Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В МОЕЙ ЖИЗНИ

Куликов А.А. 1
1 г. Шадринск Курганской области, МКОУ «СОШ № 15», 6 класс
Гоглачева Н.В. (г. Шадринск Курганской области, МКОУ «СОШ № 15»)
Коношенков Д.П. (г. Шадринск Курганской области, МБУДО «Детская музыкальная школа им. Т.В. Бобровой»)
1. Вещицкий П. Классическая шестиструнная гитара: справочник / П. Вещинцкий, Е. Ларичев, Г. Ларичева. – М.: Композитор, 2000. – 216 с.
2. Вольман, Б. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства / Б. Вольман. – М.: Музгиз, 1961. – 192 с.
3. Вольман, Б. Гитара / Б. Вольман. – М.: Музыка, 1980. – 64 с.
4. Газарян С. Рассказ о гитаре / С. Газарян. – М.: Детская литература, 1989.
5. Краткая история гитары [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cubozoa.ru/blog/guitar_history/ – Загл. с экрана. – 10.01.2019.
6. Назаров А. О гитаре / А. Назаров // Музыкальный альманах. – Выпуск 1. Гитара. – М., 1989.
7. Сайт МБУДО «Детская музыкальная школа им. Т.В. Бобровой» г. Шадринска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lira.s-edu.ru/svedeniya/osnovnye-svedeniya.html – Загл. с экрана. – 17.01.2019.

Гитара один из самых популярных и совершенных струнных инструментов, относящийся к группе классических инструментов. Гитара является наиболее доступным инструментом, широко распространённым не только в профессиональной, но и в сфере домашнего музицирования. Композиторами создан многочисленный репертуар жанров бардовской, авторской, массовой песни. Приятный мягкий тембр, великолепно сочетающийся с голосом, сделало инструмент популярным среди подростков и молодёжи. Обучение игре на гитаре способствует самоопределению личности, создаёт условия самореализации в музыкальной деятельности в процессе сочинения собственных песен, формирует современный уровень музыкальных знаний и исполнительских умений. В процессе обучения формируется общая культура личности, что облегчает адаптацию к жизни в обществе и создаёт основу для осознанного выбора и освоения в дальнейшей жизни профессиональных музыкальных образовательных программ.

Спектр применения её достаточно широк: от самодеятельного до профессионального исполнения в различных стилях и направлениях. А вот история её возникновения и развития для многих не знакома.

Поэтому выбор темы обусловлен познавательными и творческими интересами автора проекта и связаны с музыкальным творчеством, считая, что и в дальнейшем интерес к этому инструменту не потеряет своей актуальности.

Степень изученности темы. Различным аспектам российского гитарного искусства посвящали свои работы отечественные авторы, среди которых представители как XIX в. – В.А. Русанов, А.С. Фаминцын, так и ХХ в. – Б. Вольман, М. Иванов, Н.А. Иванова-Крамская, А. Ширялин и др. Одним из крупнейших исследователей истории гитары в России является В.П. Машкевич.

Из зарубежных отметим труды Д. Агуадо, Х.К. Амата, X. Аспиазу, М. Гарсиа, Ч. Дункана, М. Каркасси, Ф. Карулли, В. Лендле, Ф. Моретти, Э. Пухоля, П. Роча, Д. Сагрераса, Г. Санза, Ф. Сора, Т. Эванса и других.

Новизна исследования: в работе имеется теоретический материал, в котором рассматриваются истоки возникновения и развития гитары, причины популяризации инструмента. В данном материале представлено собственное исследование развития и формирования школы гитаристов в нашем городе, факты повышения уровня популярности данного инструмента среди молодёжи и учащихся Детской музыкальной школы.

Цель: изучить историю развития классической гитары и проанализировать основные этапы обучения различным приёмам игры на инструменте.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения и развития гитары.

2. Рассмотреть технические характеристики классической гитары.

3. Обобщить деятельность класса гитары Детской музыкальной школы им. Т. Бобровой.

4. Исследовать популярность инструмента среди обучающихся шестого класса нашей школы и проследить путь обучения на гитаре на собственном примере.

Объект исследования – музыкальное искусство.

Предмет исследования – классическая гитара.

Методы: анализ и обобщение информационных источников, социологический опрос (анкетирование), интервьюирование, математическая обработка результатов, исполнение музыкальной пьесы.

Предполагаемый результат: углублённое представление истории развития гитарного искусства; исполнение произведения на гитаре; познавательное мини-пособие.

Теоретическая часть

Исторический аспект возникновения гитары

Гитара – древний и благородный инструмент, история которого насчитывает более 4000 лет. Согласно классификации инструментов, гитара относится к струнным щипковым музыкальным инструментам. В наше время гитара является одним из самых распространённых и популярных музыкальных инструментов во всём мире [3]. История создания гитары как музыкального инструмента захватывает века и целые эпохи.

Кратко опишем процесс возникновения гитары. Происхождение слова «гитара»: «тар» (от древнеперсидского «струна») и «сангита» (от санскритского «музыка»). По другим источникам, это слово имеет происхождение от «кутур» (от санскритского «четырёхструнный»), которое позже стало словом «ситару». В Древней Греции и Риме использовали термин «кифара», которая перекочевала потом в Европу как латинское «cithara» (читарра). Отсюда пошли современные слова: «guitarra» (исп.), «guitare» (фр.), «guitar» (англ.).

Существовало несколько теорий о происхождении инструмента – гитары. Долгое время считалось, что гитара является развитием лютни. В 1960 году доктор Макл Каш в своих исследованиях доказал несостоятельность данной теории. Как оказалось, лютня является результатом развития отдельной линии инструмента, который был общим предком гитары и лютня, но никакого влияния на развитие гитары не оказал в дальнейшем. Влияние же гитары на развитие лютни наоборот было явно выражено, начиная со времён безладового инструмента, который мавры привезли с собой в Испанию.

В доказательство теории происхождения гитары от греческой китары является родство слова Kithara с испанским Quitarra. Трудно представить, как гитара могла произойти от греческого инструмента (см. рис. 1), который по форме был далёк от формы гитары, с квадратной рамкой, который ставили на колени, как арфу или лиру. Также странно, что семиструнная арфа, в квадратной рамке, дала своё название ранним четырёх струнным испанским гитарам. Доктор Каша в своих работах пишет о том, что греки позаимствовали название Kithara, скорее всего, от древних персов, у которых был четырёхструнный инструмент Чартар [5].

kulik-1.tif kulik-2.tif

Рис. 1. Греческий инструмент – китара

Самые ранние струнные инструменты, найденные археологами, это арфы и танбур. В древние времена люди делали подобие деки из черепашьих панцирей и калебасы (сосуда), в качестве резонатора. Как гриф использовалась изогнутая палка, в качестве струн обычно использовали шёлковые нити или жилы животных. В музеях мира представлено множество таких экспонатов, которые были найдены на раскопках объектов древне-шумерских, вавилонских и египетских цивилизаций. Один из инструментов датируется происхождением около 2500–2000 года до н.э. Богато украшенный инструмент с 11 струнами и золотым украшением был найден в гробнице королевы Shub-Ad (см. рис. 2).

kulik-1a.tif

Рис. 2. Древний 11-струнный инструмент, найденный в гробнице королевы Shub-Ad

kulik-3.tif

Рис. 3. Танбур

Другой предок – танбур (см. рис. 3), представлял собой инструмент с длинным грифом и корпусом грушевидной формы, как правило, корпус делали из дерева или шкуры животных. Игра на тамбуре, скорее всего, заключалась в том, что натянутые струны необходимо было нажимать-прижимать вниз, тем самым извлекая ноту.

В своём исследовании, доктор Каш за основу определения предка гитары взял общие признаки строения, к которым отнёс длинную, резную «шею» – гриф, плоскую деревянную деку.

Мавры принесли инструмент уд (безладовый) в Испанию. В арабских странах развивался инструмент танбур, меняя свои размеры и оставаясь безладовым. Европейцы добавили лады к уд и назвали его «lute», что происходит от арабского «Al’ud», и созвучно испанскому «laud». Лютня (см. рис. 4) или уд определялся как инструмент с коротким грифом и большим количеством струн, имеющим большой грушевидный корпус.

Названия многих инструментов, которые заканчиваются на «tar» указывают на количество струн:

Два – на санскрите «Дви», в современном персидском «do» (делать) – дотар, инструмент с двумя струнами, найденный на раскопках в Туркменестане. Три – на санскрите «Три», в современном персидском «Се» – сетар (см. рис. 5), 3–струнный инструмент, найден на раскопках в Персии (Иран). Ситар (см. рис. 6) в Индии – многострунная. Четыре – на санскрите «Чатур», современный персидский «Чар», Чартар (см. рис. 7) – 4–струнный инструмент в Персии (более известный как Тар). Пять – на санскрите «Панча», на современном персидском «Панч», панчтар – 5-струный инструмент у народов Афганистана.

kulik-4.tif

Рис. 4. Лютня

kulik-5.tif

Рис. 5. Персидский сетар

kulik-6.tif

Рис. 6. Индийский ситар

kulik-7.tif

Рис. 7. Чартар (Тар)

К началу эпохи Возрождения из 4-струнных инструментов, гитара стала доминирующим, по крайне мере в большинстве стран Европы. Самый ранний известный крус, по обучению игре был написан для четырёхструнного читарра в XVI веке в Испании. Пяти струнный инструмент (см. рис. 8) впервые появился в Италии. Стандартная настройка выглядела так: A, D, G, B, E, как и у современной пяти струнной гитары. У ранних гитар редко были грифы, имеющие больше 8 ладов, но с развитием их количество увеличилось до 10–12.

Шестая струна была добавлена итальянцами [1] в XVII веке. Постепенно встала необходимость в настройке каждой струны, и появились колки, которые были изобретены немецким мастером из Гамбурга, Joakim Thielke (1641–1719).

Современная классическая гитара (см. рис. 9), появилась, когда испанский производитель Антонио Торрес увеличил размер корпуса и представил новую систему крепления грифа в 1850 году. Его дизайн радикально улучшил громкость, тембр и вскоре стал стандартом для изготовления гитар [3].

kulik-8.tif

Рис. 8. Пятиструнная гитара Антонио Страдивари, 1680

kulik-9.tif

Рис. 9. Гитара, изготовленная Antonio Torres Jurado, 1859

Примерно в то же время стали делать первые настраиваемые акустические гитары в Испании. Стальные струны впервые стали широко доступны в 1900 году.

В конце XIX века Орвилл Гибсон изготовлял гитары Archtop (полуакустические), с овальными отверстиями для звука. В начале 20-х годов появилась модификация джаз для гитары с корпусом Archtop.

Электрогитара появилась, когда звукосниматели были добавлены в гавайские и джаз гитары в конце 1920-х годов.

В начале XVIII века западная музыка широко стала распространяться в России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А вот в начале XIX века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярным становится 7–струнный вариант исполнения гитары. Он написал более тысячи произведений для 7–струнки, которую стали называть «русская гитара» [2].

Таким образом, с развитием самих инструментов также активно развивалась и техника игры, музыкальные направления.

Технические характеристики гитары

Конструкция гитары. В гитаре две главных детали: гриф и корпус.

Гриф делится на следующие составные части [6]: головка – торцевая часть, к которой крепятся колки; колки – приспособление для фиксации и настраивания струн; пятка – выступ на задней стороне грифа, предназначенный для соединения с нижней декой; верхний порожек – деталь со специальными желобками, поднимающая струны над грифом; накладка грифа – элемент лицевой части грифа, на которой размещаются ладовые порожки; ладовые порожки создают между собой расстояния или лады – места, в которых струны прижимаются к накладке для постановки аккордов. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий той или иной ноте.

Корпус гитары нужен для резонирования звука.

Он состоит из четырёх поверхностей: нижняя дека – задняя стенка корпуса; верхняя дека – передняя стенка с резонаторным отверстием (иначе – голосник) и бриджем – подставкой, предназначенной для держания струн; две обечайки – боковые поверхности, соединяющие между собой нижнюю и верхнюю деки.

Звук, извлекаемый из струн, поглощается резонаторным отверстием. Отражаясь от нижней деки, он усиливается, а затем выходит наружу.

В зависимости от строения существует четыре основных вида гитары: классическая, акустическая, электрическая и басовая [6].

Классическая гитара обладает широким и удобным грифом, используются, как правило, нейлоновые струны. Предназначена для любой музыки: классической, старинной, современной, блюза и джаза. Позволяет использовать как пальцевую технику, так и игру с медиатором, играя и боем, и аккомпанемент. Классическая гитара максимально универсальна и удобна для обучения [4].

Акустическая гитара (см. рис. 10). Особенность инструмента такого типа в большем количестве ладов, обычно 20–21, глубина корпуса больше и заметно шире. Внутри грифа имеется анкерный стержень, поэтому используются, в основном, металлические струны. Узкий гриф, поэтому струны расположены ближе друг к другу. Ширина грифа на уровне верхнего порожка на целый сантиметр меньше, чем у классической гитары.

Электрическая гитара. Отличается тем, что её подключают к усилителям и другой акустической аппаратуре, так как сам по себе звук достаточно глухой. Внешне эта гитара отличается наличием отверстия для подключения к компьютеру/усилителям, регулятора громкости и тембра, возможен даже встроенный тюнер для настройки. Обладает достаточно нешироким грифом, на корпусе расположены регуляторы и переключатели.

Басовая гитара имеет длинный гриф и толстые струны. Гитара даёт басы. Настраивается на октавы ниже. Обычно, на них 4 струны, но бывает и 5 (добавлена нота субконтроктавы), и 6 (плюс «низкая» и «высокая» струны).

Описывая технические показатели гитар, необходимо отметить, что на звук конкретного инструмента могут оказывать влияние множество факторов, например, чем больше корпус гитары, тем громче ее звук. На баланс частотных характеристик же в большей степени влияет ширина талии инструмента: чем она шире, тем больше низких частот будет выдавать инструмент; чем она уже, тем больше преобладание средних и высоких частот. Толщина корпуса влияет только на глубину звучания инструмента.

kulik-10.tif

Рис. 10. Акустическая гитара, электрическая гитара и бас-гитара

Другим важным фактором, влияющим на звук, является дерево, из которого сделан инструмент [5].

Самым распространенным деревом для изготовления верхней деки гитары является ситхинская ель (Sitka Spruce). Недорогое дерево, обладает довольно резким и звонким звуком. Другим сортом ели, который используют для более дорогих гитар, является немецкая ель (Engelmann Spruce). Звук более мягкий, чем у ситхинской ели. Кедр (Cedar): по цвету темнее ели, дерево коричневатого оттенка с розовыми волокнами. Звук кедра более теплый и мягкий. Очень часто используется при производстве классических гитар. Махагон (Mahagony) – красное дерево. Инструменты из него дают слегка бубнящий, низкий и теплый звук.

Современные технологии позволяют добиться приличного уровня звука у гитар, сделанных из ламината. Сорт дерева, из которого изготовлен гриф и накладка на гриф, не имеет такого ощутимого влияния на звучание инструмента как материал корпуса. Он только вносит некоторые нюансы и поправки в звучание гитары.

Класс гитары Детской музыкальной школы им. Т. Бобровой г. Шадринска

Начало преподаванию гитары в Детской музыкальной школе им. Т. Бобровой положил С.П. Савельев в марте 1992 года. На сегодняшний день гитара – самый востребованный инструмент среди поступающих в ДМШ. Савельев С.П. является организатором фестиваля-конкурса «Гитарный ренессанс», который начав свою историю в 1997 как областной, приобрёл статус международного. Вслед за С.П. Савельевым преподавать в школу пришли преподаватели Д.П. Коношенков и К.А. Пустовалов, которые по сей день достойно продолжают дело своего наставника.

За 27 лет аттестат об образовании получили более ста гитаристов. Зарождал гитарные традиции музыкальной школы Станислав Павлович Савельев с десятью юными талантами. Более трёхсот раз гитаристы музыкальной школы становились победителями и призёрами конкурсов различных уровней, достойно представляя город Шадринск в Аше, Екатеринбурге, Казани, Кургане, Магнитогорске, Тюмени, Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве. Под руководством С.П. Савельева был создан Оркестр гитаристов «Неоклассик».

Состав оркестра насчитывает уже свыше 20 молодых музыкантов – учащихся ДМШ в возрасте от 10 до 16 лет и преподавателей, объединённых общей идеей исполнительства в коллективе, где основополагающее место занимает классическая гитара. Репертуар коллектива включает в себя как классические образцы мировой музыкальной культуры в собственных эксклюзивных переложениях, так и оригинальные пьесы современных композиторов. Концертные программы постоянно обогащаются новыми произведениями разных художественных направлений, при этом оркестру удаётся не изменять своему собственному академическому стилю исполнения.

За время существования оркестра была создана неповторимая творческая атмосфера внутри коллектива, налажена преемственность поколений, множество молодых ребят стало увлечено идеей совместного музицирования в рамках уникального проекта «Неоклассик». С каждым годом коллектив проявляет все более высокую работоспособность, предоставляя профессиональную площадку для развития талантов и начинающих исполнителей, и более опытных выпускников, и уже сформировавшихся музыкантов.

Коллектив гитарного оркестра регулярно показывает высокие результаты в конкурсах, одним из последних достижение было участие во II Всероссийском инструментальном фестивале-конкурсе «Гитарный ренессанс – 2018» и получение лауреата 1 степени в номинации «Классическая гитара. Оркестр».

Моё обучение по классу гитары началось 6 лет назад. Занимаюсь под руководством преподавателя гитары Дмитрия Петровича Коношенкова. Как и все ученики, я начинал изучение с азов: устройство гитары, название и назначение её элементов, настройка гитары; посадка и постановка левой и правой руки, выработка игровых движений; изучение нотной грамоты. В первом классе началось освоение приёмов игры, таких как тирандо и апояндо, основных видов арпеджио на открытых струнах. В моем репертуаре были лёгкие пьесы с элементами полифонии.

Затем продолжилось знакомство с грифом гитары в пределах четырёх – девяти позиций. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники «Баррэ». В третьем классе продолжалась работа над качеством звука, сменой позиций и ритмом. К произведениям добавились упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. В четвёртом и пятом классах продолжается развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Изучаем сложные виды арпеджио, происходит совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Искусственные флажолеты [7]. С пятого класса начал играть в гитарном оркестре.

В дальнейшем будут совершенствоваться исполнительские навыки, художественное отображение музыкального образа и выразительность исполнения. Занятия в классе продолжаются внеклассной работой – посещение концертов виртуозов и участие в мастер-классах с известными гитаристами, выступление на концертах, а также участие в летней гитарной школе.

Результаты собственного исследования

В ходе работы нами был проведён социологический опрос. Всего был опрошен 21 обучающийся. Участники опроса – учащиеся 6А класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Шадринска.

На первый вопрос «Если бы ты обучался в музыкальной школе, какой инструмент ты бы выбрал?» были получены следующие результаты (см. рис. 11). Среди предложенных вариантов 6 человек (28,6 %) выбрали инструмент фортепиано, скрипку – 2 человека (9,5 %), большинство – 13 человек (61,9 %) предпочли бы гитару, а баян и балалайку не выбрал ни один ученик.

Среди опрошенных учеников желание научиться играть на гитаре высказали 13 человек (61,9 %), 1 (4,8 %) обучающийся учится играть, остальные (33,3 %) не хотели бы обучаться игре на гитаре (см. рис. 12).

На третий вопрос «Какую вы выбрали гитару?», в случае если представилась возможность поиграть, результат (см. рис. 13) был такой: акустическую гитару выбрал 1 (4,8 %) ученик; классическую гитару – 14 (66,7 %); электрогитару – 4 (19,0 %); другой вид гитары предпочли бы 2 (9,5 %) ученика.

Результат ответов на 4 вопрос представлен на рис. 14. Каждый ученик мог выбрать несколько вариантов из предложенных. 17 обучающихся (80,9 %) ответили, что для обучения игре на гитаре необходимо желание; 14 (66,7 %) считают – терпение; 8 (38,0 %) – слух; и по 5 (23,8 %) человек – хороший инструмент и наставник.

kulik-11.tif

Рис. 11. Результат ответов на вопрос «Если бы ты обучался в музыкальной школе, какой инструмент ты бы выбрал?»

kulik-12.tif

Рис. 12. Результат ответов на вопрос «Хотели бы вы научиться игре на гитаре?»

kulik-13.tif

Рис. 13. Результат ответов на вопрос «Какую вы выбрали гитару?»

kulik-14.tif

Рис. 14. Результат ответов на вопрос «Что нужно для обучения?»

На вопрос «Хотели ли вы больше узнать об инструменте – классическая гитара?» большинство учащихся дали положительный ответ: да – 18 (85,7 %), нет – 3 (14,3 %) ученика.

Ответы заключительного вопроса «Как научиться играть на гитаре?» содержали следующую информацию: 13 (61,9 %) обучающихся из 21 считают, что научиться играть на гитаре можно только в музыкальной школе; 4 (19,0 %) ученика предполагают, что самостоятельное обучение тоже возможно; по одному (4,8 %) ученику выбрали среди ответов частного преподавателя и самоучитель; 2 (9,5 %) ученика – с помощью Интернета.

В рамках нашего исследования нам необходимо было обозначить причины популярности гитары среди учащихся ДМШ, для этого мы решили опросить преподавателей и попросили их ответить на вопрос: «Какие факты повышения уровня популярности гитары, на их взгляд, они могли бы назвать, и что могло служить причиной популяризации данного инструмента среди учащихся».

Как отметил Дмитрий Петрович Коношенков: «Популярность гитары, на мой взгляд, ещё началась с расцветом рок-музыки в 60–70-х годах. Многие ребята предполагают, что получив азы гитарных аккордов, они смогут аккомпанировать исполнителям эстрадных песен. Другой причиной может быть относительная простота этого инструмента, например, чтобы сыграть простую мелодию из нескольких аккордов не нужно заканчивать консерваторию. Для этого достаточно эти самые аккорды где-нибудь подсмотреть и после пары недель тренировок уже можно что-нибудь сыграть. Конечно, чтобы достигнуть высот мастерства владения инструментом, нужны годы. Несомненно, причиной выбора гитары для обучения в музыкальной школе является мнение родителей, которым видится доступность и компактность этого инструмента».

Станислав Павлович Савельев объясняет популярность гитары приятным тембром звука, простотой для освоения аккомпанирующей пению функции, а также доступной ценой и лёгкостью для переноски. Большую роль в популяризации инструмента выполняют и сами педагоги, как отмечает Станислав Павлович, собственным примером, организацией участия юных гитаристов в творческих конкурсах и мероприятиях музыкальной школы, встреч с профессиональными музыкантами, работой в летней гитарной школе.

Таким образом, можно отметить, что гитара легко находит своё место в любом жанре музыки, будь то испанское фламенко, американский блюз, русский романс, джаз-рок группа или классический оркестр. Ни один другой музыкальный инструмент не может охватить такой широкий диапазон стилей. Широкая функциональность гитары, позволяет ей решать музыкальные задачи, одновременно исполнять мелодическую, аккордово-аккомпанирующую и перкуссивно-ритмическую партии.

Заключение

Таким образом, изучив все аспекты истории развития классической гитары и проанализировав основные этапы обучения различным приёмам игры на инструменте, можно сделать следующие выводы.

1. Гитара – это старинный щипковый музыкальный инструмент, дата возникновения которого пока точно не известна. Однако, по мнению исследователей гитара была завезена в Испанию и Италию в X-XII веках из стран Востока.

2. Классическая гитара имеет форму восьмёрки, в которой нижняя половина шире верхней. Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. В зависимости от строения существует четыре основных вида гитары: классическая, акустическая, электрическая и басовая, которые используют в разных стилях музыки (джаз, блюз, кантри, метал и др.).

3. Игра на гитаре это не только увлекательное времяпрепровождение, но в процессе уроков развивается мелкая моторика пальцев и левое полушарие мозга, отвечающее за креативность, органы чувств, фантазию, умение нестандартно мыслить; повышается самооценка, укрепляется вера в свои способности и возможности; происходит воспитание вкуса и чувства стиля.

4. Гитарная школа в Детской музыкальной школе им. Т. Бобровой зародилась в 1992 году под руководством С.П. Савельева. На сегодняшний день гитара – самый востребованный инструмент среди поступающих в ДМШ.

5. Обучение гитары начинается с изучения устройства гитары, названия и назначений её элементов, настройка гитары; посадка и постановка левой и правой руки, выработка игровых движений; изучение нотной грамоты. Осваиваются приёмы игры (тирандо и апояндо), основные виды арпеджио на открытых струнах. Развитие техники легато и баррэ. Освоение навыка вибрации. Игра в ансамбле. В четвёртом и пятом классах изучаются сложные виды арпеджио, происходит совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Искусственные флажолеты.


Библиографическая ссылка

Куликов А.А. КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В МОЕЙ ЖИЗНИ // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 228-236;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1593 (дата обращения: 12.12.2019).