Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩИННЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Степанов М.В. 1
1 с. Сосновское Каменского района Свердловской области, МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа», 7 класс
Привалов А.Н. (с. Сосновское Каменского района Свердловской области,, МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»)
1. Витте С.Ю. Воспоминания / Вступительная статья, общая редакция, комментарии А.Л.Сидорова. – М.: Соцэкгиз, 1960.
2. Зырянов П.Н. Столыпин без легенд. – М.: Знание, 1991 – (новое в жизни, науке, технике. Серия «История»; № 8);
3. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.). – М.: Знание, 1992. (новое в жизни, науке, технике. Серия «История»; № 1);
4. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Избранные произведения: В 3-х т. Т.1. –М.: Политиздат,1980
5. Огоновская И.С. Азбука исследователя / серия «СОКРАТ»: / под ред.И.С.Огоновской. – вып.1. – Екатеринбург: Сократ, 2008.
6. Утопический социализм в России. Хрестоматия. – М.: Издательство политической литературы, 1985.
7. Чернышова О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
8. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872-1887. /отрывки из книги/ газета «история», №3, 2009.

В последние десятилетия интерес к истории крестьянской общины значительно вырос. Не только маститые представители исторической науки (Кучумова Л.И., Бабашкин В.И др.), но и рядовые граждане современного общества задумываются о роли и предназначении крестьянской общины в жизни человека, особенно современного сельского жителя.

Имманентно община не имеет тенденции к переходу путем накопления качества общинной жизни в принципиально иное состояние. Но община способна меняться под влиянием внешних условий: государственной политики, социально-экономического развития, становления нового менталитета, внешнего идеологического влияния и пр.

Внешние условия могут разрушать общину (столыпинская аграрная реформа, развитие капитализма в целом), либо начать обратный процесс ее возрождения, расширять ее функции, вплоть до придания ей функций самоуправления.

Актуальность данной работы оценивается тем, что при глобальных изменениях всех сфер общественной жизни в современных условиях, вековые традиции, обычаи и законы крестьянской общинной жизни сохранили свою жизнеспособность и адаптивность. В настоящее время вопрос о стабилизирующей роли сельской общины, как института, влияющего на формирование и наследование народных традиций, остается актуальным и малоизученным.

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы выявить основные пути трансформации общинных порядков и их экстраполяции на современные условия жизни.

Задачи нашей работы:

1. Изучить основные исторические условия становления крестьянской общины и выявить ее влияние на формирование менталитета крестьянского общества;

2. Представить оценки наиболее ведущих исследователей крестьянской общины об ее положительном и негативном влиянии на крестьянское общество;

3. Оценить пути трансформации общинных порядков в современную жизнь сельского социума, в работу органов местного и ученического самоуправления, в повседневную жизнь подростков и молодежи;

4. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Результатом нашей работы должно стать понимание, что учащаяся молодежь должна и может определять политический климат в государстве. Нам здесь жить, учиться и учить детей, брать власть в свои руки и определять степень ответственности за принимаемые решения. А традиции управления «миром», общиной позволяют обрести демократические навыки, способствовать развитию нас, как личностей, и России в целом.

Объектом исследования мы определили крестьянскую общину.

Предметом исследования стала трансформация общинных законов, традиций, обычаев в современную жизнь сельского жителя, в том числе в подростковую и молодежную среду.

Гипотезой исследования следует считать, что в современных условиях жизни при взаимодействии всех институтов гражданского общества, общинные традиции и обычаи помогают эффективности и преемственности субъектов социума с государственной властью?

При работе над темой нами были привлечены многочисленные источники: библиографические, исторические, источники права, источники социальной информации, собственный социальный опыт.

Например, при анализе деятельности крестьянской общины мы извлекли весь материал, изложенный в учебниках истории. В хрестоматии «Утопический социализм в России» (1833-1883) мы познакомились с высказываниями о крестьянской общине А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Среди публицистических произведений не оставили равнодушными «Письма из деревни» А.Н.Энгельгардта. Научные монографии у нас были в распоряжении: это работа Людмилы Ивановны Кучумовой «Сельская община в России» (вторая половина XIX века)», работа Павла Николаевича Зырянова «Столыпин без легенд». Активно использовали интернет-ресурсы.

При исследовании заявленной темы мы использовали следующие методы:

- аналитико-синтетический метод;

- ретроспективный метод;

- метод сравнительно-правового исследования;

- метод экстраполяции и сравнительно-исторический метод;

- метод социологического исследования и наблюдения.

Набор данных методов позволил установить соответствие исследования заявленной проблеме.

Община стала основной формой организации крестьянства в нашей стране, она обеспечивала крестьянам выживание в исторических перепитиях, способствовала накоплению социально-значимых качеств жизни и передаче их от поколения к поколению.

История общины – это во многом отражение истории в целом. Именно поэтому ее изучение так важно для осмысления всего исторического процесса в прошлом, настоящем, будущем.

Историко-функциональная деятельность крестьянской общины

Нам говорили всегда, что общинный строй некое архаичное первобытное явление, исчезнувшее после развития «семьи, частной собственности и государства», как писал Ф.Энгельс. Но почему, вопреки предписанию классика, община вдруг всплыла из исторического небытия в виде такой мощной, всевластной структуры? Может не было этого небытия? Тогда что было? Где сформировалась община? Как?

Крестьянская община в России насчитывает многовековую историю. Она является преемницей первобытной родовой общины. Именно она стала той формой организации крестьянства в нашей стране, которая веками обеспечивала выживание большей части населения, так и всего государства. История сельской общины как сословного института, руководившего всей жизнью деревни – хозяйственной, семейно-бытовой, общественной прослеживается со времен «Русской правды», своеобразного первого писаного государственного кодекса XII века. Община владела и пользовалась следующими земельными угодьями: усадебной и пахотной землями, сенокосами, выгонами для скота, участками леса, землями под дорогами, пустошами, водоемами, болотами и др. Землепользование и землевладение были для общины задачей первостепенной. Социально-хозяйственное единство сельской общины особенно ярко проявлялось в том, что некоторые работы ее члены выполняли сообща, «миром». Виды и способы организации таких работ были разнообразны: страхование форс-мажорных рисков, временной нетрудоспособности членов общины, огневых рисков, страхование на случай неурожая, а также организация яслей, помощь престарелым и немощным, забота о сиротах и др. К общественным работам относилось устройство мостов, ремонт дорог, колодцев, организации плотин на ручьях для поения коров в летний период и т.д.

XVI – XVII вв. положили начало трансформации общинной организации. Она испытала суровые испытания: неурожаи, всеобщий голод, отход крестьян для организации новых общин в Поволжье, на русском Севере, Урале, Сибири. Положение крестьян оставалось тяжелым и в XVIII веке, Крепостное право, правительственные распоряжения низводили крестьян до положения рабов. Истязания помещиков были безмерны, они охотно торговали «живым товаром».

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество. Высшим органом сельского общества был сход, который решал важные дела и избирал сельского старосту.

9 января 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший начало Столыпинской аграрной реформе. П.Н. Зырянов в работе «Столыпин без легенд» пишет: «К 01 января 1916 года из общины вышло около 2, 5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли. Это составило 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения» [ 1.].

Положительные установки общинных отношений, формировавшиеся и успешно пережившие различные формации (феодализм, капитализм) сумели проявить себя и в советское время. С одной стороны, при умелом учете и использовании общинная психология становилась реальным рычагом повышения эффективности колхозного производства. С другой стороны, деревенские жители, огромной массой влившиеся в индустриализацию «всей страны», привнесли свой общинный характер и в производственные коллективы. Героизм и самоотверженность тружеников первых пятилеток, сделавшие Россию и другие республики за короткий период времени общепризнанной промышленной державой, были бы невозможны без опоры на общинный менталитет.

Сегодня общины, как структурного подразделения сельского поселения, нет. Однако она оставила богатое наследство, наложив отпечаток на многие стороны русской жизни, проявляясь и в быту, и в характере, и в социальных отношениях.

Позитивное и негативное влияние общины на крестьянское общество

В XIX–XX вв. не утихали споры вокруг общины. Что она – зло или благо России? Этот вопрос особенно остро вставал в моменты потрясений и перемен в стране. К сторонникам общины относились славянофилы, считавшие, что она удерживает крестьянина от пролетаризации, защищает от разорения, народники, находили в ней зародыш демократических отношений, возможность перехода к новым формам государственного правления. Многие государственные деятели, стоявшие на охранительных позициях, так называемые консерваторы, считали ее благом.

К числу противников общины относились разного рода реформаторы, в том числе и такие государственные деятели, как П. А. Столыпин, видевшие в ней тормоз развития новых отношений, капитализма, препятствие на пути прогресса в области сельского хозяйства, не дававшее ему развиваться нормально и в полную силу. Министр финансов С. Ю. Витте полагал, что «общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм – в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается и, в особенности, искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреет. Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме, все народные отправления, его психика основана на индивидуализме» [2.]

Не одобряли общины и большевики. По их мнению, она отвлекала крестьянина от участия в революционном движении, привязывая его к земле и давая ему видимость защиты. В трудах В. И. Ленина содержится много критических и резких высказываний в ее адрес: землевладение в России «загоняет крестьян, точно в гетто, в мелкие средневековые союзы фискального, тяглового характера, союзы по владению надельной землей, т. е. общины ». Из-за нее «в деревне задерживалось развитие и производительных сил, и общественных отношений, поддерживались традиции косности, забитости и одичалости»[3].

Споров и мнений, за и против, было много. Не затихли они и по сей день. Парадокс же заключается в том, что в той или иной степени правы были все. При изучении культурных особенностей различных народов исследователь всегда сталкивается с проблемой двойственности и противоречивости всех явлений. «Что такое хорошо и что такое плохо?», смог разграничить только В.В. Маяковский в известном стихотворении. В жизни, как правило, все перемешано. А дать оценку – плохо или хорошо – подчас бывает вообще невозможно.

Трансформация общинных порядков в современную жизнь

Законы 1861 г. утвердили единое для всех владельческих крестьян общинное устройство. Община была преобразована в сельское общество, которое официально стало рассматриваться как исключительно хозяйственная единица. Но и до этого времени именно в сельских, деревенских общинах сосредоточивалась жизнь крестьян, а на сельских, деревенских сходах принималось большинство решений. Самое существенное изменение, которое принесла реформа, состояло в том, что значение формальной структуры сельской общины повысилось, а неформальной – понизилось.

В сельских сходах, по-прежнему, принимали участие все дворохозяева, пользовавшиеся долей общинной земли. Они собирались, как прежде, по мере надобности, но их деятельность была определена законом. Переименование общины в сельское общество имело глубоко символическое значение: оно знаменовало создание правовых предпосылок для превращения сельской общины из общности в общество. Однако сам по себе процесс не мог в одночасье радикально трансформировать сельскую общину из общности в общество. Это требовало времени, но именно этот процесс лежал в основе всех изменений в пореформенной деревне. Новые объективные условия жизни в деревне также имели значение для изменений в общинном строе. Возникло и быстро увеличивалось аграрное перенаселение. Рост малоземелья заставлял крестьян, с одной стороны, интенсифицировать свое хозяйство, что усилило развитие рыночных отношений в деревне, с другой стороны, искать заработки на стороне, что стимулировало переключение крестьян на другие занятия – торговлю, кустарную и фабричную промышленность, отхожие промыслы. Благодаря втягиванию крестьян в рыночные отношения, развитию связей с городом и промышленностью социальная структура деревни мало-помалу трансформировалась, появлялись богатые крестьяне, которые были менее склонны считаться с общинными традициями, стал развиваться индивидуализм, каждое новое поколение крестьян все менее слушалось стариков и все более хотело жить самостоятельно. Таким образом, новые правовые условия жизни сельской общины, с одной стороны, и объективные условия ее существования, с другой – способствовали ее преобразованию в общественную корпорацию.

Сельская община развивалась противоречиво: одни ее функции и принципы совершенствовались, другие – атрофировались, третьи – оставались без изменения; одни крестьяне поддерживали традиционные устои, другие – были ими недовольны и хотели их перестройки, третьи – проявляли индифферентность.

При анализе источников, связанных с исследованиями общинной жизни, нами были установлены функции и принципы деятельности общины. Функции - (регулятивная, производственная, финансово-податная, правотворческая и судебная, полицейская, представительская, социальная защита, культурно-воспитательная, религиозная).

К принципам деятельности общины относятся:

• «кто не работает, тот не ест»;

• умеренность в труде, запрещение работы в праздники;

• гарантия и на землю и достойное существование;

• традиция помощи нуждающимся;

• приоритет общинных интересов над личными;

• достижение консенсуса (согласия);

• коллективизм и солидарность;

• участие в общественных делах;

• уважение и признание авторитета старших;

• выдвижение молодых и талантливых членов общины для карьерного роста;

• уравнительность;

• регулирование личных и внутри семейных дел;

• ориентация на обычаи и традиции.

Некоторые вопросы жизни сельского социума через призму молодежного движения

Сельский социум – микросоциум, действующая общность, включающую в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной культуры, его движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Расцвет формирования неформальных групп (на фоне действующих комсомольских организаций, пионерских отрядов, октябрятских групп, отрядов тимуровцев и др.) приходится на послевоенный период. Хочу подчеркнуть, что включенность молодежи в данные неформальные объединения не всегда является выражением агрессии, жестокости, цинизма, ненависти к окружающему миру. На наш взгляд, это всего лишь средство протеста против равнодушия взрослых, общества к проблемам молодежи, самим детям.

В отличие от объединений молодежи на Западе, городских объединений молодежи, сельская молодежь объединяется в группы скорее не для выражения протеста, а для удовлетворения потребности в общении, для совместного проведения досуга, а иногда – для простого выживания в кризисное время.

Важнейшая функция неформального молодежного движения быть проводником в общественной жизни. С одной стороны, это поколенческие зоны общественной жизни социума (родители, учителя, старшие и младшие поколения). С другой стороны, это местные, региональные социально-экономические и политические структуры власти.

Однако довольно сложно разграничить дела собственно общинные (характерные для местного сельского социума) и дела органов местного самоуправления, порученные для исполнения общинам.

Например, в последние годы проблема экологического благополучия места проживания становится актуальной не только для жителей населенного пункта, но и конкретного человека. Каждый житель научен видеть красоту, но не каждый способен ее создать, сохранить и приумножить. Красота должна сопровождать человека повсюду: дома, на улице, во взаимоотношениях с окружающим миром. Находясь в стенах школы учащийся познает красивые мысли и поступки, стремится совершать красивые дела. Задача школы заключается в том, чтобы выпускник школы не переставал этим заниматься на протяжении всей своей жизни. В ходе анализа мониторинговых исследований на предмет благоустройства и безопасности места проживания, выяснилось, что существует глубокое противоречие между запросами учеников, их родителей, педагогов на красоту и безопасность и теми условиями, в которых они живут.

Для решения данного противоречия необходимо самим ребятам разработать и реализовать предложения по благоустройству и безопасности своего села. Мы решили, что охватить всю территорию села невозможно, поэтому в 2017 году решили заняться благоустройством школьной территории, обелиска и близлежащих к школе улиц. (Приложение.Рис.1,2,3)

В пространстве неформального общения возможен первичный самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнеров. Проводя исследования в определении приоритетов сельской молодежи, в том числе и школьников, мы пришли к выводу, что склонности к участию в неформальных группировках есть и у части наших обучающихся. И это хорошо, ведь многие неформалы участвуют в объединениях, способствующих саморазвитию, как физическому и духовному. (Братство Православных Следопытов, участие в творческих коллективах, любительских объединениях и т.д).

В состав Братства православных следопытов (БПС) входят подростки приходов трех храмов города Екатеринбурга, а также православных храмов села Сосновского Каменского района, села Брусянское Белоярского района, поселков Ключи и Двуреченска Сысертского района и др. (Приложение.Рис.4)

Ясно, что подростки (а нас в селе таких 6 человек -4 юношей и 2 девушки) в составе военно-патриотического отряда занимаются спортом и трудом, поисковой деятельностью, ходят в походы.

«Хочу сказать, что быть скаутом легко!. Подумаешь на брюхе ползать, бревно нести, спать три часа, лезть в горы, кушать из кружки суп ножом, спать в мокром спальнике рядом с храпящим соседом, отжиматься по сто раз на дню… Главное – весело и полезно!», - это слова Жени Соломеина.

«- Главное, довести подростка до первого похода, а после него он уже точно ваш», - говорит руководитель штаба БПС Всеволод Кривцов. К настоящему времени в отрядах установилась стабильная работа. Ребята учат историю скаутинга и военную подготовку, осваивают принципы самоуправления, постигают Закон Божий и практические навыки выживания в полевых условиях. Такие ребята не пойдут заниматься вандализмом, употреблять наркотики, к примеру. Или воровством. И его точно не смогут использовать нечистоплотные политиканы на митингах в свою поддержку. Сродни этому и организация волонтерского движения. Одним из принципов деятельности общины является принцип организации помощи. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. (приложение. Рис.5,6).

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Хочется привести в качестве примера деятельность известного нам А.Н. Энгельгардта, который с 1885 года стал выступать за выдвижение на первый план «общественной» работы в крестьянской общине. Эта работа была направлена на реализацию и пропаганду социально-хозяйственного и социокультурного (как сейчас говорят) уклада: превращения села и сельской округи, как он выражался, в культурно-хозяйственное гнездо. В советское время появились свои праздники. Современная история России насчитывает свои праздники. Используя традиции общинной жизни, мы воссоединили их и на нашей территории действует Годовой календарный круг – цикл праздников, разделенный на народные обрядовые праздники, государственные, традиционные (Покровская ярмарка, например). (Приложение.Рис.5)

Но есть течения, которые способны существенно влиять на психику подростка и привести к неожиданным последствиям.

Напомним, что в последнее время в СМИ появляются сообщения о том, что старшие подростки активно включаются в политические игры взрослых людей. Безусловно, у подрастающего поколения должна быть своя площадка для политических действий. Хотим напомнить, что здесь важна работа органов самоуправления в школе. Если необходима политическая практика, участвуй в выборах Совета старшеклассников, проводи дебаты. Приведем высказывание Министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой на сей счет «Любой человек живет не в вакууме, он живет среди людей, тем более наши школьники. Подростки, взрослые школьники, конечно, интересуются политикой. Думаю, здесь нужно вести вдумчивые разговоры, многие вещи просто объяснять». (приложение. Рис.6,7)

Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем. Растущая озабоченность данной проблемой пока еще не нашла должного отражения в общественном сознании. Профилактика наркомании – это набор мероприятий всего социума по предотвращению проблем, связанной с употреблением наркотиков.

Приложение

step1.tif

Рис.1 Благоустройство школьной территории

step2.tif

Рис.2 Уборка берега озера от мусора

step3.tif

Рис.3 Обелиск в селе – зона нашей заботы!

step4.tif

Рис.4 Храм Рождества Христова в с.Сосновском, при котором работает Отряд Православных Следопытов

step5.tif

Рис. 5. Покровская ярмарка

step6.tif

Рис.6 Волонтерский отряд и акция «Георгиевская ленточка»

step7.tif

Рис.7 Выборы Президента Совета Старшеклассников

Заключение

Мы понимаем, что впереди нас ждет интересная работа, и для более удачного ее завершения нам необходимо максимальное количество единомышленников, поэтому для решения поставленных задач мы привлекли волонтеров, представителей власти, руководство хозяйствующих субъектов.

Данная работа рассчитана ни на один год. У нас много задумок, но главная проблема заключается в том, чтобы разумные начинания не заканчивались разовыми акциями, а также носили долгосрочный характер.

Актуальность нашей работы не вызывает сомнения. Поскольку данная проблема затрагивает каждого из нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Во-первых, наш Совет старшеклассников, освоив в ходе проекта навыки коллегиального управления, является инициатором проектов низовой самоорганизации, направленных на решение актуальных локальных задач. Во-вторых, трансформация общинных традиций и обычаев способствует развитию структур социума, направленных на самоорганизацию граждан по интересам. В-третьих, в ходе совместных действий мы обрели навыки взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений, что веками накапливалось нашими предками в рамках главной социальной ячейки – крестьянской общины.


Библиографическая ссылка

Степанов М.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩИННЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА // Старт в науке. – 2018. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1088 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674