Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Данилова А.А. 1
1 г. Рязань, МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», 4 Г класс
Прохорушкина Е.В. (Рязань, МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»)
1. «Мировосприятие Славян (Юджизм)», серия – Наследие Славян и Ариев. Издание для познавательного пользования. Соликамск. 2006. – 48 с.
2. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке / В.П. Аникин. Очерки / Рис А. Бисти.- М.: Дет. лит., 1988. 176 с.
3. Славянские сказания /С.А. Лаврова. – М.: Белый город, 2012. – 48 с.
4. Ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко: сказки славян. – Л.: Дет.лит., 1976. 319 с.
5. Персонажи славянский мифологии. – Киев: Корсра, 1993. – 218 с.
6. Легенды и сказки древних славян. – М.: Эгмонт РоссияЛТД, 2002. – 47 с.
7. http://www.dreams4kids.ru/tag/russkie-narodnye-skazki/
8. http://www.ng.ru/style/2009-06-04/16_skazki.html
9. http://skazka.mirtesen.ru/blog/43432774961/Vedicheskiy-obraz-Babyi-YAgi.
10. http://www.alpha-omega.su/index/0-435
11. http://natamama.mirtesen.ru/blog/43127459129/Sakralnyiy-smyisl-skazki- %C2 %ABKolobok %C2 %BB
12. http://slavculture.ru/slav-kult/800-slavyanskie-skazki.html
13. http://rodovyeistoki.ru/klyuchi-k-volshebnym-skazkam/russkaya-skazka-vedicheskoe-uchebnoe-posobie-mudrosti-zhizni/

Этапы работы над проектом:

Погружение в проект

Определение темы проекта.

Наследие предков на примере русских народных сказок.

Выдвижение гипотезы.

Сказки учат нас не только добру, они несут в себе опыт предков, тайный смысл бытия, предостерегают нас от ошибок, учат нас смыслу жизни, наставляют на путь истинный.

Постановка цели.

Cоздать презентацию (и буклет) на основе материалов исследования русских народных сказок.

Формулирование задач.

Собрать информацию по заданной теме.

Углубиться в историю возникновения русских народных сказок (проследить какое значение они имели для русского народа, как влияли на сознание человека тогда и сейчас)

Постараться распознать и расшифровать скрытое послание предков, на примере нескольких сказок.

Провести опрос среди одноклассников.

Пообщаться на данную тему с более просвещенными людьми.

Создать небольшой буклет-книгу, где будет рассмотрен ход проделанной работы. Создать презентацию и представить ее перед классом.

Планирование

Октябрь.

Выбор темы. Обдумывание примерного плана хода работ. Поиск информации в интернет ресурсах и публицистике. Ознакомление с подобранным материалом. Обсуждение данного вопроса с бабушкой, родителями. Интервью с В.В. Сундаковым. Выдвижение гипотезы. Формулирование цели и задач.

Ноябрь.

Выбор сказок для более детального и глубоко анализа. Прочтение их. Просмотр соответствующих документальных фильмов, основанных на познании и осмыслении сказок. Поездка в Славянский Кремль Сундакова в деревню Валищево. Знакомство с русской ведической культурой и более углубленное ее изучение, на примере русских народных сказок.

Декабрь.

Систематизация полученной информации. Ознакомительная беседа в поиске соответствующей литературы с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной. Начало над работой презентации.

Январь.

Работа над презентацией к защите на классном часе. Подготовка буклета-книги. Сбор иллюстраций для буклета-книги.

Февраль.

Составление буклета-книги для ознакомления одноклассников на классном часе. Подготовка краткого конспекта для ознакомления данной темы. Опрос одноклассников.

Март.

Подготовка к выступлению на школьной научно – практической конференции.

Осуществление проектной деятельности. Исследование

Октябрь.

Обсуждение с родителями и бабушкой данной темы. Их понимание и представление о сказках русского народа. Ознакомление с мнениями других людей хорошо знающих русскую ведическую культуру. Их осмысление и толкование русских народных сказок. Сбор информации и ее структурирование. Выбор точного названия проекта. Выдвижение гипотезы. Формулирование цели и задач.

Ноябрь.

Выбор сказок для более детального и глубоко анализа. Прочтение их. Просмотр соответствующих документальных фильмов, основанных на познании и осмыслении сказок. Поездка в Славянский Кремль Сундакова, в деревню Валищево. Общение с ведающими людьми: жрецом Борута и ведуньей Дива. Их понимание и толкование русских народных сказок.

Декабрь.

Систематизация полученной информации. Начало работы над презентацией. Поиск иллюстраций к данной теме. Поиск информации, где детально рассматриваются конкретные объекты и персонажи русских народных сказок. Детальное ознакомление с выбранными сказками, где будет произведен анализ и попытка расшифровать скрытый смысл, переданный предками. Поход в библиотеку, разговор-обсуждение на данную тему с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной.

Январь.

Работа над презентацией к защите на классном часе. Подготовка буклета-книги. Сбор иллюстраций для буклета-книги.

Февраль.

Составление буклета-книги для ознакомления одноклассников на классном часе. Подготовка краткого конспекта для ознакомления данной темы. Опрос одноклассников. Обсуждение и анализ проведенного социологического опроса среди одноклассников. Составление диаграмм.

Март.

Подготовка к выступлению на школьной научно – практической конференции.

Материал для классного часа

Русские народные сказки – одно из самых значительных созданий русского народа, неисчерпаемый источник мудрости.

Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, разные по смыслу, содержанию. Они, несомненно, создавали ощущение уюта, чувство единения и, вместе с тем, погружали в новый, неизвестный мир, побуждая размышлять и делать выводы.

А, когда вы читаете сказки, задумываетесь ли Вы над тем, что скрыто в незатейливых текстах? Или сказки для Вас – только традиционный способ понимания «что такое хорошо и что такое плохо», или один из видов досуга? Когда-то и я так считала…

В детстве, когда мама читала мне сказки, я задавала много вопросов. Так, наверное, делают все дети. Став старше, научившись читать, я стала перечитывать их. И, чем больше я это делала, тем больше возникало вопросов. А так ли все просто в незамысловатом сюжете? Нет ли тут какого-то более скрытого смысла?

Однажды, бабушка предложила мне посмотреть сказку «Финист – Ясный Сокол». Это был не просто фильм, с интереснейшим сюжетом. Голос за кадром объяснял каждое действие и событие. Я была поражена тому, какой на самом деле тайный смысл этой сказки.

И мне стало интересно, а что же скрывают другие сказки нашего народа? Что хотели донести наши предки до нас? Чему хотели научить?

Среди огромного многообразия сказок, есть три особенные. В них вроде бы незатейливый текст, но почему-то другие сочиняются и забываются, а именно эти три сказки передаются из поколения в поколение уже много веков. Это сказки для самых маленьких, известные всем от мала до велика. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Однако, так ли прост их смысл? И почему именно они, а не другие нравятся детям и взрослым? И почему именно эти три сказки не канули вглубь веков, а продолжают пересказываться и сейчас практически без искажений? Уверяю вас, вам будет интересно меня послушать.

Для того, чтобы разобраться более детально я пообщалась с более просвещенными людьми в данном вопросе.

Сундаков Виталий Владимирович. Наверное, будет звучать очень странно, но Жрец Борута и ведунья Дива. Именно, благодаря этим людям я получила информацию, от которой смогла дальше оттолкнуться.

Далее мне предстояла беседа с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной. Мы с ней знакомились с периодическими изданиями, которые помогут мне в исследовании данной темы. Учитель литературы и русского языка Гришина Валерия Георгиевна рассказала о некоторых особенностях наших сказок.

Учитель истории Воронина Любовь Геннадьевна подсказала мне и объяснила, какие исторические этапы развития нашего народа происходили и почему в русских народных сказках столько символизма и образности.

На одном из классных часов я решила спросить у одноклассников о том, знают ли они истории возникновения русских народных сказок и в чем их секрет.

Вывод по анкетированию

О русских народных сказках знают все. Количественное соотношение русских народных сказок, в домашних коллекциях моих одноклассников, не на много уступает количеству современных сказок. Но, не смотря на это, основная масса даже и не представляет, что в сказках заложен более глубокий смысл, чем они думают.

Из книг, которые посоветовали мне в библиотеке, я узнала много интересного. Например, сказки появились на русских землях давным-давно. Множество столетий, если не тысячелетий назад. Наши праотцы складывали былины и легенды, чтобы пересказывать их своим детям, а те, в свою очередь, несли их сквозь поколения. Основами для таких рассказов становились вовсе не вымыслы, как правило, наши предки использовали символизм и в своих сказках они предпочитали завуалировано пересказывать величайшие события. Потому наши сказки наполнены, как добром и поучительными вещами, так и горечью и утратами.

Безусловно, с ходом времени сказки «обрастали» различными присказками, изменялись, но, тем не менее, они хранили свою главную суть – быть мудростью для будущих поколений. Словно путеводной нитью с их помощью мы связаны с нашими предками. Это можно назвать истинной силой народного эпоса.

dan2.tif dan3.tif

dan4.tif dan5.tif

Изучив сайты интернета, я узнала много интересных фактов, например, что сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими поворотами и персонажами. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это их символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения.

В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Герой сказки всегда находит границу, которая четко отделяет один мир от другого – зачастую этой определяющей чертой оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живет Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридевятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной.

Почему так сложилось?

Путешествие в потусторонний мир открывает герою много новых знаний. Например, способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное.

Символически переход в «иной» мир означает смерть героя. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символической смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью всего устаревшего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал.

В связи с этим значим главный сказочный символ воскрешения – птица Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова. Этот образ считается символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей. Также герои сказок зачастую оказываются перед загадкой: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И они идут туда, «не знаю, куда». Что же это значит? «Туда, не знаю, куда» – это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

dan6.tif

Как известно, в русских народных сказках всегда одерживает верх добро и свет. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Символами света и добра является соединение женского и мужского образа в сказке, то есть добро, свет – это гармония женского и мужского начала, основной закон природы.

Важны отдельные символические образы, которым наполнены русские сказки. Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений.

dan7.tif

Очень интересна символика чисел в русских народных сказках.

Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

dan8.tif

dan9.tif

Выбор сказок для изучения данной темы

Русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

Среди огромного многообразия сказок, есть три особенные, стоящие для всех нас как бы отдельно. В них вроде бы незатейливый текст, но почему-то другие сочиняются и забываются, а именно эти три сказки передаются из поколения в поколение уже много веков. Это сказки для самых маленьких, известные всем от мала до велика. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Всё дело в том, что в этих трёх дошедших до нас сказках заключена ни больше, ни меньше – тайна Мироздания. Древние славяне мыслили образами. Наши предки были мудры и поэтому смысл и образ вкладывали во всё.

Перейду непосредственно к сказкам.

Сказка «Репка»

Указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

dan10.tif

Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное – три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.

В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему оставили лишь 7 персонажей?

Перефразирование сказки пошло с крещения Руси. Поменялась сакральное число: у славян – это число 9, у христиан – число 7. Вследствие этого в сказке исчезают, прообраз матери и отца. Далее меняется понятие, защита и опора – Церковь, у славян это изначально был Отец, а любовь и забота – Христос, у славян это олицетворяла Мать. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!

Образы.

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).

2. Бабка – традиции, хозяйственность.

3. Отец – защита и опора.

4. Мать – любовь и забота.

5. Внучка – потомство.

6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).

7. Кошка – благостная обстановка.

8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).

9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.

Сказка «Колобок»

Рассказывает о природном явлении. Как Луна катится по Созвездиям.

(В славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг). В каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е. Вепрь откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, Лиса его съедает и наступает новолуние. С помощью сказки «Колобок» детям показывали созвездия, наблюдали как Луна (колобок – «коло» – круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба. Удобно и наглядно.

Славянская сказка «Колобок»

Попросил Дед Тарх Дживу испечь Колобок. Она по амбарам по Сварожьим помела, по сусекам по Чертожьим поскребла, слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.

Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка. Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути: Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.

dan11.tif

Затем цикл повторяется, вновь Джива испекла Колобок и положила в Чертоге Рады – полнолуние, Колобок покатился по древнему пути (по Сварожьему Кругу), и как только Колобок вступает в Чертог Вепря, кусочек от него откусили, затем Ворон отклевал и т.д.

«Курочка Ряба»

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

dan12.tif

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу.

Простое яичко – это простая информация. Дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости. Курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь. Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Создание буклета (Приложение 1)

Анализ собранной информации и формулирование выводов

Для того, чтобы сделать анализ о проделанной работе, в первую очередь я углубились в истоки появления сказок. Съездила в Славянский Кремль в Валищево, для беседы с людьми, знающих культуру русского народа. Беседовала с учителем литературы. Тесно сотрудничала с работником библиотеки. Читала книги, научные статьи, собирала информацию в интернете.

В школе, на классном часе, я поделилась собранной информацией со своими одноклассниками. Рассказала им о появлении сказок, их роли в жизни каждого из нас. Об их глубоком смысле, и попыталась объяснить, что хотели до нас донести наши предки через сказки. Показала иллюстрации интересного материала об изученной теме. Предоставила материал для визуального восприятия, излагаемой мной информации. Чем вызвала огромный интерес своих одноклассников.

Как оказалось, многие из них открыли для себя что-то новое. А кто, ранее и не задумывался над данными вопросами, с увлечением меня слушали, и после моего выступления, вдохновившись, решили тоже углубиться в данную тему и изучить другие русские народные сказки. Ведь история твоего народа, истоки народной мудрости не могут оставить равнодушным.

Далее я перешла к работе над презентацией.

Для этого я прочитала литературу об истории возникновения сказок, подробно остановились на том, для чего они сочинялись, и какой смысл был в них заложен. Посмотрела видео-интервью с М. Задорновым, В. Сундаковым и др.

dan13.tif

После выступления провела повторное анкетирование, которое подтвердило заинтересованность зрителей и слушателей. А на вопрос:

«Знаете ли вы, скрытый смысл русских народных сказок?» – 85 % опрошенных ответили: да, из них 27 % хотели бы узнать больше.

Методы и приемы

Для реализации цели данного исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение научной и публицистической литературы по проблеме исследования, систематизация; классификация), эмпирические (интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы; сравнение). Названные методы стали основой исследования и явились обобщающим результатом работы в соответствии с поставленными целью и задачами.

Полученные данные

Изучив теоретический материал и исследовав данную проблему, была систематизирована информацию об истории возникновения русских народных сказок, их особенностях и символическом смысле. Представлен материал поэтапного изучения данной темы, подтвержденный примерами и подробным описание изучаемых сказок, с детальным изучением глубинного смысла.

Проведя практическое исследование данной проблемы, можно сделать вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить интерес.

Изучив теоретический материал, познакомившись с различными мнениями научных деятелей, пообщавшись с людьми изучающих ведическую культуру. Побеседовав с хранителями славянских традиций, я убедилась в том, что русские народные сказки – источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В них нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Каждый уровень сказки – вход в особый мир.

Раскрывать их можно очень долго. Какие- то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами. И для многих из нас навсегда останутся тайной. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более!

Помимо воспитательной (бытовой) функции сказка ведёт нас к сакральным познаниям и открывает:

- астрономический цикл жизни природы, природный календарь;

- рождение мироздания;

- поиск духовного пути человека, внутренний рост, получение тайного знания;

- сохранение истории своего рода, связи с предками.

В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, соединяются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют свою силу.

dan1.tif

Вывод

Слово «сказка» произошло от глагола «казать». И означало «перечень», «список», «точное описание». Именно, точное! Поэтому сказка – вовсе не ложь, как утверждает известная пословица, а самая настоящая правда. Именно в русских народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.

Сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Читать их нужно тем языком, на котором они были сложены. Сказки все наполнены метафорами, образами. Которые нужно уметь понимать. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все, как было.

Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней. К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Рефлексия

Мне часто задавали вопрос: «Почему я выбрала эту тему? Как я считаю, заинтересовала ли она моих одноклассников?»

– Я выбрала эту тему потому, что мне стало интересно, – почему с самого раннего детства нам читают русские народные сказки, говоря при этом, что в каждой сказке есть какой-то урок. Став постарше, я узнала, что в сказках спрятан более глубокий смысл, чем может на первый взгляд показаться. Очень надеюсь, что этот проект принесёт пользу и расширит кругозор моих одноклассников. А, может даже, так же и их заинтересует.

За время подготовки и реализации проекта я узнала много нового и интересного. Приобрела необходимые навыки в работе с компьютером и информацией: училась подбирать и анализировать материал по заданной теме, создавать презентацию, готовить фотовыставку, буклет-книгу и доклады, интересные моим одноклассникам.

Пименова Валентина Николаевна (бабушка): «Считаю эту тему не только важной, но и актуальной на сегодняшний день. Молодое поколение должно знать свои истинные корни. А начинать нужно с самых корней».

Данилова Елена Игоревна (мама): «Считаю, что тема очень интересна. Здесь нельзя остаться равнодушным. Знать свои традиции, чтить и уважать их обязан каждый славянин. Ведь это культура твоего народа, а значит и ты сам. А для этого нужно обретать, постигать, совершенствовать знания, которые из поколения в поколение передавались нашими предками. Русские народные сказки – кладезь знаний и наставлений для нас и наших детей, и для следующих поколений. Поэтому нужно уметь их правильно толковать и понимать.


Библиографическая ссылка

Данилова А.А. НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК // Старт в науке. – 2018. – № 6-1. – С. 100-107;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1310 (дата обращения: 12.12.2019).