Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОХ УЖ ЭТИ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА!

Бочкарев О.А. 1
1 г.Балахна, МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина», 4 класс
Сарина Т.С. (Балахна, МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина»)
1. Успенский Л.В. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника, Москва: АСТ; Владимир: Zebra E; 2009
2. Успенский Л.В. Слово о словах, М.: «Астрель», «Мир энциклопедий Аванта +» 2010 г.
3. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка, М.:Просвящение,1976
4. http://headinsider.info/1x3aa1.html
5. http://rus.1september.ru/article.phpID=200601401

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/10/34590

Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов -

Купайся ежечасно!

А.Шибаев

Береза и собака, капуста и диван, интересно и коллекция... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из учебника русского языка для четвертого класса.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Как же запомнить столько слов? Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая.

Проблема:

Я задал вопрос себе: «Существуют ли приемы, облегчающие запоминание словарных слов?»

Цель: выяснить и изучить приемы запоминания словарных слов

Задачи исследования:

• Изучить написание словарных слов, используя специальную литературу;

• Узнать, что такое этимология;

• Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им;

• Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова;

• Выяснить способы запоминания словарных слов;

• Провести эксперимент по написанию словарных слов в классе и показать, как можно запоминать словарные слова;

• Подготовить рекомендации по запоминанию словарных слов;

• Подготовить мини-словарик «Ох уж эти словарные слова!».

Объект исследования: словарные слова учебника «Русский язык» для 4 класса (УМК «Гармония») и другие словарные слова

Предмет исследования: способы проверки и запоминания словарных слов

Участники исследования: одноклассники.

Методы исследования:

• Анкетирование (опрос) с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных;

• Работа со словарями: изучение, сравнение, обобщение;

• Этимологический анализ;

• Лингвистический эксперимент.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя приемы запоминания слов.

В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.

Глава 1. Теоретическая часть исследования. Этимология и другие способы запоминания слов

1.1 Что такое этимология?

Задумывались ли вы над тем, что такое язык и как возникают слова? Мы часто даже и не замечаем, что, например, один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Или то, что мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В русском языке огромное количество слов! В самом большом словаре «Словаре русского литературного языка» их более 130 тысяч! А ведь не все слова записывают в словари. Так кто же их придумывает? Ведь не могли слова сами собой возникнуть? Все эти вопросы изучает специальная наука – этимология. Ее задача – выяснение истоков слова, его зарождения: почему мы называем что-либо так, а не иначе. Еще в 1806 году Н. Яновский дал следующее определение этимологии: «Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла».

В современной языковедческой практике термин «этимология» употребляется в следующих значениях:

• раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

• совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;

• происхождение слова.

Этимология возникла в Древней Греции (здесь появился и сам термин etymologia, etymon – истина и logos – слово, что значит учение об истинном значении слова). Уже тогда многих ученых интересовало происхождение различных слов. В более поздние античные времена этимология считалась одной из частей грамматики, а значит, занимались ею исключительно грамматисты.

Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия – это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.

Но наука развивалась, и языкознание в свете многих учений продвигалось вперед. Появившаяся в конце XVIII века работа Гердера «Исследование о происхождении языка» выступила против бытующего тогда мнения о божественном возникновении и неизменяемости языка.

В XIX веке утвердился сравнительно-исторический метод (совокупность приёмов, которые позволяют доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории, сравнивая фонетику и грамматику). Этот метод дал возможность подходить к происхождению слов с научной точки зрения.

Было бы интересно узнать, откуда появились некоторые слова? Кто их придумывает? Вот несколько интересных фактов ...

Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?

Скажем, синтетические материалы появились в текстильной промышленности сравнительно недавно. Пока не было нейлона, естественно, не было и слова для обозначения этого вида искусственного волокна. Но вот одна английская фирма стала производить новое синтетическое волокно, у которого пока ещё не было никакого названия. Как же назвать этот новый вид продукции? И вот фирма объявляет… конкурс на лучшее название для выпускаемого ею волокна. На конкурс было представлено 350 слов. Победа была присуждена слову nylon [нaйлэн] ‘нейлон’’. С тех пор (конец 20-х годов XX века) это слово вместе с новым синтетическим материалом быстро распространилось по всему земному шару. В ряду таких современных «синтетических» названий, как нейлон, капрон, поролон и т. п., вполне в духе эпохи звучит и слово лавсан. История возникновения этого слова совсем особая. Название этому новому виду синтетического волокна было дано по имени той лаборатории, где это волокно было впервые получено. Слово лавсан представляет собой сокращение от названия: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук (СССР).

Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-энциклопедист, который внес огромный вклад в развитие многих наук. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу. Именно Ломоносовым была заложена основа того языка, на котором мы говорим сейчас с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Кто бы мог подумать?

Писатели тоже сочинили много слов. Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а при помощи наших поэтов и писателей. Они эти слова придумали, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго. Например, историк, публицист, прозаик, поэт Николай Карамзин придумал слово «промышленность». Он образовал его от слова «промышлять», то есть производить. А придуманное слово прижилось, и мы его сейчас повседневно используем. Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало. А теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли?

Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря – дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.

Язык – общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке – изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом – связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны – с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.

Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия. Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет привлекать к себе тех, кто серьезно относится к слову, изучает его историю, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

1.2 Словарные слова и этимология

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется «врожденной грамотностью»). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.

Этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что латинский глагол ponere («класть, ставить») является этимологическим корнем обоих слов. Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Факты интересны, но точку ставить рано. Оказывается, этимологическими родственниками композитора и компота (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать.

Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.

А вот слова топор и топать образованы от звукоподражания топ. Связь между ними станет более понятной, если вспомнить лексическое значение глагола: «стучать, бить по твердой поверхности ногами. «Идти, тяжело топая. Топать на кого-нибудь, выражая гнев, раздражение». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка) Можно добавить, что топор в старину был не только орудием для тесания и рубки дров и мяса, но и оружием, которым в бою били врага. Таким образом, с помощью этимологии мы нашли для существительного топор удобное проверочное слово: топор – топать (или топ, топот).

Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуй был только формой повелительного наклонения глагола поцеловать. Ну, а целиной называется еще не паханная, не тронутая земля. Это слово образовано с помощью того же суффикса, что и равнина.

А вот черепаха получила название по твердому, как череп, панцирю. А само слово череп первоначально значило «глиняный осколок, черепок». Значение «костяная оболочка головы» появилось позже, и было явно ироничным (как и у слова котелок в значении «голова»). Черепица («кровельный материал») названа так потому, что первоначально делалась из глины, да и по форме она напоминает черепок.

Интересно происхождение слова волк. Волк получил такое имя потому, что он свою жертву волочит, то есть тянет, тащит по земле. А волоками раньше называли участки суши между двумя судоходными реками или мелководья, через которые корабли надо было медленно, с трудом волочить (вспомните картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» или название города Вышний Волочек). Поэтому во всех этих словах на месте непроверяемой гласной необходимо писать букву «о».

Сергей Островой в своем стихотворении «Первородство» так рассказал об этимологическом анализе.

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны..И когда я слышу:

– Извини меня! –

Это значит:

– Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

– Обереги меня! –

Это значит:

– Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

– Защити меня! –

Это значит:

– Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово

тебе сотворит добро.

Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.

1.3 Ассоциации и графические образы-помощники в запоминании слов

Метод ассоциаций – это основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же, как невозможно представить математику без цифр. Что же такое ассоциация? Ассоциирование – это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация – это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с зонтом человека – вы вспоминаете о дожде (иными словами, зонт ассоциируются с дождем), а когда вас спросят, с чем у вас связана зима, вы, скорее всего, скажете, что со снегом и морозом. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово «красный» (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово «красный»), можно услышать такие ответы: «мак», «флаг», «помидор», «черный» и др. Данные различия связаны, прежде всего, с индивидуальным опытом каждого человека.

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания – это целое искусство. Знаменитый американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: «Искусство хорошей памяти – это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...». Ассоциации играют важнейшую роль в запоминании словарных слов. Как это происходит? Для того, чтобы правильно написать орфограмму, нужно создать ассоциативный образ между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы не сомневаетесь. Созданный яркий ассоциативный образ поможет вспомнить написание данного словарного слова. Ассоциативная связь может устанавливаться по разным признакам.

Цвет

ИНЕЙ – СНЕГ, БЕЛЫЙ

Форма

КОРЗИНА – ОВАЛЬНАЯ

Место

ЗАВОД – ТРУБА

Звучание

ЭСТАФЕТА – «ЭЙ!»

Действие

СТАКАН – СТАВЛЮ

Назначение

КАПУСТА – ЗАЯЦ

Материал

ГАЗЕТА – БУМАГА

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Кроме этого, очень эффективный метод запоминания словарных слов – графический образ. С помощью него удобно запоминать достаточно простые и наглядные словарные слова, каких много в школьной программе русского языка.

bochk(1).tiff

Рисунок 1

Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. Для того, чтобы запомнить сложное слово, необходимо нарисовать картинку, на которой изобразить само запоминаемое слово и «проблемную» букву, которую нужно обыграть. При этом буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Рисунок может быть очень простым, схематичным, никаких художественных талантов для овладения этим способом не требуется, ведь рисуете вы только для себя. Например, для того, чтобы запомнить написание в слове «морковь» буквы «О» достаточно изобразить ее следующим образом (рисунок 1). «Нарисовать» можно и более сложные слова, в которых запоминать надо сразу две или три буквы. На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное – побольше фантазии. При использовании этого метода вы запоминаете не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче.

Глава 2. Практическая часть исследования. Приемы запоминания словарных слов на практике

2.1 Этимология-помощник в проверке словарных слов

Проведя этимологический анализ некоторых словарных слов, я выяснил происхождение, узнал об источнике и времени появления слова, способе образования слов и пришел к выводу: словарные слова можно проверить, зная их этимологию. Результаты моего анализа представлены в Приложении 1. Мне удалось показать, как этимология помогает запоминать словарные слова. К некоторым словарным словам удалось найти слова-помощники для проверки словарных слов.

2.2 Слова-ассоциации как способ запоминания словарных слов

Удобным, на мой взгляд, для запоминания словарных слов является способ придумывания слов-ассоциаций. Это настолько увлекло меня, что многие словарные слова я запоминаю, используя именно этот приём. У меня получилось придумать ассоциации для многих словарных слов учебника «Русский язык» для четвертого класса (см. приложение 2)

2.3 Графический образ – метод запоминания словарных слов

Наглядным способом запоминания словарных слов является создание графического образа. Я очень люблю рисовать и рисование графических образов к словарным словам стало «учением с увлечением». (см. табл.)

ВЕЕР

bochk(2).tiff

ВЕРМИШЕЛЬ

bochk(3).tiff

ВЕЛОСИПЕД

bochk(4).tiff

КОЛБАСА

bochk(5).tiff

ЛОПАТА

bochk(6).tiff

СКОВОРОДА

bochk(7).tiff

окончание табл.

ПОРОСЁНОК

bochk(8).tiff

ТРОЛЛЕЙБУС

bochk(9).tiff

ХОККЕЙ

bochk(10).tiff

 

ЧЕМОДАН

bochk(11).tiff

 

2.4 Анкетирование и лингвистический анализ

В ходе работы я провел анкетирование в 4 «В» классе, задав ребятам несколько вопросов:

1. Что такое словарные слова?

2. Можно ли проверить словарные слова?

3. Какие словари ты используешь для проверки словарных слов?

4. Трудно ли тебе запомнить словарные слова?

5. Какие способы запоминания словарных слов ты используешь?

Результаты анкетирования 23 человек показали, что 20 человек, знают, что такое словарные слова и все знают, что проверить их нельзя. Однако, 9 человек (39%) испытывают трудности при запоминании словарных слов. Практически все (20 человек) для запоминания словарных слов читают их несколько раз и проговаривают по слогам, т.е. используют механический способ запоминания.

Лингвистический эксперимент заключался в следующем. Ребятам моего класса было предложено написать 12 различных словарных слов, после чего в течение некоторого времени я познакомил их с приемами запоминания словарных слов, изученными мною. Ребята вновь написали эти словарные слова и, оказалось, что ошибок стало гораздо меньше. В эксперименте участвовали 23 человека. Результаты эксперимента представлены в диаграмме.

Заключение

В результате работы я узнал о том, что такое этимология и как она помогает при запоминании словарных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание. Кроме этого, я познакомился с другими интересными способами запоминания словарных слов. Мне удалось на практике применить изученные способы, и, я считаю, что я стал более грамотным.

Проведено исследование около 60 словарных слов по вопросу их эффективного запоминания, используя разные приемы. Проведенное анкетирование и лингвистический эксперимент показали, что словарные слова трудно запоминаются и рассмотренные приемы существенно облегчают их запоминание. Это является очень актуальным в нашем классе.

Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в том, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя приемы запоминания слов.

Наверное, не все существующие способы запоминания слов я рассмотрел. Думаю, что это может стать продолжением моего исследования в будущем. Работа над созданием мини-словаря «Ох уж эти словарные слова» стала увлекательным и полезным занятием. Наверное, листая его, многие станут более грамотными.


Библиографическая ссылка

Бочкарев О.А. ОХ УЖ ЭТИ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА! // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1113 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674