирал от хохота, наблюдая за гоголевскими персонажами на сцене. А я наоборот, проявляю интерес к учёбе, но не знаю, являюсь ли любимцем учителей.

Что меня больше всего поразило – это наша общая любовь к театру. В нашей семье театральным искусством занимаются мама и я. Это увлечение мне приносит дополнительные знания о литературных произведениях, помогает развивать фантазию и креативное мышление. Занятия в театре помогли мне попробовать и почувствовать себя актером, чтецом, ведущим. Нам с мамой интересны уроки актерского мастерства, занятия хореографией и вокалом, очень нравится изучать историю театра.

per-5.tif

Гоголь читает «Ревизор»

per-6.tif

Минуя поколения… Я играю в спектакле «Рождественская сказка» по мотивам произведений Н.В. Гоголя

5. А есть ли между нами духовное родство?

Чтобы ответить ещё на один возникший у меня вопрос, я обратился к произведениям писателя «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».

Духовное родство, на мой взгляд, проявляется в общих взглядах на события, идеалах, любимых героях. В названных мною книгах моими любимыми героями являются Тарас Бульба, Вакула, Левко. По строчкам из произведений я понял, как сам писатель относится к своим героям и сопоставил его отношение со своим. Вот что у меня получилось.

Что нравится Гоголю в Тарасе Бульбе?

1. «Любил простую жизнь» [5]. – Жизнелюбие.

2. «Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь – вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Вот, лучше отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!» [5] – Патриотизм.

3. «Нету уз святее товарищества» [5]. – Верность дружбе, боевому братству.

4. «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия [5]». – Боголюбие.

5. «Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты было видно, как на ладони [5]». – Самоотверженность, героизм.

Чем мне нравится Тарас Бульба?

1. Необыкновенная сила духа

2. Патриотизм

3. Верность и преданность

4. Мужество и целеустремлённость, бесстрашие.

Что нравится Гоголю в Вакуле?

1. «…силач и детина хоть куда…» [4] – Удальство.

2. «…Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку… А как он будет расписан! .... Гореть будет, как жар [4]». – Мастерство.

3.«Что за картина! Что за живопись! – рассуждал он, – вот, кажется, говорит! Кажется, живая! А дитя святое! И ручки прижало! И усмехается, бедное! А краски! Боже ты мой, какие краски! [4]» – Любовь к красоте.

4.«Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану» [4]. – Преданность любимой.

Чем мне нравится Вакула?

1. Бескорыстность;

2. Умение ценить прекрасное;

3. Трудолюбие;

4. Умение любить;

5. Целеустремлённость;

Что нравится Гоголю в Левко?

1. «С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко» [3]. – Ловкость и находчивость.

2. «орлиные очи парубка» [3], «чернобровый козак» [3], «чёрные усы» [3]. – Мужественность.

3. «Нет, хлопцы, нет, не хочу! Что за разгулье такое! Как вам не надоест повесничать? И без того прослыли мы, Бог знает, какими буянами» [3]. – Серьёзность и ответственность за своё поведение.

4. «Мы, слава Богу, вольные козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки!» [3] – Смелость и независимость.

Чем мне нравится в Левко?

1. Вольнолюбие;

2. Человечность и благородство;

3. Смелость;

4. Непреклонность;

5. Стремление к независимости;

6. Твёрдость характера;

7. Чувство собственного достоинства;

Данное сопоставление является убедительным доказательством неоспоримого духовного родства между мною и моим прославленным предком.

6. Какое завещание оставил мне Гоголь? Или какие жизненные уроки я извлёк из его произведений

Персонажи Н.В. Гоголя помогли мне понять, какие черты характера стоит в себе развивать ивоспитывать. Своими яркими образами они показали мне необходимости быть честным, справедливым по отношению к себе и своим товарищам.

Благодаря произведениям Гоголя и его героям, я понял, что необходимо воспитывать в себе и укреплять твёрдость характера, силу воли и целеустремлённость, развивать стремление к прекрасному.

Мой далёкий предок завещал мне придерживаться принципов добра, прислушиваться к голосу своей совести, любить Родину, родителей, ценить дружбу, быть преданным любимой.


Библиографическая ссылка

Перегонцев Е.В. ГОГОЛЬ И Я: ЧТО НАС СВЯЗЫВАЕТ, КРОМЕ КРОВНОГО РОДСТВА // Старт в науке. – 2019. – № 5-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1718 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674