Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Сорокина Н.К. 1
1 п. Барвиха, Московская область, МБОУ «Барвихинская СОШ», 1 класс
Ахмедова М.А. (п. Барвиха, Московская область, МБОУ «Барвихинская СОШ»)
1. Маркова А.П. Театральная энциклопедия. 3-е изд. т. 5. – М., 1961 – 1965.
2. Родина М.Т. Большая советская инцеклопедия. 3-е изд. – М., 1969–1978.
3. Рудницкий К.Л. Театральная энциклопедия. 3-е изд., т.4. – М., 1961–1965.
4. Розанов С. Театр для детей. – М., 1985.
5. Театры Москвы [электронный ресурс]. – https://afisha.yandex.ru/moscow/.
6. Виды и жанры театрального искусства [электронный ресурс]. – https://fb.ru.
7. Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]. – https:academie.ru.

Целью данного проекта является определение уровня значимости театрального искусства в жизни учеников 1 класса и приобщение одноклассников к театру.

Задачи:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Разработка анкеты

3. Проведение опроса учащихся

4. Анализ полученных данных

5. Создание домашнего театра

6. Проведение спектакля

Результаты:

1. Исследование

2. Создание домашнего театра теней и проведение мини – спектакля под названием «Я иду в школу»

3. Проект, по изготовлению домашнего театра, выполнялся в период с 1.02.2019г. по 20.02.2019 г. и включал в себя следующие этапы:

4. Подготовка оборудования и материалов

5. Создание необходимых теневых кукол

6. Создание театра

7. Проработка сценария мини – спектакля

8. Проведение мини спектакля

9. В основу сценария легли переживания по поводу похода в школу.

Материалы и оборудование: для создания театра необходимы деревянные палочки, ножницы, картон, двусторонний скотч, калька, кисточка и акриловые краски; для проведения спектакля – настольная лампа, грузики для воздушных шаров.

Аудитория: начальная школа.

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», – говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние. Даже если человек не посещает театр, он – так или иначе – имеет к нему отношение. В каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время огромное место в жизни детей занимает интернет. С помощью компьютеров, телефонов, телевизоров современный ребенок познает мир. Взрослые также забывают о культурных ценностях и не приобщают к ним детей. В театральном искусстве есть что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, воспитывающее доброту. Важнейшей особенностью для детей является познавательная функция театра.

Современные дети мало интересуются театром. Проблема заключается в том, что понимание современных детей о том, что театр – это не модно и не интересно, является ложным.

Целью данного проекта является определение уровня значимости театрального искусства в жизни учеников 1 класса и приобщение одноклассников к театру.

Для достижения цели поставлены следующие Задачи:

1. Изучение литературы по данной теме;

2. Разработка анкеты;

3. Проведение опроса учащихся;

4. Анализ полученных данных;

5. Создание домашнего театра;

6. Проведение спектакля.

Методы решения поставленных задач: изучение литературы; метод измерения и сравнения; изготовление продукта.

Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям первых классов наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, организовать программу по посещению культурно-массовых мероприятий. А, с другой стороны, будут интересны школьникам. Таким образом, очевидна практическая значимость нашей работы.

Финансовые затраты составили 920рублей. Для создания театра теней необходимо: картон (А 4) – 70 р., картон (А 3) – 100 р., калька – 50 р., двухсторонний скотч – 50 р., шпажки для шашлыка – 50 р., клей – 30 р., кисть – 20 р., акриловые краски – 200 р., ножницы 150 р., грузики для шаров – 200 р. Все необходимые материалы подобраны с учетом экологических требований. Предпочтение отдавалось товарам из натуральных, экологически сертифицированных или вторичных материалов.

Проект выполнялся в период с 1.02.2019 года по 20.02.2019 года.

1. Теоретическая часть

1.1. Театральное искусство

1.1.1. История театра

Театр – это место для проведения зрелищ и само зрелище. Театральное искусство включает в себя литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство и многое другое. В театре, в создании спектакля, помимо актёров, участвуют художник – сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, – с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

Первое подобное культурное заведение, предположительно, возникло в Греции. Произошло это в V-IV веках до н. э. Древнегреческий театр появился благодаря поклонению различным богам.

На ранних стадиях развития театра – в народных празднествах – пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в дальнейшем образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточные формы.

До сих пор неизвестно когда и откуда появился кукольный театр. Некоторые исследователи считают, что театр кукол появился в Древнем Египте. Другие высказывают мнение, что кукольные театры появились в Риме. Со времен своего появления, театр кукол был народным зрелищем. Спектакли разыгрывались на ярмарках и площадях. В таких спектаклях высмеивали правителей, их несправедливое отношение к народу, жадность, глупость. В разных странах были свои виды представлений и своя кукла. Полишинель во Франции, Пульчинелла в Италии, Панч в Англии, Петрушка в России [1, 2, 3].

1.1.2. Виды театра

Существует огромное количество разновидностей театра. Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислю некоторые из них: оперный театр, драматический театр, театр кукол, детский театр, театр одного актера, театр сатиры, театр поэзии, театр танца, балетный театр, театр зверей, театр теней, театр пантомимы, театр песни, уличный театр [6].

Остановлюсь подробнее на следующих видах театра: детском, кукольном, театр песни, танца и театре теней. Эти виды театра мне наиболее близки.

Детский театр – отличается красочностью своих представлений. Существует два вида детских театров: 1. театр, в котором спектакли разыгрываются самими детьми; 2. Театр для детей.

В Москве существует огромное количество детских театров, перечислю некоторые из них:

• Московский театр юного зрителя (МТЮЗ);

• Детский театр «А-Я»;

• Московский детский театр Фартушного;

• Детский театр «Домик Фанни»;

• Детский музыкальный театр юного актера;

• Театральная компания Айвенго и др.

А также существует огромное количество взрослых театров, в которых идут спектакли для детей. Перечислю некоторые из них:

• Большой театр;

• МХАТ им. М. Горького и др.

Последнее время очень популярным становится театр танца. В этом театральном направлении не только демонстрируют уровень технической базы, но и полностью раскрывают сюжетную линию, показывая внутренний мир персонажей, представляя зрителю целый спектакль. Танец – фундамент этого жанра.

Один из самых известных театров танца в Москве является Тodes Аллы Духовой. Спектакли этого направления проходят в различных театрах Москвы, например:

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

• Театр песни – в основу этого театра легла песня. Сюжетная линия в таком спектакле полностью раскрывается за счет песни.

Пример театров, которые можно посетить, выбирая это направление:

• Театр «Русская песня»;

• Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац;

• Московский детский музыкальный театр «Экспромт».

Часто песни и танцы объединяют в одном спектакле, такое направление театрального искусства называется Мюзикл.

Кукольный театр – один из любимых детских театров, основные герои в этом театре – куклы. Все куклы в театре разные. Главное их отличие в устройстве. Простейшими являются перчаточные куклы – это все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка. Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Самая сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера подвижный крестообразный держатель. На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает. В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Любителям этого вида спектаклей будет интересно посетить следующие театры:

• Театр кукол им. С. В. Образцова

• Московский театр кукол

• Московский детский театр марионеток

• Детский кукольный театр «Сюрприз»

• Театр кукол «Абрикос» и др.

Следующий вид театра, наиболее мне интересен – это театр теней.

Театр теней – форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. В спектаклях использует большой полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Сегодня самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение. В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают спектакли, в первую очередь, своим телом. К рекомендуемым театрам можно отнести:

• Московский детский театр теней

• Московский театр «Тень» [6, 3].

1.1.3. Роль театра в воспитании детей

Уникальный период в жизни человека – детство.

Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Театр – источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

Важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция театра. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому концу истории [3].

Я привязана огромной любовью к театральному искусству с раннего детства. Мне нравиться не только наблюдать спектакль в качестве зрителя, но и самой быть участницей этих спектаклей. Пример моих первых выступлений на сцене можно увидеть на фотографиях (см. Приложение 1; рис. 1, 2, 3).

После, спонтанно организованного летом, спектакля я все больше стала интересоваться театром теней (см. Приложение 1; рис. 4). В данное время посещаю театральный кружок в школе (см. Приложение 1; рис. 5).

Мне очень хочется поделиться своими успехами с одноклассниками, показать им, что театр – это очень современное и интересное занятие!

Проанализировав вместе с мамой научную литературу, мною были сделаны следующие выводы:

Первый театр возник в древней Греции. История возникновения театра очень интересна и требует дальнейшего изучения.

Существует огромное количество разных видов театра. Подробно в данной работе я рассмотрела только некоторые из них.

Театр имеет огромное значение в жизни детей.

2. Практическая часть

2.1. Исследование

2.1.1. Подготовительный этап

В исследовании приняли участие ученики первых классов Барвихинской средней школы, в количестве 40 человек.

Для проведения опроса, была разработана анкета, которая состояла из 6 вопросов (см. Приложение 2).

Мы с учителем провели классный час, на котором обсуждались вопросы репертуара современных театров, частоты их посещения и ребята заполняли анкету. После уроков мною были проанализированы все ответы моих одноклассников и занесены в соответствующие таблицы (см. Приложение 2).

В дальнейшем, мы с мамой посчитали, сколько же учеников интересуется театром (табл. 1).

Таблица 1

Результаты

 

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

Положит.

ответ «+»

9 учеников

17 учеников

8 учеников

12 учеников

17 учеников

34 ученика

Отриц.

ответ «-»

31 ученик

23 ученика

32 ученика

28 учеников

23 ученика

6 учеников

У нас получились следующие результаты: из 40 опрошенных детей 31 ребенок не может, даже примерно, дать определение театру. Всего 17 детей были зрителями в театре. Только 8 посещали театры Москвы и знают названия более 3-х театров. Из перечисленных 9 видов театра знают более 5 видов всего 12 детей. 17 учеников были участниками театральных представлений, 34 ученика хотели бы создать свой театр.

Исходя из проведенного нами исследования, могу сделать следующие выводы: дети не могут объяснить, что такое театр. Очень мало детей ходит в театр, многие не знают, какие виды театра существуют. Но, несмотря на это, к нашему удивлению, практически все дети хотели создать свой собственный театр.

На основании результатов опроса, я поняла, что необходимо рассказать одноклассникам о театре. Узнав об этом от меня, они захотят стать зрителями и участниками театра, который я создала. А в дальнейшем, возможно, создадут и свой собственный театр.

2.2. Проект

Проект, по изготовлению домашнего театра включал в себя следующие этапы:

Проработка сценария мини-спектакля

В основу сценария легли переживания по поводу похода в школу. В первый класс я пошла не 1 сентября, а чуть позже, было очень страшно, я переживала, что все одноклассники уже сдружились, а у меня не будет друзей. Все мои страхи не оправдались, меня очень дружелюбно встретили и приняли в 1Г класс! Мини – спектакль получил название «Я иду в школу».

Спектакль включает в себя 4 основные действия (см. Приложение III).

«Нина пошла в школу». Нина – это я. В первом действии расскажу о своих переживаниях.

«Встреча с первой учительницей». Я так боялась, что ни с кем не подружусь, что с собой взяла маленького плюшевого мишку, что бы, если что, с ним дружить. Первая учительница очень меня поддерживала, и потихоньку страхи отступали.

«Урок физкультуры, или как Нина подружилась с Леней». Физкультурный зал в школе был очень большим, когда учитель громко говорил, из-за акустики разносилось громкое эхо, и я опять стала бояться. На помощь пришел одноклассник Леня он пожалел меня и помог научиться прыгать на скакалке. Леня помогал мне и на других уроках, подсказывал, как правильно записать пример, делился карандашами.

«Новые друзья». На перемене ко мне подошла Ксюша и дала конфет, со словами: «Не переживай, мы тебя хорошо примем», потом Ратмир помог сделать домашнее задание. Я совсем забыла, что мне было страшно. Позже Варя научила меня танцевать. Друзей становилось все больше и больше, я не успевала запоминать их имена. Всего за несколько дней я подружилась со всем классом. Каждый день в школу теперь бегу с удовольствием и больше ничего не боюсь!

Подготовка оборудования и материалов

Для создания домашнего театра мне понадобиться: деревянные палочки (можно взять палочки для суши или шпажки для шашлыков), ножницы, картон, двусторонний скотч, калька, кисточка, акриловые краски. Для проведения спектакля необходима настольная лампа и 4 утяжелителя.

Создание теневых кукол (см. Приложение III)

По заранее заготовленным шаблонам, я вырезала кукол и декорации к спектаклю. На двусторонний скотч приклеила палочки к основанию кукол.

Создание театра.

Когда все персонажи были готовы, приступила к созданию самого театра. Из картонного листа формата А3 вырезала прямоугольник. У меня получился каркас для сцены. Далее из кальки вырезала прямоугольник (он должен был получиться такого же размера, как каркас). Проклеила двусторонним скотчем каркас. Приклеила кальку к картону. Театр готов! С помощью красок и кисти сделала афишу.

Проведение мини спектакля

Для проведения спектакля необходима настольная лампа, чтоб подсвечивать экран и 4 утяжелителя, что б экран стоял в вертикальном положении и не падал. Я использовала утяжелители для воздушных шаров.

Мои одноклассники были приглашены на мини-спектакль, а некоторые из них помогали мне в его проведении.

Вывод: результаты проектной работы с одной стороны, были очень интересны моим одноклассникам – многие, вдохновившись, моей идеей создания домашнего театра теней, тоже решили попробовать дома создать что – то похожее. А с другой стороны результаты помогли учителям первых классов наметить пути воспитательной работы, организовать программу по посещению театров города Москвы.

Заключение

Театр помогает ребенку глубже познать свой внутренний мир, побуждает к самосовершенствованию, вызывая чувства и эмоции в ходе театрализованного действа. Если театр будет существовать в жизни ребенка, он непременно откроет в себе способности, заложенные природой. Способность к сопереживанию персонажам, понимание смысла представления, – все это делает ребенка прекрасным ценителем театрального искусства. Очень важно ребенку самому быть участником театрального спектакля – и не обязательно в роли актера. Важно уметь самому придумать сценарий театрального действия, своими руками сделать декорации. Результат такой кропотливой работы имеет неоценимое воздействие на детей как тех, что задействованы в спектакле, так и тех, которые его просматривают.

Изучив научную литературу, были сделаны следующие выводы:

1. Первый театр возник в древней Греции. История возникновения театра очень интересна и требует дальнейшего изучения.

2. Существует огромное количество разных видов театра. Подробно в данной работе я рассмотрела только некоторые из них.

3. Театр имеет огромное значение в жизни детей.

4. Исходя из проведенного исследования, могу сделать следующие выводы:

5. Дети не могут объяснить, что такое театр.

6. Очень мало детей ходит в театр, многие не знают, какие виды театра существуют.

7. Практически все дети хотели создать свой собственный театр.

Основной вывод: результаты проектной работы с одной стороны, были очень интересны моим одноклассникам – многие, вдохновившись, моей идеей создания домашнего театра теней, тоже решили попробовать дома создать что-то похожее. А с другой стороны результаты помогли учителям начальной школы наметить пути воспитательной работы, организовать программу по посещению театров города Москвы.

Приложение 1

sorok-1.tif

Рис. 1. Новогодний театр. Первое выступление

sorok-2.tif

Рис. 2. Мюзикл «Щелкунчик»

sorok-3.tif

Рис. 3. Театр современного танца

sorok-4.tif

Рис. 4. Театр теней на свежем воздухе

sorok-5.tif

Рис. 5. Театр теней в школе

Приложение 2

Анкета

1. Что такое театр?

__________________________________

2. Ты был зрителем в театре? Подчеркни ответ.

ДА НЕТ

3. Обведи карандашом, какие театры города Москвы ты знаешь? Подчеркни из них те, в которых ты был.

Большой театр, Детский театр, Кукольный театр, Театр Кошек

Если знаешь другие театры, запиши их названия:

4. Какие виды театра ты знаешь? Подчеркни.

опера, балет, кукольный театр, уличный театр, театр теней, театр песни, театр танца, мюзикл, детский театр

Если знаешь другие виды театры, запиши:

5. Ты был участником театрального представления? Подчеркни ответ.

ДА НЕТ

6. Ты хотел бы создать свой собственный театр? Подчеркни ответ.

ДА НЕТ

Таблица полученных данных

Ученики

1 вопр.

+, -

2 вопр.

Да +, нет -

3 вопр.

<3 +; >3 -

4 вопр.

<5отв.+

5 вопр.

да +, нет -

6 вопр.

Да +, нет -

1

+

+

-

+

+

+

2

-

+

+

+

+

+

3

-

-

-

+

+

+

4

-

+

-

-

-

+

5

-

+

-

-

-

+

6

-

+

-

+

-

+

7

-

-

-

+

-

+

8

-

-

+

+

+

+

9

+

-

+

+

+

-

10

-

-

-

-

-

-

11

-

+

-

-

-

+

12

-

+

-

-

-

+

13

+

+

+

+

+

+

14

-

-

-

-

-

-

15

-

+

-

-

+

-

16

-

-

-

-

-

+

17

-

+

-

-

-

+

18

-

-

-

-

+

+

19

-

-

-

-

+

+

20

+

+

-

-

-

+

21

+

-

+

+

+

+

22

+

+

-

-

-

+

23

-

-

-

-

-

+

24

-

-

-

-

-

+

25

+

-

-

-

+

+

26

-

-

-

-

+

+

27

-

+

-

-

-

-

28

-

-

-

-

-

+

29

+

-

+

+

+

+

30

-

-

-

-

-

+

31

-

-

+

+

-

+

32

-

-

-

-

-

+

33

-

+

-

-

+

+

34

-

-

-

-

-

+

35

+

-

+

-

+

+

36

-

-

+

-

-

+

37

-

-

-

+

+

+

38

-

+

-

-

+

+

39

-

+

-

-

-

+

40

-

+

-

-

-

-

Приложение 3

Создание домашнего театра

Для создания домашнего театра мне понадобятся: деревянные палочки (можно взять палочки для суши или шпажки для шашлыков), ножницы, картон, двусторонний скотч, калька, кисточка, акриловые краски.

sorok-6.tif

Вместе с мамой создаем теневые куклы. Вырезаем из картона силуэты кукол, по ранее заготовленным шаблонам. На двусторонний скотч приклеиваем палочки к основанию кукол.

sorok-7.tif

sorok-8.tif

Таким образом, делаем всех необходимых персонажей.

sorok-9.tif

Когда все куклы готовы, приступаем к созданию самого театра. Из картонного листа формата А3 вырезаем прямоугольник. У нас получился каркас для сцены.

sorok-10.tif

Мастерим сцену. Из кальки вырезаем прямоугольник. Он должен быть такого же размера как каркас.

sorok-11.tif

Проклеиваем двухсторонним скотчем каркас. Приклеиваем кальку к каркасу.

sorok-12.tif

Сцена готова!

sorok-13.tif

Самое время проработать сценарий.

sorok-14.tif

Сцена 1: «Нина пошла в школу»

sorok-15.tif

Сцена 2. «Встреча с первой учительницей»

sorok-16.tif

Сцена 3. «Урок физкультуры или как Нина подружилась с Леней»

sorok-17.tif

Сцена 4. «Новые друзья»

sorok-18.tif

Генеральная репетиция.

sorok-19.tif

Для создания афиши мне понадобился картон, кисточка и краски.

sorok-20.tif

Театр готов! Жду в гости одноклассников!


Библиографическая ссылка

Сорокина Н.К. ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА // Старт в науке. – 2019. – № 4-3. – С. 438-446;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1699 (дата обращения: 12.12.2019).