Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ВОЙНА СТОЯЛА У ВОРОТ СТОЛИЦЫ ОСАЖДЕННОЙ…»

Гвоздкова М.В. 1
1 МОУ Петровская СОШ

Цели :

  • Показать, что битва под Москвой сорвала планы Гитлера и развеяла миф о непобедимости Германии, ее армии. План «Барбаросса» был сорван.
  • На примерах подвига советского человека при защите г. Москва воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение и память к нашим защитникам, героям войны.
  • Используя материалы краеведческой работы, продолжить познавательную деятельность учащихся. Знать и помнить подвиг односельчан.
  • Используя самые разнообразные приемы для развития познавательных интересов детей, воспитывать у учащихся высокие моральные качества.
  • Для лучшего восприятия материала использовать технические средства обучения – как лучшую иллюстрацию изучаемого материала.

Оборудование.

  • Интерактивная доска.
  • Слайды о Великой отечественной войне.
  • Фонограммы песен.
  • Картины о Великой Отечественной войне и ее героях.
  • Художественная литература:
  • хрестоматия о Великой Отечественной войне;
  • стихи о Великой отечественной войне и защитниках г. Москвы.
  • Учебное пособие.
  • Методическая литература.
  • Выставка литературы о Великой отечественной войне.

Ход мероприятия

«Героями не рождаются, а становятся

в результате самовоспитания, героем

может стать каждый, глубоко осознает

свой долг перед Родиной и выполнит

его, во что бы то ни стало».

«Что лучше: жить, где узы плена,

Иль смерть, где русские знамена;

В героях быть или в рабах?»

Ф. Глинка из «Военной песни»

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всех советских людей. На фронтах войны решалась судьба народа, судьба страны. Враги захватили большую территорию советского Союза и продолжали наступление. Несмотря на огромные потери, они бросали в бой все новые силы.

Фашисты рвались к сердцу нашей Родины Москве. Гитлеровцы считали, что захват столицы – это дело нескольких недель. В штабах Гитлера разрабатывался план уничтожения Москвы. Один был чудовищнее другого. Но все замыслы объединяло одно – стереть город с лица земли вместе с населением. По замыслу фашистов вода должна была поглотить столицу советского государства со всем ее населением. Но Москва не сдалась.

Потомки! Вы слышите голос набата?

По памяти нашей голос живой

Сквозь время рвется год сорок пятый,

Рожденный в суровых боях под Москвой.

Фонограмма песни «Священная война», слайд.

1 ученик. Битва за Москву началась 30 сентября 1941 года. К этому времени в фашистскую группу армий «Центр», игравшую главную роль в операции «Тайфун», влилась основная мощь гитлеровцев. Она быстро пополнялась соединениями, отозванными с юга – из Донбасса и с Севера – из-под Ленинграда.

Соединившись под городом Вязьма, немецкие войска должны были взять в кольцо наши армии и уничтожить их. Планировалось, что северная группировка захватит Калинин и, повернув на юго-восток, пойдет на соединение с южной группировкой, наступающей по направлению Орел – Тула, южнее Москвы. А в это время центральная группировка войск должна была начать штурм столицы прямо в лоб.

2 ученик. Поначалу все шло хорошо, как по писанному. Несмотря на яростное сопротивление советских войск на юге, гитлеровцы уже 3 октября заняли Орел, а центральная и северная группировки 7 октября соединились в районе Вязьмы.

Несколько дивизий Красной Армии оказались в окружении. Официальная дата захвата Москвы приближалась. Это 16 октября.

Немецкий генерал Гальдер в своем дневнике самодовольно писал: «Операция «Тайфун» развивается почти классически…».

Казалось, у немцев есть все для победы, сама фортуна на их стороне.

1 ученик. Но нам надо было, во что бы то ни стало, отстоять столицу. В глубоком тылу – Сибири, на Урале, в Казахстане – спешно формировались свежие дивизии, которые вооружались только что сошедшим с конвейера оружием. Солдаты и командиры проходили ускоренно курс борьбы с танками, тактику уличных боев…

Москвичи старались не отставать. Начали формировать дивизии народного ополчения. (Слайды об ополченцах).

3 ученик. Чувствуя возрастающее сопротивление, фашисты решили усилить авианалеты на Москву. Бомбежки следовали одна за другой. Однако, к городу прорывались лишь одиночные самолеты. (Слайд о В.Талалихине)

Фонограмма песни «Дорогая моя столица…», слайды.

4 ученик. Фашисты сбрасывали зажигательные бомбы на Москву. Но москвичи не сдавались, они научились их гасить. Сбрасывали бомбы с крыши железными щипцами, так они спасли все свои дома.

1 ученик. Москва! Священный город мой!

Мы связаны одной судьбой.

Мы за тебя уходим в бой,

Чтобы прикрыть тебя собой.

3 ученик. Мы – одно. Мы насмерть будем драться

За Москву, за Родину свою.

Мы не дадим над нею надругаться

Никакому злому воронью.

Слайды о строительстве заградительных укреплений.

Учитель. Немцы сбрасывали листовки, в которых было написано:

Милые дамочки!

Не копайте ваши ямочки,

Придут наши таночки,

Зароют ваши ямочки.

2 ученик. Осуществляя намеченный план, фашисты рвались вперед. Гитлер обещал 7 ноября 1941 года дать парад на Красной площади. Уже шли 2 вагона с наградами будущим «победителям».

Но мимо седых кремлевских стен в назначенный срок прошли не немецкие солдаты, а наши воины. (Слайды о параде 7 ноября).

Фонограмма песни «У деревни Крюково…», слайды о героях-панфиловцах.

1 ученик. Вражеские танки рвались к Москве, чтобы их сдержать и дать подготовиться к контрнаступлению Советской Армии, необходимо было закрыть проход к Москве немецким танкам на Волоколамском шоссе.

Это поручили солдатам дивизии командующего Панфилова.28 человек с гранатами в руках остановили танки противника. Враг не прошел к Москве.

3 ученик. Стихотворение Н. Тихонова «Слово о 28 Гвардейцах»

Безграничное синее поле,

Ходит ветер, поземкой пыля.

Это русское наше раздолье,

Это вольная наша земля.

И зовется ль оно Куликовым,

Бородинским зовется ль оно,

Или славой овеяно новой,

Словно знамя, опять взметено,

Все равно оно кровное, наше,

Через сердце горит полосой.

Пусть война на нем косит и пашет

Темным танком и пулей косой,

Но героев не сбить на колени

Во весь рост они встали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосеково темный разъезд.

Поле снежное, снежные хлопья

Среди грохота стен огневых,

В одиноком промерзшем окопе

Двадцать восемь гвардейцев родных!

4 ученик.

Тяжелой пашни поворот,

И танк по снегу без дороги,

Как бык разъяренный, идет,

Тупой, железный, однорогий.

Не побледнел пред ним боец –

Лишь на висках нависли жилки,

И однорогому конец –

С горючим падают бутылки.

Прозрачным пламенем одет,

Как бык с разрубленною шеей,

Он издыхает, черный бред,

Пред неприступною траншеей.

Но бронебойных пуль удар –

Удары пушек, дым и стоны,

Бутылок звон. И вновь пожар,

И грохот танков ослепленных.

и танки на дыбы встают,

И с храпом кружатся на месте –

Они от смерти не уйдут,

Они закляты клятвой мести.

Смотри родная сторона,

Как бьются братьев двадцать восемь!

смерть удивленно их уносит:

Таких не видела она.

и стих обуглится простой

От раскаленной этой мощи,

Пред этой простотой святой,

Что всяких сложных истин проще.

И слабость моего стиха

Не передаст того, что было.

Но как бы песня ни глуха –

Она великому служила!..

1 ученик. К. Симонов написал стихотворение «Бессмертие», которое посвятил этим героическим воинам, подвиг которых действительно сталь бессмертным.

Лети последняя пуля

И в горло тевтонское впейся.

Бессмертье стоит в карауле,

Когда умирают гвардейцы.

2 ученик. Рассказ по газете «Подвигу 48 лет» (Слайд-портрет А. Матросова).

3 ученик. На фронт шли не только взрослые, но и вчерашние школьники. Шли целыми классами. Московский школьник написал такие стихи:

Если смерть повстречается близко,

Навеки уложит спать.

Знайте, друзья, что Захар Городницкий

Так не привык умирать.

Что он, нахлебавшись холодного ветра,

Упал не назад, а вперед

Чтоб лишние 160 сантиметров

Вошли в завоеванный фронт.

4 ученик.

Упал на пашне у высотки

Суровый мальчик из Москвы,

и тихо сдвинулась пилотка

С пробитой пулей головы.

И, уходя в страну иную,

от мест родных невдалеке,

Он землю теплую, сырую

Зажал в коснеющей руке.

1 ученик. Большую помощь Советской Армии оказывали партизаны Подмосковья. (Слайды о Зое Космодемьянской, грамзапись М. Алигер «Зоя»)

Слайд «Земляки – защитники Москвы» и рассказ о них.

2 ученик. Командование наших войск, во главе с Г. К. Жуковым, заранее, еще в ходе тяжелейших ноябрьских боев, разработало детальный план перехода в контрнаступление с целью полной ликвидации угрозы столице. Соблюдая меры предосторожности, в глубокой тайне от врага, Ставка готовила это контрнаступление – формировала резервы, накапливала вооружение, боеприпасы, горючее, продовольствие, зимнее обмундирование для воинов…

Слайды «Контрнаступление советских войск»

3 ученик. Во время преследования отступающих вражеских войск путь 1-й Гвардейской танковой бригаде М. Е. Катукова преградила речка Маглушка. К воинам подошла женщина и крикнула: «Тут еще всюду мины! А вот в этом месте их нет. Разбирайте мой дом и стройте мост». 11-летний мальчик провел танки между минами, но одна из них взорвалась. Его контузило. А после войны – Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым саперами оп приказу министра обороны был выстроен новый дом. Президиум верховного Совета наградил мать и сына орденом Великой Отечественной войны I степени.

Слайды «Памятники защитникам Москвы», фонограмма песни «У деревни Крюково…»

4 ученик. Подвиги защитников Москвы увековечены в подмосковных городах и селах в бронзе монументов, мемориальных досках, названиях улиц. Городами орденоносцами стали Можайск, Волоколамск.

1 ученик.

На проселках России

У деревни любой

Есть могилы простые

Под фанерной звездой.

Знаем их поименно,

Всех героев бесстрашных,

И склоняем знамена

Перед памятью павших.

2 ученик.

Победа и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей салют!

3 ученик. Дорого давалась первая победа. Сотни тысяч убитых, миллионы раненых и пропавших без вести. В битве под Москвой 111 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, более миллиона награждены медалью «За оборону Москвы».

4 ученик.

Медаль свидетельствует миру

О нашей доблести в бою.

солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю,

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает на яву, –

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Фонограмма песни «Россия! Русь!»


Библиографическая ссылка

Гвоздкова М.В. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ВОЙНА СТОЯЛА У ВОРОТ СТОЛИЦЫ ОСАЖДЕННОЙ…» // Старт в науке. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1006 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674