Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МОЙ ДРУГ – ПЛАСТИЛИН

Бородай К.М. 1
1 с. Заброды, Воронежская область, МБОУ «Заброденская СОШ», 3 «Б» класс
Юрченко О.Г. (с. Заброды, Воронежская область, МБОУ «Заброденская СОШ»)
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
2. Универсальный словарь иностранных слов русского языка / под ред. Т. Волковой – М.: Вече, 2001. – 688 с.
3. Детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2012. – 378 с.
4. Динозавры: Детская энциклопедия. – М.: Росмен. – 2012. – 253 с.
5. Поделки из солёного теста и пластилина. – Нижний Новгород: ОО «Доброе слово», 2008 – 265 с.

Много ли людей имеет увлечения и хобби? И что для них значат эти, простые на первый взгляд, слова. Интересы у людей разные, кто-то выращивает кактусы, разводит рыбок, танцует, поет, сочиняет стихи. Сидение перед телевизором и компьютером, наверное, тоже можно назвать хобби.

В словарях я нашел значение слов хобби и увлечение

Хобби (от англ. hobby – увлечение, любимое дело) или увлечение – вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения [1, 852; 2, 634].

Увлечение – то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений – помочь само реализоваться.

Оказывается хобби или увлечение это постоянное и регулярное занятие, каким то интересным делом, например рукоделием, рисованием, спортом, фотографией, модой, походом в театр, чтением, разгадыванием кроссвордов.

Хобби не приносит ни славы, ни денег. Хобби у каждого человека исключительно для души. Оно сближает человека с миром музыки, природы, искусства, спорта. Возможно, даже помогает найти смысл жизни

Хобби делится на виды: активное и пассивное. К активному виду относятся – катание на коньках, лыжах, занятия спортом, танцами, йогой. К пассивным – лепка, рисование, рукоделие, моделирование, пение.

Когда у нас что-то получается, мы получаем от этого большое удовольствие. Любимое занятие помогает успокоиться, избавиться от плохих эмоций.

Мои увлечения заполняют все, свободное от школьных уроков, время. Но отказываться хотя бы от одного из них, я не хочу.

Самое главное мое увлечение – это лепка из пластилина

Моё второе увлечение – это динозавры. Смотрю телепередачи, посвященные динозаврам. В моей библиотеке несколько энциклопедий, посвященных доисторическим животным (Приложение 1).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что освоив технику изготовления экологически чистого пластилина в домашних условиях, можно создавать оригинальные поделки, поделиться опытом с одноклассниками и друзьями. Я надеюсь, что результаты данного проекта заинтересуют и позволят оценить «удивительный пластилин», по-новому взглянуть на декоративно- прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Объект исследования: пластилин.

Предмет исследования: способы приготовления пластилина в домашних условиях

Гипотеза: изучив материал и зная состав, можно самому приготовить экологически чистый пластилин.

Цель работы: выяснить состав и свойства компонентов для приготовления пластилина, приготовить его в домашних условиях, создать коллекцию творческих работ в технике – лепка, научить друзей, участвовать в конкурсах декоративно – прикладного творчества.

Задачи исследования:

1. Что такое хобби, увлечение?

2. Какие увлечения у моих одноклассников?

3. Изучить литературу по темам: пластилин и динозавры

4. Обобщить полученные знания;

5. Изготовить пластилин в домашних условиях или изготовить работу из пластилина.

В ходе работы я использовал следующие методы:

• анализ источников информации

• анкетирование

• сравнение и обобщение

• практическая работа

Основная часть

1. История пластилина

Слово пластилин берёт свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastos, что означает лепной.

Как материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ ещё в средние века. В его состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска, сала и других веществ.

История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина:

Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он изобрёл чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно, как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву.

Вторая версия. В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбутт разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав, добавил в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году.

Кто же автор изобретения пластилина? Общественное мнение все же ссылается именно на Харбутта, как на автора. В «глину, которая никогда не высыхает», как он её вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название «Пластилин» придумывали всей семьёй.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

2. Каким бывает пластилин

Состав детского пластилина экологически безвреден. Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках, и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой. Существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:

Обычный детский – знакомый нам с детского садика и школы. В состав, которого входит: воск, глина и масло.

Профессиональный скульптурный – используется скульпторами, студентами и учащимися художественных школ. Основа тоже восковая, бывает серого, оливкового или телесного цвета. У этого пластилина особая твердость и эластичность.

Арт – пластилин, или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов: арт – пластилин «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др., арт – пластилин «твердый», или каркасный. Подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и др. Затвердевает в бытовых условиях за 15 – 30 мин. в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ печи.

Детский отскакивающий пластилин. Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.

Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей. Лепить из такого пластилина одно удовольствие. Шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые изделия высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используется для развития моторики у самых маленьких детишек, очень удобен и легок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

Застывающий пластилин – имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол. Но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они плохо приклеиваются друг к другу.

«Умный пластилин» или «Жвачка для рук» – это пластилин, который способен принимать любую форму, При этом обладает несколькими свойствами – может быть жидким или твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. Умный пластилин» или «Жвачка для рук» можно сказать уникальная игрушка. При этом он не маслянистый, не пачкает одежду и руки, его можно мыть. Не ядовит, не содержит вредных добавок, не вызывает аллергию и абсолютно безопасен для детей от 3х лет [5, 69].

3. Интересные факты о пластилине

Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился.

Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили из пластилина и гипса в оригинале все детали. Да, именно в натуральную величину.

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло около 800 кг пластилина, который из – за блеклых цветов раскрашивали красками.

Англичанин Джеймс Мэй создал сад, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов

4. Свойства пластилина

• он мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;

• не крошится и не размазывается;

• не прилипает к рукам, легко отмывается;

• от рук тёплой водой;

• легко лепится к бумаге, картону;

• может долго находиться в воде;

• пластилин не токсичен;

• срок годности не ограничен

5. Основные приемы работы с пластилином

• Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина

• Надавливание – нажатие на скатанный шарик большим или указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки.

• Придавливание – нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцем.

• Разрезание – работа стеком (пластмассовый ножичек).

• Раскатывание и вытягивание – работа пальцев, например, раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид.

• Раскатывание цилиндра – прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатываем его по доске вперед – назад прямыми движениями.

• Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.

Я предпочитаю работать с пластилином, используя приемы: скатывание, придавливание, разрезание стеком [5, 10 – 11].

6. Правила безопасного труда с пластилином

1. Застели рабочее место клеенкой или бумагой.

2. Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.

3. Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.

4. Перед тем как вымыть руки водой, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.

5. Руки мой теплой водой с мылом.

6. При работе используются стеки – ножи для пластилина. Вытри их после окончания работы.

7. Практическая работа. Приготовление пластилина в домашних условиях

Рецепт пластилина с крахмалом.

Чтобы сделать пластичную массу для лепки, возьмите:

• 2 стакана муки;

• 1 стакан воды;

• 1 стакан соли;

• 1 ложка растительного масла;

• 1 ложка крахмала;

• пищевые красители;

• клей ПВА

Насыпьте в глубокую миску пшеничную муку, соль и крахмал – перемешайте. В воду добавьте нужный краситель, клей ПВА и растительное масло – перемешайте. Затем, постепенно добавляя воду с ингредиентами – замесите тесто. Массу вымешивайте долго и тщательно. По своей консистенции она должна напомнить крутое пельменное тесто. (Если добавить в пластилин немного эфирного масла, то он приобретет приятный аромат).

Пластилин готов! (Приложение 2)

Выводы

И так я достиг своей цели – получил пластилин. Для достижения этой цели я воспользовался информацией об истории пластилина, составе и свойствах компонентов, процессе производства пластилина. Так же, я придумал другие (экологически чистые) составы пластилина. А самое интересное, что мне удалось пронаблюдать на опыте, как различные компоненты влияют на свойства пластилина, и что пластилин зависит от самого процесса приготовления. Тут главное не ошибиться в пропорциях и иметь хорошее терпение (пластилин готовится длительное время). В общем, в процессе работы я пришел к выводу, что получение пластилина – это целое искусство.

8. Практическая работа «Планета динозавров»

Результаты анкетирования, проведенного в школе, среди учащихся 2 – 6 классов показали, что, чем младше человек, тем больше он любит лепить из пластилина.

В классе была организована выставка моих работ. Особенность моей техники –очень мелкие предметы. Это трудоемкий труд, требующий внимания воображения т. к. требуется передать все детали определенного предмета. Люблю лепить животных. Принимал участие в муниципальном конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» и региональном конкурсе «Киселевские чтения» – работа по творчеству А.Л. Барто «Пять лягушат», в региональном конкурсе «Наследники Гагарина».

Для конференции я решил изготовить работу, посвященную моему второму хобби, и назвал её «Планета динозавров». (Приложение 3) Прочитал много энциклопедий о них. Участвовал во всероссийском конкурсе по теме «Динозавры».

В работе я использовал не только профессиональный пластилин, но и пластилин, который я изготовил сам в домашних условиях. Из «своего» пластилина я сделал дерево и черепашку. В работе использовал природный материал: камни, ракушки. Для изображения воды мне понадобился клей «Титан» и еще я использовал гриб, который нашел в лесу. Я решил, что гриб может изобразить материк, ведь в палеозойский период существовал один материк и назывался Пангея. В конце мезозоя он разделился на части, появились моря, океаны. Зародилась жизнь под водой. Одни моллюски остались жить в воде, другие вышли на сушу.

Наступила Мезозойская эра – эра начала жизни динозавров. Появились первые динозавры:

• аллозавр, тероподы – первые хищники средних размеров;

• платеозавры, стогозавры – крупные растительноядные.

Юрский период – период процветания динозавров. Появилось много новых видов, среди них летающие ящеры:

Третий период – меловой.

Почти 140 миллионов лет динозавры господствовали на планете. Время, когда на Земле жили динозавры, называют мезозойской эрой. Появились они около 230 млн. лет назад. Динозавры жили на всех континентах, включая Антарктиду, водились и на территории России: в Читинской области, в Бурятии, Красноярском крае, в Якутии, на Дальнем Востоке.

Единственный способ узнать о динозаврах – изучение их окаменевших останков. Этим занимаются учёные-палеонтологи (палеонтология – наука о вымерших животных и растениях)

Группы динозавров:

Травоядные. Диплодок, брахиозавр, игуанодон, стегозавр, анкилозавр, цератопс, теризинозавр

Плотоядные. Тиранозавр, овираптор, церотозавр, комсогнат, троодон, дейнонихус.

Всеядные. Струтиомим

Все хищники обладали сильным мускулистым телом, небольшими передними лапами и низким мощным хвостом. Мозг хищников был гораздо больше, чем у растительноядных, а значит, хищники были умнее. Травоядные имели огромные тела с длинными шеями и маленькими головами. Огромные размеры травоядных динозавров сами по себе были хорошей защитой от хищников. У некоторых динозавров на голове были прочные костяные пластины. Сторонники активной обороны спасались от хищников с помощью острых когтей или шипастых хвостов, а самые маленькие просто убегали. Некоторые динозавры при беге развивали скорость до 80 км/ч. Трицератопс мог бегать со скоростью 50 км/ч, а 70–тонный брахиозавр передвигался размеренным шагом со скоростью около 5 км/ч. В гнёздах динозавры откладывали яйца, до 10 штук. Яйца были круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой. Чтобы яйцам было тепло, самка укрывала их растениями. Через некоторое время вылуплялись детеныши-динозаврики. Детёныши росли быстро, их в первые недели жизни постоянно оберегала и кормила самка. Когда животные становились более взрослыми, их Продолжительность жизни мелких видов составляла от одного до двух десятков лет. Гигантские динозавры могли жить от 200 до 300 лет рост замедлялся, но не прекращался, динозавры росли до конца жизни [4, 12 – 13].

Заключение

Работа с пластилином – увлекательное занятие, которое даёт мне радость. Ведь можно сделать столько различных красивых и замечательных поделок!

Я узнал много интересного о пластилине! А ещё я научился делать его в домашних условиях! Цель достигнута, задачи выполнены! Моя мечта стать палеонтологом. Думаю, что и мечта моя тоже сбудется.

Приложение 1

Мои увлечения

bor1.tif

bor2.tif

Приложение 2

Изготовление пластилина

bor3.tif

bor4.tif

bor5.tif

bor6.tif

Приложение 3

Практическая работа «Планета динозавров»

bor7.tif

bor8.tif

bor9.tif

bor10.tif

bor11.tif

bor12.tif

bor13.tif

bor14.tif

bor15.tif

bor16.tif

bor17.tif

bor18.tif

bor19.tif

bor20.tif

bor21.tif

bor22.tif


Библиографическая ссылка

Бородай К.М. МОЙ ДРУГ – ПЛАСТИЛИН // Старт в науке. – 2018. – № 5-7. – С. 1142-1148;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1248 (дата обращения: 12.12.2019).