Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВИЧ ЧЕРСКИЙ – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Осипова М.В. 1
1 г. Ростов-на-Дону, МБОУ «Школы № 21», 6 А класс
Свириденко Е.Р. (Ростов-на-Дону, МБОУ «Школа № 21»)
1. И.Д. Черский. Неопубликованные статьи, письма и дневники. Статьи о И.Д. Черском и А.И. Черском. Под ред. С. В. Обручева. Иркутск. 1956.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. – 1456с.
3. «Orbis polonus etc.» (Краков, 1641–43) – геральдическое сочинение о польской шляхте, с историческими сведениями о родах.
4. http://www.fap.ru
5. http://acaraj-kut.blogspot.ru/2016/05/1892-2016.html
6. http://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/cherski_id.php
7. http://who-is-who.by/shlyaxetskie-rody-v-rossijskoj-imperii-i-sssr/
8. https://vkurier.by/23110
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Равич_(герб)
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Окольский,_Симон
11. Большая советская энциклопедия (Электронный ресурс).URL:http//bse.sci-lib.com/
12. http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/2457.html
13. http://onomastikon.ru
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Черск_(город)
15. http://www.rech-pospolita.ru/cherskiy-zamok.html
16. https://yandex.ru/maps/org/krayevedcheskiy_muzey_im_i_d_cherskogo_volynetskiy/1251216410source=wizbiz_new_text_single
17. http://rais.livejournal.com/502681.html
18. http://baikal-extreme.com/otdykh-na-bajkale/aktivnye-tury/pik-cherskogo
19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Черский,_Иван_Дементьевич
20. http://www.rech-pospolita.ru/rech-pospolitaya-chto-eto-znachit.html
21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Черск_(Брестская_область)
22. ttp://neotec.ginras.ru/comrus/_mordovskiy-v-t-1958-sushchestvuet-li-drevnee-temya-azii.pdf
23. http://www.vsp.ru/social/2002/09/12/453464#sthash.mZ0t8wen.dpu
24. http://moussorine.ru/node/247
25. http://www.wikiwand.com/ru/Конрад_II_Черский

В нашей семье есть традиция – мы каждый вечер ужинаем все вместе и общаемся на разные интересные темы. Родители нам с сестрой рассказывают не только о своём детстве, но и о том, что раньше было стыдно не знать своей истории, что все любили и гордились своей Родиной. С большим уважением относились к выдающимся именам, прославившим страну. Но, к сожалению, так случилось, что общество перестало интересоваться своей историей, стала забывать свои традиции. Молодое поколение перестало гордиться своей страной. Мои мама и папа не хотят, чтобы мы выросли такими и поэтому стараются помочь и направить нас в нужном направлении. Они прививают нам любовь к Родине и к семье, обращают наше внимание на важность знания истории и своих корней и хотят, чтобы мы выросли настоящими людьми, которые любят и уважают свою страну! Общаясь в школе со своими сверстниками, я понимаю стремления моих родителей.

Папа мне рассказал, что сейчас начали осознавать важность и необходимость возвращения патриотического воспитания среди молодёжи. На телевидении стали создавать различные передачи, документальные фильмы, появился Фонд Андрея Первозванного (ФАП) и Центр Национальной славы (ЦНС) (Фонд Андрея Первозванного основан в 1992 г. В.И. Якуниным (бывший глава ОАО «Российские железные дороги»)). Один из проектов фонда – проект «Служение Отечеству: события и имена», цель которого направлена на восстановление исторической справедливости по отношению к выдающимся гражданам России и общественным деятелям прошлого. В реализации поставленной цели по восстановлению известности видных деятелей, таких как Ф.М. Апраксин (Ф.М. Апраксин – выдающийся государственный деятель России XIX века) и Ф.А. Головин (Ф.А. Головин – выдающийся государственный деятели, дипломат, первый кавалер Ордена Андрея Первозванного) мой папа принимал участие.

Я считаю, что знание и изучение своих корней актуально для каждого человека, так как, изучая историю своей семьи, мы тем самым узнаём историю своей Родины.

Цель: познакомить учащихся нашей школы с личностью и научными достижениями И.Д. Черского.

Основная задача работы – показать моим сверстникам, важность изучения своих корней и истории своей Родины.

Задачи: изучение и анализ существующих материалов о моём прапрапрадедушке; исследование происхождения рода Черских, поиск родственников, анализ отношения к личности И.Д. Черского.

Прогнозируемый результат – внесение ясности в происхождение рода Черских, найти потерянных родственников.

Применялись следующие методы исследования: биографический, эмпирическое исследование – беседы, социологический опрос. Была изучена литература по данной проблеме, а также архивные документы.

Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте и величии мира и человека?

И.Д. Черский

Основная часть

Тема моей исследовательской работы «Иван Дементьевич Черский – выдающийся учёный исследователь». Для меня выбор данной темы особо значим, так как И.Д. Черский – мой прапрапрадедушка по маме.

Начало моего исследования было положено на занятиях кружка «Историки-краеведы», где наш класс получил задание от классного руководителя: узнать родословную своей семьи. Я знала, что являюсь прямым потомком выдающегося учёного в 6 поколении, а нашей семейной реликвией является книга о И.Д. Черском. На уроке, в процессе обсуждения собранной информации о своих предках, я немного рассказала о моём дедушке, чем вызвала огромный интерес не только у своих одноклассников, но и педагогов школы. К моему большому сожалению, имени и заслуг И.Д. Черского в школе никто не знал. И тогда возникла идея о том, чтобы рассказать ученикам моей школы о моём дедушке и о его великих достижениях и заслугах. Было принято решение о написании исследовательской работы и участии в конкурсе. Руководителем стала мой классный руководитель Е.Р. Свириденко.

Краткая биография Я.Д. Черского

Ян Черский (сибиряки называли его Иваном Дементьевичем) родился 3 (15) мая 1845 года в имении «Сволна», Дриссенского уезда в Витебской губернии (территория Верхнедвинского района в Белоруссии). В возрасте десяти лет он потерял отца, и его воспитанием и образованием занимались мать и старшая сестра Михалина. О чём свидетельствовал близкий друг и земляк Черского, Б. Дыбовский, «…воспитание было более подходящим для девочки. К этому следует добавить, что оно было чисто «аристократическим», так как заботились главным образом о салонном воспитании, состоявшем из французского языка, музыки, танцев и т.д. Родной язык и история были в пренебрежении» (Б. Дыбовский – известный учёный [5]).

С 1857-1860 дедушка учился в гимназии в Вильне (современный Вильнюс), после окончания гимназии, поступил в Виленский шляхецкий (дворянский) институт. В пятнадцать лет он владел несколькими иностранными языками – французским, немецким, английским и латынью, хорошо рисовал, играл на фортепиано, владел шпагой и штыком, был умелым наездником. Его учёба совпала по времени с подъёмом национально-патриотического движения. Движение это зародилось после раздела Речи Посполитой. Дедушка вступил в ряды повстанцев. Если бы не восстание, в 1863 году, судьба дедушка сложилась бы иначе. При его огромной тяге к знаниям, и усердии впереди его ждала бы блестящая карьера на государственной службе, но этому не суждено было исполниться.

Становление И.Д. Черского как учёного

Изучая научную деятельность прапрапрадедушки, я была настолько поражена её многогранностью, что не могу не отметить, в моей работе, области наук, в которых он работал.

Благодаря стойкости духа и большой любви к учёбе и жажде новых знаний он не погиб во время ссылки. Первыми его учителями были – инженер Марчевский (Марчевский – известный инженер XIX века, книга И.Д. Черский [1]), библиофил В.И. Квятковский (В.И. Квятковский – библиофил [1]) и этнограф Г.Н. Потанин (Г.Н. Потанин – этнограф [1]). Под их руководством дедушка изучал теоретическую и практическую геологию в окрестностях Омска. В Омске произошла встреча молодого исследователя с известным российским учёным из Петербурга А. Миддендорфом (А. Миддендорф – русский путешественник, географ, зоолог), который был удивлён познаниями Черского о бывшем существовании на Омской равнине большого пресноводного, а не солёного водного бассейна, и он согласился доводами дедушки. Это был первый и значительный успех молодого исследователя!

Мой предок полностью отдавался учению, забывая обо всём, тратя на это всю свою энергию, что, в конце – концов, привело к нервной болезни. Как отмечал исследователь Сибири и друг дедушки, Н. Ядринцев: «Неся ежедневную службу, он испытывал ужасное томление и угнетение духа. Он стал хилеть, хворать. Болезнь была нервная. Научных занятий он, однако, не оставлял и в них находил единственное утешение» (Н. Ядринцев – видный общественный деятель конца XIX века [1]).

Анализируя это высказывание, я понимаю, что даже тяжёлая болезнь не была преградой для покорения новых вершин в науке! Это говорит о том, что для этого человека получение новых знаний – основная цель, которую он готов исполнять ценою своего здоровья и даже жизни! Для него наука – это «лекарство» от всех бед и невзгод! Даже известные учёные того времени не переставали восхищаться и удивляться его преданности и самоотверженности. Ради науки он готов был не только ущемлять себя во всём, но и умереть! Эти качества характера моего дедушки вызывают во мне чувства гордости и восхищения! Я очень хочу стать на него похожей!

Несмотря на тяжелую жизнь и отсутствие настоящих руководителей и практических исследований, благодаря своему неистовому трудолюбию и выдающимся способностям он в 26 лет стал полноценным специалистом в области геологии и зоологии.

Во время ссылки дедушку пригласили в Иркутск, для работы в Сибирском отделе Географического общества. Там он начал дружить с выдающимися учёными того времени, такими же ссыльными как и он. Общаясь с ними, дедушка стал понимать, что не может без науки и, что он готов посвятить ей всю свою жизнь! Определили дальнейшее направление его деятельности, в качестве геолога и зоолога – талантливый геолог и смелый путешественник – А.Л. Чекановский (А.Л. Чекановский – геолог, путешественник [1]), исследователь Байкала и зоолог Б.И. Дыбовский. Одновременно с большими геологическими работами мой дедушка занимался современными, и особенно, четвертичными млекопитающими. Молодой учёный стал специализироваться в изучении остеологии ископаемых млекопитающих. Это было его любимое дело, благодаря его исследованиям в этой области, Иркутский музей вышел на одно из первых мест в мире среди зоологических учреждений того времени. Изучая млекопитающих, дедушка не ограничивался областью систематики как остальные зоологи того времени, а начал исследовать область, которая в настоящее время называется экологией. Также мой дедушка занимался археологией, зоологией, геоморфологией, анатомией, а во время своих экспедиций по Колыме изучал этнографию и фольклор. Эти исследования не выделены в отдельные работы, а представлены в его специальной тетради, в которую дедушка записывал не только сведения о фольклоре и быте колымского населения, но и их языке и религиозных взглядах.

Благодаря своему упорству, самопожертвованию, оригинальным идеям, бескорыстности и огромной тяге к знаниям, Черский смог достичь таких высот независимо от области его исследований, которые позволили ему опередить многих своих современников, предлагая новые методы и подходы в изучении Восточной Сибири.

Научные достижения И.Д. Черского

В данном разделе работы я расскажу о самых главных открытиях и экспедициях моего прапрапрадедушки (Информация использована и переработана из представленных музеем материалов), которые я нашла и проанализировала.

1. Открыл «Древнее темя Азии» [22], при этом сделал одно из важнейших открытий XIX века в геологии и географии, заключающийся в том, что центральная часть Сибири – это древнейший участок земной коры, не покрывавшийся океаном более 500млн. лет, т.е. Сибирская платформа такая же древняя, как и Восточно-Европейская.

2. Составил первую тектоническую схему Восточной Сибири.

3. Самый выдающийся его труд – геологическая карта озера Байкал с описанием прибрежных районов озера.

В процессе исследования озера Байкал дедушка разработал собственную теорию образования озера Байкал. Результатом 4 летних исследований Байкала стала составленная им 10-верстная геолого-геоморфологическая карта Байкала. Эта карта и по сей день практически не утратила своего значения. Карта была представлена на Международном географическом конгрессе в Венеции, а мой дедушка, благодаря этому, завоевал всемирную известность. Иван Дементьевич открыл в районе г. Иркутска стоянку древних людей времён палеолита, по поручению Академии наук проводил широкое геолого-географическое исследование Сибирского почтового тракта, от Иркутска до Урала, на предмет постройки в будущем здесь железной дороги. По результатам исследований Сибирского тракта, И.Д. Черский составил первую, хотя и примитивную, сводную геологическую карту юга Сибирской платформы. Она несла первую геологическую информацию об этом крае (от озера Байкал до реки Оби, а также по дорогам в Минусинск и к Падуану на Ангаре). Последней его экспедицией была Колымо-Индигирская экспедиция, в которую дедушка по заданию Академии Наук отправился из Петербурга всей семьёй. На тот период это было белое пятно на географической карте России. Моему дедушке удалось разобраться в путанных разнонаправленных горных цепях, проходимых экспедицией и составить карту. В последствие достоверность этих фактов была доказана С.В.Обручевым, и по его же предложению эта горная страна была названа хребтом Черского.

Результатом его многолетней работы стало написание 97 работ о Сибири и получения трёх медалей: двух серебренных и одной золотой за большой вклад в изучение Сибири.

Семья Ивана Дементьевича – династия ученых-исследователей

Особое место в моей исследовательской работе стоит отдать моей прапрапрабабушке – Мавре Павловне Черской и моему прапрадедушке (сын Ивана и Мавры) – Александру Ивановичу Черскому.

Знакомство дедушки с будущей женой произошло в Иркутске, где он снимал комнату и подрабатывал, занимался с дочерьми хозяйки квартиры Ольгой и Маврой Ивановыми. Мавра Черская была не обучена грамоте, но стремление к знаниям, черта, которая их объединяет, помогли ей научиться читать и писать. Уже через год она аккуратно и грамотно переписывала новые научные труды моего дедушки. Моя бабушка была на 12 лет (1 (3) мая 1857 г.) младше дедушки и не многие верили в прочность брака, но она стала для дедушки верной спутницей и помощницей в его научных изысканиях. Они вместе ездили в экспедиции, там она выполняла часть работы, а временами, когда у дедушки ухудшалось здоровье, вела все наблюдения, записи, решала хозяйственные вопросы. Последнюю экспедицию моего дедушки, в которой он погиб, бабушка после его смерти возглавила и самостоятельно довела до конца.

Мой прапрадедушка родился 7 июля 1879 года. Александр Черский окончил гимназию и поступил в университет в Санкт-Петербурге на отделение естественных наук физико-математического факультета. После окончания университета он решил продолжить дело отца и уехал во Владивосток. Он отправился на Дальний Восток, где работал консерватором музея при Обществе изучения Амурского края во Владивостоке, занимался изучением животного мира Южного Приморья. Собрал богатейшую коллекцию птиц, рыб и насекомых, при этом открыв несколько новых видов.

В 1915 году Александр Черский стал смотрителем за пушным промыслом на Командорских островах, а в 1919 был назначен директором Управления по охране песцового промысла. Зимой 1921 года, при невыясненных обстоятельствах, он погиб или был убит.

В 1935-36 г. прапрапрабабушка с невесткой и моим прадедушкой Николаем переехали из Белоруссии в Ростов-на-Дону. Жили они в доме на улице Станиславского, 133. В настоящее время на этом доме имеется памятная доска.

Последние дни жизни бабушка прожила в Таганроге в Доме для престарелых учёных, где она умерла 13 декабря 1940 года в возрасте 83 лет.

Исследовательская часть

Исследовательская часть моей работы посвящена изучению истории рода Черских, поиску родственников. Приведу описание особенностей характера дедушки его другом Б. Дыбовским. Представлю отношение нашей семьи и современных учёных к личности Ивана Черского и его семье. Расскажу о доме-музее им. И.Д. Черского. Проведу социологический опрос среди учеников и учителей моей школы, насколько им известно имя И.Д. Черского (см. Прил.1)

Родословная семьи. Исторические предпосылки поиска происхождения рода Черских. Поиск родственников

Дедушка родился в семье дворянина Доминика Черского. При крещении ему дали три имени: Ян Станислав Франтишек Черский.

Мои исследования происхождения рода Черских, начались с изучения существующей информации в сети интернет. Я узнала о том, что Черские были представителями достаточного зажиточного шляхетского рода [7]. Род Черских был известен ещё с конца XVII столетия. Имение кроме дома, включало в себя мельницу, пивоварню, молочную ферму и иные постройки, а также семье принадлежало шесть деревень с крестьянами: Никиперово, Абухово, Нивье, Плиговка, Стяпуки, Шарки. Всё это размещалось на площади в 645 десятин, т.е. более 700 гектаров. По воспоминаниям моего дедушки Ивана, семью Черских, крестьяне очень любили и уважали. Черские были справедливыми, добрыми. Они даже занимались лечением своих крестьян. Представители рода занимали в органах местного самоуправления важные посты. В архивных материалах, которые нашёл В. Пашкевич [6], первым встречается дворянин мой предок в 10 поколении – Христофор Черский. Сын Христофора Черского – Франц, в 1792 году стал первым хозяином имения «Свольна». Сын Иван Францевич Черский в период с 1788 -1797 год служил заседателем в Дрисенском земском суде. Отец И.Д. Черского – Доминик Иванович Черский являлся депутатом Витебского дворянского собрания. Супруга Доминика Ивановича, Ксения Яковлевна Черская, также отличалась высоким происхождением – она принадлежала к старинному белорусскому дворянскому роду Кононов.

Ещё одним подтверждением знатности рода был семейный герб «Равичей» [9]. Герб считается одним из старинных польских гербов.

Во время поиска информации о моих предках, я узнала о том, что существует несколько мнений о происхождении И.Д. Черского. Некоторые исследователи считают его литвином, другие белорусом, третьи поляком. Я думаю, что это может быть связано с тем, что проживали Черские на землях, которые раньше входили в состав государства – Речь Посполитая [15]. Я выяснила, что в состав государства входили: Великое Княжество Литовское (ВКЛ), Королевство Польша, часть Украины. За время существования, Речь Посполитая, из-за войн, трижды подвергалась разделу. Первый раздел государства произошёл в 1772 г., когда часть государства, где располагались земли отошла Российской Империи, и получается, что дедушка родился уже на территории государства Российского.

В пользу того, что мои предки были поляки, говорят такие авторитетные издания как Большая Советская Энциклопедии и Большой энциклопедический словарь. О том, что И.Д, Черский был поляк, писал друг дедушки Б. Дыбовский, поляк по национальности. Этого же мнения придерживался Б.С. Шостакович [12]. Аргументировал это тем, что дедушка участвовал в польском восстании и был католиком.

За то, что Черские были белорусами, выступают В.А. Ермоленко [12] и О. Рудаков [12]. Они говорят о том, что мои предки жили на белорусской земле, говорили на белорусском языке и никогда не бывали в Польше.

Меня очень заинтересовал спор, а принадлежности рода Черских к той или иной национальности, и я решила начать своё собственное исследование, которое меня очень сильно увлекло. Первое, с чего я начала – это с расспросов мамы. Она мне сказала, что, по словам моей бабушки Тани, дедушка Иван говорил о том, что Черские поляки. Дальше я нашла информацию о значении и истории фамилии Черский [13]. Выяснила, что, всё-таки, большая вероятность происхождения фамилии – польская, хотя она может формироваться и из соседних с ней стран, включая Белоруссию. В основном, фамилия указывает на местность, где проживают люди, а подавляющее большинство Черских относится к польской шляхте [5].

Продолжая свои исследования я стала изучать информацию о Равичах, нашла описание легенды появления рода Равичей, разные варианты герба. Самой интересной, на мой взгляд находкой был польский гербовник на латыни, составленный в 1641 г. Симоном Оскольским [10]. В списке фамилий, принадлежащих к гербу Равич я нашла фамилию Черский с описанием на латыни. Большой удачей стала находка переведенного на русский язык гербовника. Процитирую текст перевода гербовника с латыни на русский язык: «Черские в Люблинском воеводстве, мужи как делами благородными, так и просвещенностью славные. Феликс, судья земли Краковской, о котором упоминает королевское постановление 1588 года, в браке с Конецпольской, дочерью кастелляна Росперского, оставил после себя сына Валентина, о котором упоминает Янусовский в своем Статуте, л.734» [24].

В процессе поиска информации, были найдены и изучены современная карта Белоруссии, на которой в Бресткой области есть деревня Черск [21], а на карте Польши, я обнаружила город Черск [21], на территории которого находится Черский замок [15]. Так как происхождение большинства фамилий указывает на местность, где они проживают, у меня возникла гипотеза, что корни идут в Черск, которым управляли черские мазовецкие князья. Один из них – Кондрат II Черский [25] (1250 – 1294 г.г.) у него была дочь Анна Черская [25], тёска моей мамы.

Я считаю, что найденная мной историческая информация очень интересная и может пролить свет о происхождении рода Черских и заслуживает дальнейшего изучения.

Одной из поставленных задач был поиск родственников. На мой взгляд, задача выполнена, были найдены: А. В. Дуглас, родственник со стороны сестры Михалины (живёт в Канаде), мамина тётя, сёстры и брат.

Я очень надеюсь, что изучение моих корней и поиск потерянных родственников будет продолжаться и дальше.

Личность И.Д. Черского – глазами его современников и моей семьи

В данном пункте я приведу и проанализирую несколько высказываний Б. Дыбовского и М.В. Загоскина и дедушки, которые наиболее ярко характеризуют моего дедушку и отношение нашей семьи к памяти о нашем предке.

«Черский обладал особым даром располагать к себе всех. Но особенно его любили сибирские крестьяне и буряты. Каждый из них, как говорится, пошёл бы за него в огонь и воду. У всех проводников, с которыми он странствовал, не хватало слов, чтобы выразить восхищение и удивление его энергией, отвагой, неутомимостью и умом. Называли они Черского «наш Иван Дементьевич»»… (Б.И. Дыбовский, «Биография») [5].

Со слов М.В. Загоскина [1]: «Черский работал от 12 до 16 часов в сутки. Вся его жизнь была вечным трудом и трудом бескорыстным»

Общаясь с народом, он сумел освоить язык и стиль разговора местного населения, собрал большой материал, касающийся верований, предрассудков, народной медицины и т.д. (Б.И. Дыбовский, «Биография»).

«Я несколько раз был свидетелем его страданий. Он не мог подняться с мест. Превозмогая боль, ползал на четвереньках, прикладывал к голове лёд во время работы, но занятий не прекращал. Были моменты, когда мы вообще сомневались, сможет ли он дальше заниматься умственным трудом» (Б.И. Дыбовский, «Биография»).

«Черский был хорошим гимнастом, ловким и умелым наездником, изящным и даже элегантным танцором. Он образцово владел штыком и шпагой, имел прекрасную строевую выправку, был музыкален, играл на фортепиано, но позднее эту игру забросил. При работе обычно напевал какую-нибудь мелодию, подбирая к ней бессознательно слова, часто совсем не отвечающие мелодии, например, размеры измеряемых черепов. В еде был непривередлив, ел много и сытно. Во время экспедиций питался вместе с проводниками и рабочими, часто удовлетворялся полусырой ячменной кашей, лишь бы не терять времени в пути. Черный кофе без сахара – единственная «роскошь», которую он себе позволял. В обществе друзей был разговорчив, весел. У себя дома весьма гостеприимен, часто в ущерб своим недостаточным средствам. К женщинам проявлял рыцарское отношение, привитое воспитанием с детства. Главными чертами его характера можно назвать также внимательность, вежливость, отзывчивость, преданность» (Б.И.Дыбовский, «Биография»).

Проанализировав все эти высказывания, я пришла к мнению о том, что только человек, обладающий огромной силой воли, может с такой самоотверженностью относиться к своей работе. Ничто и никто не могли изменить его намерений и планов, которые он себе ставил. Как он сам говорил: «Благо, о падении духа не для меня писано» [1]. Его преданность науке до полного самоотречения удивляла даже его коллег. Но при этом он был очень ранимым человеком. На мой взгляд, он обладал уникальным характером. Эта уникальность заключается в том, что, несмотря, на тяжелые годы ссыльной жизни, трудное материальное положение и очень сильно подорванное здоровье, этот человек смог достичь таких научных высот и приоткрыть занавес неисследованных уголков Восточной Сибири, что стал одним из образованнейших людей конца XIX века. Также уникальность моего дедушки заключается и в том, что он был передовым учёным-самоучкой! Выдающиеся способности, данные ему природой – дисциплинированность, жадность знаний, усидчивость, самоотверженность, феноменальная память, пытливый ум, трудолюбие, усидчивость, внимательность, аккуратность, тщательность, скрупулёзность и педантичность исследований позволили ему достичь огромных результатов во многих областях наук. Ни одну свою работу он не мог представить не подкрепленную множеством фактов, каждый вывод он досконально проверял и доказывал. Благодаря этим качествам мир получил исследования высочайшего уровня! Разговаривая со своей мамой, я поняла, с какой гордостью и трепетом она относится к своим великим предкам. Мы с мамой, анализируя личность нашего дедушки, пришли к выводу, что он был гениальным человеком!

Современный интерес и оценка научного вклада И.Д. Черского

Как я отмечала ранее, в настоящее время имя И.Д. Черского не достаточно известно в нашей стране, но всё же, память о нём живёт в научных кругах, в Сибири, исследование, которой было делом всей его жизни и в таких странах, как в Польше, Литве, Белоруссии. Каждое из этих государств, считает дедушку своим.

Из разговора с А. Дугласом, я узнала о том, что в Белоруссии недалеко от места, где родился дедушка, в городе Волынцы создан музей имени И.Д. Черского.

Благодаря учителю истории Б. П. Шимука [1] в Волынцах был создан уникальный краеведческий музей имени И.Д. Черского (ГУК «Волынецкий краеведческий музей имени И.Д. Черского») [16]. Первоначально был организован как школьный, в дальнейшем получил статус Государственного краеведческого музея им. И.Д. Черского. Научные работники музея собрали большой архив материалов о жизненном пути и научных открытиях Ивана Дементьевича. С 1995 года работает постоянная выставка. В фондах музея насчитывается около 7 тысяч единиц музейных предметов. Это – ксерокопии архивных материалов, которые были в своё время получены из Иркутска, Санкт-Петербурга, Вильнюса и т.д.

Мы написали письмо в музей с просьбой о предоставлении некоторых материалов, которые у них представлены в экспозиции, и вскоре они были получены.

В.А. Обручев писал: «Велико значение труда И.Д. Черского, содержащего описание фауны четвертичных млекопитающих и характеристику этого периода» [23]. Исходя из вышесказанного В.А. Обручевым, Б. Дыбовский говорил: «Если бы Черский оставил после себя лишь этот труд, то все равно заслужил бы благодарную память потомков» [23].

Благодаря сотрудникам канала «Культура», был снят документальный фильм из серии «Герои и злодеи» – «И.Д. Черский борьба со смертью», который показали в феврале 2016 г. В фильме известные научные деятели, с большим уважением и восхищением, рассказывают о чертах характера и заслугах Черского. Со слов Ирины Малаховой о достижениях моего дедушки, она сказала следующее: «Что он для науки, вы знаете, науки тогда ещё не было. Поэтому Черский, относится к плеяде тех учёных, когда наука в России геология, её не было в России, мы только учились. Он был среди первых и благодаря таким людям, как Черский возникла наука геология, палеонтология. И вот это главная заслуга! До этого все исследователи России учились, и собирали факты, а наука – это такие как Черские, которые могли делать выводы!» (И. Малахова – Руководитель группы истории и геологии Геологического института РАН).

Мне стало известно, что каждый год в дни памяти о И.Д. Черском осуществляется восхождение на пик Черского [18]. Любой желающий может осуществить восхождение на пик Черского, так как этот маршрут считается одним из самых популярных и востребованных туристических маршрутов по Хамар-Дабану [17]. Каждое лето по тропе от города Слюдянка до пика Черского проходят тысячи туристов. Я считаю, благодаря этому туристическому маршруту, люди захотят узнать о жизни и заслугах человека, в честь которого назван горный хребет, тем самым достигается цель популяризации и всеобщего продвижения практически забытого имени великого исследователя.

os1.wmf

Заключение

Делая вывод о проделанной работе, я хочу сказать, что знать свою родословную очень важно для каждого человека! Изучая свои корни, узнаёшь много интересного и нового.

Меня переполняет чувство гордости за то, что я являюсь прямым потомком такого великого, уникального, талантливого исследователя, как Иван Дементьевич Черский! Изучая личностные качества моего дедушки, я была просто поражена таким качествам характера, как огромная сила воли, самоотверженное отношение к работе и постоянное стремление получения новых знаний!

Хочу отметить то, что та цель и основная задача, которые были передо мной поставлены, я выполнила. Мой доклад о И.Д. Черском был представлен моим сверстникам, итогом которого стало пробуждение интереса к изучению своих корней и истории страны.

В результате мною были: изучены и переработаны найденные материалы о семье Черских, исследованы различные мнения о происхождении нашего рода, обработаны карты и дана характеристика личности моего предка.

Я считаю, что с поставленной задачей мы справились, нашли новые факты, говорящие в пользу польского происхождения и отыскали новых родственников. Провела социологический опрос, который подтвердил малоизвестность моего дедушки.

Для меня и моей семьи будет большой наградой, если имя и величайшие открытия Ивана Дементьевича Черского в будущем получат всеобщую известность! А я буду знать, что в восстановление исторической памяти есть и мой, пускай и небольшой вклад!

Социологическое исследование

Занимаясь изучением данной темы, я провела социологический опрос среди учеников в возрасте от 11-16 лет МБОУ СОШ № 21 и учителей возраст от 43-66 лет. Им был задан

В социологическом опросе приняли участие 132 человека.

В исследовании выделялись следующие признаки: возраст, пол.

Участникам исследования было предложено ответить на вопрос: «Кто такой И.Д. Черский?»

Оценка результатов

83 чел. – «Не знаю» (63 %);

2 чел – «Русский царь, полководец» (1 %);

12 чел. – «Композитор, музыкант, певец» (9 %);

3 чел. – «Писатель, поэт» (2 %);

22 чел. – «Путешественник, исследователь, географ, геолог» (17 %);

2 чел. – «Ветеран Великой Отечественной войны» (1 %);

1 чел. – «Поляк» (1 %);

3 чел. – «Чиновник, политик» (2 %);

1 чел. – «Учёный» (1 %);

1 чел. – «Танцор» (1 %);

2 чел. – «Художник» (2 %).

Данный социологический опрос позволил выяснить, что, большая часть опрошенных – 63 % ничего не слышали о И.Д. Черском. Из 17 % правильно указавших род деятельности моего дедушки, несколько человек явно пользовались интернетом, что конечно немного искажает правильность результата опроса, но при этом цель, поставленная в работе выполнена – ребята проявили интерес к личности дедушки и узнали о том, кто он такой.

Таким образом, результаты социологического опроса подтвердили моё мнение о том, что имя Ивана Дементьевича широко не известно в современной среде.


Библиографическая ссылка

Осипова М.В. ИВАН ДЕМЕНТЬЕВИЧ ЧЕРСКИЙ – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ // Старт в науке. – 2018. – № 4-2. – С. 207-214;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1036 (дата обращения: 11.12.2018).