Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ИЗО В 5 КЛАССЕ «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Извина О.А. 1 Ряполова Т.В. 1 Лебедева И.В. 1
1 МАОУ СОШ № 22, Тюмень
1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007. – 440 с.
2. Боги и герои Олимпа : мифологический словарь : пер. с ит. – Минск-М.: БЕЛФАКС, 1997. – 77 с.
3. Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. Науч. изд. / В.Г. Борухович . – СПб.: Алетейя, 2002 . – 461 с.
4. Букина А.Г. Круговращенье колеса гончарного: ранние греческие расписные вазы. / А.Г. Букина . – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005 . – 55 с.
5. Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. «Вариации прекрасного» / А.М. Вачьянц. – Изд. 2-е, испр. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 231 с.
6. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров; [худож. Л. Е. Зайцев]. – М.: Фортуна Лимитед, 2002. – 383 с.
7. Давыдова Л.И. Искусство Древней Греции. Серия «Твой Эрмитаж». СПб, 2008 – 24 с.
8. Деревенский Б. Г. Древняя Греция: школьный путеводитель: [для среднего и старшего школьного возраста] / Б.Г. Деревенский. – CПб.: ББК, 2007. – 80 с.
9. Искусство и история. Афины / [текст И. Вингопулу, М. Кассули; пер. с греч. Н. Кравченко]. – Рус. изд. – М.: Welcome; Флоренция: BONECHI, cop. 2006 (Италия). – 125 с.
10. Калашников В.И. Мифы Древней Греции. Геракл: [для чтения взрослыми детям / авт. В. И. Калашников; худож. О. Пархаев]. – М.: Белый город, 2001. – 12 с.
11. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Николай Кун. – М.: Фирма СТД, 2005. – 558 с.
12. Пич, Э. Греки / Сьюзан Пич, Энн Миллард; пер.с англ. Н.В. Белоусовой; ил. И. Джексон. – М.: РОСМЭН, 1994. – 96 с. Успенский В. В. Двенадцать подвигов Геракла: мифы Древней Греции / В. и Л. Успенские; худож. С. Бордюг. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004. – 222 с.
13. Цивилизации древнего мира / [авт. текста Франсуаза Перруден; пер. с фр. Ю. Гусев; худож. М.-К. Лемайор, Б. Алюни]. – М.: Махаон, 2005. – С. 26-44.

Цель. Продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными местами и сооружениями Древних Афин; развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

  • развивать творческие и коммуникативные компетенции в форме экскурсии
  • сформировать навыки отбора материала для выступления перед аудиторией
  • Развитие навыка выстраивания грамотного доказательного ответа
  • Развитие навыка аргументирования своей точки зрения с помощью доказательной базы
  • устанавливать рабочие отношения во время урока
  • эффективно сотрудничать.

Регулятивные:

  • сознательно организовывать свою учебную деятельность
  • способность решать творческие задачи
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  • осуществлять рефлексию способов действий

Личностные:

  • воспитывать уважение к шедеврам и памятникам мировой культуры
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви и уважения к истории и культуре другого народа
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Тип урока. Урок-путешествие

Оборудование:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. презентация «Культурные ценности Древней Греции»

4. раздаточный материал

5. силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги

6. фрагменты видеофильма «Исчезнувшие цивилизации: Греция».

Продолжительность: 2 урока

Ход урока.

I. Организационный этап

Историк: Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!

Учитель ИЗО: (Здравсвуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)

Учитель литературы: Мы желаем вам творческих успехов

II. Подготовка к изучению нового материала.

Историк: – Мы все любим путешествовать, многое видели, а сейчас возвращаемся в свой родной город. Во время путешествия мы часто вспоминала свой родной город, городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах нашего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

Мы любим свой город.

III. Изучение нового материала.

Историк: Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте узнаем по сюжету (просмотр сюжета о Греции).

– Ну, что? Догадались?

– Мы с вами отправляемся в город, которым гордились афиняне – Афины.

Ребята, а что мы должны узнать во время нашего путешествия?

Да, верно, это и есть цель нашего урока.

– Как вы думаете, на чём мы отправимся в Афины?

Итак, мы подплываем по морю на корабле к городу Афины.

Сам город отсюда не виден, но вдали в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя.

– Мы подплываем к прекрасному порту.

Как он назывался?

– Это Пирей.

Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом.

За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен.

– Как они называются?

– Длинные стены, которые соединяют Афины с Пиреем.

– И вот мы вступаем в Афины!

Отовсюду виден холм с крутыми и обрывистыми склонами – это Акрополь.

Давайте продолжим наше путешествие, и пройдем по Афинам. Но, экскурсовод где-то заблудился и нам придется самим определить основные достопримечательности Афин (задание по картинке, вставить слова, пропущенные в тексте, а поможет п.3 & 37). Чья группа быстрее и правильно справится с заданием).

izv1.tif

Ответы к заданию

1. Акрополь

2. Ники; крылатой; Ники Аптерос (бескрылой)

3. Афины Промахос; Фидий; Пирею; шлем и наконечник

4. Афины; Парфенон

Историк: В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Литератор: Представьте, что мы зашли в греческую школу. Сели за школьные парты. Как вы думаете, как культура Древней Греции связана с русским языком? Сейчас трудно даже представить, что привычные для нас слова имеют греческое происхождение. Это такие слова, как «педагог», «школа», «тетрадь», названия большинства школьных предметов (ботаника, арифметика, грамматика и др) и многие другие, такие как трагедия, комедия, театр.... Это словарное богатство, доставшееся нам по наследству. А культурное наследие Д. Греции в литературе – это прежде всего мифы.

Что такое миф?

Миф – это сказание о богах и героях.

*Зачем создавали мифы? (Что можно узнать, познакомившись с д/гр. мифами?)

*Кто такие боги? (Верховные правители, обитавшие на горе Олимп)

*Каких древнегреческих богов вы знаете? (Зевс, Гера, Прометей, Посейдон и др…)

*Кто такой герой? В современном русском языке это

*Каких мифических героев вы знаете? (Дедал, Икар, Атлант, Тесей, Геракл…)

У: В древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой,

Лишь в настоящей нелёгкой борьбе

Он славу добыл и богам и себе.

Кто такой Геракл? Полубог-получеловек. Сын Зевса и Алкмены. Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.

Сколько подвигов совершил Геракл? Назовите самые известные. Иллюстрации к каким мифам вы видите на экране? («Немейский лев», «Критский бык»)

Дети отвечают.

А теперь мы выступим в роли режиссера или актера. Посмотрим, что у вас получится: комедия, драма или трагедия… Вам нужно за 3 мин. распределить роли, отрепетировать и представить на суд гостей небольшие сценки.

Сценки

1-я сценка «Дедал и Икар»

Дедал – Сын, царь Минос угрожает нам расправой!

Икар – Мы погибли, отец! Суша и море захвачены!

Дедал – Ты забыл про воздух, сын мой! (берет перья, нитки и воск). Из перьев, ниток и воска мы сделаем крылья и улетим из царства Миноса! (встает на стул, расправляет руки-крылья, изображая полет).

Икар – (смотрит на отца снизу вверх) – Отец, я долго учился у тебя и тоже сделал крылья. Я всегда мечтал ощутить свободу полета…

Дедал – Только будь осторожен, не опускайся слишком низко, чтобы соленые брызги моря не замочили твои крылья, и не поднимайся слишком высоко к солнцу… Чтобы жара не растопила воск…

2-я сценка «Афина и Посейдон»

Афина – Я не только богиня войны, я покровительница городов и государств, наук и мастерства, изобретательности.

Афина – А, Посейдон! Ну что, город построен. Кто из нас будет его покровителем?

Посейдон – Давайте так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и будет покровителем города.

Афина – Договорились.

Посейдон – Подарю жителям источник воды.

Афина – А я подарю им чудное новое дерево.

3-я сценка «Атлант и Геракл»

Атлант (подпирая небо) – Кто ты и зачем пришёл на край света?

Геракл – Мне нужны три золотых яблока с дерева молодости.

Атлант – Тебе не достать их. Яблоки сторожит стоглавый дракон и никого не подпускает к дереву. Хочешь, я помогу тебе?

Геракл – Конечно, хочу.

Атлант – Стань на моё место. А я пойду в этот сад и принесу тебе яблоки.

4-я сценка «Ариадна и Тесей»

Ариадна – Тесей, Я не могу допустить твоей гибели и спасу тебя.

Тесей – Но чем ты можешь мне помочь?

Ариадна – Вот тебе клубок ниток и чудо-меч. Привяжи нить у входа и разматывай её. Так ты найдёшь обратный путь.

Тесей – Спасибо тебе. Я иду в лабиринт, а ты жди меня у входа. И мы вместе вернёмся к отцу.

5-я сценка о рождении Геракла

Зевс – Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.

Гера – (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в этот час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.

Зевс – Клянусь, что будет так!

Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, матери Геракла, и на свет первым родился Еврисфей.

Гера (Зевсу) – Радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!

Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит (говорит торжественно) «Прославленный Герой».

Работа с крылатыми выражениями

Многие крылатые выражения пришли в русский язык из древнегреческих мифов. Помните ли вы их и что они значат? (дети отвечают).

v Ахиллесова пята; /Мать, зная от богов судьбу сына, пытается избежать ее и купает его в водах подземной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но воды Стикса не коснулись струей того места, за которое держала сына мать. Судьбы избежать не удалось. Юноша погиб от стрелы Париса, которая попала ему в пятку («ахиллесова пята»). Герой Древней Греции Ахилл в младенчестве был выкупан в водах Стикса, но пятка не была обмыта водами этой реки. История Ахилла рассказана в «Илиаде» Гомера «Ахиллесова пята» – «слабое, уязвимое место».

v Нить Ариадны; /Чтобы вывести из лабиринта Тесея, в которого влюбилась Ариадна, дочь критского царя Миноса, она дала ему клубок ниток. Выражение «Нить Ариадны» означает путь, выход из какого-нибудь затруднительного положения.

v Троянский конь; /В это утро осаждённые были удивлены и обрадованы. Вместо ставшего привычным за долгие годы осады лагеря врагов они увидели только кучу мусора и огромное деревянное сооружение, похожее на лошадь. Жители обрадовано ввезли его в город. Они ещё не знали, как опасен этот ... (троянский конь). Выражение означает: «дар врагу с целью его погубить». Греки, не сумевшие взять Трою длительной осадой, по совету Одиссея, соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятали вооруж?нный отряд и сделали вид, что отступили. Обрадованные троянцы ввезли коня в город, разобрав часть стены. Ночью греки перебили жителей Трои, разрушили город.

v Кануть в лету; /Быть забытым, бесследно исчезнуть. В греческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мёртвых. Из неё души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения, а выражение «кануть в лету» стало означать «навсегда исчезнуть», «быть поглощённым вечным забвением»/.

v Пальма первенства; /Первое место вследствие превосходства в чём-либо над всеми остальными. В Древней Греции к числу священных деревьев относились и пальмы – деревья с прямым длинным стволом и крупными вечнозелёными перистыми или веерообразными листьями. Богиня победы Ника обычно изображалась с веткой финиковой пальмы в руках. В Древней Элладе во время Олимпийских игр победителям вручали, помимо лавровых венков, пальмовые ветви. Ими же украшали помещения во время торжеств и чествования победителей. В этих обычаях древних греков и кроется смысл выражения «пальма первенства» как символ победы и бесспорного преимущества.

v Гомерический хохот; /Неудержимый, громкий смех. Легендарный слепой поэт Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея» нарисовал жизнь богов на вершине Олимпа. Боги, в представлении греков, обладали всеми человеческими качествами, но в сильно преувеличенных размерах. Когда раздавался их божественный хохот, то вся земля ходила ходуном. Гомер так ярко и живо описал этот смех, что до сих пор безудержный смех называют «гомерический хохот».

v Олимпийское спокойствие; /Невозмутимое, спокойное состояние. В соответствии с древнегреческой мифологией боги обитали на священной горе Олимп. Её высота достигала 3 тысячи метров, и большую часть времени гора была закрыта облаками. Боги-олимпийцы жили в дружбе и согласии, их жизнь на вершине Олимпа протекала мирно, тихо и размеренно. Поэтому присущие им величие, спокойствие и другие положительные качества стали именоваться олимпийскими. В этом смысле выражение «олимпийское спокойствие» употребляется в настоящее время. Оно не имеет ничего общего с Олимпийскими играми и соревнованиями, которые проходили около небольшого городка Олимпия на Пелопонесском полуострове и были насыщены азартом и жаждой победы.

v Со щитом или на щите. / Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами... («Со щитом или на щите» или «с ним или на нём»). Слова означали: «вернуться победителем» (со щитом) или «достойно умереть», и тогда тело принесут на щите, воздавая почести погибшему.

Пиррова победа, сизифов труд, прокрустово ложе …

У: Еще одно слово, пришедшее из д/греческого – гимназия. Гимнасия – это учебное заведение (как и школа), но для более взрослых афинян.

Карточка. Русский язык:

Афиняне относились к физическому развитию граждан очень серьезно, следуя принципу: только в здоровом теле живет здоровый дух. Тренировки были обязательны для юношей. Мягкий климат позволял проводить их под открытым небом. Здание гимнасия имело треугольную форму. Его окружала стена с множеством портиков, в тени которых можно было укрыться в жаркий день. К стене примыкали раздевалки, клубы, гимнастические залы. Гимнасии украшались статуями, фонтанами, каменными бассейнами. В садах и в самом здании шли регулярные занятия по развитию физической культуры юношей.

Учитель: Прочитайте текст. О чем в нем идет речь? Что хотел сказать нам его автор? Выпишите любые 5 словосочетаний: прилагательное + существительное. Почему вы выбрали именно их?

В Д/Греции был культ красивого человеческого тела. Известная поговорка «В здоровом теле – здоровый дух» тоже пришла оттуда. Именно в Греции зародились Олимпийские игры.

Историк: А сейчас у нас урок ритмики. Греческие дети должны быть подвижны, обладать хорошей пластикой, понимать музыку. Я предлагаю вам станцевать танец «Сиртаки».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Историк: Мы покидаем афинскую школу и идем дальше.

– Давайте спросим у кого- нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся? (СЛАЙД «Гончарная мастерская)

Мы находимся в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик. А вот и хозяйка мастерской.

Учитель изо: Продолжаем наше путешествие по Афинам. И сегодня нас интересует один из районов города – Керамик. Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Что означает слово «керамика»?

Ученики. Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Учитель Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Мы с вами уже знакомились с формой сосудов и их назначением. Давайте вспомним.

Овальные амфоры (рис. 1) с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда. Изящные гидрии (рис. 2) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы. Объемистые кратеры (рис. 3) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков. Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики (рис. 4) – чаши для питья. Высокие, удлиненные лекифы (рис. 5) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.

izv2.tif

Рис. 1

izv3.tif

Рис. 2

izv4.tif

Рис. 3

izv5.tif

Рис. 4

izv6.tif

Рис. 5

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Давайте посмотрим на следующий слайд и постараемся увидеть , по каким правилам художник дожжен выполнить роспись.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

А что называется орнаментом?

– повторяющийся узор

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр– узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Любили греки изображать волну, бутон лотоса.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Учитель Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.

Ученик:

Внемли молитвам, Афина,

Десницею печь охраняя.

Дай, чтобы вышли на славу

Горшки и бутылки и миски!

Чтоб обожглись хорошенько

И прибыли дали довольно.

Учитель: В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Ответы учащихся.

Учитель: Фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные. И называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет.

Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.

Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами и вам их нужно расписать.

Над росписью вазы будете работать в группах – один выполняет орнаментальную роспись прямо на заготовке вазы, а другие на фрагменте заготовки выполняет сюжетную роспись.

Вы можете изобразить сцену из любого понравившегося вам мифа или нарисовать бога, богиню или героя с их отличительными символами. Например, символ Посейдона – трезубец, а животные, посвященные этому богу, – конь и дельфин.

Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле – краснофигурном и чернофигурном. После завершения вы приклеиваете сюжетную композицию к заготовке вазы.

К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:

1. Название сосуда

2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)

3. Композиция (вид орнамента, сюжет)

4. Цикл мифа

5. Герой мифа

Практическая работа в группах по росписи ваз

Каждая группа защищает свою работу (вазу) и прикрепляет на доску.

Историк:

Греки гордились своими достижениями в области культуры, гордились своим городом. И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

Греческие школы ставили своей целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных. В передовых городах-государствах образование и воспитание было разносторонним

Рефлексия:

КАКИЕ ЦЕННОСТИ, ПО-ВАШЕМУ, БЫЛИ ГЛАВНЫМИ ДЛЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ЦЕННОСТИ? ВЕЧНЫЕ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, НЕПРЕХОДЯЩИЕ, НАИВЫСШИЕ…

Жизнь как подвиг, гордость за свою страну, свой народ, культ красоты тела и красоты духа, культ творчества, знание истории, в т.ч. истории языка, истории страны, истории человечества…

ПОЧЕМУ? Потому что они будут существовать всегда.

Это вечные ценности бытия.

Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин и все мы.

Звучит музыка из передачи ЧТО? ГДЕ? Когда? ( черный ящик)

Историк: Долго путешествовал юноша. Много собрал разных семян и саженцев, но на обратном пути его судно попало в шторм и разбилось. Очнулся юноша на берегу у подножия холма. Огляделся по сторонам и ахнул от изумления. По склонам холма змеились лианы, покрытые крупными красивыми листьями. Из-под них свисали грозди продолговатых с прозрачной зеленой кожицей ягод, и ветерок разносил их сладкий аромат.

«Чудо! – радостно подумал юноша. – Столько ягод на такой щебенистой земле»! Юноша сорвал сочную ягоду. Ее кожица лопнула, и по пальцам потек сладкий медовый сок. Вдруг он услышал чьи-то шаги. Пожилой человек большими ножницами срезал с кустов тяжелые грозди, аккуратно укладывая их в корзину.

– Здравствуйте, – робко поздоровался юноша. – Извините, что проник в ваш сад без разрешения. Я странствую по свету в поисках диковинных растений. Все мои саженцы погибли во время шторма. Однако ваши чудесные растения заставили меня забыть беды.

– Добро пожаловать, юноша. Неужели в твоей стране не выращивают диковинки? – улыбаясь, спросил хозяин.

– Нет, к сожалению. Наверное, потому что у нас не так жарко, как здесь. Но, если вы дадите мне семена, я постараюсь, чтобы в моей стране его оценили, – ответил юноша.

ЧТО В ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ? Виноград

Подарок: ВИНОГРАД (угощаем детей)


Библиографическая ссылка

Извина О.А., Ряполова Т.В., Лебедева И.В. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ИЗО В 5 КЛАССЕ «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» // Старт в науке. – 2018. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1145 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674