Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БУДЬ ГОТОВ! ВСЕГДА ГОТОВ!

Воротнюк А.С. 1
1 Знаменск, Астраханская обл., МКОУ ЗАТО гимназия №231, 5 класс
Есауленко Е.Л. (Знаменск, Астраханская обл., МКОУ ЗАТО гимназия №231)
1. Гайдар А.П. «Тимур и его команда» / А.П.Гайдар, М.: Детская литература, 1977. – 111 с.
2. Кассиль Л.А. и Поляновский М.Л. «Улица младшего сына» / Л.А.Кассиль, М.Л.Поляновский, М.: Детская литература, 1977. – 480 с.
3. «Пионеры-герои» / Рассказы о пионерах-героях Советского Союза, сборник: Ю.Корольков, В.Морозов, Г.Наджафов, Г.Набатов, А.Лиханов, Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987. – 48 с.
4. Интернет-газета «Взгляд» – Режим доступа: https://vz.ru/politics/2015/10/29/775257.html
5. Копилка уроков – сайт для учителей «Пионеры-герои «Никто не забыт, ничто не забыто» – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/pionieryghieroiniktoniezabytnichtoniezabytomassovoiemieropriiatiiekodniuiunoghogieroiaantifashista
6. Официальный сайт Белорусской республиканской пионерской организации – Режим доступа: http://brpo.by/
7. Официальный сайт Российского государственного гуманитарного университета «Дети и идеология: пионерский случай» – Режим доступа: http://childcult.rsuh.ru/article.htmlid=58600
8. Официальный сайт Российского Движения Школьников – Режим доступа: http://движение-школьников.рф/lenta/ukaz-rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov
9. Официальный сайт «Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций» – Режим доступа: http://www.upo-fco.ru/
10. Сайт истории молодежного движения «Атрибутика пионерской организации» – Режим доступа: http://www.molmuseum.ru/expoz%20pioner_atribut_atributika.html
11. Сайт «Районная пионерская организация Раменки», «История пионерии» – Режим доступа: http://rpo-ramenki.narod.ru/historia_vpo.htm
12. Сайт «Русская семерка»: история, наука, культура, психология «Кого в СССР не брали в пионеры» – Режим доступа: http://russian7.ru/post/kogo-v-sssr-ne-brali-v-pionery/
13. Википедия – свободная энциклопедия «Всесоюзная пионерская организация» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Всесоюзная_пионерская_организация_имени_В._И._Ленина
14. Википедия – свободная энциклопедия «Жуков Иннокентий Николаевич» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жуков,_Иннокентий_Николаевич
15. Википедия – свободная энциклопедия «Надежда Константиновна Крупская» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крупская,_Надежда_Константиновна
16. Википедия – свободная энциклопедия «Пантюхов Олег Иванович» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантюхов,_Олег_Иванович
17. Википедия – свободная энциклопедия «Роберт Баден-Пауэлл» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баден-Пауэлл,_Роберт
18. Википедия – свободная энциклопедия «Российское движение школьников» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_движение_школьников
19. Википедия – свободная энциклопедия «Скаутское движение» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скаутское_движение
20. Документальный фильм «90 лет пионерии – история и современность» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=QDbMIYin-3g&t=1s
21. Документальный фильм «90-летию Пионерской организации посвящается» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=t-m5Yptj2Ho
22. Документальный фильм «Вспомнить все. Пионерия» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=97Lq8tT8Lrk
23. Документальный фильм «История пионерского движения» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=B44iMTkrC4Y&t=1s
24. Документальный фильм «История пионерской организации» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=S9uR3Wejiys&t=1s
25. Документальный фильм «Мы пионеры. Документальный фильм СССР. 19 мая День пионерии. Всесоюзная пионерская организация» – Режим доступа: https://www.youtube.com/watchv=-Z6GQD_s86k&t=1s
26. Архивные материалы Санкт-Петербургского детского музейного центра исторического воспитания.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/8/35232

Читая советскую детскую литературу, изучая историю своей страны, просматривая статьи в средствах массовой информации, обсуждая и сравнивая жизнь школьников советского периода и современных детей на уроках обществознания, я сделал для себя несколько выводов. Социально-политические изменения в России конца XX века породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях современного общества, стало пропадать чувство патриотизма у современной молодежи. Когда прекратила свое существование пионерская организация, интерес государства к детским объединениям снизился. Но сегодня ситуация меняется – детские и молодежные организации возрождаются.

Еще во втором классе я задавал маме вопросы: «А кто такие пионеры? Чем они занимались? Пионеры-герои – это кто? А почему сейчас нет пионеров?» Мама рассказала мне о своем счастливом детстве. Из беседы я понял, что ее школьная жизнь была наполнена активными действиями, среди детей процветала дружба, было много общих дел и задумок, пионеры стремились сделать свою страну лучше, существовали субботники, сбор макулатуры, металлолома и другие интересные занятия. А вот для того, чтобы понять, кто такие пионеры-герои, мама отправила меня в библиотеку, где мне необычно долго искали книги о юных героях Великой Отечественной войны – их очень давно никто не спрашивал, и книги убрали на дальние полки.

Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова… Я восхищался ими, пытался понять, почему они, не раздумывая, отдавали свою жизнь в годы Великой Отечественной войны. Рядом с их именами всегда стояло слово «пионер». Тогда я стал догадываться, что за этим словом кроется большая сила.

А этим летом я прочитал повесть Льва Кассиля «Улица младшего сына», где главный герой Володя Дубинин, стремился непременно стать пионером одним из первых в классе. Он жил по законам пионеров, не нарушал клятву, данную перед старшими пионерами и комсомольцами. Володя много общался со своим отцом, который рассказывал о цели коммунистов, о связи с комсомольцами и пионерами. Эта книга наглядно помогла мне понять, кто такие пионеры, чем они занимались и какой цели придерживались. В своей исследовательской работе я буду постоянно обращаться к сюжету и героям этой повести. А чуть позже я узнал, что эта цель называется идеологией.

Я решил изучить историю создания и деятельность пионерской организации, чтобы понять, какую роль играет детская организация в воспитании подрастающего поколения. Эти знания дадут мне возможность увидеть положительное и прогрессивное для применения в своей жизни, помогут извлечь уроки из ошибок прошлых лет.

Мною выдвинута следующая гипотеза: советские школьники, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, благодаря четкой идеологии своей страны, получали такое воспитание, которое способствовало развитию морально-нравственных качеств, стремление к учебе, активным действиям, готовность бороться за дело коммунизма, а если нужно, то и жизнь отдать за свободу Родины.

Главная цель работы – понять природу патриотизма пионеров Советского Союза.

Задачи:

1. Познакомиться с историей создания пионерской организации, главными атрибутами и символами пионеров;

2. Выяснить, чем занимались пионеры в довоенные, военные и послевоенные годы;

3. Понять причины прекращения деятельности пионерской организации;

4. Определить, существуют ли в настоящее время детские и молодежные движения, являющиеся альтернативой пионерскому, их цели и задачи.

1.1. История создания пионерской организации

Чтобы познакомиться с историей создания пионерской организации, летом 2017 года я со своими родителями посетил Санкт-Петербургский детский музейный центр исторического воспитания, который находится в здании старинной дачи, являющейся историческим памятником города на Неве. После Великой Октябрьской Социалистической революции здесь находился детский дом, который успешно пережил блокаду Ленинграда. Тогда в нем воспитывалось 40 детей. После Великой Отечественной войны и до 60-х годов в здании находился детский сад, а сейчас – музей для детей.

Предшественником пионерской организации является русское скаутское движение. Слово «скаут» переводится с английского языка как «разведчик». Основу мирового скаутского движения заложил английский генерал Роберт Баден Пауэлл. Он в начале XX-го столетия написал книгу о воспитании детей «Скаутинг для мальчиков». Пауэлл был отличным военным, разработал методику воспитания молодых солдат. Он считал, что молодежь надо воспитывать легко, в игре. Задача скаутов состояла в том, чтобы как можно лучше подготовиться к жизни: уметь жить на природе (разжигать костры, вязать узлы, находить съедобные растения, отличать их от несъедобных)... Со временем, став взрослыми, они должны были служить богу и своему Отечеству (Британской империи), служить ближним.

Со временем скаутское движение, распространившись по всему миру, пришло и в Российскую империю. Петербургский офицер Олег Иванович Пантюхов, служивший в Павловске, перевел на русский язык книгу Пауэлла. Скаутское движение под названием «Русский скаут» распространилось по России, цель его – объединение молодежи и воспитание достойных и ответственных граждан страны. Скауты до гражданской войны помогали отыскивать беспризорных детей, создавали отряды помощи милиции.

На эмблеме движения изображен мальчик под деревом и круговая надпись: «Вера в Бога. Верность царю. Помощь ближнему». Девиз скаутов, который потом позаимствовали пионеры: «Будь готов!» Ответ: «Всегда готов!» Символ скаутов: значок в виде лилии с тремя лепестками, а в центре – изображение святого Георгия Победоносца. Скаутский салют: три пальца вместе подносили к брови, большой палец загибал маленький – это означало, что старшие заботятся о младших. Также было утверждено торжественное обещание (клятва), которое давалось перед строем скаутов, если кандидат выдержал испытания. Поклявшись, нельзя было от этих слов отступиться. К 1917 году приняты молитва, законы и обычаи скаутов (юных разведчиков). Законы скаутов отразились и в гимне, который напоминал костровую песню. Автор слов гимна Николай Адуев, музыка Владимира Попова. Скаутская организация являлась добровольной, не направленной на какую-то идеологию.

К 1917 году в России было свыше 50 тысяч скаутов, а дружины организованы в 143 городах. После Октябрьской Социалистической революции история российского скаутского движения прервалась.

В октябре 1917 года в Петрограде произошел революционный переворот. Страна изменила курс, начала строить жизнь по принципам Советской власти. Сначала пионерская организация для взрослых и детей возникла как ответ на разруху и беспризорность после гражданской войны. Пионерские отряды стали возникать стихийно при заводах и фабриках из детей рабочих и крестьян с целью взаимопомощи, организации детского досуга, борьбы с беспризорностью, ликвидации неграмотности. Основой стал богатый опыт русского скаутского движения. 19 мая 1922 года на Всероссийской конференции комсомола было решено, что, используя скаутские методы, создать в Советской стране новую коммунистическую организацию для детей, скаутскую по форме, коммунистическую по содержанию. Инициатором создания пионерской организации была Надежда Константиновна Крупская. Утвержденная 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг».

С тех пор 19 мая в нашей стране отмечается как День пионерии. В 20-е годы прошлого столетия детское коммунистическое движение носило имя Спартака. В 1924 году после смерти В.И.Ленина официально она стала называться «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина».

В начале 30-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах: класс – это отряд, школа – пионерская дружина. Численность организации составляла около 75 тысяч детей.

Название «пионерия» организации дал педагог Иннокентий Николаевич Жуков, секретарь движения «Русский скаут». Слово «пионер» означает «первопроходец», тот, кто пойдет в неизведанное, откроет новую землю, сделает то, что никто не делал до него.

В декабре 1922 года в Петрограде состоялась первая встреча дружины под названием «Вечер юного пионера». На ней скауты спустили свой синий скаутский флаг, и был поднят красный флаг пионерии. Скаутское движение ушло в небытие, но все хорошее, что в нем было: символика, атрибуты, умение воспитывать детей, играть с ними – перешло в новое движение, пионерское. Появились лозунги: «Коммунистический строй – лучший друг детей». Девиз на знамени переняли у скаутов «Всегда готов!» Юные пионеры были счастливы, они верили, что строят новую страну, где не будет деления на бедных и богатых, где все будут равны.

В каждой пионерской дружине была пионерская комната, где хранились атрибуты, проходили заседания. В пионерской комнате был Ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. Выпускались дружинные и отрядные стенгазеты.

Дважды, в 1962 и в 1972 годах за успехи в деле социалистического воспитания подростков пионерская организация награждена самой высокой наградой СССР – орденом Ленина.

1.2. Атрибуты и символы пионеров

Атрибутами пионеров были синие или красные пилотки, красные галстуки, повязанные особым узлом на шее. Отец Володи Дубинина говорил так: «Как для моряка тельняшка является морской душой, так для пионера галстук является пионерской душой. А душа должна быть всегда чистой и незапятнанной».

Как повяжешь галстук, береги его -

Он ведь с красным знаменем цвета одного.

А под этим знаменем в бой идут бойцы,

За Отчизну бьются братья и отцы.

Пионеры имели свое красное знамя, как и знамя СССР – символ пролитой крови за свободу народа. Его поднимали под марш барабана и звуки горна. Говоря о знамени, вспоминаю случай из жизни Володи Дубинина. В каменоломне, под землей, где находился Керченский партизанский отряд, комиссар решил создать пионерское звено и принять в пионеры трех новых ребят. Для этого оборудовали Красный Ленинский уголок. Володю попросили отдать свой пионерский галстук, чтобы повязать его юному пионеру. А Володе вырезали галстук из боевого знамени. Это знамя во время битвы на море было рассечено пулями и осколками немецких снарядов. Повязывая на шее Володи галстук, комиссар сказал: «Ты – пионер, показавший себя и в работе, и в боевой разведке, юный патриот, достойный носить на груди частицу священного боевого знамени». Когда я читал об этом случае, меня охватило сильное волнение, я представил, какие чувства испытывал в этот торжественный момент Володя.

От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики. Три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего пионерским галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!», но с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. У пионеров был свой гимн, который напоминал воинский марш. Авторами гимна пионеров «Марш юных пионеров» являются комсомольцы пианист Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров. Дети поднимали руку в характерном приветствии – пионерском салюте, который означал, что общественное дело выше личного.

К 1990 году Всесоюзная пионерская организация объединила свыше 210 миллионов советских детей.

1.3. Идеология пионерской организации, ее взаимосвязь с общей идеологией страны

Пионерское движение было в составе комсомольского, руководящую роль в деле воспитания детей и молодежи имела коммунистическая партия. Пионерское движение, в отличие от скаутского, школьное и недобровольное. Поэтому, каждый ребенок в возрасте 9-10 лет должен был вступить в пионеры, знать законы пионеров и дать клятву. Пионер готовился стать комсомольцем, а потом и достойным, чтобы его избрали в члены коммунистической партии.

Еще одно отличие пионерской организации от скаутского движения в том, что она была полностью идеологической. Идеология, а другими словами цель пионерской организации – это воспитание юных ленинцев в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни. Эта цель была выражена в девизе организации. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» – следовал ответ: «Всегда готов!»

Что обозначал призыв: «Будь готов!» и отклик «Всегда готов!». Пионер всегда готов защищать коммунистическую партию и свою Советскую Родину, готовился стать достойным гражданином Советского Союза, своей общественной деятельностью проложить «путь в лучезарное завтра».

Если внимательно прочитать текст Торжественной клятвы, гимна и Законов пионеров, то становится ясно, что единая идеология прослеживалась во всем. Законы пионеров Советского Союза раскрывали подросткам содержание основных идейно-нравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков страны. Содержание законов пионеров отвечало целям и задачам пионерской организации. В их основу было заложено все самое лучшее, что хотела бы видеть страна в подрастающем поколении: стремление защищать свою Родину от врага, бороться за мир, стремиться стать комсомольцем и быть примером для малышей (октябрят). Кроме того, стараться быть хорошим товарищем, с уважением относиться к старшим, и, конечно же, принимать активное участие в жизни пионерской организации.

В 1961 году на XXII съезде КПСС был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, включающий основные нравственные принципы. Он практически полностью соответствует Законам пионеров. Это еще одно подтверждение о наличии взаимосвязи между пионерами, комсомольцами и коммунистами, о единой идеологии государства.

Моральный кодекс строителя коммунизма включает в себя такие нравственные принципы:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

- добросовестный труд нa благо Отечества: кто не работает, тот не ест;

- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного;

- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат;

- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

- непримиримость к врагам коммунизма, укрепление дела мира и свободы народов;

- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Внимательно изучив все перечисленные выше документы, я сделал для себя следующий вывод: советский пионер должен любить свою Родину, добросовестно учиться и трудиться, знать историю своей страны, чтить традиции, уважать старших, помогать младшим, быть честным и готовым в любой момент встать на защиту Отечества.

1.4. Деятельность пионерской организации

Быть пионером было очень почетно. Формально прием в организацию осуществлялся на добровольной основе, производился индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины. Вступивший в пионерскую организацию на линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер повязывал ему красный пионерский галстук и прикалывал пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

Чем же занимались пионеры? В 1940 году после выхода в свет книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» в Советском Союзе получило развитие «Тимуровское движение». Тимуровцы оказывали посильную помощь нуждающимся пожилым людям, а позднее и семьям фронтовиков.

В годы Великой Отечественной войны пионеры становились разведчиками, партизанами, самоотверженно трудились в тылу. Десятки тысяч пионеров были награждены орденами и медалями за боевые и трудовые заслуги. Пятерым посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин. Все они внесены в список пионеров-героев.

После войны партия поставила задачу поднять страну из руин. Коммунисты нуждалась в помощи молодого поколения. Пионеры, проживающие в городе, занимались сбором макулатуры и металлолома, посадкой зеленых насаждений, в сельской местности выращивали мелких домашних животных. Лучшие из юных тружеников были отмечены наградами Родины.

В Советском Союзе особое место уделялось дисциплине, и подрастающее поколение училось ходить строем с детского сада. В пионерских организациях на этот счет даже существовали свои традиции. Ежегодно среди отрядов проводились «Смотры строя и песни». На них жюри оценивало строевую подготовку, пионерские речевки, зачитываемые во время прохождения, и то, как дружно и слаженно исполняется строевая песня.

Основными видами деятельности пионеров были:

- сбор металлолома и макулатуры;

- помощь пенсионерам («Тимуровское движение»);

- военно-спортивная игра «Зарница»;

- соревнования – по футболу («Кожаный мяч») и хоккею («Золотая шайба»);

- один из видов волейбола – пионербол;

- охрана водных ресурсов («Голубой патруль») и лесов («Зеленый патруль»);

- участие в спортивных кружках и секциях.

В книге «Улица младшего сына» Лев Кассиль хорошо описал, какие поручения выполняли пионеры, в том числе и Володя Дубинин. Они вели шефскую работу с младшими школьниками, на сборах отряда обсуждали успеваемость каждого пионера. Считалось, что настоящий пионер должен учиться в полную силу. Отличники поручались за отстающих и «подтягивали» их в плане успеваемости. В первые месяцы войны Володя принимал участие и в Тимуровском движении, посещая семьи младших школьников, чьи отцы ушли на фронт.

1.5. Распад идеологической цепочки: коммунисты, комсомольцы, пионеры

В сентябре 1991 года, после распада СССР и запрета КПСС, прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль Ленинского комсомола исчерпанной, распустив на съезде комсомольскую Всесоюзную организацию, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.

Сначала пытались ее реформировать, но в новых условиях сформировать детскую и юношескую организацию не удалось. Пионерское движение в той форме, в которой существовало, возродиться уже не могло. Советского Союза не стало, идеологическая цель перестала существовать. Современная коммунистическая партия полностью переродилась и преследует совсем другие цели.

Белоруссия – единственная из бывших Советских республик, где Указом президента пионерская организация восстановлена на государственном уровне.

Кроме СССР, пионерская организация существовала во всех странах социалистического лагеря и до сих пор живет во Вьетнаме, КНДР, Монголии, Кубе, Анголе. Сейчас пионерия вновь входит в моду – ведь альтернативы этой популярной детской организации так и не придумали.

1.6. Современные российские молодежные движения

В 1990 году скаутское движение вновь официально разрешено в России. Появилось и множество других детских общественных организаций.

Новый союз пионерской организации появился в 1992 году как негосударственная организация, независимая от политических партий и движений. 11 июля 1992 года под председательством бывшего зампредседателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина Чепурных Елены Евгеньевны в Артеке прошел учредительный съезд «Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций» (СПО-ФДО). Провозгласив отказ от политического и партийного влияния, став добровольным объединением детских организаций, она была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Цель организации – создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей. Девиз: «За Родину, Добро и Справедливость». Организация имеет свою эмблему и значок.

29 октября 2015 года указом № 536 Президента России Владимира Владимировича Путина при Федеральном агентстве «Росмолодежь» создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», которая использует организационную форму пионерского движения, членство в которой с 8 лет является добровольным.

Цель организации – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей.

Организация имеет свою символику: эмблему, значок, галстук белого цвета и футболки. Игорь Крутой и Джахан Поллыева написали музыку и текст гимна РДШ. В отличие от маршевого гимна пионеров, под гимн РДШ можно танцевать.

В 2016 году Астраханская область присоединилась к общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». На данный момент в РДШ состоят 35 школ региона. Их деятельность многогранна – в частности, это мероприятия, направленные на развитие и популяризацию спорта и здорового образа жизни, творчества, воспитание патриотизма, благотворительность и волонтерство, сохранение природы. Ребята организуют встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, проводят интеллектуальные викторины, помогают бездомным животным.

В школах Знаменска пока нет ни одной площадки РДШ. Но на базе каждого образовательного учреждения есть свои объединения, ориентированные на военно-патриотическое воспитание детей, пропаганду здорового образа жизни и занятия спортом.

На мой взгляд, все существующие детские негосударственные объединения работают обособленно, между ними нет взаимодействия, как это было в пионерской организации.

Заключение

Заканчивая работу над своим исследованием, я пришел к выводу, что пионерская организация играла важнейшую роль в воспитании советских детей. Буквально все, начиная от девиза и законов пионеров, заканчивая формой одежды, настраивало молодежь на самодисциплину и стремление к самосовершенствованию, а также почитанию старших и любви к Родине. Единая государственная идеология способствовала всплеску патриотических чувств детей, готовности отдать жизнь во благо Отечества. Моя гипотеза подтвердилась.

Я считаю, что в современной России много талантливых, умных детей, которые ставят перед собой цели и идут к ним. Но нужна еще одна общая для всех, четко сформулированная коллективная цель. Стране, имеющей большое количество различных добровольных негосударственных общественных детских организаций, необходим некий стержень, общая идея, способная объединить этих целеустремленных и активных юных граждан России. Эту идею я нашел в словах президента нашей страны, которые он произнес на Манежной площади после победы на выборах-2018. Я понял ее так: «Мы все: школьники, родители, правительство, президент – должны стать одной командой, учиться и трудиться на благо и во имя России».

Мне кажется, что руководство этой деятельностью должно взять на себя государство в лице президента. И конечно, нужно использовать весь тот положительный опыт, который накоплен за семидесятилетнюю деятельность пионерской организации, не допуская излишней заорганизованности, принуждения и формализма. И тогда мы, нынешние подростки, грамотные, разносторонние, имеющие активную жизненную позицию, воспитанные в духе патриотизма, любви к Родине, готовые на интеллектуальные и физические подвиги, в скором времени выведем Россию на высочайший уровень политического, экономического и социального развития. И тогда нас назовут героями своего времени, героями своей страны. А это значит, что моя детская мечта сбудется! А звучит она так:

Я в книжке детской прочитал,

Как пионер героем стал,

Как Родину он защищал,

На поле боя жизнь отдал.

А мне не надо воевать –

Могу я ночью мирно спать.

Мне не до сна – я стал мечтать

Своей страны героем стать!


Библиографическая ссылка

Воротнюк А.С. БУДЬ ГОТОВ! ВСЕГДА ГОТОВ! // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. – С. 398-404;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1109 (дата обращения: 25.03.2019).