Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОМИКСЫ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО

Кобельская В.Э. 1
1 г. Тверь, МОУ «СОШ №43», 10 «Б» класса
Пак Е.Б. (г. Тверь, МОУ «СОШ №43»)
1. Ли С. Как создавать комиксы / Стэн Ли – М.: Изд-во «Эксмо», 2016. – 232 с.
2. Макклауд С. Понимание комикса / Скотт Макклауд – М.: Изд-во «Белое яблоко», 2016. – 224 с.
3. Поройков И.Д. Структурно-содержательная специфика комиксов и их роль в культуре современного общества. – Томск, 2016. – 51 с.
4. Виды комиксов [Электронный ресурс] // http://webcomics.su. – URL: http://webcomics.su/vidy-komiksov/ (Дата обращения 16.06.15/ Роман Чусовской).
5. Жанры комиксов: список и правила жанров [Электронный ресурс] // https://disima.ru. – URL: https://disima.ru/sozdanie-komiksa/zhanry-komiksov/ (Дата обращения 15.02.15).
6. История комиксов: рождение супергероев [Электронный ресурс] // http://diletant.media. – URL: http://diletant.media/articles/26254609/ (Дата обращения 16.10.15).
7. История русского комикса: интервью Марии Евдокимовой с Мишей Заславским [Электронный ресурс] // https://www.comicsnews.org. 0 URL: https://www.comicsnews.org/articles/chronology/History_of_Russian%20Comics (Дата обращения 12.09.15/ Мария Евдокимова).
8. Комиксы Средневековья: о чем говорят герои древних книг [Электронный ресурс] //https://theoryandpractice.ru. – URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10213–komiksy-srednekovya (Дата обращения 13.01.16/ Сергей Зотов).

Данная исследовательская работа выполнена по теме: «Комиксы. Их влияние на общество». XXI век – век высокого темпа жизни и больших объёмов информационных потоков. У человека в такой ситуации срабатывает психологическая защита, он перестаёт углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Как помочь современному человеку? Нам, кажется сделать это можно с помощью комикса, который содержит меньшее количество текста и больше визуальной информации. Цель работы: изучить влияние комикса на современного человека, проанализировав причины популярности комикса, и предположить или опровергнуть возможность его использования для преподавания школьных дисциплин.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить теоретическую базу по теме исследования;

2. Проанализировать причины популярности комикса в обществе, воздействие комиксов на общество;

3. Предположить или опровергнуть возможность использования комикса для преподавания школьных дисциплин.

Методы исследования: при написании данной работы использовались такие методы, как описание (изучения теоретической базы), опрос (анкетирование), систематизация, сравнение, анализ и статистический метод.

Гипотеза: информация правит миром, но её объём, который обрушивается на человека современного общества, создаёт ему трудности в обработке и усвоении этой информации и он пытается упростить задачу, стоящую перед ним и выбирает меньшее количество текста и замену его «картинкой» (рисунок, графика). Является ли это объяснением популярности комиксов в современном обществе? Может ли комикс быть полезен современному школьнику?

1. Истоки комикса

Итак, что же такое комикс и когда он возник? Исходя из определения Скотта Макклауда, комикс (от англ. Comic book – смешная книга) – это «иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика от зрителя» [2, с. 9]. Краткое определение у С. Макклауда: комикс – это «последовательное искусство» или «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Существует множество определений комикса, но все они сводятся к тому, что комикс – это серия изображений, в которой, рассказывается какая – либо история. Таким образом, комикс – это единство повествования и визуального действия, которые должны находиться в гармонии.

Официальная история комикса начинается в конце 19 века, но если посмотреть на рисунки в наскальных пещерах, то даже в них можно заметить элементы, которые отражены в определении, но тогда их, естественно, никто так не называл. Создателем комикса считается Родольф Тёпфер, таким образом, первый комикс появился в Женеве (Швейцария) в 1833 году. Но родиной комикса считается США, а автором – Ричард Фелтон Аутколт. Дебютировав в 1885 году «Нью – Йорк джорнел », Желтый Малыш («The Yellow Kid») стал первым известным и постоянным персонажем комиксов. Ранние комиксы были юмористического содержания. Именно популярность данного комикса породила современное словосочетание «желтая пресса».

Знаковым годом для комикса является год 1873 – год изобретения фотогравюры, появление которой связано с массовым производством комиксов. Создаются предпосылки для «Золотого века» комикса, который охватывает период (1938 – 1955 г.г.) и связан с появлением «супергероя, формированием его визуальных черт, становлением особенностей жанра и решением идеологических задач» [1, с. 61]. Основные из которых были: преодоление последствий Великой депрессии, Второй мировой войны, изоляционизма США на мировой арене и сложных отношений с СССР, которые характеризуются, как период «холодной войны». Так появляются комиксы идеологической направленности.

История графической литературы в России начинается, по мнению, исследователей с различных форм протокомикса: «иконопись, средневековая миниатюра, лубок, диафильмы» [7]. Полноценным днём рождения советского комикса можно считать 1956 год, так как на самом высоком политическом уровне было принято решение о выпуске нового иллюстрированного журнала для детей «Весёлые картинки». Дальнейшее развитие комиксов связано с распространением интернета. В 1999 году художник А. Алёшин основал большую электронную библиотеку отечественных комиксов – «Комиксолёт».

kobel-1.tif

Типология комиксов

История комикса сложилась таким образом, что вначале своего пути они отражали жизнь общества эклектично, но в ходе развития комикса как формы культуры и усложнения жизни общества, появилась необходимость в их классификации. В современном мире существует огромное количество жанров комиксов и их видов: подростковый, фэнтези, научная фантастика, военный, романтика, вестерн, супергерои, криминал, ужасы, истории про животных. Виды комиксов: традиционный, манга (манхва,маньхуа), веб-комикс, графический роман, фотокомиксы.

2. Влияние комиксов на общество

Типичными потребителями комикса являются подростки от 12 до 17 лет, так как они являются представителями эпохи информационных технологий. Можно предположить, что комикс помогает им увидеть и продумать, как они поступят в тех или иных ситуациях. Большое влияние комиксы оказывают на подростковую психику. Они могут влиять на молодежь как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, комикс воспитывает в человеке мужественность и сопереживание. А с другой стороны – эгоизм, жестокость, инфантильность. Исследования американских ученых подтвердили, ребенок лишается своей природной индивидуальности, проживая жизнь виртуального героя. В современном мире востребованность комиксов растет, потому что они облегчают восприятие информации и увеличивают скорость ее усвоения. Джордж Хорас Гэллап сделал вывод о том, что взрослые люди интересуются комиксами, чтобы почувствовать себя ребенком, окунуться в детство.

Комикс «отключает» индивидов от реальных событий, ими обуревают фантазмы, и о реальности они забывают. Психологически человек погружается в виртуальный мир, что мешает процессу формирования и реализации личности.

3. Практическая часть

Для подтверждения теоретических утверждений, была осуществлена практическая часть. С этой целью было проведено анкетирование учащихся 5–11 классов МОУ СОШ №43. Результаты обработки анкет представлены в диаграммах и гистограммах с соответствующими выводами.

kobel-2.tif

Всего респондентов – 393 человека, из них девочки – 202, мальчики – 191.

kobel-3.tif

Ответ на данный вопрос показал, что большинство опрошенных знают и понимают смысл самого термина (336 человек) и только 1/8 часть не смогла объяснить этого.

kobel-4.tif

Можно сделать вывод о том, что больше всего читают комиксы ученики 5 классов, примерно одинаковое количество в 6–7-х, меньше всего – 11.

kobel-5.tif

Данная гистограмма подтверждает понимание этимологии комикса и разделяет респондентов на тех, кого привлекает сюжет (текстовое содержание) и тех, кому интересно изображение, а также привлекает в комиксах доступность изложения.

kobel-6.tif

На основе представленных выше данных, можно сделать вывод о том, что ученики 5 – 6 и 8-х классов испытывают трудности в усвоении информации и готовы использовать комиксы как образовательный ресурс.

kobel-7.tif

Несмотря на то, что комиксы упрощают информацию, делают её доступной для понимания школьника, все респонденты считают, что комиксы не могут заменить книги.

kobel-8.tif

Ответы респондентов подтверждают положительное и отрицательное воздействие комикса на человека. Положительное: развивает воображение и помогает усвоить информацию, в тоже время отмечено отрицательное влияние на психику («зависимость», формируют клиповость мышления, погружают в виртуальный мир).

Заключение

Комикс – это реальность современного общества. История развития комикса является отражением общественной динамики. В трудные периоды развития человеку и обществу необходимо было вселить надежду на изменение жизни в лучшую сторону, посмотреть на существующие проблемы с юмором, сформировать внутренний комфорт, эту задачу в определённой степени выполняли комиксы.

Востребованность комиксов в XXI веке объясняется стремительным темпом жизни и большими объёмами информационных потоков, которые обрушиваются на современного человека, который пытаясь успеть в этой жизни многое, быть информированным, он считывает лишь поверхностные факты, воспринимает мир через короткие яркие образы и послания.

Таким образом, комиксы являются одним из источников познания окружающего мира. Типичными потребителями комикса являются тинэйджеры 11–12 – 19–20 лет. Влияние комиксов на человека и общество неоднозначно. С одной стороны, это доступность , развитие воображения, возможность увидеть ту или иную ситуацию извне. С другой стороны, комиксы оказывают большое влияние на подростковую психику: развитие инфантильности, восприятие информации обрывочно, без анализа и сопоставления; психологически человек погружается в виртуальный мир, что мешает процессу формирования и реализации личности.

Могут ли комиксы заменить книги, подразумевая, прежде всего произведения художественной литературы? Ответ однозначный «нет» и следующие объяснения: «… автор передаёт чувства, переживания героев, позволяет читателю самому создать их мысленный образ, развивает мышление, логику, заставляет анализировать, формировать собственную точку зрения». Может ли комикс быть полезен современному школьнику? Главный аргумент – доступность изложения материала, возможность проявить смекалку, применить имеющиеся знания.

Приложение

kobel-9.tif

kobel-10.tif

Поэтому в рамках данной работы мы создали стрип – короткий комикс, состоящий из 2–4-х кадров, на одну из тем предмета «Обществознание» (данный предмет был заявлен респондентами): «Мораль».


Библиографическая ссылка

Кобельская В.Э. КОМИКСЫ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1592 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674