Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА

Ефимов Н.М. 1
1 г. Казань, МБОУ «Лицей №83-центр образования», 6 класс
Абдуллина Г.А. (Казань, МБОУ «Лицей №83-центр образования»)
1. Энциклопедия для детей / Гл. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – Т. 19: Экология. – 448 с.: ил. – с.5.
2. Хисамов Н. Татарский мир и двенадцать столетий татарской литературы / http://www.tatworld.ru/article.shtmlarticle=71
3. Обзор: Развитие татарской культуры в начале XX века / http://kazan.ws/cgi-bin/republic/print.plaction=view_cul&id_cul=587&id_razdel=436&id_sub=95&id_sub_sub=&wh=sub
4. Данные сайта Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ http://www.tatarmeteo.ru/ru/monitoring-okruzhayushhej-sredyi/
5. Экология Казани-как улучшить жизнь горожан? / http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/ekologiya-kazani.html
6. Экология Татарстана / http://www.dishisvobodno.ru/ekologiya-tatarstana.html
7. Сборники стихов татарских поэтов (Г. Тукай, С.Хаким, М. Джалиль, А. Исхак, Г. Афзал и т.д.
8. Джалиль М.Моабит дфтре.- Казан: Татар. китап ншр., 1986. – 312с.
9. Тукай Г. Шигырьлр.- Казан: Татар. китап ншр., 1987. – 422с.
10. Шакирова Т., Чайдарова Г. Тукай илен сяхт = Путешествие в мир Тукая. – Казань: Татар.кит.ншр. – 2013. – 127с.
11. Хаким С.Т. Избранное. – М.: Сов. писатель, 1984. – 319 с.
12. Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай; Сост. Г.М.Хасанова, С.В.Малышев. – Казань: Татар. кн. изд–во, – 2006. – 192с.).
13. Сборник популярных песен татарских исполнителей – Казань: Татар. китап ншр, 2000. – 215с.
14. Н. Даули Сборник «Сорок стихов», -1941
15. Н. Даули Сельская тетрадь. Сб. стихов. Казань, 1966
16. Меченый волк. Лирич. рассказы. (Для средн. шк. возраста). Казань, 1962. 80 с.
17. Г. Баширов Рассказы, повесть, публицистика. Казань, 1965. 387 с.
18. М.Хабибуллин повесть «Икмк кадере» («Цена хлеба»), 1968.
19. А.Ф. Баянов «Повесть Горной стороны» повести: пер. с тат. / А.Ф. Баянов Москва: Современник – 1978.
20. Гиматдинова Н. А. «Заклинания белого журавля» (Ак торна каргышы) : повести. – 1995г. – 247с.
21. Г.Баширов «Семь звонких ключей Алтынбикэ» – 1977.
22. Р.Тухватуллин «Агымсу» («Текучая вода»), 1968
23. Р.Тухватуллин «Чатта тукталу» («Остановка на перекрестке»), 1987
24. А.Еники «Эйтелмэгэн васыять» («Невысказанное завещание»), 1965
25. Г.Баширов «Родная сторона – зеленая моя колыбель»: Казань, 1969

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Многовековыми прочными узами связаны человек и природа. Природа первая помощница и защитница, всегда дающая кров и саму жизнь. Она является единственным источником нашего, то есть человеческого существования. Роль человека в природе крайне велика. Как существо разумное, он несет ответственность за все хорошее и плохое, происходящее в нашем мире. Но порой человек забывает, что он дитя матери-природы и начинает потребительски, хищнически относится к ее щедрым дарам. Многие человеческие пороки способны нанести колоссальный ущерб окружающей среде.

Взаимодействие человека и природы должно быть гармонично. Бережное отношение человека к природе воспитывается с раннего детства: ребенок перенимает пример поведения родителей, учится у старших товарищей, читает книги.

Именно поэтому очень важна роль литературы, искусства в воспитании экологической культуры человека с раннего возраста. Литературные произведения, стихи о явлениях окружающего мира, воспевающие различные временные и поэтические пейзажи природы, воспитывают в читателях ответственное отношение к природе. Обращение к произведениям писателей, поэтов, восхищенных красотой родной природы нашей планеты Земля – очень благотворно влияет на формирование экологической культуры.

Так целью данной работы является анализ произведений писателей и поэтов родного края (Республики Татарстан), поиск элементов экологического воспитания в поэтических и прозаических произведениях предназначенных для читателей разных возрастов.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с наукой экологией, ее объектами и методами исследования.

2. Собрать сведения об экологической обстановке на территории республике Татарстан, проанализировать основные факторы экологического риска.

3. Предложить пути улучшения экологической обстановки в республике.

4. Познакомиться с произведениями татарских писателей и историей развития и формирования татарской литературы в целом.

5. Проанализировать произведения татарских поэтов.

6. Провести анализ прозы татарских писателей начала XX века.

Теоретическая часть

Глава 1. Экология как наука

Экология (от др. греч. – обиталище, жилище, дом, имущество и – понятие, учение, наука) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экология возникла как раздел биологии. Именно биологи были первыми, кто стал изучать взаимосвязи между существами, их сообществами и той средой, где они живут. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Вклад в теоретические основы современной экологии внес Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

1. Все связано со всем

2. Ничто не исчезает в никуда

3. Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

4. Ничто не дается даром (в оригинале «Бесплатных завтраков не бывает»)

Современная экология давно перестала быть только биологической дисциплиной. В недрах биологии удалось сформулировать законы гораздо более общие, относящиеся не только к живой природе, но и к связям биологических, физических, химических объектов и процессов с человеком и обществом.

Объекты исследования экологии – в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения – организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии – разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.

Сила любого закона – в том, что никто не может безнаказанно его нарушать. Нельзя нарушать и законы экологии. Теперь во многих странах либо разрабатываются, либо уже приняты законы, обязывающие товаропроизводителей нести ответственность за свою продукцию и после того, как ее перестали использовать. Автомобильные компании теперь вынуждены налаживать сбор и захоронение отработавших свой срок автомашин. Сейчас в промышленной экологии разработана даже концепция так называемого жизненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, общество должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшим, где закончится его существование и что придется делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и конечные результаты (любая вещь в конце своего жизненного цикла) одного промышленного производства стали сырьем для другого.

Только комплексный, системный подход поможет решить глобальные проблемы экологии.

Глава 2. Экологическая обстановка в Республике Татарстан

Быстрое и обширное развитие промышленности в последние десятилетия во многом ухудшило экологию Татарстана.

Урбанизация, предприятия теплоэнергетического комплекса, нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в Татарстане и ухудшения экологии Татарстана в целом.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске – как «очень высокий».

Основная долю в загрязнение Татарстана вносят такие предприятия как ОАО «Татнефть», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФНК», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казанская теплосетевая компания» и другие.

Как и большинство больших городов, Казань имеет загрязненный воздух и воду в окружающих и протекающих по ее территории реках – Казанке и Волге, а также озерах, расположенных в городской черте (верхнее, среднее и нижнее озеро Кабан). Однако город является единственным в России мегаполисом, который полностью перерабатывает свои отходы.

Стационарными источниками загрязнений являются более 1700 предприятий, они дают 47% выбросов вредных веществ в атмосферу и воду города. На долю транспортных средств приходится 53% загрязнений. К зонам большой концентрации вредных выбросов относится северная часть города, где расположено крупное химическое производство – Казаньоргсинтез. Оно выбрасывает в атмосферу диоксид серы, оксиды азота и углерода и другие вредные соединения.

Промышленные предприятия, в основном – тот же Казаньоргсинтез и завод синтетического каучука, сбрасывают в городские водоемы в среднем 45 млн кубических метров сточных вод, загрязняя Казанку, Волгу и озера Кабан фосфатами, нитратами, аммонийным азотом, сульфатами и хлоридами.

Площадь зеленых насаждений составляет всего лишь 20% от требуемой нормы, в основном дефицит зеленых зон испытывают районы многоэтажных застроек.

Проводятся регулярные проверки природоохранительной деятельности 130 городских транспортных предприятий и контроль токсичности автомобилей по отработанным газам. Анализу подлежат максимально разовые, среднесуточные и среднегодовые показатели одиннадцати основных ингредиентов. Регулярно фиксируется повышение уровня загрязнения воздушных масс.

Таким образом, главные экологические проблемы Казани представлены загрязнением атмосферы; неблагополучными качественными характеристиками рек Волга, Казанка и других водоемов, расположенных в городской черте; недостаточным количеством зеленых насаждений, а также проблемами утилизации бытовых и промышленных отходов.

Улучшение экологической обстановки в нашем городе можно достичь путем снижения числа автомобильных пробок с помощью строительства развязок, а также в оснащении индустриального сектора современным очистным оборудованием. Капитальный ремонт домов и замена водопроводных систем позволили улучшить и качество питьевой воды. Следует способствовать активизации самоочищения водоемов при помощи аэроионизационных работ и организации береговых биоплат. Также для улучшения экологической обстановки следует увеличить число зеленых насаждений как минимум в два раза.

Глава 3. Татарская литература: жанры и представители

Литература поволжских татар имеет свою долголетнюю историю. Ряд произведений, дошедших до нас, по своему происхождению относится к XIV—XV вв. («Казань баите», «Ханэке Султан»).

Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты и частушки, наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение.

Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Более или менее изученной является литература XIX века: стихи и проза.

В новую, советскую эпоху татарская литература вступила сильной, развитой, способной поднимать темы и проблемы большого социально-исторического и художественного значения, имея зрелую литературно-критическую мысль. Революция 1917 года породила новое поколение талантливых литераторов, которым предстояло определить облик литературы всего советского периода. Это прозаики Кави Наджми, Гумер Баширов, Афзал Шамов, Ибрагим Гази, Амирхан Еники, Мирсай Амир, Фатых Хусни, Абдурахман Абсалямов, чьи романы и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе. Особенно выдвинулись крупные мастера эпического размаха и психологической глубины Гумер Баширов и Амирхан Еники.

Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, в, консерватизма – все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая.

Особенно богато представлена природа в татарской поэзии начала XX века. Трудно назвать поэта, который бы не обращался к природе и не сделал ее средством лирико-поэтического отображения мира. Это лирика М. Гафури, М. Укмаси, Н. Думави, Г. Тукая, М. Джалиля и других, где картины природы изображаются самостоятельно, как бы живут своей собственной жизнью. Образы природы обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. Самой культуре человечества характерно органическое единение человека и природы, их глубинная и нерасторжимая связность. Любование и восхищение природой родного края проходит красной нитью в произведениях татарских писателей.

В произведениях «экологической» прозы явления природы как художественное средство выполняют уже несколько иные функции, которые связаны чаще всего с современным отношением людей к природе. Речь идет, прежде всего, об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на первозданный мир.

Практическая часть

Глава 1. Анализ поэтических произведений татарских писателей

Изображение природы в произведениях Г. Тукая

Изображение природы у Г. Тукая является важной составной частью художественного мира поэта. Природа у поэта не просто природа, но и окружающая среда, и все историческое существование человека на земле. В философских раздумьях Тукая о природе и жизни звучит и выражается мудрость народа, простота его нравственных национальных идеалов, неприхотливость крестьян, желание жить справедливо, спокойно, в согласии с природными законами, одинаковыми для всех.

Г. Тукай

Летняя заря (Пер. В.Тушновой)

Величаво и спокойно разгорается заря,

А ленивый белый месяц грустно скрылся за поля.

Исчезают друг за другом звезды бледные с небес,

Задышал рассветный ветер, зашептал спросонья лес.

Открывая взорам дали, поднялся с полей туман,

Словно кто-то снял с природы ночи сумрачный чапан.

И озера, терпеливо дожидавшиеся дня,

Засветились зеркалами, волшебством своим маня.

Сплошь в росе, цветы и травы улыбнулись от души,

Трели песен соловьиных полились дождем в тиши.

Чтоб на радостную землю поглядеть издалека,

Словно лебеди, застыли в синем небе облака.

Что, поэт, прекрасней в мире, чем прозрачная заря?

В эту пору вдохновенья не теряй мгновенья зря!

В стихотворении Г.Тукая «Дитя и мотылек» человек (ребенок) ведет диалог с природой, интересуется ею. Устами мотылька природа просит всех людей полюбить и не губить ее.

Г. Тукай

Дитя и мотылек (Пер. В.Думаевой-Валиевой)

Д и т я

Мотылек, мотылек,

Расскажи мне, дружок:

Целый день ты летал,

Как же ты не устал?

Что ты ел? Что видал,

Пока всюду летал?

Расскажи про свое

Мне житье и бытье.

М о т ы л е к

Я живу по полям,

По лесам и лугам,

В ясный день на свету

Веселюсь на лету.

Солнце летнего дня

Нежит, холит меня,

А цветов аромат

Утоляет мой глад.

Добрым будь. Коротка,

День – вся жизнь мотылька,

Пожалей, полюби,

Ты меня не губи.

В стихотворении «К птицам» поэт заверяет всех птиц в своей любви, в нежелании причинять им зло. Птицы созданы для того, чтобы человек любовался ими, слушал их волшебное пение.

Г. Тукай

К птицам (Пер. Р.Морана)

Я не трону вас, меня не пугайтесь, пичуги.

Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге.

Все, что Бог вам внушил, распевайте при мне без тревоги,

Не ношу я ружья, не расставил силков на дороге.

Пойте смело, спокойно, не трону я вас, не задену,

Мне ли жизни на воле не знать настоящую цену?

Так не бойтесь меня, я ловить вас не буду, постойте!

Не шумя, не дыша, буду слушать вас… Пойте же, пойте!

Родники- источники чистой природной воды – можно с уверенностью назвать как источниками вдохновения, так и средством воспитания. Издревле эти источники считались самыми дорогими сердцу каждого сельского жителя местами.

Стихотворение Габдуллы Тукая «Туган авыл» («Родное село») воспевает родник, благодаря которому он душой и сердцем полюбил родное село:

«Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем…» (Пер. В. Тушновой)

Изображение природы в произведениях М. Джалиля

В своих стихах М.Джалиль воспевает свою Родину. Чувствуется его почтение, восхищение и готовность пожертвовать чем угодно ради ее благополучия и мира. Поэт черпает вдохновение из воспоминаний о родной земле, родных красот. Родина и его родимый край всегда помогают ему набраться физических и духовных сил, какие бы тяготы он не испытывал в жизни.

Родина для каждого человека – это его семья, самые дорогие и близкие люди. Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края.

«Бурлит река, гремит река,

Вся в пене мчит река.

Куда летит, куда спешит,

Бежит издалека?

Как будто ночью кто вспугнул

Табун шальных коней.

К чему ей брызги высекать,

Как искры из камней?

То вдруг притихнет, широко

Раздвинув берега,

И на закат сквозь камыши

В тиши глядит река…»

Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства для многих – это воспоминания родных мест, любимые тропинки, закоулки, то, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой. В стихотворении «Лес» М.Джалиль пишет о воспоминаниях своего детства, связанные с природой родного края.

«Путь идет через лес... Этой тропкой

В детстве бегал по ягоды я.

Мы уходим... Так будьте ж здоровы,

До свиданья, березки-друзья!

Сожалеть уже поздно, пожалуй,

Мы отлично дружили с тобой,

Старый лес! Мы влезали на сосны,

Отдыхали под елью любой…»

Нашу родину создали природа и предки. И именно природа обогатила все своими ландшафтами и естественными красотами. Родина не отделима от природы и от ее красот.

Мысль о том, что к этому образу добавляется то почтение к предкам, которые жили и творили на этой земле, облагораживая ее в труде и защищая на полях сражений, прослеживается и в стихотворении «Дуб».

«При дороге одиноко

Дуб растет тысячелетний,

На траве зеленой стоя,

До земли склоняя ветви.

Легкий ветер на рассвете

Между листьев пробегает,

Будто время молодое

Старику напоминает.

И поет он о минувшем,

Про безвестного кого-то,

Кто вскопал впервые землю,

Проливая капли пота…»

Природа для М.Джалиля – источник вечной красоты, нескончаемого вдохновения. Он слагает о ней гимн, видит в ней образец гармонии. В образе «родина – растение» в качестве компонента выступает цветок ромашки, символизирующий мужество, героизм воинов.

Аны? батыр ал каны

Тамды минем чукларга.

Минем кызыл к?лм?гем

Бик ошады Чулпанга.

Егет китте, мин калдым

Канын саклап чугымда,

К?н д? аны сагынып

Балкыйм мин та? нурында.

(“Кызыл ромашка”) Джалиль

Красная ромашка

Луч поляну осветил

И ромашки разбудил:

Улыбнулись, потянулись,

Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,

Лепестки заколыхал,

Их заря умыла чистой

Свежею росой душистой.

Так качаются они,

Наслаждаются они.

Вдруг ромашки встрепенулись,

Все к подружке повернулись.

Эта девочка была

Не как все цветы бела:

Все ромашки, как ромашки,

Носят белые рубашки.

Все -- как снег, она одна,

Словно кровь, была красна.

Вся поляна к ней теснилась: --

Почему ты изменилась?

-- Где взяла ты этот цвет?

А подружка им в ответ:

-- Вот какое вышло дело.

Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной

Тут лежал боец-герой.

Он с врагами стал сражаться,

Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,

Только утром ранен был.

Кровь из раны заструилась,

Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет --

Мне одной встречать рассвет.

И теперь, по нем горюя,

Как Чулпан-звезда горю я.

Изображение природы в произведениях Н. Даули

Наби Даули особенно трепетно и бережно относится к окружающей среде: его волнует чистота родника, его сохранность и благоустройство, оказание ему помощи.

Как все пилигримы

бескрайней земли,

Вы, жаждой гонимы,

На ключ набрели.

Припали к студеной -

Прибавились сил.

Вас песней зеленый родник озарил

Уж не звенел он…

Безмолвно грустил

Движеньем несмелым участия просил

В стихотворении «Рана березы» автор просит бережно относиться к деревьям, не ранить их, как парень, который «кинжалом истыкал, кору искромсал», и после этого поникла красавица… Поэт ищет защитников, так как «может быть, в целом в лесу беззащитнее нет».

В конце стихотворения поэт Наби Даули призывает

«Зачем же ты каменный,

О сын Адама!

Природы отчаянной враг,

Она бессловесна, но не бездыханна

И рана ее – не пустяк.

Наверно, и душу свою он загубит.

По нраву таким озорством…»

Изображение природы в произведениях С. Хакима

Народный поэта Татарстана Сибгат Хаким – переживший тяготы военных лет поэт-фронтовик. Он долго жил в Казани, он ни на минуту не забывал о своих сельских корнях, часто приезжал на родину. Для него родники были не просто источниками воды, для него они стали источниками вдохновения, источниками его творчества.

Он расценивал родники как связующее звено между поколениями. Наверное, поэтому его стихи «Тан атканда» («На рассвете»), «Фазыл чишмэсе» («Фазылский родник»), «Башка берни дэ кирэкми» («Ничего другого мне не надо»), «Ага чишмэ» («Течет родник»), «Бер тауда ун чишмэ» («Десять ключей на горе»), переложенные на музыку, стали поистине народными.

Надо отметить, что тема родины в поэтическом творчестве С.Хакима тесно связана с темой природы родного края, с растительным миром. Именно поэтому, наверное, автор образ Родины связывает с образом полыни, лебеды, березы:

«Ак каеннар азмы далаларда,

Япандагы олы юлларда...

Беркайда юк л?кин сезне? сыман

Сагындырган каен, – беркайда!»

(“Ак каен”) [Хаким 1984]

В этом произведении чувствуется тоска по родине, поэт обращается не к самому родному краю, а его белым березам.

В татарском фольклоре образ березы символизирует красивую, стройную девушку и в целом молодость. Но, тем не менее, у татар береза считается кладбищенским деревом, символом потери близкого человека. Об этом говорит и татарская пословица: каен утырткан кайгылы булла («человек, посадивший березу, наживет горе»). Образ березы как символ печали поддерживается еще и тем, что слово «каен» созвучно со словом «кайгы» («горе и печаль»).

В олицетворении «родина – растение» в творчестве С. Хакима можно выделить образ растения полыни (?рем):

«Ышаныч биреп шул ?рем

К?з алдыма кил?.»

(“?рем”) [Хаким 1984]

В стихотворении «Я?а Чаллы. Урам...» поэт обращается к образу лебеды (алабута).

«Бала чакта мин тормышны белдем

Ипи, он, ботка дип.

Алабута д?ш?: ?тк?не?не,

Малай, онытма, дип.»

В образе вербы поэт видит свою Родину:

Туган якта ??р тал ?ырлый,

?з-?зен? тын гына

?ырлый таллар, ?ит? э?гер,

Тынмый алар, т?н була.

Туган якта ??р тал ?ырлый...

(«Туган якта ??р тал ?ырлый...») [Хаким 1984]

Борьба за сохранение чистоты природных источников воды начинается с воспитания в нас понимания ценности родников, их большой роли в экологической системе данной местности, а также их беззащитности перед загрязнением.

В произведениях поэтов родники всегда являлись символом чистоты, источником здоровья и сил. О чистоте и красоте родников много писали М. Джалиль, А. Исхак, Г. Афзал, Ш. Тагирова, для которых ключевая вода – всегда хрустальная. А в стихотворениях Ш. Тагировой «Бэллур чишмэ» («Хрустальный ключ»), И. Юзеева «Кайтам инде» («На Родину»), К. Булатовой «Шушы яктан, шушы туфрактан без» («Мы отсюда родом»), Н. Мадъярова «Сина кайттым, газиз туган жирем» («Я вернулся, моя родная земля») через образ родника прослеживается неразрывная связь с детством, с Родиной.

В стихотворении М. Садри «Чишм? буенда» («У родника»), Р. Валиева «Урман чишмэсе» («Лесной родник») рассказывается, как встречаются у источника влюбленные пары, как они признаются друг другу в своих чувствах. А вот стихотворения Г.Зайнашевой «Таулар моны» («Мелодия гор»), М. Шигапова «Яшьлегем эзлэре» («Воспоминая молодость»), «Туй кулмэге» («Свадебное платье»), Ш.Тагировой «Сагыш» («Печаль») образ родника возвращает его героев в годы их прошедшей молодости. Тут родники выступают аллегорией невозвратного течения человеческой жизни.

В поэтических строках И. Юзеева (стихотворение «Эниемне? туган ягында» – «На родине матери»), И. Хуснутдинова («Чишмэ жыры» – «Песня родника») родник воплощает в себе образ Матери, которой уже нет рядом с нами, но которая вечно живет в наших воспоминаниях и сердцах. А вот И. Ганиева в своем стихотворении «Ак чишмэ» («Хрустальный ключ») возлагает на родник огромную миссию – стать хранителем родного языка.

Глава 2. Анализ прозаических произведений татарских писателей

А в произведениях экологической прозы явления природы как художественное средство выполняют уже несколько иные функции, которые связаны чаще всего с современным отношением людей к природе. Речь идет, прежде всего, об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на первозданный мир.

Так, в произведениях Г.Баширова («Семь звонких ключей Алтынбикэ»), Р.Тухватуллина («Агымсу»), М.Хабибуллина («Цена хлеба»), Ф.Байрамовой («Луг») пейзаж является важным средством раскрытия «туристического», потребительского отношения современников к природе. Наряду с изображением уничтоженной людьми природы, авторы предупреждают о возможных непреодолимых последствиях этих потерь, призывают к осознанному гуманному отношению к флоре и фауне.

В экологической прозе иногда само название произведения становится поэтическим средством. В качестве примера можно привести названия повестей «Голос – дар природы», «Повесть о горной стороне» А.Баянова, «Заклинание белого журавля», «Олень» Н.Гиматдиновой, «Семь звонких ключей Алтынбикэ» Г.Баширова. Как видно, уже названия этих произведений, связанные с природой, становятся художественным средством раскрытия авторского замысла, также касающегося этого естественного мира.

Р.Тухватуллин выступил первопроходцем и в собственно литературном освещении проблемы нефти и земли. В повести «Агымсу» («Текучая вода», 1968) он в образе Шигапа отражает печальную судьбу земледельца, оторванного нефтью от земли. Одновременно герой, воспитанный в духе уважительного отношения к земле-кормилице, не может понять, откуда у нефтяников такое безразличие к ней.

А в повести «Чатта тукталу» («Остановка на перекрестке», 1987) проблема нефти и природы уже становится предметом обостренного внимания автора. Соответственно и основной конфликт произведения зиждется на различном отношении героев к земле и к природе вообще.

Темы экологии освещены в повести «Икмак кадере» («Цена хлеба», 1972) М. Хабибуллина. Здесь уже уделяется определенное внимание и к психологически мотивированному раскрытию взаимоотношений главных героев – начальника нефтедобывающего управления Вакиля Худайбирдина и председателя колхоза Сахаба Кадырова.

На нравственный аспект проблемы «человек и природа» еще больше внимания уделяется А Баяновым в повестях «Тавыш – табигать булеге» («Голос – дар природы», 1977) и «Мэнгелек бехес» («Вечный спор», 1985), в рассказе «Эйтелмэгэн васыять» («Невысказанное завещание», 1965) А.Еники, в повестях «Родная сторона -зеленая моя колыбель» Г.Баширова, «Повесть о горной стороне» А.Баянова.

В повести «Родная сторона – зеленая моя колыбель» Г.Баширова представляет интерес показ дореволюционной деревни как неотъемлемой части окружающей ее природы, а ее людей как детей этого мира. Далее подчеркивается, что знание и сохранение духовно-нравственного опыта такой деревни, имеющего общенациональное значение крайне важно для будущего народа.

Также романтически освещаются противоречия между современной цивилизацией и природой в фантастических повестях «Танре хекеме» («Суд Всевышнего», 1999) Р.Фаизова и «Албастылар» («Бесы», 2001) Г.Гильманова.

В первом из этих произведений современная урбанизированная жизнь на земле уничтожается в результате мировой катастрофы и на ее место приходит выдуманная главным героем повести – философом Саитжаном какое-то неземное бытие, зиждущееся только на биологических и духовных канонах. При этом автор имеет в виду прежде всего законы природы. Жизнь по этим законам превращает Саитжана в самого знаменитого долгожителя в мире, где он прожил 180 лет.

В повести же Г.Гильманова мир природы противопоставляется современному человеческому обществу. Возвышая первый из них над вторым, автор то же самое делает в отношении и жителей этих миров. Явно симпатизируя детям природы, автор наделяет их сверхъестественными силами, то есть представляет их в виде колдунов и волшебниц, обладающих магической силой и живущих по законам природы.

Результаты и выводы

1. Работа над данным проектом позволила мне познакомиться с наукой экологией, ее объектами и методами исследования.

2. В результате данной работы я проанализировал основные факторы экологического риска на территории Республики Татарстан и города Казани.

3. Исследования литературных источников обогатила меня знакомством с произведениями татарских писателей и историей развития и формирования татарской литературы в целом.

4. Мною были проанализированы литературные произведения татарских поэтов и прозаиков.

5. Анализ литературных произведений татарских поэтов показал, что эти произведения содержат большое количество сюжетов, воспевающих красоту родного края, призывающих к бережному отношению к миру вокруг нас.

6. В результате анализа прозы татарских писателей начала XX века было установлено, что пейзаж в данных произведениях является важным средством раскрытия «туристического», потребительского отношения современников к природе. Наряду с изображением уничтоженной людьми природы, авторы предупреждают о возможных непреодолимых последствиях этих потерь, призывают к осознанному гуманному отношению к флоре и фауне.

Заключение

Экологическое воспитание и ответственное отношение к природе необходимо прививать с детства, в этом помогают художественные произведения с любовью описывающие красоту окружающего нас мира, рассказывающие о хрупкости экологического равновесия в природе. Очень богата такими произведениями литература татарского народа, воспевающая красоту родного края, ратующая за бережное отношение к миру вокруг нас, призывающая жить в единении с законами природы. С детства, воспитываясь на произведениях татарских поэтов и прозаиков, с возрастом острее понимаешь экологические проблемы родного края и мира в целом.


Библиографическая ссылка

Ефимов Н.М. ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА // Старт в науке. – 2018. – № 5-2. – С. 136-143;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1078 (дата обращения: 14.08.2020).