Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ – ЗАБОТА ОБЩАЯ

Гайнуллина А.Р. 1
1 Нижнекамский муниципальный район республики Татарстан, МБОУ «Средняя образовательная школа № 26», 4 класс
Нуруллина Г.Г. (Нижнекамский муниципальный район республики Татарстан, МБОУ «Средняя образовательная школа № 26»)
1. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
2. Статистика аварийности с детьми и подростками до 16 лет. // Добрая Дорога Детства, № 4. – 2017.
3. Якупов А. Опасность на дороге: секреты для всех. // ОБЖ, № 5. – 1998.
4. Якупов А. Безопасность школьника на дороге. // ОБЖ, № 8 – 1998.
5. Якупов А. Пешеход в дорожном движении. // ОБЖ, № 12. – 1998.
6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»
7. Всеобщая декларация прав человека – М., 2002. – 124 с.
8. Интернет-ресурсы: сайт «Правила дорожного движения в картинках», www.ppdd.ru.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Безопасность
10. http://encdic.com/search/searchid=1913655&text=Что+такое+Безопасность
11. https://www.google.ru/searchnewwindow=1&client=opera&ei=ojG1WuvtLomE6QSunqi4CQ&q=пдд+в+мультфильмах&oq=пдд+в+мультфильмах&gs
12. http://ozhegov.info/slovar/ex=Y&q=БЕЗОПАСНОСТЬ
13. http://spectr-pdd.ru/history-pdd-Russia
14. https://slovar.cc/rus/ushakov/384025.html

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/19/37695.

«Ничто не происходит без достаточного основания»

М.В. Ломоносов

Любая наука возникла из практики. Знания, которые лежат в самых разных науках, человек приобретал в определённые периоды времени. Конечная цель любой науки – создание благоприятных условий для существования человека.

Тема безопасности на дорогах очень актуальна в современном обществе. Вопрос дорожной безопасности возник давно, с появлением первого автомобиля.

Безопасность – отсутствие какое-либо риска, в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.

Тема моего исследования: Безопасность на дороге – забота общая.

Актуальность темы: Безопасность на дороге положительно сказывается на здоровье человека и его окружении.

Проблема: Всегда ли причиной дорожно-транспортного происшествия является несоблюдение человеком правил дорожного движения?

Цель работы: выявление причин дорожно-транспортных происшествий в г. Нижнекамск.

Основные задачи исследования:

– изучить статьи и документы в средствах массовой информации по проблеме безопасности в условиях дорожного движения;

– доказать актуальность и важность данной проблемы;

– проанализировать состояние дорожно-транспортных происшествий и их причины в городе Нижнекамск;

– найти пути решения по проблеме безопасности в условиях дорожного движения.

Методы решения основных задач: исследование, сбор информации, опрос, изучение необходимой литературы, наблюдение, анализ.

Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия в нашем городе с участием детей.

Предмет исследования: причины дорожно-транспортных происшествий в нашем городе с участием детей.

Практическая ценность работы: изучив причины, которые влияют на ДТП, можно избежать многие ситуации, связанные с ними.

Структура работы:

1. Провести анкетирование среди учеников и взрослых.

2. Изучить статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях в городе Нижнекамск.

3. Проанализировать полученные результаты.

4. Найти пути решения по проблеме безопасности в условиях дорожного движения.

Место исследования: пешеходный переход.

Время исследования: февраль – март 2018 г.

Глава 1. Теоретическая часть

У полоски перехода

На обочине дороги,

Зверь трёхглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами.

Как всё начиналось

Осенью 2017 года около трамвайной остановки «Дом быта» был создан пешеходный переход для перехода на улицу Бызова и ТД «Берёзка». Висит знак «Пешеходного перехода», но освещения над ним, как это есть над другими такими же переходами в городе – нет (Приложение 1). И в тёмное время суток, пешеходов на нём просто не видно.

По этому пешеходному переходу поздней осенью я с мамой переходила дорогу. Нас, чуть, не сбила машина. О случившемся мы рассказали знакомым, родным и в школе. Учителя и родители были обеспокоены за своих детей. Ведь по этому переходу каждый день ходят дети и взрослые: кто на работу, кто на учебу в МБОУ «СОШ № 25», кто ведёт детей в садик.

1.1.1. План исследований

В 1960-1970-е годы широкий спектр использования автомототранспорта стал обычным делом. Поток транспорта на дорогах из года в год стал увеличиваться, а с ним и число аварий на них, и количество жертв ДТП [3]. Но не смотря на всё это только через десятилетия население Земли изменило свое отношение к происходящему на дорогах, задумалось о проблеме безопасности дорожного движения.

Поэтому целью нашей работы является исследование вопроса выявления причин дорожно-транспортных происшествий в г. Нижнекамск.

Работа состоит из нескольких этапов:

1. Подбор и изучение научной литературы, с целью узнать, что такое безопасность.

2. Провести анкетирование среди учеников и взрослых.

3. Изучить статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях в городе Нижнекамск.

4. Проанализировать полученные результаты.

5. Найти пути решения по проблеме безопасности в условиях дорожного движения.

Вывод: запланированная и проделанная мною работа поможет разобраться, верно ли, что, изучив причины, которые влияют на ДТП, можно избежать тех ситуаций, из-за которых возникают данные ситуации.

1.2. Анализ специальной литературы

1.2.1. Определение понятия «безопасность»

В толковом словаре Ожегова есть такое толкование понятию «безопасность»– состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [12].

«Безопасность – предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность» [14].

Анализ специальной литературы и образовательной практики показал, что данная проблема до сих пор не решена и является актуальной.

Одна из самых острых проблем жизни людей – это проблема безопасности на улицах и автомобильных дорогах. В ходе исследования мы постарались открыть истоки опасности в жизни человека.

1.2.2. Представление о безопасности в истории

История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

Император Петр I издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения [9].

В 1730 году императрица Анна Иоанновна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима – любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.

С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила – управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков – преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Появление первых автомобилей в XIX в. значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас [13].

У нас в городе отлично действует МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок), где учащиеся школ на практике учатся ПДД (Приложение 2). Центр выпускает газету «Давай дружить дорога», которая поучительно, увлекательно и иллюстративно рассказывает о проблемах дороги (Приложение 3). Аналогичные занятия по ПДД проходят и в школах.

Но этого, как показывает практика, недостаточно. И я задумалась:

– Какие причины вызывают дорожно-транспортные происшествия?

– Всегда ли причиной ДТП является несоблюдение человеком правил дорожного движения?

– Как найти пути решения проблемы по безопасности движения на дорогах?

1.3. Правила ДД в мультфильмах

В сети Интернет мы просмотрели список мультфильмов, где доступно и на простых примерах рассказывается о правилах дорожного движения для тетей младшего школьного возраста. (Приложение 4). Это мультипликационные картины:

2008 г. – «Уроки тётушки Совы»;

2012 г. – «Смешарики»;

2014 г. – «Торопыжка»;

2016 г. – «Два похожих знака – Лукоморье Пикчерз».

Вывод: в плане развития внимания и знания ПДД в массовой коммуникации работа выполняется.

1.4. Пословицы и поговорки о ПДД

В дополнительных источниках информации мы нашли интересные пословицы и поговорки о ПДД, которые могут быстро, правильно и доходчиво объяснить ситуацию на дорогах и правила поведения на ней:

1. Дорога, хоть кубарем ступай.

2. Осторожность – мать безопасности.

3. Езжай, куда думаешь, и думай, куда едешь.

4. Сидя на колесе, думай, что под колесом.

5. Не ищут дороги, а спрашивают о ней.

6. Незнакомая дорога, что дремучий лес.

7. Где идёт дорога – там и будет путь.

8. Знай правила движения, как таблицу умножения.

9. Правила движения каждый должен знать обязательно на пять!

10. Не доглядишь оком – заплатишь боком.

1.5. Афоризмы и цитаты про водителей

В электронных ресурсах мы нашли некоторые афоризмы и цитаты про водителей. Их оказалось не очень много, вот некоторые из них:

«Водитель – самый опасный узел машины».

«Хороший водитель достаточно дисциплинирован, чтобы соблюдать все дорожные правила, и достаточно быстр, чтобы увернуться от тех, кто их не соблюдает».

«Веди машину не так, словно тебе принадлежит улица, а так, словно тебе принадлежит автомобиль».

Вывод

В России проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: изучение с детьми правил поведения на улице, проведение уроков для юных пешеходов, конкурсов, викторин, соревнований, акций по безопасности дорожного движения, создание отрядов юных инспекторов движения.

Главав Ii. Практическая Часть

2.1. Безопасность на дороге – забота общая

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма в России показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. На сегодняшний день Россия имеет один из самых высоких уровней риска гибели населения в ДТП. Страшнее всего, что страдают и погибают в них дети. Несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества, недостаточная эффективность работы системы по обеспечению безопасности дорожного движения и очень низкая дисциплина участников дорожного движения, привела к возникновению острой проблемы аварийности. Перечисленные факты требуют исследования. Необходимо установить причины сложившейся проблемы, выявить пути решения по улучшению сложившейся ситуации.

Тема нашей работы: «Безопасность на дороге – забота общая» выбрана не случайно, так как безопасность дорожного движения, в первую очередь, зависит от культуры поведения человека: водителя, пассажира и пешехода на дороге.

Мы начали внимательнее присматриваться к пешеходам и водителям на дорогах. Стали замечать, что ПДД нарушают и взрослые, и дети, и водители. Причины разные, а страдают от этого люди. Мы приняли решение подробно изучить причины нарушений детьми и взрослыми правил дорожного движения.

Мы стали изучать информационные источники, и проанализировав их, поняли, что проблема, над которой работаем актуальна и ей уделяет внимание наше Правительство и это подтверждается следующими документами:

«… 19-20 ноября 2010 г. в соответствии с резолюцией 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и по инициативе Российской Федерации в Москве прошла 1 Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения «Время действовать!». В ней приняли участие 148 стран мира, общее количество участников достигло 1,5 тысячи человек…».

«… В России утверждена Национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения, с 2013 года работает федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», с задачами «сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий... «[6].

Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев

«…Принимаемые меры сказались на состоянии безопасности дорожного движения. В 2016 году в России произошло 173 694 ДТП, в которых погибли 20 308 человек. В 2017 году, по данным МВД, в России произошло более 168 тыс. ДТП, в которых погибли почти 19 тыс. человек (это на 6,5 % меньше, чем в 2016 году)» [1].

Временный глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД генерал-лейтенант милиции Владимир Швецов

В среднем по стране ежесуточно таких происшествий совершается 54, в которых гибнут 2 и получают ранения 58 несовершеннолетних.

Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал армии Р.Г. Нургалиев

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), выше изложенные данные нас взволновали, мы решили более подробно познакомиться с документами и мнениями специалистов по проблеме безопасности в условиях дорожного движения и доказать актуальность и важность данной проблемы, исследовать причины нарушений правил дорожного движения в нашем городе и узнать, всегда ли причиной дорожно-транспортного происшествия является несоблюдение человеком правил дорожного движения?

2.1.1. Мои исследования

Исследование осуществляла в два этапа. На первом этапе была определена область исследования и его проблема, определены цели и задачи, изучалась специальная литература по вопросам безопасного поведения детей на улицах и автомобильных дорогах.

На втором этапе мы направили усилия на пути решения поставленных задач, используя следующие методы исследования:

– сбор и анализ информации по проблеме на основе имеющихся источников;

– статистический анализ;

– анкетирование;

С целью выявления информированности в вопросах безопасности дорожного движения провели анкетирование среди детей и родителей.

В опросе приняли участие 28 учеников 3-его класса и 26 родителей. Было предложено 5 вопросов.

Анкеты содержали, казалось бы, на первый взгляд простые вопросы, но результаты говорят о другом (Приложение 5).

Таблица 1

Какие причины способствуют
дорожно-транспортным происшествиям

Название причин

 

Переход проезжей части в неустановленном месте

23 %

Торопливость и невнимательность пешехода

9 %

Повышение скорости водителем

14 %

Нерегулируемые перекрёстки

31 %

Проезд и переход на запрещающий знак

12 %

Незнание ПДД

9 %

Погодные условия

2 %

Таблица 2

Распространённые правонарушения

п/п

Правонарушения

1

Нарушение пешеходом ПДД на нерегулируемых перекрёстках

2

Превышение скорости водителем

3

Управление ТС в алкогольном состоянии

4

Нарушение правил применения ремней безопасности

5

Проезд на запрещённый сигнал светофора

6

Нарушение правил пользования сотовым телефоном во время управления автомобилем

7

Выезд на дорогу неисправного ТС

По результатам анкетирования следует сделать такой вывод:

– взрослые и дети достаточно много знают о безопасности дорожного движения, но при этом все равно иногда нарушают правила дорожного движения;

– торопливость и невнимательность со стороны пешеходов и водителей приводит к трагическим последствиям;

– есть в городе места, где безопасность движения пешеходов не обеспечена и причиной ДТП являются нерегулируемые участки дорог.

Такие причины видят простые люди-пешеходы. А у специалистов статистика такова.

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в городе Нижнекамске [2].

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

45 чел.

44 чел.

47 чел.

46 чел.

Вывод: всего за четыре года пострадали от аварий на дороге 182 ребёнка; за последние годы количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей остается стабильно высоким.

2.1.2. Изучение ПДД в школе

Гульнара Гильфановна, наша учительница, на уроках и дополнительных занятиях по ПДД рассказывает нам о распространенных причинах и последствиях ДТП (Приложение 3). Много полезного и интересного я узнала о безопасности на дорогах из этих уроков [8].

Я выделила самые распространенные правонарушения.

Но у меня возник вопрос, всегда ли причиной ДТП является несоблюдение человеком ПДД?

Гульнара Гильфановна рассказала, что любой пешеход обязан быть внимательным на дороге не только к себе, но и к окружающим. Но бывают и такие нарушения, которые создаются в наличии знаков на проезжей части, или его устройстве. В данном случае – это наш пешеходный переход от трамвайной остановки к ТЦ «Берёзка».

Вывод: безопасность на дороге создаётся при «помощи» человеческого фактора. Самой большой причиной ДТП является нерегулируемый перекрёсток.

2.2. Дорога в школу

Мы стали изучать проблему далее. Решили исследовать участок дороги, по которому я и мои одноклассники ходят в школу каждый день (Приложение 6). Основной поток пешеходов наблюдается в утреннее время с 07.20. до 07.50, так как взрослые идут на работу, а учащиеся на учебу и по этому пути проходит достаточно много человек. Идут группами по 2-3 учащихся в быстром темпе, так как на улице холодно. Идут, осторожно ступая по ледяной и скользкой дороге. В школу и из школы ходят по одной стороне дороги. Для того, чтобы пройти к школе, надо перейти проезжую часть дороги, там, где есть пешеходный переход, который находится как раз на изгибе дороги. Из-за него машины не всегда могут заметить маленьких пешеходов. Тем самым, создаётся угроза возникновения ДТП.

Также в школу можно пройти и по другой дороге, где совершенно нет пешеходного перехода. Выход и вход в школу через калитку есть, а как переходить проезжую часть – не понятно! (Приложение 7)

Выдвинутое нами предположение нашло свое подтверждение: действительно, причины нарушения ПДД бывают не только из-за незнания ПДД и их несоблюдения, но и иногда существуют причины, не зависящие от пешехода. А ведь мы говорим: «Безопасность на дороге – забота общая».

В результате проведенных исследований у нас выработался собственный взгляд на решение этой проблемы.

Мы решила: разработать буклет для детей «Помни, ты пешеход!» (Приложение 8,9).

В статье 27 Всемирной декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества» [7].

Мы написали письмо-обращение начальнику отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району Крайнову Александру Георгиевичу, о том, чтобы над пешеходным переходом, с которого и началась наша исследовательская работа, повесить освещение. Такое, как везде в нашем городе. И попросили директора МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок) посодействовать нам в этом. Но нам пришёл отказ в просьбе, т.к. начальником отдела ГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району сменился. Мы планируем написать новое письмо.

Вывод

– люди недостаточно готовы к безопасному поведению на улицах и дорогах в современном транспортном потоке;

– необходимо больше внимания уделять проблемам безопасности дорожного движения;

– взрослые должны понимать важность соблюдения правил дорожного движения, и то, что справиться с проблемой детского дорожно-транспортного травматизма без привлечения самих детей, их родителей и взрослых невозможно, следовательно,

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ – ЗАБОТА ОБЩАЯ!»

Заключение

В своей работе я попыталась показать значимость проблемы и необходимость ее решения.

Работа принесла мне удовлетворение:

– я узнала много нового, интересного;

– приобрела умения обрабатывать информацию и представлять результаты социологического опроса;

– сумела найти пути решения по проблеме безопасности в условиях дорожного движения

Считаю, что цель моего исследования достигнута.

Выводы

Для повышения уровня безопасности дорожного движения в Нижнекамске необходимо:

1. Установить наружную рекламу на светодиодных экранах города, на перекрёстках дорог.

2. МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок) и преподавателям в школе продолжать работать с детьми города по изучению правил дорожного движения по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, гипотеза, которую я выдвинула в начале работы, подтвердилась. Можно очень добросовестно изучать правила дорожного движения, не всегда существует «человеческий» фактор и халатное отношение к своим обязанностям.

Чтобы жизнь стала безопаснее, надо каждому относится с большой ответственностью к своим должностным обязанностям!

Приложение 1

gajn1.tif gajn2.tif

Пешеходный переход, с которого всё началось (вид с двух сторон)

Приложение 2

gajn3.tif gajn4.tif

Практические занятия по изучению правил дорожного движения
в МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок)

gajn5.tif gajn6.tif

Практические занятия по изучению правил дорожного движения
в МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок)

Приложение 3

gajn7.tif

Нуруллина Гульнара Гильфановна знакомит обучающихся с новым выпуском газеты
«Давай дружить дорога»

gajn8.tif gajn9.tif

Творческая работа «Я и ПДД»

gajn10.tif gajn11.tif gajn12.tif

Газета МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» (Автогородок)

Приложение 4

gajn13.tif

«Светофор – Лукоморье Пикчерз»

gajn14.tif

«Правила дорожного движения.
Торопыжка на улице»

gajn15.tif

«Уроки тётушки Совы»

gajn16.tif

«Смешарики»

Приложение 5

Результаты анкетирования

gajn17.tif

Рис. 1

gajn18.tif

Рис. 2


Библиографическая ссылка

Гайнуллина А.Р. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ – ЗАБОТА ОБЩАЯ // Старт в науке. – 2019. – № 1-4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1411 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674