Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПИСЬМА С ФРОНТА

Хорзова В.А. 1
1 МАОУ «Уватская СОШ», 7 класс
Хорзова Ю.В. (, Администрация Уватского муниципального района)
1. Сайт ОБД «Мемориал».
2. Письма, фотографии о Великой Отечественной войне.
3. Шаповалов И.А., Ямелинец Т.М., Петри В.Г., Наумова В.Д. Письма с фронта. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – 144 с.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/5/37488.

Актуализация проекта. Тема Великой Отечественной войны в настоящее время, имеет большую актуальность в том, что с каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает связь поколений. Когда-нибудь наши потомки придут 9 мая к Вечному огню, к мемориалам Славы без ветеранов. Их Победа станет былинным подвигом, о котором будут писать стихи песни, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, а иногда и для поиска и установления мест гибели воинов.

Цель моего исследования: анализ фронтовых писем родных братьев моей прабабушки Захаровой Любовь Абрамовны участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.

Задачи:

– определить информационные возможности фронтовых писем участников Великой Отечественной войны;

– проанализировать особенности внешней формы этих писем как исторического источника (содержание, внешние признаки);

– выявить специфику отражения фронтовой жизни в письмах;

– выяснить судьбу авторов фронтовых писем (Собрать информацию об авторах фронтовых писем);

Методы исследования:

– изучение научной литературы;

– изучение семейного архива;

– беседа с родственниками;

– анкетирование учащихся и взрослых;

– обобщение полученных результатов;

– оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: для родственников, на классных часах.

Гипотеза: фронтовые письма являются документом военной эпохи.

Объект исследования: письма солдат – участников ВОВ, события Великой отечественной войны

Предмет исследования: фронтовые письма Шехиревых Николая Абрамовича и Семёна Абрамовича.

Треугольники-птицы, оригами войны.

Горьких судеб страницы и страшны и нежны.

Далеки расстоянья от фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний через магию слов.

Евгений Кабалин.

Приближается 73 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Это событие не обошло стороной ни одну семью нашей страны. Годы идут, и всё меньше становится очевидцев этой страшной войны. Но у нас есть бесценный источник – фронтовые письма. Это рассказчики, которые несут нам весточки из далёкого прошлого.

Фронтовые письма – документы особые. Тот, кто писал их, не думал, что эти письма увидят свет. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка «треугольника» искренна.

Желтые письма, фронтовые треугольники – одна из редких ныне попыток открыть окно в своё прошлое и прикоснуться к чувствам тех, кто страдал и погибал за свою страну более 73 лет назад. Исследуя фронтовые письма, я увидела много непонятных слов: просмотрено военной цензурой № 78, № 195, № 19, № 304, полевая почта 06780, фронтовой треугольник. Никто из нас не знал значения этих слов.

Письма бойцов с фронта Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и твердая вера в Победу. Эпистолярный текст, для изучения является историческим первоисточником, здесь всё: забота, переживания, боль утраты и, конечно же, любовь.

horz-2.tif

В настоящее время письма с фронта перестают быть просто письмами – они становятся символами чего-то важного и требуют к себе особого отношения. Мы мало знаем о людях, посылавших письма с фронта, и о тех, кому они адресованы. Мы должны гордиться ратными и трудовыми подвигами односельчан, уважать живущих рядом ветеранов войны и труда, как можно больше узнавать о тех, кто ценой своей жизни и здоровья завоевал для нас мирную жизнь.

Основная часть

1. Письма с фронта

Писем белые стаи прилетали на Русь.

Их с волненьем читали, знали их наизусть.

Эти письма поныне не теряют, не жгут,

Как большую святыню их в семье берегут.

В ХХ веке на долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них – Великая Отечественная война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени. Это были письма, строки которых опалены войной, в них была вся душа их авторов.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным много лет назад. Выцвели чернила. Это письма. Письма с фронта. Их до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров, приходила после страшного казённого конверта. А матери и жёны верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали, ждали… Ждали годами, десятилетиями…

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Фронтовые письма – это целый мир мыслей, чувств, страстей людей, познавших на себе, что такое война. Это свидетельства бессмертных подвигов наших земляков, прошедших самую кровопролитную войну, какую когда-либо познало человечество.

Я хочу рассказать о письмах с фронта, которые слали в свою родную деревню родные братья моей прабабушки Захаровой Любови Абрамовны жители деревни Яр, Алымского сельского совета, Уватского района Шехиревы Семен Абрамович и Николай Абрамович, ушедшие на фронт в 1941 и 1942 годах. У этих писем есть своя история. Но обо всём по порядку.

2. Что такое письмо? Эпистолярный жанр

Что такое «письмо»? Я заинтересовалась значением и происхождением этого слова.

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М.Шанского сказано:

Письмо. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса – мо (ср. подробное по структуре бельмо) от пись, производного с темой – ь от писать.

Писать. Общеславянское…Первоначальное значение – «пестрить, украшать»

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И., трактуется так:

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. Написать письмо родным.

Значение слова Письмо по словарю синонимов:

Письмо – послание, эпистола, цидулка.

Именно в этом значении работаем мы с письмом. А о частной переписке, о письмах, оставшихся после смерти, говорят как об эпистолярном наследии.

Эпистола (лат. epistola – письмо) – литературное произведение, обычно стихотворное в форме письма.

Перед нами не эпистолярное наследие поэта, а письма простых людей, которые жили и учились в нашем городе, в нашей школе, и они воспринимаются нами как исторические документы тех суровых дней.

Не было на фронте человека, который бы, не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

3. Из истории военно-полевой почты

В словарях дается короткое определение: военно-полевая почта почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения военных действий.

Однако нельзя приуменьшить роль военно-полевой почты для солдат, которые воевали и для их семей.

Хочется кратко изложить историю появления военно-полевых почт. Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию (РККА) доставлялось 70 миллионов писем.

Полевая почта на линии фронта до 1943 года называлась «полевая почтовая станция» или просто «почтовая станция» (почту собирал обычно грузовик ГАЗ-АА полуторка). В декабре 1942 г. был издан «Приказ о реорганизации органов дислокационно-почтовой службы красной армии и военно-полевой почты № 0949 от 6 декабря 1942 г».

Основная переписка в годы войны шла между родными на фронте и родными в тылу.

В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями с текстом «СССР Полевая почта № (указывался номер ППС)». В посылаемых на фронт почтовых отправлениях указывался номер ППС, действительный номер и наименование части. Отправляемые из частей действующей армии письма поступали на военно-почтовые сортировочные пункты, где также имелись собственные почтовые штемпели, которые иногда встречаются на письмах. Почтовые полевые станции впоследствии заменили военно-почтовые станции (ВПС), штемпели которых были такими же, что и штемпели ППС, но без указания действительного номера ВПС. В годы войны пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно.

Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами.

В этих условиях пришла на помощь простая и нехитрая солдатская выдумка сворачивать письма треугольниками. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок.

Для фронтовой корреспонденции выпускались:

• открытки;

• секретки, представляющие собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и склеивался по краю, противоположному сгибу. Оборотная сторона была адресной и имела иллюстрации и текст патриотического сюжета;

• почтовые карточки (агитационные, фотодокументальные, поздравительные).

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.

Конверт-треугольник обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, «треугольники», открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах. Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на ближайший ВПСП. Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армейские базы или фронтовые сортировочные пункты. Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага.

Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и проч. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.

Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны «Правда» 18 августа 1941 г. писала: «Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги».

Очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте, а каждая весточка с фронта давала огромную надежду домашним на встречу со своими героями, связь помогала людям чувствовать себя едиными. Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. По данным управления военно-полевой почты, в годы войны написано шесть миллиардов писем.

С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки «Воинский», и они отправлялись в первую очередь. Но письма ждали и с фронтов Великой Отечественной войны.

Особым видом почтовой корреспонденции были извещения о гибели военнослужащего на фронте. Официальное сообщение о смерти бойца по специальной форме должен был направлять штаб полка за подписью командира, комиссара или начальника штаба. Такие письма люди называли «похоронками». Нередко о гибели бойца сообщали родным его боевые товарищи. Письмо было подробнее – с описанием обстоятельств гибели бойца, со словами утешения.

horz-3.tif

Большое значение в годы войны придавалось художественному оформлению и содержанию текста почтовой корреспонденции. Всё было обращено на призыв к беспощадной борьбе с захватчиками. Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали».

Поисковый отряд публикует в газете: «25.09.2007г, 13:32 на Синявинских полях поисковики нашли сумку почтальона Великой Отечественной войны. Точнее не сумку, а ящик из-под пулеметных лент. В нем переносили корреспонденцию. Именно благодаря этому, все письма сохранились. Можно прочесть имена и адреса: Воронежская, Ивановская области, Башкирия, Казахстан – на фронт писали со всего Советского союза. На газетах, листочках из школьных дневников – самые простые и нужные слова: «любим, скучаем...» Есть даже отпечаток детской ладони. Как рассказывают поисковики, почтальоном, скорее всего, была девушка. Рядом с ящиком нашли сумку с маникюрными ножницами, пуговицами и помадой. Установили даже дату смерти. Скорее всего, девушка погибла 30 июля 43 года – на всех письмах стоит штемпель с датой 29 июля. Нетрудно вычислить, что она погибла на следующий день. Сегодня ее останки, вместе с другими, перезахоронят на Синявинских высотах».

4. Фронтовые письма моих прадедов

Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку, домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может стать последней. И потому торопился сказать самое важное. Никто из них не думал тогда, что фронтовые треугольники станут историей. В них обращались к родным, писали о личном. Однако теперь, собранные вместе, они способны многое рассказать о том, каким он был – солдат Великой Отечественной. В этих письмах не только картинки боёв, окопного быта, госпитальных коек. Фронтовые треугольники читать надо так, как читали их родные во время войны, понимать то, что сказано между строк, стараться уловить мысли и чувства солдата. И тогда за скупыми короткими строчками откроется человеческая душа – её волнения, страхи, верность, мужество. Когда читаешь эти письма, то думаешь об одном: сколько же война порушила человеческих жизней.

horz-4.tif

На фото слева направо: моя прабабушка Захарова (Шехирева) Любовь Абрамовна, младший брат Шехирев Семен Абрамович, старшая сестра Кошелева (Шехирева) Александра Абрамовна. Надпись на фото с обратной стороны: «На долгую память от брата Сени 16 лет двум сестрам Любе и Шуре. Фото в селе Уват 19/XII – 41 г.»

Со страниц фронтовых писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за матерей, отцов, жен, детей, за всех нас, за Родину и за то, чтобы счастливо жили мы. Фронтовые письма трогают до глубины души: мне трудно перечитывать эти пожелтевшие от времени письма. Во время бесчеловечной, жестокой, страшной войны каждый солдат мечтал остаться в живых, вернуться домой. Каждая невеста, жена надеялась дождаться и встретить своего любимого: жена – мужа, дочь – отца, мать – сына. Сопоставительный анализ показывает, что в письма солдат вложена не только любовь и тревога за своих родных, но и судьба людей, судьба целых поколений. Они знали, что идут на святую гибель не зря, и их подвиг нельзя принизить никакой клеветой врагов разных времен и народов. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому.

В нашей семье тоже хранится эта бесценная реликвия, и хочу об этом рассказать. Произошло это, когда я готовила проект «Мой прадедушка – защитник Родины!». При сборе материала, в доме прабабушки и прадедушки, мы с мамой обнаружили в шкафу старую коробку, а в ней черный кожаный портмоне, в которой увидели старые пожелтевшие тетрадные листы и свернутые треугольники и квадратики.

Это оказались фронтовые письма родных братьев моей прабабушки Захаровой Любови Абрамовны. До этого момента я не знала о существовании этих писем.

Мы с волнением брали в руки ветхие листочки писем и читали. Нам захотелось узнать о судьбах людей, посылавших эти письма с фронта своей семье, кому были адресованы эти весточки. Письма писали два родных брата прабабушки: Шехирев Семен Абрамович 1925 года рождения и Шехирев Николай Абрамович 1921 года рождения уроженцы деревни Яр, Алымского сельского совета, Уватского района, Тобольского округа, Уральской области.

Шехирев Семен Абрамович был призван на службу 10.01.1942 года Тобольским ГВК, Тюменская обл., г. Тобольск.

Первые письма были еще до войны: из Тобольска, где он учился на капитана: «Добрый день! Здравствуйте мамаша, шлю тебе свой пламенный привет и желаю всего хорошего в твоей жизни, а главное здоровья. Много писать не буду, вас тревожить сильно нельзя. Прошу тебя, чтобы ты послала кое-что из продуктов питания калачей, может хлеба. Еще мамаша вышли мне ботики и гармошку. Когда придут минуты скуки, то хоть возьмешь и повеселишься. Мамаша еще сообщите приехал папаша домой и ходят ли от Коли письма, если ходят, сообщите его адрес. На этом письмо писать кончаю. Пишите письма чаще. Писал письмо на уроке черчения. 16.02.1942 год».

horz-5.tif

Тобольским Окружным Военным Комиссариатом Омской области первой части рядовой Шехирев Семен Абрамович 18 февраля 1943 года призван Тобольским окрвоенкоматом по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г.

Был направлен в город Омск, в школу командиров 4 часть 93250. Письма Семен Абрамович писал на обычных тетрадных листах чернилами. Все его письма были на одном листе.

«28.02.1943 г. Добрый день! Здравствуйте дорогие родители папаша и мамаша и сестра Люба. Шлю вам пламенный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Сообщаю, что нахожусь в г. Омске учимся на командиров. Передавайте привет всем девчатам и ребятам. Пока. До свидания. Ваш сын Семен. Пишите письма как можно чаще».

После окончания школы командиров, направлен в 1 военно-пехотное училище им. М.А. Фрунзе, 7 подразделение.

«14.04.1943 г. Добрый день! Здравствуйте дорогие родители. Папаша, мамаша и сестра Люба. С приветом ваш сын и брат Семен. Сообщаю, что я получил о вас сегодня письмо и фото с Любы, за что благодарю и сильно обрадован этим письмом. Ведь знаете, как получишь из дому письмо, так как все равно дома побываешь и повидаешь вас. Пару слов о жизни: живу хорошо, учусь на командира, учиться приходится всяко, местами и трудно, но ничего все нужно переживать «Больше поту, меньше крови». Привет Грише, Шуре, Гале, Вале и Колечке».

horz-6.tif

О жизни своей семьи, родных, друзей Семен хотел знать во всех подробностях.

«07.05.1943 г. Здравствуйте дорогие родители! Сообщаю, получил от вас письма, за которые сердечно благодарен и был очень рад, ради того, что хотя бы немного узнал о доме и имею представление о вашей жизни. Я знаю, дорогие родители, что жить вам сейчас приходится тяжело, но ничего не могу сделать, теперь такое положение во всей стране, и все как-нибудь надо переживать, ведь нам тоже приходится трудно, но обижаться не на кого. Пишите письма, сообщайте обо всем, что происходит у вас. Привет сестре Шуре, зятю Грише, Гале, Вале и Коле. Сообщите, как они живут, как учится Галя и как себя чувствует Коля?».

Читая письмо Семена Абрамовича, я увидела переживания из-за отсутствия писем от родного ему человека, волнение и тревога охватывают его, он переживает и страдает. «Добрый день! Здравствуйте дорогие родители, папаша, мамаша и сестра Люба. Шлю вам горячий привет. Желаю всего хорошего в вашей жизни. Во первых, я сообщаю, что прошло уже 1½ месяца, а от вас ничего не могу дождаться. Я не могу представить себе, почему я не могу получать от вас письма, или вы не пишете или что… просто обидно становится, когда ребята получают письма, телеграммы, а я как сирота, ничего ни откуда, как одинокий куст в пустыре. Ну, ладно, как-нибудь переживу. Только одно пишу, что потрудитесь писать как можно чаще. Пошлите фото, как можно быстрее, сообщите телеграфом получаете, нет письма. Пару слов о жизни, живу хорошо, вообще вы сами знаете жизнь красноармейскую, учусь на командира. Передавайте всем привет, тетке Ефросинье, Нюське, Марусе, сестре Шуре, Грише, Гале, Вале и Коле. Написал бы письма им всем, но нет бумаги, бумага здесь сильно требуется для записей, так что на письма мало. Вот у меня пока все с приветом Семен».

В одном из писем Семен Абрамович обращается к своим коллегам, чтобы работали ещё лучше, чтобы их бригада не выпускала красное знамя из рук. А также сообщает радостную весть, что после инспекторской проверки их взвод получил благодарность, лучших курсантов сфотографировали с заместителем командующего сибирским военным округом генералом-майором Дзенит Я.П.

«09.05.1943 г. Здравствуйте дорогие родители, папаша, мамаша, сестра Люба, Шура, Гриша, Галя, Валя и Коля пламенный красноармейский привет от вашего сына и брата Семена. Спешу сообщить! Получил от вас три письма, но ответ не писал два дня лишь потому, что ждал фото, и вот получивши фото, я вам его высылаю дорогие родители. Это мы фотографировались после инспекторской проверки всего училища и вот наш взвод один из училища получил благодарность от заместителя командующего сибирским военным округом генерал-майора Дзенит Я.П. Фото это общее, хотя не хорошее, но все же посмотрите, а в тоже время еще и увидите в газете «Красная звезда». Но я возможность, если будет, сфотографируюсь один и вышлю вам всем. Пару слов о жизни, живу пока хорошо, правда бывают порой трудности, но мы их быстро переживаем и продолжаем учиться, так как это требует от нас Родина! Учусь, как вы видите, судя по фото. Пока жив и здоров. Писал ваш сын сержант Шехирев. Пока до свидания, дорогие родители. Привет Нюське, желаю ихней бригаде держать красное знамя до конца! Не выпускать из рук».

Также из письма я узнала, что на фронт не только писали письма, но и можно было послать посылку с гостинцами и вещами. Что на работу ходили за несколько десятков километров пешком, было трудно, холодно и голодно. Вспоминал Семен Абрамович мамины калачики:

«20.06.1943 г. Здравствуйте дорогие родители, папаша, мамаша и сестра Люба. Пламенный красноармейский курсантский привет от вашего сына Семена. Спешу сообщить, что в настоящее время нахожусь все в том же месте, продолжаю учиться в том же духе. Жизнь протекает в обыкновенных условиях красноармейской жизни т.е. порой приходится сталкиваться с трудностями, но в общем и так живем хорошо, учимся, ходим на работу, совершая марши на 60 км. Правда во время похода приходится трудно, на дорогу один хлеб дадут, и съешь его зараз. Но придешь когда на место, там все, же приварок, правда приходится вспоминать мамины калачики. Но здесь их нет. Некоторые курсанты живут очень хорошо, им привозят посылки, а нам не откуда получать, так что живем, как придется и где солнышком пригреет. Но самый веселый день у нас, когда получишь письмо тут и сыт и рад и все горе забываешь. Пока! До свидания! Ваш любимый сын Семен».

horz-7.tif

Надпись на обратной стороне фото: Шехирев Семен (3 слева в 1 ряду). Курсанты взвода лейтенанта товарища Гесгакова получившего благодарность от заместителя командующего СИВВО генерала майора товарища Дзенит Я.П. за отличную фактическую подготовку. Командир 1 батальона имени Фрунзе старший лейтенант Ковалев 7– 7/1943

horz-8.tif

Из писем видно, как умел писать Семен Абрамович, который успел закончить всего 7 классов! Он очень сильно тосковал по дому и по родным! Письма его начинались с самых теплых слов дорогим, любимым и самым близким людям. То уже прощался и прекращал писать, но потом опять продолжал снова.

«30.07.1943 г. Добрый день! Веселая минута! Здравствуйте дорогие и любимы родители папаша, мамаша и сестры Люба и Шура, Гриша, Галя, Валя и Коля. Шлю я вам чистосердечный привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни. Спешу сообщить: в настоящее время проживаю а прежнем месте, но как видимо будем жить здесь не долго. Во время нашей учебы в училище было два отчисления и как будто есть директива, что 25 из нашего училища, всех отчислят, только неизвестно куда. Так что письма не пишите, так как они идут 30 дней. Жизнь идет плохо, т.е. скучная, одинокая, всех лучших товарищей увезли, так просто не знаю куда деться. Но все приходится переживать из-за проклятого Гитлера. Да, дорогие родители не скрою трудно переносить в эти года всякие трудности и лишения, но приходится. И жаловаться не кому и не на кого обидеться, так часто сердце юноши вспоминает о доме, о прежней жизни. И думаешь, вернусь ли я домой. Но мысли ни к чему не приводят, лишь только остается в глубокой тоске. Вы простите, что я написал скверно, но я ничего не могу сделать лишь потому, что сильно волнуюсь. Пока. До свидания! Целую вас всех. Ваш сын Семен».

Вывод

Проанализировав исторические документы – фронтовые письма из семейного архива, я сделала выводы:

– письма – это ценные исторические документы, в которых правдиво отображены многие события жизни и боевой деятельности солдат;

– письма нередко были и являются единственной памятью семьям о погибших и пропавших без вести на фронтах войны.

По ним я смогла установить данные автора и адресата, проследила их судьбу, узнала человека-солдата, его мысли и чувства, определила особенности солдатских писем.

Можно выделить характерные особенности фронтовых писем:

– письма писали на любой бумаге: тетрадные листы (в линеечку), листочки из блокнота, почтовая открытка, обрывки любой бумаги;

– писали письма простым карандашом (редко чернилами и простой ручкой);

– каждое письмо проверяла военная цензура. Почти на каждом письме стоял штамп «Просмотрено военной цензурой и номер полевой почты»;

– посылали письма в конвертах разных по форме и размерам. Самый простой и доступный конверт – это письмо, сложенное в треугольник. Были конверты прямоугольной формы размером 15×13 (размер почтовой открытки) и конверты вдвое меньше указанного размера.

– письма с фронта приходили без конвертов, их невозможно было купить в полевых условиях. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес.

Солдат, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать правнуки. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Ему были интересны бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.

Находясь на войне, боец стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к родным, близким людям, в родной деревне, в которой вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

Надо бережно хранить их, потому что они раритетные, сохранились в ограниченном количестве. В письмах с фронта много интересной информации о чувствах и переживаниях бойцов, об их любви к Родине.

А ещё, потому что по-хорошему завидуешь то ли тому времени, то ли тем замечательным людям суровых военных лет. Такие уж они необычные. Сейчас и бумага есть, и открытки любые на выбор, и время, а своим родным, почему то не пишем. А солдаты ни про кого не забывали, всех помнили и любили.

Берегите фронтовые письма!

Читайте и изучайте их!

Вечная память защитникам Родины!

Прошли годы, а письма с фронта бережно хранят самые трогательные человеческие чувства. Письма, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии… Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается живой в памяти народной.


Библиографическая ссылка

Хорзова В.А. ПИСЬМА С ФРОНТА // Старт в науке. – 2019. – № 1-2. – С. 201-209;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1369 (дата обращения: 02.03.2021).