Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПО СЛЕДАМ ЛОМОНОСОВА (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Вежновец Е.А. 1
1 Г.О. Подольск, МБОУ СОШ №1, 7 «А» класс
Филатова Д.А. (Подольск, МБОУ СОШ №1)
Вежновец Н.А. (Подольск, МБОУ СОШ №1)
1. Каверин В.А, «Два капитана», М., 2017;
2. Ломоносов М.В, Стихотворения М., 1981;
3. Ломоносов М.В. Стихотворения Л. 1948;
4. Ломоносов М.В. Избранные произведения Северо-западное книжное издательство. 1980;
5. Морозов А.А, «Ломоносов», М., 1961;
6. Открытия и судьбы. Михайло Ломоносов. Составители Павлова Г.Е., Орлов А.С. Москва, «Современник», 1989;
7. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. Белый город, Москва, 2003 г.
8. Лекция о Ломоносове В.А. Садовничего ректора МГУ им М.В.Ломоносова;
9. https://www.msu.ru/lomonosov/science/physics.html
10. https://www.msu.ru/lomonosov/science/geogr.html

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/10/34910

Моя исследовательская работа посвящена огромному вкладу в науку и литературу нашей страны великого русского ученого, поэта и исследователя М.В. Ломоносова и предназначена для углубления познаний о нем моих ровесников.

Когда я начала знакомиться с личностью, творчеством и трудами Ломоносова меня поразило, насколько большой вклад внес во многие сферы деятельности этот удивительный человек. Мне стало интересно, откуда произрастает русская литература, и это стало толчком к началу исследовательской работы.

Гипотеза. Проблема. Актуальность темы

Гипотеза: Происхождение и природное окружение в первые годы жизни Ломоносова оказало большое влияние на развитие его литературного дара.

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, что он или она значит в жизни города, страны? Какой вклад он внес или внесет в какую-либо область науки и искусства? Сродни этим вопросам стал и мой вопрос: можно ли повторить путь Ломоносова географически и стать исследователем его творчества? Это один из вопросов, на которые я попытаюсь ответить в своей работе. М.В. Ломоносов – уникальная фигура в истории нашей страны. По словам В.А. Садовничего, ректора МГУ им. Ломоносова, еще пока не родился второй такой человек в России. Меня заинтересовало, где, в каких условиях родился и вырос гений русской литературы и науки, какая природа его окружала.

Цель работы – выяснить, возможно ли сегодня повторить путь Ломоносова из Холмогор в Москву и какие впечатления при этом получит современный подросток. Почему столь важно появление поэзии Ломоносова в 18 веке для дальнейшего развития литературы в России и какое влияние оказала родина Ломоносова на формирование его личности и литературного дарования.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

• Собрать материал о жизни Ломоносова во время поездки на его родину село Ломоносово;

• Сопоставить свои впечатления с фактами из литературы о Ломоносове;

• Изучить литературное наследие Ломоносова;

• Найти похожие литературные образы и тропы в стихах М.В. Ломоносова и послеломоносовской поэзии;

• Сопоставить стихотворение Ломоносова со стихотворениями Пушкина и Державина;

• Сделать выводы о значении литературного вклада Ломоносова в развитие русской литературы;

• Выявить связь между поэтическим дарованием Ломоносова и его происхождением.

Основная часть

Неаккуратная асфальтовая дорога кое-где покрыта мокрым песком. Вышколено-прямые сосны и березы распушили свои пирамидальные верхушки. (рис.1. «Дорога в Холмогоры») Поворот, и мы оказываемся в селе. Холмогоры поражают старинностью. Кажется, здесь почти ничего и не менялось со времен великого ученого. Столетние домики выскакивают вверх своими острыми крышами, притесняя хлипкие сарайчики, на скорую руку слепленные из сосновых бревен.

Напротив автобусной остановки – цветущее горчичное поле. (рис.2. «Горчичное поле») Грунтовая дорога к реке. Около берега пасется конь. Он встает на дыбы и заливисто ржет.

Спускаемся к воде. Выясняется: паром ходит четыре раза в сутки, и ждать его два часа. Решаем побродить по берегу реки. (рис.3. «Берег реки Курополки»)

Курополка лениво колышется, отражая хмурое небо. Далекий серовато-зеленый берег разделяет небо и воду, и нет ничего за что глаз бы мог зацепиться, лишь только эта угрюмая неподвижная граница. У самого песка из воды высовываются непонятные растения с листьями, похожими на корни, как будто бы их посадили вверх тормашками. Пресная волна приносит к нашим ногам пепел и мелкие камни.

Мужики с катера леспромхоза решили-таки нас подвезти. Ржавое суденышко рассекает безупречно тонкую водяную ткань и оставляет за собой такой же ржавый пенящийся след. (рис.4. «Переправа через Курополку»)

Тихим толчком катер уткнулся в берег. (рис.5. «Пристань») Никакой пристани нет, только голый берег и дорога вглубь острова с двумя ответвлениями. По болотистым краям дороги шепчутся лютики и засохший репейник.

Но вот и указатель. Буйная зелень почти дотянулась до букв «ЛОМОНОСОВО». (рис.6. «Указатель «Ломоносово») Идем вглубь села. С обеих сторон разноцветные деревянные дома, стекла старые, кривые, кое-где на чердаках битые, с подоконников слезла белая краска. Все крыши с отделившимися кусками древесины, поросли мхом. Простые, чуть округлые цифры номеров – 34, 35, 38… (рис.7, 8 «Дома в селе «Ломоносово»)

Вот и бело-розовый особнячок, зарывшийся в кустах лапчатки. (рис.9. «Музей Ломоносова и пруд») Раньше здесь находилось косторезное училище, сообщает потемневшая от времени вывеска. Справа – пруд, который, по преданию, вырыл отец Ломоносова, и именные деревья. Одно из них посажено сотрудниками и студентами МГУ. За хозяйственными постройками виднеется церковь.

Входим в музей. Экспозиции музея очень простые и рассказывают не столько о Ломоносове, сколько о жизни его односельчан. Но, наверное, именно это и важно, чтобы понять и почувствовать дух русского севера, где родился человек, создавший русскую науку и искусство…

Река разлилась по песчаным берегам, забралась в ямы и овраги, и теперь греется, уходя все ниже и ниже в прибрежный зыбучий песок. Круги от брошенного камня расходятся по воде, скрывая из вида придонные дюны. (рис.10. «Пристань. Берег Курополки») Не одни мы ждем паром: на холмике у так называемой «пристани» толпятся люди и машины, паром прибывает и единым неорганизованным движением толпа затекает на палубу.

Мы стоим на корме и смотрим на удаляющиеся леса и пески, четкие очертания пейзажа на линии горизонта и округлые грани волн позади.

Я вернулась из августовской поездки с яркими впечатлениями, а в сентябре пошла в школу. Воспоминания были еще свежи, и поэтому, когда по какому-либо предмету просили сделать презентацию или сообщение, мои мысли возвращались к Ломоносову. Так выглядело задание о великих географах и сообщение по физике. Но больше всего меня увлекли работы Ломоносова в литературной среде.

Поэзия Ломоносова, на мой взгляд, оказала большое влияние на последующее развитие русской литературы. Будучи одним из основоположников русского поэтического искусства, он заложил начала многих литературных жанров и тропов, которые были развиты его последователями.

Современникам Ломоносов был больше известен как поэт, нежели как ученый. Его поэтический дар был ярок, самобытен и его стихотворения сильно отличались от современных ему поэтов. Посетив родину Ломоносова, я поняла, а скорее почувствовала, что многое Михаил Васильевич почерпнул дома в архангельской земле. Происходил Ломоносов из семьи поморов, не был крепостным, а, значит, был пропитан ощущением свободы и силы, физической и духовной, с детства смотрел на широкие просторы северных земель и рек, по которым поморы ходили до Белого моря – холодного и прекрасного. Все сулило юноше жизнь в достатке, но страстное желание учиться заставило Ломоносова покинуть родину и искать знания сначала в Москве, Киеве, потом в Санкт-Петербурге, Марбурге. В период обучения Ломоносов много читал (для меня это важно, поскольку я тоже очень люблю читать). Книги в большинстве своем были на латинском языке, который Михаил Васильевич изучал еще в Славяно-греко-латинской академии, в Германии он овладел немецким и французским языками. Ломоносов ознакомился с древнегреческой литературой, французской и немецкой поэзией и еще в Германии пробовал написать оду в подражание греческой, но на русском языке. Великий литератор понял, что богатство и красота русского языка позволяют создавать произведения не менее прекрасные, чем образцы европейской литературы. В своем творчестве Ломоносов будто указывает дальнейшие направления развития русской поэзии. Мы можем проследить, как темы, образы и рифмы Ломоносова нашли свое продолжение в творчестве русских поэтов.

Например, следующее стихотворение

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастушей посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит,

Обняв пастушку, Фирс храпит,

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкой сон покинул,

И Жучко с ним бросился в бой;

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил;

Тут поздно бедной волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и в рукавах связался

И волчьим голосом сказался.

Но Фирс недолго размышлял,

Убор с него и кожу снял.

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сем родился волком,

Тому лисицой не бывать.

напоминает «Волка на псарне» И.А. Крылова. Хотя «Лишь только дневной шум замолк» и не названо басней, в нем присутствуют характерные для этого жанра элементы: небольшое вступление, развитие и сформулированная в последних строках мораль. Крылов же в данном произведении мораль не формулирует, но она присутствует в монологе ловчего. Аналогична логика Фирса и ловчего, одинакова участь волков. Но ошибка ломоносовского волка в желании излишнего пафоса, в хвастовстве, в разыгрывании спектакля, а Крылов изначально поставил своего волка в безвыходную для него ситуацию, и высмеял попытку вывернуться.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отдается в стихотворениях А. Фета «Я долго стоял неподвижно…» и В. Солоухина «Аргумент». Главная составляющая всех трех стихотворений – тема звездного неба, размышления о неведомом, загадочном. Солоухин и Ломоносов спрашивают, Фет же саму идею не формулирует, давая пищу для размышления не только над ответами, но и над вопросами, которые каждый для себя придумывает разные. Но тем не менее все трое гадают: «Зачем тоска, что вовсе безотчетна и какова природа той тоски?», «Скажите, что нас так мятет?»

Ломоносов, вероятно, впервые использовал четырехстопный хорей, так популярный среди его наследников (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Буря мглою небо кроет…», П.Н. Ершов «Конек-Горбунок»), а также дал темы для размышлений многим будущим великим поэтам (например, «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Ломоносова вдохновило Г.Р. Державина и А.С Пушкина на написание стихотворений «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Неизвестно, что было бы с русской литературой сегодня если бы в нее когда-то не пришел Ломоносов.

Тема поэта и поэзии традиционна и является сквозной в культуре как европейской, так и русской. Внутренний монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот идея стихотворения.

В 1796 году Г.Р. Державин также обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” – это вольное переложение оды Горация. Но Державин высказывает собственную точку зрения и считает, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Тема этого стихотворения– бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей.

В 1836 году, за год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник”.

По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина ближе к одноименному творению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, которую он пытается переосмыслить. Он рассуждает о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии поэт одержал победу над самодержавием. В строках читается предчувствие скорой гибели и в то же время вера в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости.

Во всех трех «Памятниках» есть черты биографии каждого из поэтов. Для М.В. Ломоносова «…беззнатный род препятством не был». Г. Р. Державин “…первый… дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. А.С. Пушкин “…чувства добрые… лирой пробуждал…, в… жестокий век восславил…Свободу // И милость к падшим призывал”.

Ломоносов

Державин

Пушкин

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

Превыше пирамид и крепче меди,

Металлов тверже он и выше пирамид;

К нему не зарастет народная тропа,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

Вознесся выше он главою непокорной

Ни множество веков, ни едка древность.

И времени полет его не сокрушит.

Александрийского столпа.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Так! – весь я не умру; но часть меня большая,

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

От тлена убежав, по смерти станет жить,

Мой прах переживет и тленья убежит —

Я буду возрастать повсюду славой,

И слава возрастет моя, не увядая,

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Пока великий Рим владеет светом.

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Жив будет хоть один пиит.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой

Где Давнус царствовал в простом народе,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

Отечество мое молчать не будет,

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Что мне беззнатной род препятством не был,

Как из безвестности я тем известен стал,

Тунгус, и друг степей калмык.

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

И долго буду тем любезен я народу,

И первому звенеть Алцейской лирой.

О добродетелях Фелицы возгласить,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

 

В сердечной простоте беседовать о боге

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

 

И истину царям с улыбкой говорить.

И милость к падшим призывал.

Взгордися праведной заслугой, муза,

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

Веленью божию, о муза, будь послушна,

 

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Обиды не страшась, не требуя венца,

 

Непринужденною рукой, неторопливой,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И увенчай главу Дельфийским лавром.

Чело твое зарей бессмертия венчай.

И не оспаривай глупца.

Муза для поэтов тоже была представлена в разных ипостасях. У Ломоносова она – высокая покровительница, у Державина – верная подруга, у Пушкина – соратник на великом поприще поэзии.

И все-таки, возвращаясь к Ломоносову, стоит отметить его огромный вклад в развитие русской литературы. Именно реформы, научные труды и произведения Михаила Васильевича заложили основы современной русской литературы и дали возможность творить его прекрасным последователям…

В Холомогоры мы ехали через Архангельск. Меня поразил, удивил и взволновал этот город, порадовал напоминанием еще об одном литературном последователе Ломоносова, почти нашем современнике, авторе моего любимого романа «Два капитана», действие которого, возможно, происходило в Архангельске.

Над водой, очень близко, но не вплотную подступив к ней, столпились кудряшки неба. Они нерешительно топчутся, будто опасаясь приблизиться к ней, но в то же время стараясь не задеть аккуратные мазки неизвестной кисти вверху, мазки на бледно-голубом полотне, сделанные то аккуратно, боком, то размашисто, в полную силу кисти и краски. Но вдруг мазок – и от части картины пренебрежительно отмахиваются, оставляя на ее месте дыру с рваными краями. А над всем этим, выше и еще выше, под самым куполом неба, нависла налившаяся глубоким серым цветом угроза и ненавидяще оттеняет то, чему посчастливилось быть частью, входить в гармоничный ансамбль. Мерными маленькими шажками волны накатываются на берег, и одна из них приносит с собой туго набитую письмами сумку почтальона… Но это уже совсем другая история.

Заключение

Данная работа дала мне возможность глубже изучить биографию и разнонаправленное творчество великого ученого и литератора, проникнуться духом севера, где родился и вырос М.В. Ломоносов, а также позволила наметить направления для дальнейших проектов. Работа была представлена мною на уроке литературы. Одноклассники с интересом слушали рассказ, задавали вопросы. Во внеурочное время я неоднократно повторяла рассказ о своей поездке, поскольку он вызывал интерес и ребята уточняли подробности.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более подробном и детальном изучении литературного творчества, поиске сходных тем и стихотворных размеров в произведениях послеломоносовской поэзии. В перспективе было бы интересно еще раз посетить родину великого ученого, а также организовать поездку с одноклассниками, поделиться впечатлениями и сравнить их.

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это может быть изучение не только литературных произведений, но и более подробное изучение биографии Ломоносова, сравнение своего восприятия личности ученого с восприятием других людей, например, анализ многосерийного художественного фильма по мотивам биографии Ломоносова.


Библиографическая ссылка

Вежновец Е.А. ПО СЛЕДАМ ЛОМОНОСОВА (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ) // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. – С. 433-437;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1114 (дата обращения: 26.05.2019).