Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЧЕМ ДОРОГ НАМ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ, ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ РОССИИ

Мартынова Л.В. 1
1 МКОУ ЗАТО Знаменск, «Гимназия № 231», 5 «А» класс
Есауленко Е.Л. (МКОУ ЗАТО Знаменск, «Гимназия № 231»)
1. Голованова М.П. Государственные символы России / М.П. Голованова, В.С. Шергин; ил. Р.И. Маланичева, О.К. Позиненко. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся / А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005. – 32 с.: ил.
3. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды / Г.А. Мурашев. – 3-е изд. – СПб.: Полигон, 2003. – 347 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.
5. Хорошкевич А.Л. Герб, флаг и гимн. Из истории государственных символов Руси и России литературно-публицистическое издание / А.Л. Хорошкевич. – М.: Время, 2008. – 192 с.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/o-gerbah-i-geraldike-rodnogo-kraja-isledovatelskaja-rabota.html.
7. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-geografii-o-chem-govoryat-gerbi-2226531.html.
8. http://www.kostyor.ru/archives/1–11/gerald.php.
9. http://fb.ru/article/272656/simvolyi-stran-mira-opisanie.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/8/40662.

…Взвивайся в небо, флаг России гордый!

В лучезарном небе вознесись!

Триколором – красным, белым, синим

Гражданин России, ты гордись!

А.Р. Корнеев

Данный социальный проект «Чем дорог нам Российский флаг – один из символов России» начинался как индивидуальная исследовательская работа, посвященная изучению истории развития Российского флага. Сподвиг на изучение этой темы тот факт, что все члены моей семьи являются страстными спортивными болельщиками. В 2004 году моя мама посетила чемпионат мира по фигурному катанию, который проходил в г. Москва. Выступление каждого из российских спортсменов мама приветствовала российским флагом, поддерживая тем самым наших фигуристов. В настоящее время наша семья посещает различные спортивные соревнования, смотрит их трансляции по телевидению, особенно увлечены биатлоном. Так, в январе 2019 года на этапе кубка мира по биатлону в немецком местечке Оберхофе мы все вместе «болели» за женские и мужские эстафетные четверки: обе команды победно финишировали с российскими флагами. До чего же красив наш бело-сине-красный триколор! Гордость за спортсменов-победителей и в целом, за страну, – усилилась многократно!

Вспомнился чемпионат мира по футболу, проводимый летом 2018 года в нашей стране: как поддерживали свою команду российские болельщики и граждане иностранных государств, присутствующих на матче, когда мы пробились в четвертьфинал чемпионата. Это поражало моё воображение.

Возник вопрос: в чем сила России и её символики? Почему именно с флагом, а не с каким-либо другим атрибутом, финишируют спортсмены? Как, где и когда можно использовать Государственный флаг России? Думаю, что изучение данного вопроса расширит кругозор любого ученика и позволит повысить его интеллектуальный потенциал, что очень важно для современного подростка. Я поняла, что подобного рода изучением и обсуждением данной темы с одноклассниками можно увлечь ребят, ведь каждому важно знать историю российской символики!

Поэтому, тему своего исследования я считаю достаточно актуальной.

Цель работы: воспитание гражданственности и патриотизма.

Объект исследования – флаг Российской Федерации.

Предмет исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Задачи исследования:

1. изучить теоретический материал о государственной символике России;

2. изучить историю флага России;

3. проанализировать собранную информацию;

4. провести анкетирование среди школьников и социологический опрос среди взрослых;

5. оценить ситуационное наблюдение;

6. подготовить и провести классный час по итогам исследования.

Гипотеза:

1. Предполагаю, что история России и история появления Российского флага взаимосвязаны между собой;

2. Учащиеся 5 класса имеют лишь общее представление о государственных символах России; детальное представление об истории российского флага отсутствует.

Методы исследования:

• поиск исторического материала;

• анкетирование;

• анализ;

• сравнение;

• наблюдение.

Основная часть (Теоретическая)

Символы государства

Символы государства являются неотъемлемой частью общества, знание символов государства и отношение к ним отражает гражданскую позицию человека [1].

Что такое символ? В толковом словаре С.И. Ожегова слово «символ» трактуется как «то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи» [4]. В переводе с греческого языка это слово означает знак, примету, присущую чему-то определенному. Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Все мы прекрасно знаем о том, что голубь является символом мира, якорь – это символ надежды, а пара белых лебедей символизирует любовь и верность. Различные страны тоже имеют свои знаки и приметы. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан определенного государства. К таковым относится: герб, флаг и гимн.

В XIX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг.

Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Оскорбление государственных символов равнозначно оскорблению государства, его народа, истории и культуры.

Мы с семьей часто выезжаем в город герой – Волгоград и посещаем музеи, исторические комплексы, мемориалы, посвященные истории Великой Отечественной войны и её героям (Приложение 1). Слушаем удивительные рассказы экскурсоводов о подвигах советских солдат. Из истории известно много примеров, когда воины ценой собственной жизни спасали Боевые Знамена воинской части. Так, во время очередной поездки с родителями в г. Волгоград на экскурсию к Памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы», расположенному на Мамаевом кургане, я услышала о судьбе полка, который в первые дни Великой Отечественной войны выходил с боями из окружения. Почти все солдаты и офицеры погибли, но полк сохранил своё знамя. Его на собственной груди выносил с поля боя один из офицеров. Сохранили знамя – значит, сохранили полк. Его не расформировали, а пополнили новыми бойцами. Если бы знамя не сохранилось, могли бы расформировать целую дивизию.

На основе этого факта, а также другой аналогичной информации я поняла, что сохранение знамени особо важная задача для бойца. При взгляде на знамя, в нём просыпается чувство патриотизма, а значит борьба до победного конца за свою Родину.

Но не только на военном поприще символы играют большую роль, но и в обычной жизни. Так во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. В такие важные моменты граждане знают, что за ними всегда стоит страна, а у этой страны – многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, выстоят и они. И душа наполняется гордостью за своё Отечество.

Человек гордится Родиной – значит, готов помогать ей, защищать её.

Герб, гимн, флаг

Символы нашей Отчизны насчитывают ни одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн в XIX веке.

Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур, предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции. Герб – это специфический исторический источник, который изучается особой дисциплиной – геральдикой.

Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и т.д. Современный герб России появился 25 декабря 2000 года, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал федеральный Конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Доминирующим символом герба является двуглавый орёл. Он пришел к нам из Византии и с 1497 года стал официальным гербом Российского государства, во главе которого стоял великий князь Иоанн III. Почему орёл двуглавый – это спорный вопрос. Одна из версий заключается в том, что в Византии он символизировал две части римской империи: Западную (Рим) и Восточную (Константинополь), другая версия – что две головы – это Европа и Азия. В современной трактовке – он символизирует мощь и независимость нашей страны.

Герб России претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба [6]. Однако двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от правителя к правителю. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV – XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимна усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание.

Исполнение государственного гимна, также, как и поднятие государственного флага, сопровождается проявлением высших форм уважения к нему – вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Гимн официально исполняется на тех или иных государственных церемониях и торжественных мероприятиях.

Российский гимн был различным на разных исторических рубежах. Гимн Российской Федерации (на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова) официально утвержден с 24 марта 2001 года указом № 2 ФКЗ президента России В.В. Путина.

Флаг (от нидерл. vlag) – полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. Это – прикрепленное к дереву или шнуру полотнище являющееся знаком, символом чего-либо. Например, государства.

Российский флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3.

22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР постановил считать официальным символом России – триколор. Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования устанавливается Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1–ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Что означают цвета российского флага? Официального толкования цветов флага России не существует. Есть несколько версий толкования.

Толкование 1 (общепринятое, основное).

Белый цвет – это цвет мира, чистоты совести, благородства; он говорит о том, что наша страна – миролюбивая; Синий – это цвет веры и верности: народ любит Россию и верен ей; Красный – цвет огня, отваги, героизма и силы: люди всегда защищали свою Родину.

Толкование 2 (имперское).

Белый цвет олицетворяет Белоруссию. Синий цвет символизирует Малороссию. Красный цвет обозначает Великороссию.

Толкование 3 (монархическое).

Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет символизирует Богородицу. Красный цвет обозначает державность, государственность.

Какие бы ни были версии толкования цветов российского флага, неизменным остается одно: Российский флаг отражает духовность и единство своего народа. Его поднимают на торжественных мероприятиях, праздниках, с ним шествуют на парадах, флагом приветствуют спортсменов-победителей... Российский флаг с нами и в дни Памятных дат, и в Дни торжеств, и в Дни скорби... Поэтому я решила более подробнее изучить историю российского флага. Учебники, энциклопедии и интернет-ресурсы помогли мне подробно познакомиться с этой информацией.

Боевые стяги и знамёна существовали на Руси ещё в древности. В те времена вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг». Выражение «поставить стяг» означало построение дружины к битве. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. По стягу судили о ходе битвы. Падение стяга говорило о бедственном положении войска.

Примечательно и происхождение слова «знамя». «Знамениями» называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия, Нерукотворный Спас и другие святые лики, они превратились в «знамения», а затем в «знамёна». На Руси первые знамена появились в X веке.

Российский триколор имеет более чем 300–летнюю историю. Государственный флаг в России появился на рубеже XVIIXVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства.

Впервые белосинекрасный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Законным же «отцом» триколора признан Петр I.

20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело – сине – красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Специальная прочная ткань, из которой шили такие флаги, называлась «флагтух» (от голландского vlagdoek). Отсюда и пошло название «Флаг». Впоследствии под этим флагом начинают ходить коммерческие суда, ведется торговля с зарубежными странами.

В 1710 году на военном флоте утвердился Андреевский флаг: на белом полотне ткани изображен голубой крест. Название «Андреевский флаг» было дано в честь апостола Андрея Первозванного, который считался небесным покровителем России.

В 1858 году император Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черножелтобелого цветов империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Такой флаг поднимали в местах нахождения царя. Однако российское общество не приняло этот новый символ государственной власти: в сознании русских чёрно-жёлтые цвета ассоциировались с Австрией.

В 1896 году накануне коронации императора Николая II государственным флагом России был официально утвержден бело-сине-красный флаг.

В 1918 году (после Октябрьской революции) появилось Красное знамя РСФСР.

В 1923 году – Красное Знамя СССР. На нем были изображены серп, молот, красная звезда. Таким образом, красный стяг являлся государственным флагом в Советской России более 70 лет (Приложение 2).

До сих пор этот флаг нам очень дорог, ведь с ним советские воины во время Великой Отечественной войны шли в атаку, его водрузили над поверженным Рейхстагом и ознаменовали победу над фашизмом. Не случайно, именно с Красным Знаменем и портретами наших дедов и прадедов мы идем в едином строю в День Победы, 9 Мая, участвуя в акции «Бессмертный полк» (Приложение № 3).

С 1993 года флаг России стал таким, каким мы все его знаем: бело-сине-красный триколор. Это связано с началом новой эпохи, становлением постсоветской России. Положение о государственном флаге Российской Федерации было утверждено Указом президента РФ от 11 декабря 1993 года № 2126.

22 августа в нашей стране отмечается замечательный праздник – День российского флага. В нашей семье всегда помнят этот день. С ранних лет я с бабушкой в этот день выходили на праздничные мероприятия, которые проводились на главном, Комсомольском парке нашего города. Военный оркестр всегда играл патриотическую российскую музыку. И я размахивала флагом, и была горда тем, что я – юный гражданин своей страны (Приложение 4).

Основная часть (Практическая)

Изучение истории – подтверждение знаний на практике

Изучение истории Российского флага очень увлекло меня. При работе с литературой, я узнала много познавательных фактов об истории страны в целом.

Мне захотелось узнать, что знают о государственных символах страны и, в частности, о российском флаге, мои сверстники.

Я разработала и провела анкетирование своих одноклассников по истории российского флага. В анкету были включены следующие вопросы (Приложение 5).

Такую же анкету я провела среди учащихся 9 класса нашей гимназии, в котором учится моя старшая сестра.

Сравнительный анализ показал, что девятиклассники более основательно и обоснованно отвечали на вопросы анкеты, и это неудивительно, ведь, взрослея, ученик постигает много нового (Приложение № 6).

Однако, наибольшие затруднения у учащихся 5 и 9 класса испытали, отвечая на вопросы: Какие изменения этот государственный символ России претерпел в различные исторически эпохи? Кем был впервые предложен российский триколор? Можно ли, представляя Российский флаг, например, на картине, изменять тональность цвета? Что такое флажный протокол?

Эти вопросы вызвали у учащихся наибольший интерес и многие хотели получить на них развернутые ответы. Поэтому, мы предложили создать инициативные группы в 5 и 9 классах и провести на эту тему классные часы.

В процессе подготовки к классному часу я провела социологический опрос среди взрослых. Респондентами стали: соседи, коллеги по работе моих родителей, родственники.

При социологическом опросе им были заданы два вопроса.

1. Как вы относитесь к новому государственному символу – флагу триколор, взамен существовавшему красному стягу в СССР?

2. Должен ли, по Вашему мнению, изменяться российский флаг с изменениями приоритетов государства?

Результаты ответов представлены на диаграмме (Приложение 7).

Вывод: подавляющее большинство населения России положительно относятся к новому государственному символу – флагу России, триколор.

Летом 2018 года в нашей стране проходил Чемпионат мира по футболу. Матчи проходили в 11 городах нашей страны. Мой дедушка живет в городе Волгограде. Присутствовал на всех 4 матчах, которые в нем проходили. И рассказал мне о том, как провел ситуационное наблюдение. В киосках и торговых точках, прилегающих к центральному стадиону г. Волгограда, невозможно было найти российский триколор (Приложение № 8). Однако, на территории стадиона торговые точки в изобилии предлагали российскую символику: куклы-матрешки, шапки-ушанки, и, конечно, российские флаги.

Наблюдение моего дедушки показали, что российский триколор раскупался очень активно! Кроме этого, во время телевизионных трансляций футбольных матчей нам было приятно наблюдать, что команду российских футболистов активно поддерживали российским флагом даже иностранные болельщики!

Какая радость переполняет наши сердца, когда поднимается российский флаг в честь победы на Олимпиадах! Надеюсь, что на спортивных аренах не раз поднимется ввысь наш Российский флаг, овеянный славой наших предков.

При помощи учителя нами были подготовлены классные часы, которые позволили создать яркий эмоциональный фон при обсуждении тех или иных вопросов темы (Приложение № 9). Нами были подготовлены:

– плакаты;

– интеллектуальная игра, о которой я с удовольствием расскажу;

– кроссворд.

Мероприятия прошли на высоком уровне. Отрадно было и то, что ребята активно участвовали в обсуждении темы!

После проведения классных часов, я смогла сделать определенный вывод по нашему исследованию:

Цель работы достигнута, все задачи выполнены.

Заключение

Итоги данного исследования

Я считаю доказанной гипотезу о том, что история флага связана с историей государства. Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях. Как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить новое государство, не помня опыта предыдущих поколений. Поэтому символика государства, изменяясь, наряду с новыми элементами содержит элементы своей истории.

Государственные символы, какого либо государства – это признак его независимости. Многие исследователи считают, что в зависимости от степени отношения населения к государственным символам развивается чувство патриотизма, чувства гордости и уважения к своей стране. Именно уважение и знание истории государственных символов своей страны является, на мой взгляд, важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи.

Ученики нашей гимназии хорошо знают государственные символы России. Ребята узнают информацию не только из школьных уроков истории, общества. Многие из них разговаривают на такие патриотические темы с родителями, бабушками и дедушками.

Мы живем в непростое политическое время. Сегодня мировые лидеры стран пытаются сломать нашу великую страну – Россию, отобрав у неё территорию, изолировав в мировых делах и событиях, игнорируя мнение России во многих делах и вводя определённые санкции. Но русский народ помнит, что во все времена национальное достояние России – флаг, герб и гимн, а также вера нашего народа в нашу страну, – помогали России преодолеть трудности.

В процессе завершения работы над нашим проектом, по центральному каналу телевидения были показаны видеосюжеты, что в канун Нового года, в Мордовии, две девушки осквернили российский флаг, сняли на видео и выложили ролик в Ютуб (Приложение № 10). На мой взгляд – это преступление. В социальных сетях сразу поднялась волна осуждения. Ролик из ютуба был удален. Это, конечно, тревожный сигнал. В настоящее время депутат государственной Думы РФ Дмитрий Вяткин внес законопрект об ужесточении наказания за неуважительное отношение к обществу и государству, в частности, к государственной символике.

И все же большинство граждан России уважительно относятся к государственной символике нашей страны. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом!

Государственные символы России – это важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен их знать и относиться с почтением.

Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Флаг России достался нам в наследство от предков. Каким он станет в будущем, зависит уже только от нас. Мы, маленькие граждане нашей огромной страны, должны знать и понимать значение государственного флага России, потому что это долг каждого гражданина государства. Так как отечество у нас одно – любимая Россия!

Приложение 1

Экскурсия на мемориальный комплекс

mar-2.tif

Поездка с родителями к Памятнику – ассамблее «Герои Сталинградской битвы», Мамаев Курган, город – герой Волгоград

Приложение 2

История Российского флага

mar-1.tif

Приложение 3

Красное знамя – символ Великой Победы

До сих пор этот флаг нам очень дорог, ведь с ним советские воины во время Великой Отечественной войны шли в атаку, его водрузили над поверженным Рейхстагом и ознаменовали победу над фашизмом. Не случайно, именно с Красным Знаменем и портретами наших дедов и прадедов мы идем в едином строю в День Победы, 9 Мая, участвуя в акции «Бессмертный полк».

mar-3.tif


Библиографическая ссылка

Мартынова Л.В. ЧЕМ ДОРОГ НАМ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ, ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ РОССИИ // Старт в науке. – 2019. – № 3-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1626 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674