Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВИНОВЕН-ОТВЕЧАЙ: ПОНИМАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Грибанов Д.А. 1 Владимиров В.А. 1
1 г.Тюкалинск, МОБУ Гимназия, 7 класс
Романчук О.В. (Тюкалинск, МОБУ Гимназия)
1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль. 2004. – 410 с.
2. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в контексте достижения целей уголовного наказания // Уголовное право. – 2001. – N 4
3. Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. М., 2000.
4. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 2005. № 2.
5. Ашин А. А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества (закон, теория и практика). – Владимир, 2004
6. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. – М.: Юридическая литература, 2008. – 382с.
7. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних – М.: Логос, 2004
8. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 551-554.
9. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. – 2012. № 4. – С. 23–28.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 440 с.
11. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. – 291с.
12. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. – 2008. – № 4. – 262–269 с.
13. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.
14. Гончарова А.А. Практикум по гражданскому праву. Общая часть. – М.: КНОРУСС, 2005
15. Гражданский кодекс РФ (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 25 ноября 2005 г.). – М.: Гросс Медиа, 2006
16. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. – Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. – 92с.
17. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001. – 160 с.
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) Элетронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) – М.: ИС «Кодекс». 2016
20. Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. – 1999. – Т. 69. – № 9. – С. 790–797.
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов/под ред. В.А.Слестенина, – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 200 с.
22. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. – 2008.-№9.
23. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд, – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.
24. Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 1995.
25. Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Книга, 2011. – 153 с.
26. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №5 (158) июль 2005
27. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005
28. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой Т.1-2. М., 1997.
29. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 336 с.
30. Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.
31. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1999, – 334 с.
32. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Электронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
33. Улицкий С. Условно-досрочное освобождение от наказания // Законность. – 2003. – N 3
34. Устюгова . Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы. ФГОС
35. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.
36. Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. – 1976. – № 3. – С. 132–136.
37. Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект. 2006
38. http://diplomba.ru/work/112767
39. http://globalteka.ru/order/14256.html
40. http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html
41. http://moluch.ru/archive/79/14106/
42. http://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhicheskikh-sostoyanii-detei-podrostkovogo-vozrasta
43. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/
44. http://docplayer.ru/26141729-Molodoy-uchyonyy-chast-vi.html
45. http://vse-temu.org/new-otvetstvennost-nesovershennoletnix-osobennosti.html
46. http://tukalacourt.oms.sudrf.ru/modules.phpname=press_dep&op=4&did=117
47. http://www.survio.com/survey/d/S8X1D6G1I3P5P5M8O
48. https://science-start.ru/ru/article/viewid=912

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/9/34375

Данная работа является продолжением научно-исследовательской работы 2017 года «Легко ли быть подростком: проблемы подростковых правонарушений». В предыдущей работе мы рассмотрели правонарушения, совершаемые подростками. В данной работе мы постарались проанализировать понимание ответственности за деяния в подростковом возрасте [48].

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием [20].

Правонарушения подростков могут быть, как совсем безобидные (любые административные правонарушения), так и с тягчайшими обстоятельствами (убийство, нанесение телесных повреждений). Считается, что каждый человек может быть потенциальным преступником. А дети в подростковом возрасте зачастую не осознают всю серьезность правонарушений и воспринимают ее, как какую-то игру [34].

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе.

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова[43].

Актуальность темы исследования. В последнее время вопросы диагностики и профилактики дивиантного поведения приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы подростковых правонарушений и понимания ответственности за деяния.

Цель исследования заключается в изучении понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте.

Объект исследования: ответственность за деяния в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности понимания ответственности за деяния подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что правонарушения детей характеризуются не пониманием ответственности за деяния в подростковом возрасте.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть сущность ответственности за деяния в подростковом возрасте, ее проявление и структуру.

2. Исследовать особенности понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска.

3. Разработать примерную программу мероприятий, направленных на формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Для реализации поставленных задач в исследовательской работе предлагается использовать следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем); эмпирические (тестирование); методы количественной и качественной обработки; интерпретационные методы; методы знаково-символического оформления (диаграммы, таблицы, графики); методы коррекции (групповые тренинговые занятия, обучение, беседа).

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап (сентябрь) – постановочно-аналитический: обоснование и теоретическое осмысление темы; изучение научно-методической и правовой литературы по теме исследования; анализ различных подходов к проблеме понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте, определение исходных позиций первичного исследования, его методология, гипотеза, логика и организация исследования.

II этап (октябрь-ноябрь) – эмпирический: проведение эмпирического исследования, в ходе которого изучались особенности понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска; разработка программы мероприятий, направленных на формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

III этап (декабрь 2016 г. – январь 2017 г.) – обобщающий: проведение анализа и теоретического осмысления полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнение теоретических выводов, завершение литературного оформления учебно-исследовательской работы.

Практическая значимость работы:

– результаты эмпирического этапа исследования помогут в решении задач оказания помощи подросткам и могут использоваться в работе социального педагога, службы школьной медиации и школьного самоуправления;

– разработанная основа примерной программы может быть использована для формирования понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;

– полученные результаты и выводы могут служить основой для дальнейших исследований, направленных на изучение различных аспектов подростковых правонарушений, и для формирования понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

База исследования: 6-9 классы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска». В исследовании приняло участие 227 детей.

Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме особенностей подросткового возраста и причин подростковых правонарушений

1.1. Преступление и возраст

Процесс формирования представлений об общественных ценностях может занимать довольно длительное время. А понимание того, что делать можно, а за что могут и наказать приходит уже с 5-6 лет. Согласно уголовному кодексу, устанавливается определенный минимальны возраст, начиная с которого уже можно привлекать подростка к уголовной ответственности.

Различают четыре вида возраста [37]:

1. паспортный (хронологический)

2. функциональный (биологический)

3. гражданский (социальный)

4. психический (психологический)

Уголовное законодательство при правонарушении подростков учитывает в основном первый вид возраста (паспортный), реже психологический. Когда возраст уголовной ответственности был установлен, учитывались данные таких предметов, как психология, физиология, педагогика и т.д.

Считается, что вопрос установления минимального уголовного возраста является уголовно-политическим, потому как во все исторические времена он решался различными методами, учитывая, политические, социальные и экономические условия. Это происходило не только в России, но и в других странах [19].

Законом также установлены дифференциальные возрастные пределы уголовной ответственности, соответственно минимального и максимального уголовного возраста. Привлечение к уголовной ответственности происходит с обязательным определением конкретно даты, числа и гола рождения правонарушителя.

Определение этих данных проводится путем проверки соответствующих документов.

К примеру, возраст уголовной ответственности в США – начинается с 16 лет, во Франции – с 13 лет, в Германии – с 14 лет, в Японии – с 14 лет, в Англии – с 10 до 17 лет (в зависимости от состава преступления), в Ирландии – 7 лет, в Финляндии – с 15 лет.

Возраст уголовной ответственности в России

В России же правонарушения подростков в 16 летнем возрасте могут повлечь за собой уголовную ответственность. Однако есть некоторые виды правонарушений, за которые подросток несет ответственность с 14 лет:

1. правонарушения, связанные с насилием (физическое);

2. завладение чужим имуществом (кража, разбой, вымогательство, угон автомобиля);

3. умышленное уничтожение чужого имущества (поджог, вандализм, террористический акт);

4. похищение человека.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести [19].

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность – уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабеж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет [32].

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба[37].

После того, как мы обозначили особенности преступлений, виды ответственности, возникла необходимость более подробно узнать, какие меры правовой ответственности у несовершеннолетних.

1.2. Меры правовой ответственности несовершеннолетних

Изучая данный вопрос мы опирались на статьи УК РФ (Уголовный кодекс Российской Федерации) [32] и КоАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) [18].

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме подростковых правонарушений и понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска

2.1. Организация и методы эмпирического исследования

Данная глава эмпирического исследования направлена на исследование по проблеме понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Экспериментально-опытная работа проводилась на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска».

В исследовании приняли участи 227 учащихся 6-9 классов.

Анкетирование испытуемых проводилось в классе или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложение 2). После проведения анкетирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы и графики.

Данная работа проводилась поэтапно.

1 Этап. На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме исследования (см. приложение 3), отбор вопросов для анкетирования [47]. После составления анкеты она была предоставлена социальному педагогу МОБУ Гимназия г.Тюкалинска для утверждения.

2 Этап. Это этап основной в нашей работе. Проведения анкетирования. При содействии учителей 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска было проведено анкетирование 227 человек.

3 Этап. Полученные данные обработаны и сведены в таблицы и графики.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

Результаты эмпирического исследования и их сравнительный анализ представлены в форме таблиц и диаграмм. По каждому вопросу результаты представлены в отдельных таблицах.

Вопрос 1. Совершали ли вы какие – то правонарушения?

Результаты исследования представлены в таблице 2 и диаграмме (см. полный текст работы. рисунок 3) (см. приложение 4) .

Анализируя ответы на вопрос: «Совершали ли вы какие – то правонарушения?», получили следующие цифры: 168 (74%) обучающихся «нет», «да» ответили 38 (17%) подростков, «затрудняюсь ответить» выбрали 21 (9%) человек.

Вопрос 2. Как вы думаете, чаще всего правонарушения совершаются сознательно или это получается случайно?

Результаты исследования представлены в таблице 3 и диаграмме (рисунок 4) (см. приложение 5).

Анализ ответов на вопрос: «Как вы думаете, чаще всего правонарушения совершаются сознательно или это получается случайно?»: 201 (89%) подростков ответили «случайно», 25 (11%) обучающихся выбрали ответ «сознательно».

Вопрос 3. Кто или что руководит вашими поступками?

Результаты исследования представлены в таблице 4 и диаграмме (рисунок 5) (см. приложение 6).

Анализ ответов на вопрос: «Кто или что руководит вашими поступками?»: 131 (58%) обучающийся 5-8 классов Гимназии выбрали ответ «сам», 71 (31%) подростков ответили «семья», 25 (11%) обучающихся выбрали ответ «друзья, окружающие».

Вопрос 4. Что руководит поступками того кто преступает закон?

Результаты исследования представлены в таблице 5 и диаграмме (рисунок 6) (см. приложение 7).

Полученные в ходе исследования данные по 4 вопросу: «Что руководит поступками того кто преступает закон», таковы 122 (54%) обучающихся выбрали «затрудняюсь ответить». 79 (35%) подростков ответили «зависть». 25 (11%) обучающихся выбрали ответ «корысть (тоже хочу)».

Вопрос 5. Согласны ли вы, что и за проступок, и за правонарушение должна быть ответственность?

Результаты исследования представлены в таблице 6 и диаграмме (рисунок 7) (см. приложение 8).

Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Согласны ли вы, что и за проступок, и за правонарушение должна быть ответственность?», получили следующие цифры: 177 (78%) обучающихся 6-9 классов ответили «да», 30 (13%) подростков выбрали ответ «нет», 20 (9%) испытывают затруднения в выборе ответа.

Вопрос 6. Знаете ли Вы, с какого возраста наступает административная ответственность?

Результаты исследования представлены в таблице 6 и диаграмме (рисунок 8) (см. приложение 9).

В результате сравнения данных, полученных в ходе исследования, были обнаружены различия в ответе на вопрос: «Знаете ли Вы, с какого возраста наступает административная ответственность?», 66 (29%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «с 14 лет», 139 (61%) человека ответили, что «с 16 лет», 15 (6%) обучающихся выбрали ответ «с 18 лет», 12 (4%) обучающихся испытали затруднения при ответе на данный вопрос.

Вопрос 7. Знаете ли Вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность?

Результаты исследования представлены в таблице 8 и диаграмме (рисунок 9) (см. приложение 10).

Анализ ответов полученные в ходе эмпирического исследования на вопрос: «Знаете ли Вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность?», 128 (56%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «с 14 лет», 23 (10%) человек ответили, что «с 16 лет», 63 (28%) учеников ответили «с 18 лет» и 14 (6%) обучающихся испытали затруднения при ответе на данный вопрос.

Вопрос 8. Знаете ли Вы, в случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны сообщить?

Результаты исследования представлены в таблице 9 и диаграмме (рисунок 10) (см. приложение 11).

Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Знаете ли Вы, в случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны сообщить», получили следующие цифры: родителям или иным представителям 102 (45%) обучающихся, классному руководителю 10 (4%) обучающихся, 52 (23%) обучающихся выбрали ответ «бабушке, дедушке», ответ «любому кого назовет несовершеннолетний» выбрали 63 (28%) обучающихся

Вопрос 9. Знаете ли Вы, в случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны сообщить?

Результаты исследования представлены в таблице 10 и диаграмме (рисунок 11) (см. приложение 12).

Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Знаете ли Вы, в случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны сообщить», получили следующие цифры: родителям или иным представителям 102 (45%) обучающихся, классному руководителю 10 (4%) обучающихся, 52 (23%) обучающихся выбрали ответ «бабушке, дедушке», ответ «любому кого назовет несовершеннолетний» выбрали 63 (28%) обучающихся

Таким образом, как следует из результатов нашего эмпирического исследования:

1. 74 % обучающихся Гимназии утверждают, что не совершали правонарушений;

2. 89% опрошенных считают, что правонарушении чаще всего совершаются случайно;

3. 58% обучающихся считают, что сами руководят своими поступками;

4. ответ на вопрос, что руководит поступками того кто преступает закон вызвал затруднение у 54 % опрошенных, но 35 % ответили «зависть»;

5. 78 % опрошенных считают, что за правонарушения должна быть ответственность;

6. 61% испытуемых утверждают, что административная ответственность наступает с 16 лет;

7. уголовная ответственность, по мнению, 56% опрошенных наступает с 14 лет;

8. 45% испытуемых знают, что в случае задержания несовершеннолетнего работники полиции должны сообщить родителям или иным представителям, а 28% утверждают, что любому кого назовет несовершеннолетний;

9. 45% опрошенных не знают, за какие правонарушения несовершеннолетнего могут доставить в полицию.

На основании полученных результатов делаем вывод что нам необходимо разработать примерную программу мероприятий, направленных на формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска, продумать ее стратегию и логику (опираясь на результаты эмпирического исследования).

2.3. Разработка программы мероприятий, направленных на формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска

Пояснительная записка

На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы для профилактики и коррекции правонарушений совершаемых подростками МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Цели программы:

• организация мероприятий по формированию понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте у обучающихся МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;

• обеспеченье единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанного с проблемой правовой не грамотности подростков;

• способствование снижению уровня правовой неграмотности среди учащихся.

Задачи программы:

• формировать ответственное понимание у обучающихся гражданского долга и конституционных обязанностей;

• закреплять знания у обучающихся своих прав и обязанностей;

• развивать интерес к событиям общественной жизни;

• снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Основное содержание программы представлено в таблице 11 (см. приложение 13).

Предложенная примерная программа не включает в себя что-то кардинально новое. Многое из предложенного введено уже в практику нашей школы. Но по нашему мнению программа будет наиболее эффективна, если каждый обучающийся, учитель и каждый родитель будет активным участником программы формирования понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Заключение

На основе анализа научной литературы доказываем, что правонарушения детей на различных этапах подросткового возраста характеризуются психическими процессами и свойствами развивающейся личности.

Правонарушения подростков могут быть, как совсем безобидные (любые административные правонарушения), так и с тягчайшими обстоятельствами (убийство, нанесение телесных повреждений). Считается, что каждый человек может быть потенциальным преступником. А дети в подростковом возрасте зачастую не осознают всю серьезность правонарушений и воспринимают ее, как какую-то игру.

Эмпирическое исследование показало, что:

1. 74 % обучающихся Гимназии утверждают, что не совершали правонарушений;

2. 89% опрошенных считают, что правонарушении чаще всего совершаются случайно;

3. 58% обучающихся считают, что сами руководят своими поступками;

4. ответ на вопрос, что руководит поступками того кто преступает закон вызвал затруднение у 54 % опрошенных, но 35 % ответили «зависть»;

5. 78 % опрошенных считают, что за правонарушения должна быть ответственность;

6. 61% испытуемых утверждают, что административная ответственность наступает с 16 лет;

7. уголовная ответственность, по мнению, 56% опрошенных наступает с 14 лет;

8. 45% испытуемых знают, что в случае задержания несовершеннолетнего работники полиции должны сообщить родителям или иным представителям, а 28% утверждают, что любому кого назовет несовершеннолетний;

9. 45% опрошенных не знают, за какие правонарушения несовершеннолетнего могут доставить в полицию.

В ходе написания научно-исследовательской работы, была достигнута цель – изучении понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте, а так же были решены все поставленные задачи исследования. Гипотеза нашла свое адекватное подтверждение.

Результаты исследования помогут в решении задач оказания помощи подросткам и могут использоваться в работе социального педагога, службы школьной медиации и школьного самоуправления.

Разработанная основа примерной программы может быть использована для формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;

Полученные результаты и выводы могут служить основой для дальнейших исследований, направленных на изучение различных аспектов подростковых правонарушений, и для формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Таким образом, правовое знание и практическое владение системой средств по формирование понимания ответственности за деяния в подростковом возрасте, поможет родителям, социальному педагогу, службе школьной медиации, самоуправлению и самому подростку, избежать грубых ошибок и добиться целостного формирующего эффекта в процессе воспитания психологически здоровой, инициативной, гармоничной и свободной личности ребенка.


Библиографическая ссылка

Грибанов Д.А., Владимиров В.А. ВИНОВЕН-ОТВЕЧАЙ: ПОНИМАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1111 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674