Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ЗАВОДА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

Пискунова В.Д. 1
1 г. Кыштым, МОУ СОШ № 13, 7 «А» класс
Чекунаева М.В. (Кыштым, МОУ СОШ № 13)
1. Математика.6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.: ил.
2. Справочник для начальных классов. Шклярова Т.В. – М. ТЕРРА, 1994 г.
3. Справочник школьника по математике 5-11 класс. Маслова Т.Н., Суходский Л.М., 2008 г.
4. Математика. 6 класс. Справочник для учащихся. Гаспаревич О.М. – изд. « Белый ветер», 2016 г.
5. Хроника Нижне Кыштымского завода от Никиты Демидова до Александра Вольхина. Черников В.Г. Екатеринбург, – «Уралтрейд», 1997 г.
6. Интернет ресурсы.

Тема исследовательской работы: «История градообразующего завода в математических задачах».

Актуальность проекта:

В 2017 году наш город отмечает юбилей 260 лет. Так же юбилей отмечает один из градообразующих заводов Кыштымский Медеэлектролитный завод. Трудовая слава города не подлежит сомнению и тесно связанна с заводом. Кыштым – город с великой историей, своей особой культурой! Но, к сожалению, современные школьники не проявляют интерес к изучению производства на заводах.

Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, краеведения, географии, но и на уроках точных наук, например – математики. Для решения могут быть предложены задачи, содержащие краеведческие данные, опирающиеся на историю родного края.

Данный проект направлен на повышение интереса школьников к трудовой истории Кыштыма и на получение информации с помощью увлекательных математических заданий математической игры «Завод в числах». Задания были разработаны не с целью проверить знания, а целью эти знания дать. К тому же, математические ребусы и головоломки способствуют: повышению познавательного интереса к предмету математика; развитию логического мышления, смекалки, эрудиции. Задания не только способствуют закреплению математических навыков, но и знакомят школьников с историей завода.

Цель работы:

Узнать историю завода и познакомить других с основными фактами, событиями, датами через содержание составленных математических задач.

Задачи:

1. Изучить историю завода.

2. Составить задачи в соответствии с программой по математике.

Новизна работы:

Подобных исследований с целью создания задачника в среднем звене нашей школе не проводилось.

Объект исследования – история Кыштымского медеэлектролитного завода.

Предмет исследования – математические задачи, способствующие развитию умственных способностей школьников.

Гипотеза – «если я изучу историю города и завода, соберу числовой материал, то смогу создать математические задачи и внести свой вклад в формирование знаний об исторических фактах и явлениях».

Этапы исследования

1. Посетить центральную библиотеку и изучить литературу с целью ознакомления с историей города.

2. Подобрать необходимый числовой материал для составления задач.

3. Составить задачи в соответствии с программой по математике.

4. Создать задачник.

План исследовательской работы

1. Введение

2. Анализ литературы

3. Основная часть.

3.1. знакомство с требованиями составления задач на краеведческом материале

3.2. подбор необходимого числового материала для составления задач

3.3. составление задач в соответствии с программой по математике

3.4. создание задачника

4. Заключение.

На первом этапе своего проекта, я посетила центральную библиотеку и изучила литературу с целью ознакомления с историей города.

Завод, с которого начинался город

Кыштымский медеэлектролитный завод – одно из старейших металлургических предприятий Урала. Со времени его основания в 1757 году Н.Н. Демидовым, завод почти 150 лет являлся железоделательным. Многие годы именно здесь выпускали железо всемирно известной марки «Два соболя». Но в 1908 г. по инициативе новых акционеров во главе с англичанином Лесли Урквартом он был перепрофилирован для рафинирования меди. Шаг этот не был случайным, ведь век пара сменял век электричества. С этого момента началась новая страница истории завода, достойно продолженная последующими поколениями металлургов.

XX век был богат потрясениями. Трудным было восстановление производства после разрушений и пожаров революции и гражданской войны. Но уже в 1920 году из сохранившихся запасов медных слитков – вайербарсов – была налажена прокатка медной проволоки.

В двадцатые-тридцатые годы на КМЭЗ впервые в нашей стране были получены селен, теллур и сплав Доре, началось производство медного купороса.

В результате совместных с институтом ГИПРОЦМО технологических разработок специалистами и квалифицированными рабочими в 1956 году впервые в Советском Союзе начато производство медной рулонной фольги электролитическим способом.

Значительным событием в жизни медеэлектролитного завода в восьмидесятые годы стало решение о коренной реконструкции, как основного производства, так и всех вспомогательных служб, завершился этот процесс к 1995г. Полностью обновлены все основные производственные мощности, созданы новые производства, благодаря чему увеличилась численность работающих, построен новый жилой микрорайон. По уровню используемых технологий и оборудования завод вошёл в десятку самых современных заводов мира.

Творцом славной и нелёгкой истории завода, его традиций и достижений, главным богатством является коллектив. Как и более 260 лет назад, главным принципом деятельности руководства предприятия и его коллектива остаётся девиз Демидова: «Не словами, а делами»

Составление задач

На третьем этапе работы над исследованием я столкнулась с трудностями, с которыми мне помогла справиться «карточка-помощник» составленная мной под руководством учителя. Первые наши задачи были очень объёмные по содержанию, непонятные, неинтересные для ребят. И нам потребовалось знакомство с требованиями к формулировке задач составленных на краеведческом материале. Ознакомившись с ними, мы составили карточку – помощник.

Карточка – помощник.

«Как составить задачу на краеведческом материале»

1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес к математике.

2. Содержание задач должно быть кратким, но понятным. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими её события. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой по математике.

4. В тексте задач для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Задачи

1. Известно что медеплавильный цех оборудован печью «Мерц» с разливочным комплексом М-24 карусельного типа . В печь загрузили 380 тонн меди .Сколько выплавится анодов если средняя масса анода 200 кг ? Сколько вагонов понадобится, чтобы перевести эти аноды в цех электролизамеди. Если известно, что в каждый вагон помещается 24 анода.

Решение:

1) 380 тонн – 380 000 кг

2) 380 000: 200 =1900 (ан.) – количество выплавленных анодов

3) 1900 : 24 = 79 (вагонов) – понадобится

Ответ : 1900 анодов; 79 вагонов.

Я использовала правила вычисления.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее .

Чтобы выполнить деление целых чисел, надо делимое поделить на делитель. Можно поделить также столбиком.

2. В 1779 г. Плата по всей России конному работнику – 10 коп. в день, а пешему – 50 % от конного, а вся сумма подати (зарплата )1 руб. 70 коп.

В течении какого времени пеший рабочий должен отработать за себя, чтобы получить подать в сумме 1 руб. 70 коп.

1)50 % – 0,5

2)10 *0,5 = 5 ( коп.) – в день

3) 1 руб. 70 коп. – 170 коп

4)170 : 5 = 34 (дня)

Ответ : за 34 дня пеший рабочий должен отработать за себя.

Я использовала правило процент от числа.

Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.

3. В 1882г. в кричных цехах мастеровым платили в неделю 2 руб. 50 коп., но даже с такой мизерной зарплаты хозяева удерживали штрафы, например за угар в чугуне штраф 80 руб. Сколько недель мастеровой должен отработать, чтобы погасить штраф?

1)80 руб. – 8 000 коп.

2 руб. 50 коп.- 250 коп.

2)8 000: 250 = 32 (недели)

Ответ: за 32 недели мастеровой должен отработать штраф.

Я использовала правило вычисления.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

4. Проведенная перестройка и модернизация завода позволила значительно увеличить впуск железа : если в 1896 г. его было получено 844 000 пудов, то в 1898 г. – 1 081 000 пудов, причем 98 % из них пудлингового.

На сколько тонн больше было выпуска железа в 1898 г., и сколько тонн из него пудлингового?

Решение:

1) 1 кг – 16 пуд

2) 1 081 000* 16 = 17 296 000 (кг) – в 1898 г.

3) 844 000 * 16 = 14 144 000 (кг) – в 1896 г.

4) 17 296 000 – 14 144 000 =3 152 000 (кг)

5) 3 152 000 кг – 3 152 т.

6) 17 296 000 кг – 17 296 т.

98 % – 0,98

7) 17 296 * 0, 98 = 16 950 ( т ) – пудлинговое железо

Ответ: на 3 152 т.; 16 950 т.

Я использовала правила правило вычисления и правило процент от числа.

Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.

Чтобы выполнить умножение целых чисел, нужно взять одно число слагаемого столько раз, сколько в другом содержится единиц, и найти сумму этих слагаемых.

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее .

5. Для конно-рабочих занятых перевозкой каменного угля с взвешиванием, погрузкой и выгрузкой при работе вдвоем ( конно-рабочий с лошадью и пешим ) и расстояние 20 метров норма – 16 тонн в смену, а при расстоянии 100 метров и работе без пешего норма – 10 тонн в смену . На сколько больше железа надо перевести из расчета на 1 метр пути конно – рабочиму с лошадью и пешим ?

Решение:

1) 16 : 20 = 0,8 (т) – при расстоянии 20 метров

2) 10 : 100 = 0, 01 (т) – при расстоянии 100 метров без пешего

3) 0,8 – 0,01= 0, 79 (т )

0,79 т – 790 кг

Ответ : на 790 кг больше железа .

Я использовала правила деление меньшего числа на большего и правило вычисления.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число большего или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Деление меньшего числа на большее.

Если делимое меньше делителя, то в частном получится 0, а остаток будет равен делимому.

6. В 1926 г. Кыштымский электролитный завод выдал 8 509 тонн вайербарсов, а в 1935 г. – 15 164 тонн . Параллельно – меди выпустили 3 500 т. и 22 000т.

На сколько % больше взрос выпуск меди?

Решение:

1) 15 164 – 8 509 =6 655 (т) – вайербарсов

2) 22 000 – 3 500 = 18 500 (т) – меди

3) 18 500 : 6 655 * 100 % = 278 %

Ответ: на 278 % больше взрос выпуск меди.

Я использовала правило процент от числа.

Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.

7. Расшифруй слово и ты узнаешь как называется металлическая форма для отливки металла в виде слитка.

-10 32 -20 -2 -2,2 -1\4 -1 5\8 – 6,3 – 8 2\15

----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ------

А) – 5 1\12 + ( – 3 1 \ 20 )

Ц) – 1 ,6 + ( – 8, 25 )

З) – 14 – ( – 18 )

Л) – 70 + 50 =

И 1 ) – 1, 75 + ( – 8, 25 )

Ж) 6, 1 + ( – 8, 3 )

И 2 ) – 1 3\8 – 1\4

О) – 21 – (-19 )

Ответ: изложница.

Я использовала правила сложение двух отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками и вычитание.

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

1) сложить их модули ;

2) поставить перед полученным числом знак «-».

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо :

1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший ;

2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: a – b = a + (-b)

Также я познакомилась с новыми определениями:

1. Анод – (др.-греч. – движение вверх) – электрод некоторого прибора, присоединённый к положительному полюсу источника питания. Электрический потенциал анода положителен по отношению к потенциалу катода (кроме гальванических элементов).

2. Чугун – сплав железа с углеродом (и другими элементами).

3. Пуд –устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд = 40 фунтов = 1280 лотов = 3840 золотников = 368 640 долей. 10 пудов = 1 берковец.

4. Пудлинговое железо – одна из двух форм, в которых промышленность выпускает железо (другая форма – это чугун).

5. Вайербарсы – заготовка с заостренными краями из очищенной от примесей, рафинированной электролитной меди; используется преимущественно для изготовления проволоки.

Заключение

В процессе исследовательской работы у меня не только повысился интерес к предмету, я получила знания о городе, у меня пробудился интерес к трудовой истории города Кыштым. Я хотели бы продолжить работу, связанную с краеведением и знакомиться с историей, культурой, традициями моего родного города.


Библиографическая ссылка

Пискунова В.Д. ИСТОРИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ЗАВОДА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ // Старт в науке. – 2018. – № 4-2. – С. 253-256;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1046 (дата обращения: 11.12.2018).