Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВРЕМЯ И МЫ

Анисимова С.М. 1 Давыдова М.М. 1 Сатдарова А.Р. 1 Федорова Н.А. 1
1 место работы
Алексеева А.И. (д. Жуковка, АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»)
1. Барто А.Л. Большая книга стихов. – М.: Махаон, 2010.
2. В. Беглова, Т.В. Меркулова. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать свое время. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2011 г.
3. Крылов И.А. Басни Крылова. – М.: Самовар, 2011.
4. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника. – М.: Альпина Паблишер, 2016.
5. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. – Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012
6. Носов Н.Н. Живая шляпа. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007.
7. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября. 2010.
8. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты // Школьный психолог. – № 3, 2008.
9. Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб: «БКК», 2013.–96 с.-илл. – (Серия «Узнай мир»)
10. http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/8/3488

Минута – вроде бы не мало,

Минута – это же не век,

Но и она дается Богом!

Пусть помнит это человек!

Данная проектная работа зародилась после посещения первого занятия по программе Kinder MBA. Мы задумались, как же можно совместить: основные уроки, музыкальную школу, языки, спорт, любимый Зеленый маяк и занятия в Бизнес- школе. Где взять время? Его всегда катастрофически не хватает! Как успевать делать все: то, что нужно и то, что хочется? Как успевать больше? Как распланировать четко свое время так, чтобы все успеть? И вообще, что это за зверь такой – время? Мы задумалась над этими вопросами, но не могли понять, в чем причина нехватки времени? Что мы делаем не так, куда прячется от нас наше драгоценное время? Чем больше мы говорили, тем больше у нас возникало вопросов.

Так пришло решение разобраться в этих вопросах и на школьной конференции рассказать о своих находках.

Определяя тему своей работы, мы впервые столкнулась с понятием «время» и какое отношение имеем мы к нему». Вот и тема проекта «Время и мы».

Чтобы разобраться в этом понятии, первое что мы сделали, это написали на листочке все свои ассоциации связанные с понятием время. Навели порядок – классифицировали, построили кластер понятия «Время»[см. Приложение 1]. Стало понятно, что время, понятие многогранное. Так мы выделили направления нашей работы, которые плавно перешли в задачи нашего проекта.

Задачи работы:

1.Узнать, что такое время и как его измерять.

2.Подобрать литературу по вопросу тайм – менеджмента

3. Сформулировать основные правила Тайм – менеджмента

4. Изучить техники планирования времени

5. Исследовать актуальность вопроса а АНО «Школе «Президент» среди учащихся 3-4 классов

6. Создать индивидуальный справочник «Мои ресурсы времени»

В одном из направлений работы мы столкнулись еще с одним интересным понятием «Тайм – менеджмент». Перевели с английского языка, оказывается можно управлять временем! Но как?

И вообще, стремятся ли современные школьники управлять своим временем? Хотят ли они пополнить свои знания в этой области? Для выявления актуальности рассматриваемого вопроса было проведено анкетирование [5] среди учащихся 3-4 классов АНО «ШКОЛЫ «ПРЕЗИДЕНТ» (см. Приложение], в котором приняли участие 55 человек.

Результаты анкетирования выглядят следующим образом. [Приложение 3]

На вопрос «Как ты планируешь свой день?» 40% человек ответили, что никак не планируют. 26% – составляют план на день вместе с родителями. 24% учащихся 3-4 классов записывают на листочке то, что им необходимо сделать за день, и 10% участвующих в анкетировании ответил, что их дела планируют родители.

Большая часть учеников – 36% ребят (как раз те, кто самостоятельно или вместе с родителями пишут список дел) стараются контролировать выполнение намеченного на день, так как выполненные задания они отмечают в списке. Столько же 36% просто выполняют то, о чем вспомнят. 18% – о невыполненных заданиях напоминают родители. 10% признались, что никак не контролирует выполнение намеченного на день.

На вопрос «Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?» подавляющее большинство – 84% человека – ответило, что хотят.

Итак, анкетирование подтвердило, что вопрос управления временем для учеников начальной школы является актуальной. А вот и цель проекта!

Цель проекта: разработать Плановичок «Мои ресурсы времени»

Для реализации задач и достижения цели были использованы следующие методы работы:[5]

проблемно-поисковый метод;

• метод анкетирования;

• метод анализа;

• метод сравнения;

• метод систематизации и обобщения.

1. Время и его измерение

Для расширения информации о времени мы посетили Инновационный центр на Лубянке, где познакомились с приборами измерения времени – часами (солнечными, водными, песочными, механическими). Особенно понравилось создавать модели разных видов часов (см. Приложение 4)

А еще узнали, что время [8] – одно из базовых свойств Мира, в котором мы живем. Кажется, что время – это совсем простая, обыденная, знакомая всем «вещь». Но это впечатление обманчиво. Любой ученый, изучающий время (существует даже специальный раздел науки, посвященный изучению времени, – «темпорология», возникший на стыке философии и физики), вам скажет, что чем проще какой-либо объект или явление, тем сложнее может быть характер его устройства и функционирования. Это в первую очередь относится к времени – ученые до сих пор не знают, что это такое, «тайна сия велика есть».

Важно понимать, что «просто времени» не бывает, а всегда существует «время существования чего-то». Тайм – менеджмент – это не вообще «управление временем», а управление временем какого-либо объекта (себя самого, подчиненных и др.) или процесса жизнедеятельности (работы, отдыха и др.).

План с указанием сроков достижения тех или иных задач – это модель времени, а реальное время, которое будут занимать производственные процессы с учетом самых различных неожиданных обстоятельств, – это уже нечто совсем другое. [8]

Итак, мы поняли, что занимаемся изучением не физического времени, а социального времени!

Оказывается, «субъективное» социальное время предполагает активную включенность человека в управление временем социальных процессов или объектов!

2. Понятие и правила тайм-менеджмента

По данным Википедии, тайм-менеджмент (от английского time management) означает управление временем и повышение эффективности его использования.

Дата рождения тайм-менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм-менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат Луцию Аннею Сенеке.[2] Этот римский философ и государственный деятель жил с 3-х лет до н.э. до 65-ого года н.э. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию.

Сенека рекомендовал:

• вести письменный учет времени;

• делить время на: хорошо, плохо потраченное и утерянное за бездельем;

• оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода.

(по данным сайта http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html).

Пионером эффективного тайм-менеджмента в России стал Глеб Архангельский, который возглавил фирму «Организация времени».[2] Его нельзя назвать новатором, однако, именно он стал автором первых пособий и книг для взрослых по этой теме на русском языке.

На уроках литературного чтения мы узнали о том, что о нерациональном использовании времени писали многие писатели: Николай Николаевич Носов в своем рассказе «Федина задача» [6], Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей» [3] красноречиво рассказал о плачевных последствиях потери времени. Но больше всего нам понравилось стихотворение Агнии Львовны Барто, [1] которое называется «Сережа учит уроки». [cм .Приложении 5]. Это стихотворение мы читали всем ребятам, которые проходили анкетирование. Кто- то из рябят узнавал себя и не скрывал этого!

Из многочисленного списка просмотренной нами литературы, для анализа мы выбрали книгу Марианны Лукашенко «Тайм – менеджмент для школьника» или «Как Федя Забывалкин учился временем управлять». [4]

Выделяя главную мысль каждой истории, мы сформулировали правила Тайм – менеджмента:

• Составляй список необходимых дел.

• Чтобы не перепутать дела, планируй действие, а потом результат!

• Контролируй выполнение дел!

• Рассказывай об успехах!

• Жесткие дела выполняй строго в определенное время.

• Гибкие дела выполняй соответственно приоритетам в свободное время.

• Соблюдай принцип наглядности и яркости, создавая недельный обзор.

• На бюджетированные дела выделяй больше времени и записывай их с жесткими делами.

• Проводи хронометраж и помни о поглотителях времени (об ожидании, опоздании, беспорядке, отвлечении). Найди их, сразись и победи!

• Планируй гибкие дела с помощью контекстов.

• Ликвидируй беспорядок с помощью алгоритма «СВИНТУС»

• Помни о правилах целеполагания!

• Используй в своей практике приемлемые для тебя техники планирования

3. Техники планирования времени [4]

Наиболее интересными и доступными оказались 6 техник планирования временем:

1. Планирование регулярных дел [см. Приложение 6]

Выявляем регулярные (ежедневные и еженедельные) дела и заводим таблицу регулярных дел ребенка, а лучше – всей семьи. Контролируем выполнение регулярных дел и обсуждаем успехи друг друга. Показатели, отражающие наше физическое или интеллектуальное развитие (число отжиманий, количество выученных иностранных слов), отслеживаем в динамике. Сделать регулярные дела семьи максимально наглядными помогает магнитная доска.

2.Планирование еженедельных жестких дел [ см. Приложение 7]

Как детям, так и взрослым удобнее всего недельные обзоры. Дела на неделю вывешиваются на магнитной доске или записываются на обычном листе бумаги, прикрепленном магнитом к холодильнику. Можно сделать специальные формы в программах Word, Excel или распечатать форму (календарь на неделю) из программы Outlook. Эти формы помогают видеть как жесткие дела друг друга, так и гибкие задачи, просьбы и поручения. Чтобы различать дела разного типа, лучше использовать маркеры разных цветов. На доске можно фиксировать и нужную контактную информацию.

3.Планирование дел, ориентированных на результат [см. Приложение 8]

Чтобы ничего не забыть, не перепутать и быть уверенным, что мы выполнили наше дело и получили необходимый результат, записываем в плане дело так: глагол (обозначающий нужное действие) + результат

4. Жестко-гибкое планирование [см. Приложение 9]

Жесткие дела надо сделать в определенное время. Мы записываем их в ежедневник с привязкой к нужному сроку. Между жесткими делами обязательно оставляем свободное время. Учитываем время на отдых, еду, дорогу, непредвиденные обстоятельства (пробки в городе, не пришедший вовремя автобус, внезапно возникшие дела в школе).

Гибкие дела не привязаны ко времени. В сетку часов мы их не вписываем, а просто составляем список, выстраивая дела по приоритету. Занимаемся ими, как только освободилось время от жестких дел. Первыми выполняются уточняющие дела: от них зависит планирование всего остального. При записи дел помним о правильных формулировках (ориентация на результат!)

5. Планирование-хронометраж. Поглотители времени [ см. Приложение 10]

Хронометраж нужен для того, чтобы увидеть, как мы расходуем время и где оно пропадает зря. Хронометраж ведут, чтобы найти и обезвредить поглотителей времени. Обычно оно тратится впустую из-за ожидания чего-либо (или кого-либо), опозданий, беспорядка и отвлечения.

Если возможно ожидание, думаем заранее, чем заполнить это время. Чтобы не опоздать, ставим будильник и выходим из дома с запасом времени. Поддерживаем порядок – тогда мы легко и быстро в нужный момент найдем любую вещь. Делаем продолжительную работу в один присест (или с короткими перерывами на отдых), не отвлекаясь на посторонние дела

6. Контекстное планирование [см. Приложение 11]

Контекст – это условие, лучше всего подходящее для выполнения определенного действия. С помощью контекстов можно планировать гибкие дела. Надо учитывать три вида контекстов: места, люди, обстоятельства. Возможные напоминалки: контекстная папка, стикеры или записки, страница в ежедневнике, доска планирования

Мы не только изучили эти техники планирования, но и апробировали их на практике!

У нас у каждого получился свой личный Справочник «Мои ресурсы времени».

Некоторые ребята написали стишки – малышки к разным видам планирования.[см. Приложение 13]

Приложение 1

anis1.tif

Приложение 2

Анкета для учеников начальной школы

1. Как ты планируешь свой день?

а) записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день;

б) мои дела планируют родители;

в) никак не планирую;

г) составляю план на день вместе с родителями.

2. Как ты контролируешь выполнение намеченного на день?

а) отмечаю в списке выполненные задания;

б) о невыполненных заданиях мне напоминают родители;

в) выполняю то, о чем вспомню;

г) никак не контролирую.

3. Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?

а) да, хочу;

б) нет, не хочу.

Приложение 3

anis2.tif

Результаты анкетирования (В1)

anis3.tif

Результаты анкетирования ( В-2)

Приложение 4

anis4.tif

Результаты анкетирования ( В-3)

Приложение 5

anis5.tiff

Инновационный центр

Заключение

Итоги работы с разными техниками планирования личного времени, результаты проведенного анкетирования, примеры из литературных произведений привели нас к выводу о том, что школьники не умеют самостоятельно управлять своим временем. Они тратят его на просмотр телевизора, посещение социальных сетей и на компьютерные игры.

Радует, что 84% учащихся 3-4 классов нашей школы хотят научиться управлять своим временем, понимая , что если ты не планируешь свой день, то время, оставшееся без контроля, попросту сбегает от тебя.

Значит, наш продукт Плановичок «Мои ресурсы времени»[см. Приложение 12] найдет своего потребителя и поможет ребятам не терять свое время, а управлять им! Пусть все знают, что планы- бесполезны, а планирование – бесценно!


Библиографическая ссылка

Анисимова С.М., Давыдова М.М., Сатдарова А.Р., Федорова Н.А. ВРЕМЯ И МЫ // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. – С. 393-397;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1108 (дата обращения: 25.03.2019).