Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РИМСКИЙ КОЛИЗЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕКОВ

Ходарев А.В. 1
1 г. Копейск Челябинской области, МОУ «СОШ № 48», 7 «Д» класс
Новосёлова М.П. (Копейск Челябинской области, МОУ «СОШ № 48»)
1. Большая советская энциклопедия. – М.: Ссоветская энциклопедия, 1969–1978.
2. Мэри Берд. Колизей / Кийт Хопкинс. – М.: Эксмо, Мидгард, 2007. – 192 с.
3. Лисовый И.А., К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. – Минск: Беларусь, 1997. – 253 c.
4. Руперт Меттьюз. Гладиаторы. – Мир книги, 2006.
5. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890 – 1907.

Актуальность темы заключается в том, что сегодня в России и в Мире идёт активное строительство спортивных сооружений. При их возведении необходимо учитывать высокую вместительность и функциональность зданий. Мы видим, что в основе этих сооружений лежит форма, напоминающая Колизей. Мне захотелось выяснить – так ли это на самом деле?

Гипотезой данной работы является утверждение о том, что при строительстве масштабных спортивных сооружений часто копируют архитектурную форму Колизея.

Поэтому целью моего исследования стало изучение архитектурных особенностей Колизея и воссоздание его копии. Для реализации цели я поставил следующие задачи:

1. Анкетирование среди учеников 5 класса с целью выяснения уровня знаний учащихся о Колизее – как архитектурном памятнике прошлого.

2. Изучить историческую литературу, отражающую период возникновения Колизея.

3. Выявить особенности возведения, функционирования Колизея, строительных материалов, из которых его сооружали.

4. Сравнить Колизей с современными зданиями.

5. Cоздание макета Колизея и развивающей папки для учащихся моей школы.

Таким образом, объектом моего исследования становится Колизей как архитектурное сооружение и современные спортивные здания. Предметом изучения являются исторические факты, отражающие процесс строительства, функционирования и назначения Колизея, которые необходимы для практической части исследования.

Для достижения цели я использовал такие методы, как анкетирование, поисковый, теоретический, сравнительный.

Материал данной работы используется на уроках истории. Информационные буклеты служат раздаточным материалом, а развивающая леб-папка наглядным источником.

1. Теоретическая часть

1.1. История возведения Колизея, его архитектурные особенности

КОЛИЗЕЙ (Colosseum) – грандиозный амфитеатр, возведенный в Древнем Риме в эпоху Флавиев.

Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «соlоssеuм» (колоссальный), по другой, от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра.

В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, который стал императором. Он и начал постройку амфитеатра после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний. Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.

Колизей был заложен в 72 году императором Веспасианом Флавием (9–79) и в 80 году открыт его сыном Титом (годы правления 79–81).

Торжества по случаю открытия продолжались сто дней. Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Колизей расположен в долине между холмами Эсквилине, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона, что было осушено для строительства амфитеатра.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Возведение шло и днем, и ночью. Из разных источников известно, что Колизей был построен за 8–10 лет. При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор – сиденья, травертин – кольцевые стены, бетон и туф – радиальные стены, кирпич – арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

Здание возводилось на 13-меторовом фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых.

Колизей – постройка в виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» – «песок»). Пол самой арены был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был… подвижным. Покрытая песком арена, по форме представляющая собой эллипс (длина 86 м, ширина 54 м), предназначалась для гладиаторских боев, травли животных. Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. К ней примыкал четырехметровый событий, который служил оградой во время «навмахий», «морских сражений», когда арена заливалась водой.

Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. На первом ярусе располагались места для почетных зрителей, выше находились 20 мраморных рядов для официальных гостей, всадников. По узким проходам следовало еще 20 мраморных рядов, а далее находилась колоннада, за которой был ярус с деревянными скамьями для простых людей. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея – 50 000 мест.

С внешней стороны Колизей – четырехъярусной дом. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго и третьего яруса были украшены статуями, стоявших в них (не сохранились). Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 пилястрами, находившимися над колоннами, коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

80 арок нижнего яруса (они были пронумерованы) служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такой же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.

Три века Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ. Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Перед выступлением гладиаторов первым номером программы значились калеки и клоуны: они тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины – состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. Во время празднования тысячелетия Рима в 249 году здесь погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены с травлей зверей, (продолжались до 526 года), для морских боев, для которых арена заливалась водой.

В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии.

1.2. Здания, похожие на Колизей

В процессе изучения архитектурного памятника Колизей, у меня возник вопрос: А существуют ли здания, похожие своей архитектурой на Колизей в настоящее время. Я приступил к поиску данных зданий, и выяснил, что во многих странах есть здания, которые имеют сходство с великим амфитеатром. Наиболее схожие по архитектуре с Колизеем – это стадионы, но встречаются жилые дома и гостиницы. Вот некоторые из них.

1. Грузия. Строительство здания похожего на Колизей (Батуми).

2. Россия. Санкт-Петербург. В центре северной столицы была построена новая гостиница – Новотель Центр, построенная по проекту архитектурной мастерской Мамошина. Здесь раньше был Итальянский сад, а также старый кинотеатр «Колизей».

«Итальянская» тема стала основной в проекте реконструкции квартала, разработанного под руководством М.А.Мамошина.

Гостиница представляет собой две 9–этажные башни, выполненные в древнеримском стиле и соединенные стеклянным переходом. Отель открылся в 2005 году.

3. Хорватия. Древнеримский амфитеатр в Пуле единственная из сохранившихся арен, которая имеет 4 башни и все три римских архитектурных ордера. При этом по своим размерам амфитеатр занимает 6-е место в мире среди подобных сооружений. В начале XIX века была проведена реконструкция арены под руководством архитектора Пьетро Нобиле и покровительством австрийского императора Франца I. В 1932 году амфитеатр переоборудован для театральных постановок, военных церемоний, парадов и различных массовых мероприятий. Количество мест для зрителей составило 5 тыс.

4. Китай. А это здание сделано в виде римского Колизея. Находится на окраине города Тяньцзинь, 13 июня 2012.

5. Нидерланды Нидерландский город Гаага претендует на звание Культурной столицы Европы в 2018–м году. Вот к этому году там и планируют построить необычный театральный центр Новый Колизей, который сможет вмещать до 5 тысяч зрителей!

6. Италия. Представители римского клуба выразили уверенность, что Стадио делла Рома, переезд на который намечен на сезон-2016/17, станет настоящим домом для команды и болельщиков.

Мы хотим воссоздать величие и могущество римского Колизея, – приводит слова архитектора Дэна Мейса официальный сайт УЕФА.

Новый стадион будет вмещать 52 500 зрителей. Он будет построен на частные деньги на территории Тор ди Валле между центром города и аэропортом Фьюмичино.

6. США. Колифорния Стадион «Мемориал Колизеум» находится в Лос-Анджелесе, и

является его неоспоримой гордостью. Его возможности можно назвать грандиозными: вместимость до 100 000 человек во время проведения огромного количества спортивных мероприятий, среди которых финальные игры чемпионатов по бейсболу и американскому футболу, множество матчей национальных сборных, а также поистине исторических событий – Олимпиады в 1932 и 1984 годах.

7. Россия. Новый стадион футбольного клуба «Краснодар». Расположен на Восточно-Кругликовской улице г. Краснодара. Строительство арены началось в 2013 году, вместимость составила около 33 тысяч зрителей. Фасадная отделка выполнена итальянским травертином. Трибуны стадиона полностью расположены под крышей. Арена является исключительно футбольной, отсутствие беговых спортивных дорожек позволяет максимально приблизить посадочные места к полю. Стадион отличается тем, что у него нет официального табло, информация о матче выводится на 3D-экран, протянутый по верху стадиона вдоль трибун.

8. Олимпи?йский стадио?н «Фишт» – стадион города-курорта Сочи. Построен к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи в 2013 году. Расположен в Адлере, в Олимпийском парке. Стадион рассчитан на 40 тысяч зрителей для Олимпиады, на 45 тысяч зрителей для футбольных матчей международного уровня и на 25 тысяч зрителей для менее важных зрелищ. «Олимпийский стадион» вошёл в список стадионов, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие архитекторы современности использовали особенности строения Колизея в архитектуре существующих сейчас зданий и стадионов.

1.3. Выводы к главе

Колизей от латинского означает колоссальный. Не удивительно, что именно это название вытеснило в народе официальную версию амфитеатра. И хотя древнеримских архитекторов к этому времени уже было сложно удивить возведениеv огромных амфитеатров, Колизей в Риме превзошел всех своих конкурентов на порядок и быстро стал ассоциироваться как новое чудо света.

Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, символ величия и могущества императорского Рима. Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима.

«Пока Колизей стоит» – говорили пилигримы в VIII столетии – «будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Таким образом, гигантские размеры, историческое значение, количество используемого материала при строительстве, количество проводимых увеселительных зрелищ в Колизее делает его поистине гигантом, который сохранился из прошлого!

2. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования учащихся 5 классов

С целью выяснения знаний учащихся 5 класса о памятниках архитектуры древнего мира, в частности о Колизее, я провел анкетирование 25.01. 2018 года.

Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

1. Большинство учащиеся нашего класса, это 88 % называют памятники архитектуры древнего мира. Однако на вопрос: «Что такое амфитеатр?», только 20 % ответили положительно. На вопрос: «Что вы знаете о Колизее и для чего он был предназначен?», большинство ребят (92 %) назвали только его предназначение, т.е, что в нем проводились гладиаторские бои. Дополнительных сведений о Колизее я не услышал. Большинство учащихся (72 %) считают, что Колизей можно назвать гигантом. (Приложение 1, 2). Недостаточные знания учащихся показали необходимость создания интересного и доступного материала для изучения данного вопроса.

2.2. Составление буклета «15 фактов о Колизее».

Изучив результаты анкетирования учащихся, используя изученную литературу я составил буклет о 15 фактах о Колизее, которые помогут ребятам более подробно познакомиться с таким величественным памятником архитектуры, как Колизей. (Приложение 3).

2.3. Изготовление папки – лепбука.

Изучая данную тему, я все факты о Колизее заносил в папку. (Приложение 4). В папке нашли отражения все разделы работы: история возникновения, схема строения Колизея, фотографии материалов, которые использовали для строительства, фотографии зданий, похожих на Колизей, иллюстрации событий, которые происходили на арене Колизея, словарь терминов, буклет «15 интересных фактов о Колизее». Данная папка помогла мне глубже понять и изучить данную тему. Проведённый мной урок в 5 классе помог учащимся моей школы изучить культуру Рима углублённо и интересно

В результате исследования я воплотил свои знания в макете Колизея, для изготовления которого, мне понадобились клей, цветная бумага, картон, краски, карандаши, фломастеры.

Заключение

В результате исследования, я пришёл к следующим выводам:

1. Результаты анкетирования показали, что учащиеся не обладают достаточными знаниями о Колизее и необходимо создать интересный и доступный материал для изучения этой темы.

2. Я выяснил, что КОЛИЗЕЙ – это грандиозный амфитеатр, возведенный в Древнем Риме. Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «соlоssеuм» (колоссальный), по другой – от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона. В древнем Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Тит Флавий начал строительство амфитеатра в 72 году, в 80 г. уже был открыт его сыном Титусом.

Колизей расположен в долине между холмами Эсквилине, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона, которое было осушено для строительства амфитеатра.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения в основном использовался труд рабов, привезённых из Римских колоний.

При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор – сиденья, травертин – кольцевые стены, бетон, который впервые научились делать в Риме, и туф – радиальные стены, кирпич использовался для изготовления арок, которые так же впервые стали возводить в древнем Риме. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

Здание возводилось на 13-меторовом фундаменте.

Колизей – постройка в виде эллипса, имеет гигантские размеры: Колизей – постройка в виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» – «песок»). Пол самой арены был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был… подвижным. Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. К ней примыкал четырехметровый событий, который служил оградой во время «навмахий», «морских сражений», когда арена заливалась водой.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов.

Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея – 50 000 мест.

С внешней стороны Колизей – четырехъярусной дом. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок. Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 пилястрами. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Конец кровавым расправам положили только в 405 году.

В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. на арене сооружается церковь, проводятся религиозные представления – мистерии.

3. Я провел сравнительный анализ Колизея с современными зданиями и выяснил, что во многих странах есть здания, которые имеют сходство с великим амфитеатром. Наиболее схожие по архитектуре с Колизеем -это стадионы, но встречаются жилые дома и гостиницы. Основные черты сходства: форма и расположение зрительных мест. Черты отличия: строительный материал, меньшая функциональность современных зданий. Поэтому гипотеза моего исследования не подтвердилась. Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, символ величия и могуществ. Ни одно здание в мире до сих пор не может сравниться с его функциональностью, дорговизной строительного материал, масштабами.

4. В практической части исследования все факты о Колизее я заносил в папку. В папке нашли отражения все разделы работы: история возникновения, схема строения Колизея, фотографии материалов, которые использовали для строительства, фотографии зданий, похожих на Колизей, иллюстрации событий, которые происходили на арене Колизея, словарь терминов, буклет 15 интересных фактов о Колизее. Данная папка помогла мне глубже понять и изучить данную тему. В результате проделанной работы у меня возникло желание сделать макет Колизея.

Практическая значимость моей работы в том, что изучая историю сооружений древнего мира, я расширяю свой кругозор. В результате моей работы, мне удалось расширить представления ребят о римском Колизее.

Цель работы достигнута. Задачи работы реализованы полностью. Гипотеза опровергнута.

Приложение 1

Анкетирование учащихся 5 «Д» класса

Опрошен

ные

Какие памятники архитектуры древнего мира вы знаете?

Что такое амфитеатр?

Что вы знаете о Колизее?

Для чего он предназначен?

Как вы считаете, можно ли его назвать гигантом?

1

Вика

+

-

-

+

+

2

Настя

+

-

-

-

+

3

Кирилл

+

-

-

+

+

4

Настя

-

-

-

+

-

5

Максим

+

-

-

+

+

6

Кирилл

+

-

-

+

+

7

Костя

+

-

+

+

+

8

Дима

-

-

-

+

-

9

Егор

+

-

-

+

-

10

Федя

+

-

-

+

-

11

Дима

+

-

+

+

-

12

Настя

+

+

-

+

-

13

Катя

+

-

-

-

+

14

Соня

+

-

-

+

+

15

Кристина

+

-

-

+

+

16

Ксения

+

+

-

+

+

17

Света

+

-

+

+

-

18

Маша

+

+

-

+

+

19

Света

+

-

-

+

+

20

Тимофей

+

-

-

+

+

21

Вероника

+

+

-

+

+

22

Ева

+

+

-

+

+

23

Даша

+

+

-

+

+

24

Лева

+

-

-

+

+

25

Паша

+

-

-

+

+

Приложение 2

Результаты анкетирования

hodar-1.tif

Приложение 3

Буклет «15 интересных фактов о Колизее»

hodar-62.tif

Приложение 4

Развивающая папка

hodar-63.tif

hodar-64.tif hodar-65.tif

hodar-66.tif

Макет Колизея

hodar-67.tif


Библиографическая ссылка

Ходарев А.В. РИМСКИЙ КОЛИЗЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕКОВ // Старт в науке. – 2019. – № 5-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1708 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674