Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Савицкая З.Д. 1
1 г. Тюмень, МАОУ «СОШ №22», 5 класс
Извина О.А. (г. Тюмень, МАОУ «СОШ №22»)
1. Базунов, Б.А. Эстафета Олимпийского огня. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 40 с.
2. Блох Р. Происхождение олимпийских игр //Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117–122.
3. Варава Ю.И. Формирование гармонично развитой личности средствами олимпийской педагогики: учебное пособие / Ю.И. Варава, Г.Т. Питерских. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. – 127 с.
4. Гик Е.Я. История Олимпийских игр / Гик Е.Я., Гупало Е.Ю. – М.: Эксмо, 2014. – 352 с.
5. Григоревич В.В. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.В. Григоревич. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 295 с.
6. Жохов В. Развитие олимпийской идеи в России до конца XIX века / В. Жохов // Олимпийское движение и социальные процессы: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвящённой 10-летию Олимпийского комитета России, и V Всероссисийского совещания «Практика олимпийского образования», 1–3 декабря 0666 г., Москва. – М.: Советский спорт, 0666. – С. 86–91.
7. Зуев В.Н. Олимпийское образование и олимпийцы Тюменской области/ Учебное пособие. – М.: Изд-во «Физическая культура», 2013. – 231 с.
8. Кузнецова З.М. Хронология развития олимпийских игр // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – №3(28). – С. 76–102.
9. Олимпийские игры современности / Под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш. шк., 2000. – 240 с.
10. Олимпийская хартия, 1996. – 47 с.
11. Харьков А.В. Развитие олимпийских идей в России как фактор патриотического воспитания современной молодежи // Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции 14 июня 1990 года, г.Минск. – М., 1990. – С. 127–128.
12. Харьков А.В. К истории создания Российского олимпийского комитета. //Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 18–19 сентября 1990 г. – Смоленск, 1991. – С. 61–64.
13. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Н.Н. Чесноков, Н.Ю. Мельникова // Спорт, духовные ценности, культура. – 1997. – Вып. 1. – С. 20–30.

Актуальность проекта состоит в том, что Олимпийские игры вошли в историю человечества как глобальное международное комплексное спортивное мероприятие. Они распространяются на все категории населения, доказательством этому могут послужить Паралимпийские игры, Студенческие Олимпийские игры и т.д. На сегодняшний день в России здоровому образу жизни и занятиям спортом придаётся огромное значение. Учащиеся, ознакомившись с историей развития олимпийских игр, выявляют их положительное влияние на упрочнение международной дружбы.

Цель: создать сборник задач по истории олимпийских игр «Историческая олимпиматика».

Задачи:

1. Изучить историю Олимпийского движения;

2. Показать алгоритм составления задач по истории Олимпийских игр.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка проблем, исследование гипотезы; эмпирические методы: изучение источников информации.

Гипотеза: Решение задач, содержащих историческую информацию, позволит получить новые знания по истории олимпийских игр, а так же показать свои способности в математике.

Объект: Олимпийские игры.

Предмет: сборник задач по истории Олимпийских игр «Историческая олимпиматика».

Новизна проекта. Впервые сделана попытка создания сборника исторических задач, основанных на реальных событиях и фактах истории Олимпийских игр.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении материалов по истории и развитии Олимпийских игр в России и мире.

Практическая значимость исследования: предложенный сборник нацелен на создание у школьников целостного представления об Олимпийских играх. Также он направлен на умение систематизировать исторические факты, пользоваться информационными источниками различных типов (таблицей, текстовым источником, иллюстрацией, исторической картой) для решения познавательных задач, аргументировать различные оценки и версии, используя исторические знания, описывать результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме, ориентируясь на заданные параметры деятельности. Познавательные задачи можно использовать на уроках истории, для подготовки и проведения конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий, для организации самостоятельной работы обучающихся.

1. История и развитие Олимпийского движения

1.1. Историография Олимпийских игр

Согласно мнениям историков, одним из первых последователей древней культуры был итальянский человеколюбец, правительственный активист из Флоренции Маттео Пальмиери (1408–1475). В собственном трактате «Della vita civile» («О гражданской жизни») он впервые упомянул о древних Олимпийских видах развлечения и установил их важность, произвел первый шаг в оценке этой древнегреческой традиции как важного фактора использования её в физическом и духовном воспитании молодого поколения. Следуя из этого, М. Пальмиери можно рассматривать как родоначальника, ведь именно он создал историческую эстафету возрождения античных Олимпийских игр, которую впоследствии закончил основатель нынешнего олимпизма Пьер де Кубертен.

Первой в событиях нашего Отечества научной работой, посвящённой древним Олимпийским играм, по праву считается «Очерк гимнастических игр древних греков» П.В. Тихановича, в коем детально рассказана хроника древних Олимпийских игр, представлены их значимость и роль в жизни древних греков[3].

Среди отечественных создателей, занятых ситуацией олимпийского перемещения, можно отметить В.А. Агеевца, Г.М. Поликарпова, Б.Р. Голощапова, В. В. Кыштымова, А.Н. Такач, Б.Н. Хавина и Ю.М. Чернецкого. Среди иностранных экспертов, в первую очередь, необходимо выделить Д. Янга, который в собственных трудах детально анализирует историю Олимпийских игр древности и нашего времени. Немаловажно выделить то, что его исследования базируются, главным образом, на документальных источниках [2].

Весомое вложение в проблему вовлечения Российской федерации в олимпийское перемещение привнес член МОК для России с 1900 г. по 1913 г., известный русский спортивный деятель и меценат Георгий Рибопьер. Вследствие его действий российские спортсмены приняли участие в IV Олимпийских играх в Лондоне. Г.Рибопьер стремительно трудился над улучшением проекта Олимпийских игр, содействовал в обсуждении задач о статусе любительства. Включение в программу Игр французской (греко-римской) борьбы – также его заслуга [11].

Важную значимость в популяризации спорта и формировании олимпийского движения в Российской федерации сыграл Георгий Дюперрон. Многосторонний атлет, ученый и историк спорта, автор многих академических работ, библиографии спортивной литературы, изданной в стране, редактор известного в тот период журнала «Спорт», секретарь РОК – это далеко не полный список дел и должностей, которые осуществлял на благо спорта России член МОК с 1913 по 1915 гг [5].

Олимпийские игры от зарождения до упадка

В представленной главе мы рассмотрим некоторые факты из истории Олимпийских игр. Чтобы разбираться в данной теме и иметь точное представление об олимпийских традициях, необходимо разбираться в истории античных и современных Олимпийских игр, а также знать обо всех событиях 500–летней борьбы за её возрождение.

По легенде, подготовкой первых Олимпийских игр занимался Геракл, и проводились они через каждые пять лет. Сначала Олимпийские игры не подлежали нумерации, их называли именем победителя в единственном на тот момент виде состязаний – беге на одну стадию. Античными авторами велся отсчёт всех Олимпиад с 776 г. до н. э.: поскольку они знали имя победителя тех Олимпийских игр. По их мнению, «Олимпиада» являлась четырёхлетним циклическим периодом между двумя чередующимися Олимпийскими играми в Древней Греции.

В период организации и проведения античных Олимпиад все войны в Греции останавливались. Во все города Греции отсылали послов для объявления о мире, что воспринималось как обязательное условие обеспечения защищенности и безопасности всех спортсменов, музыкантов, и болельщиков. Инициаторами данных мер «олимпийского мира» считались три царя – Ифит (из Элиса), Клеосфен (из Писы) и Ликург (из Спарты), подписавшие договор в IX в. до н. э [2].

Одним из главных принципов руководства олимпийским движением в начальный исторический период можно считать и выработку определенных условий участия в Играх. Так, «элланодики» – судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, заведовали устройством всего праздника. Порядок их назначения определялся по жребию из местных граждан. Они носили пурпурную одежду и имели на стадионе особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все, желающие участвовать в нём, вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего глашатай объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.

Существовали законы, по которым далеко не каждый человек мог принять участие в Олимпийских играх. Этого права не было у женщин, рабов и иностранных жителей, называемых варварами. А тот, кто хотел стать полноправным участником, должен был подать заявку в собрание судей ещё за целый год до начала состязаний. В олимпийских играх участвовали и побеждали известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Сократ, Пифагор. Гиппократ. Пифагор был чемпионом по кулачному бою. А Платон – в панкратионе.

Самым лучшим спортсменам вручали награду – лавровый венок или оливковую ветку, чемпионы торжественно возвращались в родной город и до конца своей жизни считались уважаемыми людьми. В их честь устраивались банкеты, и скульпторы делали для них мраморные статуи. В Афинах победителя полностью освобождали от выплаты налогов и отяготительных обязанностей. А еще победителю всегда выделяли лучшее место в театре. Кое-где особыми привилегиями пользовались даже дети олимпийца.

В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались, но теперь в них участвовали и римляне. Сами Игры все больше теряли религиозный смысл, превращаясь в демонстрацию могущества Рима. На них появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями [13].

В 988 году принятие христианства в Древней Руси оказывало отрицательное отношение православной церкви к языческим обрядам, в т.ч. к играм и забавам. В эпоху Средневековья христианские церковники жестоко преследовали тех людей, которые пытались вспоминать не только Олимпийские игры, но и всю античную культуру, инквизиторы подвергали их пыткам и казням. В первом общерусском летописном своде «Повесть временных лет», составленном во втором десятилетии XII в., летописец Нестор выражает возмущение по поводу увлечения смердов играм языческого происхождения. Первые упоминания о греческих состязаниях мы находим в Лаврентьевской летописи (1377), в которой автор приводит слова митрополита Кирилла, высказанные в 1274 г. на духовном соборе: «Узнал, что ещё держатся бесовского обычая треклятых элин: в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются на дрекольях». Элинами тогда называли греков.

В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр [4].

Ренессанс Олимпийских игр

Ренессанс олимпийских игр предпринимался во многих государствах Европы и Америки, включая и Грецию. В 1779 г. американский конгрессмен У. Драйтон в честь Дня независимости Соединённых Штатов Америки внёс отличное предложение провести национальные спортивные игры, аналогичные Олимпийским играм. Предложенная идея не была признана конгрессменом Г. Лоуренсом, который сообщил то, что «Олимпийские игры и другие глупости привели греков к упадку». Таким образом, согласно общественно-политическим аргументам олимпийская традиция не прижилась в Соединённых Штатах Америки вплоть до конца XIX в.

Процесс ренессанса олимпийских обычаев начался и на родине Олимпийских игр в Греции, как только данная страна вследствие национально-эмансипационного перемещения, при помощи российского флота в 1830 г. скинула многолетнее турецкое давление и сформировала самостоятельное государство. Важную роль в этом процессе сыграл немецкий исследователь античности Людвиг Росс (1806–1859). 14 марта 1833 года он предложил организовать новогреческие игры в память Олимпийским и Истмийским играм. В 1837 г. он обратился к королевской семье, с которой был близко знаком, с предложением возобновить четырёхлетние игры в городе Пиргос. В силу разных обстоятельств предложения оказались не осуществленными. Идею возрождения греческих игр он изложил своему коллеге по Галльскому университету и другу Иоханну Хайнриху Краузе (1802–1882), который в эти годы закончил свой главный труд по истории античного спорта «Олимпия». Первый том был посвящён Олимпийским играм, их возникновению, истории и развитию, второй – Пифийским, Немейским и Истмийским играм. Следует заметить, что этот двухтомник длительное время служил надёжным источником для многих исследователей олимпизма и не утратил своей значимости и поныне [13].

Таким образом, первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году, в стране-родоначальнице этих игр – Греции. Можно даже посчитать, насколько долгим был перерыв – от 394 года до 1896 года (получается 1502 года). И вот спустя столько лет в наше время зарождение Олимпийских игр стало возможным благодаря одному известному французскому барону, его звали Пьер де Кубертен. Этот человек очень хотел, чтобы как можно больше людей занимались спортом и предложил снова возобновить проведение Олимпийских игр. С тех пор раз в четыре года проводятся спортивные игры, с максимальным сохранением традиций древних времен. Но теперь Олимпийские игры стали делиться на зимние и летние, которые чередуются друг с другом.

Восстановлению Олимпийских игр поспособствовали соответствующие посылы:

Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И. Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.

Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.

В-третьих, в 1960–1880 гг. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения

В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований [13].

Говоря о России, то она имеет богатую олимпийскую историю. Историю олимпийского движения в России можно разделить на 3 основных периода:

1. Дореволюционный период.

2. Период Союза Советских Социалистических Республик.

3. Период современной России.

Спортсмены дореволюционной России приняли участие в Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. (IV ОЛимпиские Игры 1908 Лондон, Англия 27 апреля- 31 октября).

В данных играх учувствовало шесть российских спортсменов. Никой Панин- Коломенкин стал первым в истории отечественного спорта олимпийским чемпионом по фигурному катанию. Еще двое борцов Николай Орлов и Алексей Петров завоевали серебряные медали.

Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта – московская Олимпиада 1980 года. Вся страна 6 лет готовилась к грандиозному спортивному празднеству. И даже, несмотря на бойкот, объявленный США и рядом других государств, Игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей. Талисманом 22-х Олимпийских игр стал «Медвежонок Миша» [9].

Олимпийские игры в России имеют огромное значение.6 февраля 2014 года впервые стартовали зимние Олимпийские игры в Сочи. Было продано свыше миллиона билетов, люди из 126 стран мира приехали на игры в качестве болельщиков. Мероприятия Сочинской Олимпиады проводились в таких местах, как: Горнолыжный центр «Роза Хутор», Большая и Малая ледовые арены для хоккея, Саннобобслейный комплекс, Ледовый дворец спорта, Центральный стадион, Крытый конькобежный центр, Основная и Горная Олимпийские деревни.

Важно отметить, что в зимних Олимпийских играх 2014 года участвовало 88 команд, что является рекордом. Все 98 комплектов медалей были разыграны в 15 видах спорта. В первую очередь эта Олимпиада стала рекордной для сборной России, которая заняла в первое место общекомандном зачете с результатом 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей, что в совокупности составляет 33 награды, и это тоже рекорд. Предыдущий рекорд по количеству медалей был в 1988 году и составлял 29 наград. Церемонию открытия в прямом эфире посмотрело 3 миллиарда человек.

Международное олимпийское движение. В существовании Олимпийских игр современности важное значение имеет Международный атлетический конгресс в июне 1894 г., в Париже, инициатором которого считается Пьер де Кубертен (1863–1937 г.г.) [12]. В ходе проведения конгресса было решено заново возродить Олимпийские игры и учредить высший руководящий орган – Международный олимпийский комитет (МОК).

Все подробные правила олимпийского движения прописаны в едином кодексе под названием Олимпийская хартия, которая также содержит основные принципы деятельности МОК[12].

В 1914 г. в Париже на сессии МОК рассматривалось множество важных организационных моментов. Например, утвердился флаг с пятью переплетенными кольцами.

Также были выбраны официальные языки, ими стали английский, немецкий и французский. Впервые был рассмотрен вопрос о взаимоотношении с международными федерациями.

Олимпийские ритуалы. Олимпийские игры современности сопровождаются различными торжественными церемониями. В параде стран по традиции первая идёт Греция, все оставшиеся команды идут в алфавитном порядке. Завершает парад страна-хозяйка.

Олимпийский факел, привезённый из Греции, необходим для зажигания олимпийского огня – одного из ключевых символов Игр [1]. Огонь в этой чаше будет гореть до завершения всех спортивных состязаний. После того, как огонь в чаше погаснет, Олимпийские игры по праву можно считать оконченными.

Таким образом, мы рассказали несколько фактов из истории Олимпийских игр, думаем, выше изложенная информация будет полезна и очень интересна.

2. Создание сборника задач по Олимпийским играм

2.1. Историческая олимпиматика

В процессе написания теоретической части мы узнали исторические сведения из разных источников литературы об Олимпийских играх. Нами был собран числовой материал по Олимпийским играм того времени и современности. Это нам помогло сформулировать задачи и составить сборник задач с историческим содержанием.

Чтобы сделать сборник задач более интересным и продуктивным, мы обратились к своим одноклассникам с вопросами: Знают ли они историю Олимпийских игр? Для чего нужны Олимпийские игры? К сожалению мы не получили убедительных ответов. Результаты опроса показали, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр и значении их в жизни народов и стран.

Данный сборник включает в себя 35 исторических задач и называется «Историческая олимпиматика». Сборник предназначен школьникам 5-х и 6-х классов, для учащихся в физико-математических классах, учителям истории и тем людям, которым интересно решать задачи, основанные на реальных событиях и фактах Олимпийских игр.

Сборник состоит из четырёх блоков и трёх уровней. Каждый уровень имеет ряд математических, логических и творческих задач на тему «Олимпийские игры».

savic-1.tif

Рис. 1. Обложка сборника

В первом блоке читателям предоставлена история Олимпийских игр, для того чтобы ученикам было легче решать задачи с опорой на исторические факты.

Во втором блоке начинается первый уровень.

Пример задачи первого уровня. В какой стране зародились Олимпийские игры? Чтобы получить ответ, нужно решить примеры. Полученные цифры являются порядковым номером алфавита.

savic-2.tif

Рис. 2. Пример задачи первого уровня

Еще один пример. Выполните вычисления, и вы узнаете, в каком году были проведены первые Олимпийские игры! (v225+9)79 =?

В третьем блоке начинается второй уровень, сложность задач в этом блоке значительнее выше.

Пример задачи второго уровня. Более 1000 лет назад были проведены первые Олимпийские игры. Их устраивали жители Греции. Празднования и состязания продолжались в течение 5 дней. Сколько дней потратили греки на состязания за 186 лет?

В последнем четвёртом блоке заключительный третий уровень сборника. Здесь задачи требует предельной внимательности и находчивости.

Пример задачи третьего уровня. Найдите чётное двузначное число, сумма цифр которого равна 12, а при делении цифры десятков на цифру единиц получается 2, и вы узнаете, сколько городов, включая город Сочи, озарило Олимпийский огонь на зимних Олимпийских играх 2014 года.

Предложенный авторами сборник нацелен на создание у школьников целостного представления об Олимпийских играх. Сборник направлен на умение систематизировать исторические факты, использовать источники информации различных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач, аргументировать различные версии и оценки с привлечением исторических знаний, представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Познавательные задачи можно использовать на уроках по истории, для подготовки и проведение конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий, для организации самостоятельной работы обучающихся, в качестве домашнего задания.

Заключение

Работая над проектом, мы расширили свои знания по истории Олимпийских игр. В результате нами был разработан уникальный сборник по истории Олимпийских игр: «Историческая олимпиматика».

Мы считаем, что если учащиеся будут решать задачи, составленные на реальных событиях и датах, то такие задачи будут способствовать углублению знаний об историческом прошлом нашей страны, нашей малой Родины.


Библиографическая ссылка

Савицкая З.Д. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 194-199;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1588 (дата обращения: 12.12.2019).