Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАБЫТЫЕ ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ. ВЕРЕТЕНО И ПРЯЛКА

Старушко Е.А. 1
1 г. Чапаевск, ГБОУ «СОШ № 1», 2 «Б» класс
Евсеева О.П. (Чапаевск, ГБОУ «СОШ № 1»)
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2006.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа:обряды, обычаи, занятия, фольклор. – СПб.: Паритет, 2004.
3. Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники: Энциклопедия.
4. Все об антиквариате и нумизматике. Историческое значение старинных прялок и их значение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://DedPodaril.com/interesno/starinnye-pryalki.html.
5. Учим историю вместе с PPT. – Histori. ru. Русские прялки и обрядовость, связанная с прядением.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ppt-history.ru/drevnej-rusi/pryalka-drevnej-rusi.html.

Зимой в новогодние праздники я гостила у бабушки. Мы решили заняться рукоделием и достали большую коробку с различными принадлежностями. На самом дне коробки я нашла странную деревянную заостренную палочку.

– Что это?- спросила я у бабушки.

– А это, Лизонька, веретено. Оно мне от бабушки досталось.

Мне вспомнилась сказка Шарля Перро «Спящая красавица»: «..Она быстро схватила веретено и едва успела прикоснуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось: принцесса уколола палец и упала замертво…»

– Бабушка, а для чего нужно веретено?

– С помощью веретена и прялки в старину женщины спрядали нить. А уж из нити и вязали, и ткали, и….

Актуальность: сейчас многие увлекаются вязанием, но техника прядения используется довольно редко. Забытые предметы старины хранят много полезной и интересной информации. Это часть культуры нашего народа.

Гипотеза: предполагаю, что смогу под руководством бабушки спрясти нить в домашних условиях, используя старинные веретено и прялку.

Цель работы: узнать что такое веретено и прялка и как их использовали

Задачи:

– ознакомиться с историей старинных предметов и их назначением;

– попробовать самой спрясти нить из шерсти;

– обобщить результаты, сделать выводы.

Методы исследования:

– изучение и анализ литературы, публикаций, материалов и Интернет-ресурсов по данной теме;

– систематизация и обобщение изученного материала;

– наблюдение;

– консультация у мастеров – умельцев прядения;

– анкетирование учащихся класса по теме исследования;

– выполнение практической работы

Много лет назад, во времена глубокой старины, мастерицы свивали длинные нити из волокон льна, шерсти или хлопка, используя первый «механизм»: свои ловкие руки.

Но дело у них пошло значительно быстрее, когда появилось веретено.

Веретено – это ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострёнными концами и утолщением посередине.

star-1.tif

Веретено, как устройство для наматывания нитей, было придумано очень давно, более 20 000 лет назад, когда человек научился создавать нити и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена. Веретена изготавливали из сухого дерева, обычно из березы. Длина веретена может быть от 20 до 80 сантиметров. У каждой рукодельницы было свое веретено. Делал веретено из березы отец для своей дочери-подростка или парень для любимой девушки.

Процесс прядения веретеном состоит из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее на веретено. У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы рукодельницы-пряхи тянут нить из кудели левой рукой, а правой – вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.

История прялки также уходит в далекое прошлое. Предполагают, что изобрели её в Индии.

Ручная прялка имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце». Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати и ножки или шейки. Нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество сильно зависело от исходного материала.

star-2.tif

А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая стала существенным прорывом. Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга.

Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи.

Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом. По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, опрокинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки – «Дженни». Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием.

Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен – стало исчисляться сотнями. Сегодня на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.

Прялка была не только рабочим инструментом. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие способы украшения.

Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.

Сейчас можно увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока прялок, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее.

Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину младенца, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.

Пряли в основном зимой и осенью. А весной, на Масленицу, женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени.

Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:

• Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет – значит, не судьба.

• Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.

• На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.

• Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.

Я решила провести опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, знакомы ли они со старинными предметами рукоделия и знают ли их назначение.

В исследовании было опрошено 28 человек. Я задавала им следующие вопросы:

1. Знаете ли вы что такое веретено и прялка?

2. Каково их назначение?

3. Пользуются ли этими предметами ваши мамы или бабушки?

4. Пробовали ли вы сами работать с этими предметами?

Выяснилось, что никто из класса не знает как эти предметы называются и для чего предназначены. Потому что ни у кого из ребят бабушки и мамы не работают с этими предметами.

Я решила попробовать спрясти нитку из шерсти с помощью веретена. Из пучка шерсти нужно вытянуть потихоньку шерсть и пальчиками (как солишь супчик) начинаем закручивать получившуюся нить и наматывать её на веретено.

star-3.tif star-4.tif

Это у меня получилось.

Затем нужно закрутить веретено правой рукой и отпустить его на нити вниз до самого пола. Веретено будет крутиться, закрутит нить и останется только смотать готовую нить.

Но это у меня не получилось.

Как работать с прялкой мне объясняла и показывала моя прабабушка. Когда она рассказывала и показывала, было всё очень понятно. Мне казалось, что у меня всё очень легко получится. Но когда я сама села за прялку и попробовала спрясть нить, у меня ничего не получилось.

Я попробовала прясть и пришла к выводу: чтобы научиться прясть и работать было легко и просто нужно сильно постараться, много тренироваться и всё получится!

Да, сейчас действительно мало кто прядёт вручную – прабабушки, всю жизнь прявшие, уже ушли, остались их дочки (наши бабушки), которые не всегда прядению учились. Но и они уходят или руки не гнутся, глаза не видят, «когда-то могла, а сейчас и показать-то не смогу»…

star-5.tif star-6.tif star-7.tif

star-8.tif star-9.tif

Но носки, варежки, шапочки, связанные из шерсти, спряденной своими руками, теплые, мягкие, пушистые.

Теперь я обязательно научусь у своей прабабушки мастерству прядения. Потому что это умение пригодится мне в будущем, как хозяйке.


Библиографическая ссылка

Старушко Е.А. ЗАБЫТЫЕ ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ. ВЕРЕТЕНО И ПРЯЛКА // Старт в науке. – 2019. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1688 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674