Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бикбулатова Г.Ф. 1
1 г. Туймазы, ФМБОУ СОШ № 7 – «ООШ № 9 г. Туймазы»
1. Анатольева Э.В. Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе // edu.cap.ru.
2. Бирюкова Ю.В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС. – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir.
3. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе. – http://firsschool.ucoz.ru/load/1–1–0–2.
4. Синельникова Д.Д. Использование интернет-ресурсов педагогами в образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2018. – №25. – С. 313–315. – URL https://moluch.ru/archive/211/51763/.

В современном мире человек окружен таким количеством информации, которое он не состоянии использовать без помощи новых информационных технологий. Все больше в нашу жизнь входит компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. И нынешнюю систему образования трудно представить без использования современных педагогических технологий [2].

Информационные технологии дают возможность совершенствоваться учителю. Расширение информационного пространства детей и подростков, мотивирует учителя заниматься вместе с учениками, овладевать новые технологии. Особенностью учебного процесса с использованием информационных технологий является то, что главным становится ученик, который исходя из своих способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышения уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их.

Внедрение ИКТ реализуется по направлениям:

• Создание презентаций к урокам;

• Работа с ресурсами Интернет;

• Использование готовых обучающих программ.

• Создание презентаций к урокам

Одной из наиболее удобных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать, создание мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация Power Point – классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу [3].

В зависимости от сообщения преподаватель включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более занимательным, более пояснительным.

Использование компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• осуществление единого восприятия материала;

• возможность демонстрации разных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

• возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия;

• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентация дает возможность учителю самостоятельно составить учебный материал исходя из особенностей своего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться большего учебного эффекта [1].

Презентации позволяют учителю:

• наглядно представлять материал;

• ускорить процесс объяснения нового материала;

• увеличивает темп урока;

• привлекать большое количество дидактического материала

• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; демонстрировать материал на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• расширяет возможность самостоятельной деятельности учащихся;

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

• в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию; с помощью видеофрагмента или звукового ряда мотивировать учащихся;

• при закреплении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;

• на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.

• на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране вывести не только задание, но и ответ.

На математике использую как устный счет (например, «Помоги герою сказки» для 1 класса); на уроках русского языка использую электронное приложение к учебнику. На уроках по развитию речи ИКТ помогает для написания сочинения (использование презентация к сочинению по картине). По литературному чтению – знакомство с авторами и их произведениями. Также при составлении характеристик героев прочитанных произведений. По окружающему миру ИКТ используется для знакомства с новой темой (Например: «Дорога в школу», «Вот и лето прошло» 1 класс). По технологии использую в своей работе использование презентации, где показаны образец работы, план выполнения изделия.

Презентации повышают мотивацию учащихся, увеличивают восприятие нового учебного материала. Однако, не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса. Использование презентаций может привести к переизбытку информации, но не привести к цели урока. А ведь любые средства обучения, используемые учителем, должны быть использованы для достижения цели урока и решения его задач. Кроме того, неумело построенная презентация ухудшает восприятие нового материала. Большинство ошибок, которые допускают при создании презентаций – это обилие текста на слайде, использование мелких объектов, переизбыток анимационными эффектами без учета содержания слайдов. Все это снижает качество презентаций.

Таким образом, слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учителей, позволяют освободиться от скучного в обучении и разработать новые средства выражения педагогических идей.

Использование электронных образовательных ресурсов

С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к этому виду работы. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. В своей работе, тесты я использую на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ученику нужно выбрать верный, из предложенных ответов. Если есть необходимость можно настроить смену слайдов на автоматический переход через определенный интервал времени. Также, на уроках математики, русского языка использую готовые программные продукты (тренажеры).

Использование интернет-ресурсов

Есть несколько вариантов для использования ресурсов сети Интернет в образовательном пространстве: для организации учебно-образовательного процесса с использованием ИКТ (для создания предметных презентаций, тестовых оболочек, видеоконференций, фильмов и интерактивных игр); для организации внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в проектную деятельность; методическая поддержка педагогов, в разработке образовательной документации и в поиске методических материалов (разработка уроков, тестов, учебных программ и планов и индивидуальных образовательных маршрутов) [4].

Заключение

Таким образом, затраченное время на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, помогает преодолевать трудности и продвигает ребенка в общем развитии. Не нужно забывать, что ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку в потоке информации, воспринять ее, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должно выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. И поэтому планирую урок, учитель должен продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Применение компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя.


Библиографическая ссылка

Бикбулатова Г.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 304-305;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1610 (дата обращения: 12.12.2019).