Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КТО ЧИТАЕТ БОЛЬШЕ: МАЛЬЧИКИ ИЛИ ДЕВОЧКИ?

Саврасов Т.Е. 1
1 МБОУ гимназия № 1 г. Туймазы, 2 класс
Миннибаева Р.М. (Туймазы, МБОУ гимназия № 1)
Хуснутдинова Л.Д. (Туймазы, МБОУ гимназия № 1)
1. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.
2. Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004. № 1. С. 68.
3. Олефир С.В. Мониторинг читательской активности. – М.: Чистые пруды, 2008. 30 с.

В здании нашей гимназии находятся две библиотеки: одна из них – школьная, а другая Городская модельная библиотека № 3. Большинство моих одноклассников и учеников других начальных классов чаще всего после уроков можно найти в городской библиотеке. И поэтому для многих библиотека стала уже родным домом. В нашей библиотеке живут не только книги. У нас несколько компьютеров, которые подключены к Интернету. Каждый, кто приходит в библиотеку может взять не только книгу, но и поработать за компьютером.

Я сам очень люблю читать. Мне любовь к чтению и книгам привили мои родители с раннего детства. Но вот в классе я иногда слышу от одноклассников, что читать любят не все. Мне стало интересно, кто и как относится к чтению. А находясь в библиотеке и наблюдая за детьми, мне стало любопытно, кто чаще приходит в библиотеку и для кого чтение любимое занятие – для мальчиков или для девочек. Мне показалось, что мальчики меньше любят читать, чем девочки. И захотелось узнать, так это или нет. Проводилось исследование с помощью анкетирования, интервью и анализа читательских формуляров. В анкетировании приняли активное участие ученики 2 а и 2 б класса нашей гимназии, а это 28 девочек и 18 мальчиков, всего 44 ученика.

Актуальность данной работы заключается в том, что от современных детей (а это – будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.

Цель исследования: изучить, кто больше читает мальчики или девочки, а также изучить их читательский интерес.

Объект исследования: читатели в возрасте 8-9 лет.

Предмет исследования: чтение младших школьников.

Гипотеза: девочки любят читать больше, чем мальчики и чаще посещают библиотеку.

Задачи:

– исследовать кто больше читает мальчики или девочки;

– изучить читательские интересы мальчиков и девочек;

– проанализировать – кто чаще посещает библиотеку мальчики или девочки.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по теме исследования.

2. Наблюдение.

3. Анкетирование учащихся.

4. Интервью с библиотекарями.

5. Изучение читательских формуляров.

Глава I

1.1. Роль книги в формировании личности младшего школьника

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27 % от общей численности населения. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может «отложить» чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать. Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека.

Детское чтение – тема, которая, не может не волновать учителей и родителей. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости родителей, учителей и учащихся в этом вопросе, без знания круга чтения современных детей невозможно становление настоящего читателя. Существует прямая зависимость между такими категориями, как «любовь к чтению» и «возраст ребёнка». Как правило, те, кто любит читать, – это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать [2].

Оказывается, чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается. Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

1.2. Что читают дети?

Для того чтобы говорить конкретно, что читают, нужно было вначале провести анкетирование – отдельно с детьми, отдельно с родителями – и в каждой группе выявить круг любимых авторов.

Блиц-опрос родителей включал два вопроса: «Любимые книги вашего детства» и «Любимые книги ваших детей». Выяснилось, что если много читают родители, достаточно читают и их дети. Дальше, естественно, выяснилось, что родители в детстве читали больше, чем нынешнее поколение. Однако эта особенность не является какой-то отличительной чертой одних только родителей обучающихся нашего класса.

Но вернёмся к кругу чтения. Он достаточно традиционен. Дети читают то, что им рекомендуют взрослые. А сам выбор – это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу «что вижу и слышу, то и читаю». И тогда был введён дополнительный вопрос: «Какую книгу ты читаешь сейчас?» – именно он даёт возможность увидеть картину реального чтения детей. Оказалось, что авторы и произведения почти не повторяются.Определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Есть ли различия в чтении мальчиков и девочек? Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки. Однако трудно не заметить и другого: все младшие школьники, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А. Волкова, Н. Носова, А. Линдгрен (может быть, девочки чуть больше, чем мальчики), «весёлые книжки» В. Драгунского, В. Голявкина, Э. Успенского, а также «ужастики», но в целом разница не так уж велика.

Казалось бы, книги – есть книги. Кому-то интересны одни, кому-то другие. И то, что именно человеку нравится читать, зависит исключительно от его характера, интеллекта и интересов, но никак не от пола. То есть и мальчикам и девочкам интересны примерно одни и те же книги, и особо задумываться, покупая детские книги, не стоит. В этих утверждениях, конечно, есть доля истины, однако существует и другое мнение о том, что у мальчиков и девочек есть свои, особые предпочтения в выборе книг, основанные на отличном усвоении информации [1].

Глава II. Результаты исследования

Как проводят свободное время дети 8-9 лет?

Я провел анкетирование. В анкетировании приняло участие 20 человек из 2а класса и 24 ученика из 2б класса.

Анкета для учащихся

1. Любите ли вы читать?

2. Какие книги есть в вашей домашней библиотеке?

3. Как часто вы читаете?

4. Какие книги вы любите читать больше всего?

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?

Меня в первую очередь интересовало, какое место в ряду досуговых предпочтений школьников занимают библиотека и чтение.

Получены следующие результаты:

 

Девочки

Мальчики

А) читать

42 %

40 %

Б) смотреть телевизор

15 %

10 %

В) гулять на улице

25 %

15 %

Г) заниматься чем-то другим (играть в компьютер)

18 %

35 %

Из ответов я понял, что девочки больше любят гулять, читать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

А мальчики больше увлечены компьютерными играми, чтением, прогулками и просмотром телевизора. То есть чтение как любимое занятие стоит на втором месте, как у девочек, так и у мальчиков.

На вопрос «Любите ли вы читать?» ответили: «да» 95 % девочек и 60 % мальчиков, «нет», соответственно, ответили 5 % девочек и 40 % мальчиков. Значит, девочки больше любят читать, чем мальчики.

На вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» (Приложение 1) мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 24 %. На второе место мальчики поставили сказки (фэнтэзи) и приключения, «ужастики» – примерно 15-17 %. Чуть меньше их интересуют книги о природе и животных, о путешествиях – по12 %. Около 9 % отдано сказкам и детективам. Книги о ровесниках в ответах мальчиков оказались на последнем месте и набрали лишь 5 %. Таким образом, мальчики больше любят читать различные энциклопедические издания.

При изучении анкет девочек сложилась совершенно другая картина. На первом месте, книги о природе и животных, о путешествиях – примерно 18 %, второе место разделили три жанра, это сказки, стихи и приключения – в среднем по 12 %. Фантастика, фентези лишь на третьем месте – 9 %. Книги о ровесниках были помещены в ответах девочек и мальчиков на последнее четвертое место, но девочки так же поместили на четвертое место энциклопедическую литературу, эти ответы набрали лишь 10 %.

На вопрос «Как ты выбираешь книги для чтения?» были даны следующие ответы:

А) По совету родителей

26 %

Б) По рекомендации учителя

30 %

В) По совету друзей

22 %

Г) По рекомендации библиотекаря

5 %

Большинство выбрало вариант Б) (по рекомендации учителя), так как 65 % опрошенных интересны произведения школьной программы. Но 17 % опрошенных написали свой вариант ответа – самостоятельно. Не удивительно. Нет на Земле двух одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и предпочтениями, поэтому для некоторых учащихся выбор книги для чтения – индивидуальный процесс.

Для изучения интересов ребят, были проведены анализы читательских формуляров совместно с библиотекарем школьной библиотеки Татьяной Геннадьевной Алтуховой и городской библиотеки Шаиховой Миляушей Галеевной.

Мы искали ответы на следующие вопросы:

1. Сколько человек из 2а и 2б классов записаны в какую – либо из библиотек?

2. Как часто они посещают библиотеку, и с какой целью?

3. Какими журналами интересуются?

4. Сколько книг из библиотек берут и читают мальчики и девочки в среднем в год?

Можно сделать следующие выводы:

И в школьную и в городскую библиотеку записаны и ходят все обучающиеся 2а и 2б классов (100 %). Многие дети приходят туда после уроков за необходимым дополнительным материалом к урокам, некоторые сидят и читают в читальном зале, общаются с друзьями; есть и такие, кто играет на компьютере. 50 % и мальчиков, и девочек интересуются периодическими изданиями. Дети выбирают журналы: «Дисней», «Винни и его друзья», «Свирель» – экологический журнал, «Юный эрудит», «Мурзилка», «Весёлые уроки», «Муравейник», журналы для девочек «Фея» и «Мир Прицесс», для мальчиков «А почему?» и другие. Мальчики и девочки в среднем за 6 месяцев этого учебного года из библиотек взяли и прочитали по 7-8 художественных книг. А около 20 % девочек и мальчиков вторых классов уже прочитали в среднем по 15 – 17 книг.

После проведенного анализа выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек примерно одинаков – 50 %.

Заключение

После проведения исследования моя гипотеза подтвердилась. Оказалось, что девочки и мальчики посещают библиотеку и читают примерно одинаково. Выяснилось, что как для мальчиков, так и для девочек библиотека является любимым местом проведения свободного времени. Но девочки приходят больше для того, чтобы почитать книги и журналы, а мальчики больше для того, чтобы посидеть за компьютером или поиграть в настольные игры. Можно сделать следующий вывод – роль книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Известное высказывание А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» актуально и в наше время. Во все времена книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная мудрость.

Итак, думаю, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.

Приложение 1

Рейтинг жанров и тем художественной литературы в младшем школьном возрасте

Тема, жанр

Девочки( %)

Мальчики( %)

Энциклопедии

 

24

Приключения, «ужастики»

12,5

17,2

Фантастика, фентези

10,7

15,2

О природе и животных

21,6

12,0

О путешествиях

14,2

12,2

Сказки

17,1

8,7

Детективы

5,5

8,2

О ребятах, сверстниках

9,1

5

Весёлые книги

8,5

3,4

Классика (стихи)

6,3

3.8

Книги об истории

2,8

4,5


Библиографическая ссылка

Саврасов Т.Е. КТО ЧИТАЕТ БОЛЬШЕ: МАЛЬЧИКИ ИЛИ ДЕВОЧКИ? // Старт в науке. – 2019. – № 2-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1478 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674